Монотеизм как основополагающий принцип религиозного мировоззрения

Разум подсказывает нам, что любое следствие имеет причину. И это настолько ясно, что даже если вы осторожно подуете на лицо новорожденного младенца, он откроет глаза и будет взглядом искать источник этого дуновения, так как он тоже понимает, что у него обязательно должен быть источник

Определение причины через ее следствия — одна из самых обычных житейских проблем. Во всех судах на основании улик приходят к определенным результатам.

И как можно предположить, что для создания фотографии или рисунка петуха или павлина нужен фотограф или художник, а сам петух или павлин был создан без плана и без конструктора? Как мы можем убедить себя, что кто-то создал фотоаппарат, но у человеческих глаз не было одушевленного создателя?! К тому же фотографические способности глаза намного важнее фотографирования с помощью фотоаппарата: в фотоаппарате надо все время заменять пленку, а наш глаз работает постоянно; фотоаппараты делают или обыкновенные снимки или цветные, а глаза «фотографируют» и в простом и в цветном режиме, и с близи и из далека, и на солнце и в тени.

Как наш разум может принять то, что фильтрующий очистной аппарат кем-то создан, а система пищеварения не имеет создателя? Как мы можем принять то положение, что порядок в жизни человека свидетельствует о его интеллекте, а порядок в бытийном мире не свидетельствует о наличии осмысленного начала? И как смогли элементы, лишенные чувств, установить для себя законы, на раскрытие которых ученый тратит целую жизнь?

Короче говоря, если одним из признаков лучшего мировоззрения является его гармоничное сочетание с рассудком, то наш ум при первом соприкосновении с точным порядком бытия принимает его осмысленную силу. По воле божьей, тот же рассудок отвечает на некоторые соблазны и сомнения.

Изучение бытия, обладающего точным порядком, приводит нас к религиозному мировоззрению. Это первый признак правильности взгляда на мир и образа мыслей. Другим признаком правильности религиозного мировоззрения является его гармоничное сочетание с сущностью. Я должен объяснить значение слова «сущность», чтобы было понятнее, что мы подразумеваем, когда говорим, что познание Бога естественно и врожденно.

Объяснение понятия «сущность».

Слово сущность совпадает по значению со словами «натура» и «естество». Любое человеческое чувство, проявление которого не нуждается в упражнениях и специальной подготовке, и которое постоянно присутствует в человеке и стабильно проявляется во всех людях и в любом месте и времени, называется сущностью, натурой либо инстинктом. Впрочем, следует заметить, что обычно под инстинктом подразумеваются чувства и влечения, присущие и животным, и людям. Признаком естественности чего-то является всеобщность данного явления.

Например, привязанность матери к ребенку естественно, т.е. у матери есть чувство, которое без внушения и вмешательства воспитателя заложено в ее природе и является всеобщим чувством. Иными словами, когда и куда бы вы не обратились, в любой системе и при любом режиме вы найдете в матерях эту привязанность. Конечно, какие-то факторы могут это чувство ослабить или усилить. Возможно также, что какие-то проблемы или чувства заслонят собой другие эмоции и переживания.

Надо иметь в виду, что человек имеет влечение к собственности и к приятному времяпрепровождению и хорошему здоровью, однако эти чувства в людях не одинаково развиты. Некоторые жертвуют собственностью ради жизни, а другие готовы жизнь отдать за собственность. В свое время приверженность чести и достоинству (считалось, что иметь дочь непристойно) приводила к тому, что отец, забыв о привязанности к собственной дочери, собственноручно живой отправлял ее в могилу.

Поэтому «естественность» чувства не означает, что человек постоянно находится в его власти, ибо его могут заслонить другие чувства.

Чувство гордости возникает из естественности. Человек, следующий своим естественным чувствам, находится в покое. Когда мать с гордостью держит на руках своего ребенка и когда она критикует другую мать, не проявляющую любви к своему ребенку, — и эта гордость и это недовольство суть проявления человеческой сущности.

А теперь посмотрим, является ли познание Бога естественным чувством?

Спросим любого человека в любом месте и времени и при любом режиме, что он чувствует в этом бытийном мире?

Чувствует ли себя независимым или ощущает некоторую свою зависимость? Никто не скажет, что чувствует себя независимым в этом мире. Абсолютно все несут в себе это чувство зависимости, но это искреннее чувство может иметь различное наполнение:

1) искреннее чувство и реальное наполнение его;

2) искреннее чувство с ложным наполнением.

Например, когда грудной ребенок хочет есть, это искреннее чувство, которое может удовлетворяться с помощью молока матери либо с помощью пустышки, причем во втором случае мы имеем дело с ложным удовлетворением чувства голода.

В человеке тоже объективно существует чувство зависимости, но зависимости от чего?

1) зависимости от воли Божьей?

2) зависимость от силы природы?

Сама природа зависит от множества факторов. Поэтому мы должны зависеть не от природы, а от такой силы, которая в противоположность природе и нам не будет зависеть ни от чего.