Священник

Священник — это человек, чья основная обязанность заключается в совершении от лица других людей религиозных ритуалов, особенно жертвоприношений. Эта статья подразделяется на три части:

1. Иудейское священство

2. Особые случаи употребления слова «священник»:

а. Мелхиседек как священник

б. Уверовавшие в Иисуса Христа как священника

в. Апостол Павел как священник

3. Не-иудейское священство

Слово «священник» наиболее употребимо в Новом Завете в значении 1.

1.Иудейское священство.

Священники (греч. «iere’us, иер’евс) играли чрезвычайно важную роль в иудейской религиозной системе. Священники служили в Иерусалимском Храме. (Обратите внимание: греч. слова «храм» -»ier’on, иер’он, а слова «священный» — «ier’os, иер’ос. Оба эти слова родственны слову «священник»).

Священство играло роль посредника между Богом и Его народом и занималось, главным образом, совершением жертвоприношений Богу от лица людей. Основные обязанности священников сводились к следующему:

(1) Исполнение различных священнодействий в Иерусалимском Храме, при совершении в нем богослужения от лица всего народа. Богослужение включало в себя ежедневное принесение жертв и других приношений, совершавшееся утром и вечером. Кроме того, особые священнодействия были связаны с ритуалом Субботы и ежегодных праздников. Помимо общего богослужения, священники возлагали на жертвенник приношения от имени отдельных людей. См. также статью ЖЕРТВА.

Поскольку священников при Храме было много, они делили между собой обязанности, совершая богослужение по очереди, каждый в свое время. Священство делилось на двадцать четыре рода или «череды». Священники каждой «череды/очереди» служили в Иерусалимском Храме в течение одной недели раз в шесть месяцев. Кроме того, они, в качестве священнослужителей не первого ранга, принимали участие в богослужении великих праздников (Пасхи, Пятидесятницы, Праздника Кущей), выполняя в нем вспомогательные функции. Особой честью считалось получить право входить в Святое святых, чтобы совершить каждение во время утреннего и вечернего богослужения. Священник получал это право по жребию один раз в жизни.

Лк 1:5, 9 «… был священник из Авиевой очереди, именем Захария, и жена его из рода Ааронова…

Однажды, когда он в порядке своей очереди служил перед Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, пришлось ему войти в храм Господень для каждения».

(2) Они имели власть объявлять человека «чистым» перед Богом, угодным Ему и непорочным с точки зрения религиозного закона. Это относилось к тем, кто был болен проказой и очистился: такие люди должны были показаться священнику, принести положенное приношение, и тогда священник объявлял его свободным от болезни. Связанные с этим правила изложены в 13 и 14 главах книги Левит. См. также главу ЧИСТЫЙ.

Лк 5:14 «И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, как повелел Моисей, во свидетельство им». Все иудейские священники происходили из колена Левия. Фактически все они были потомками Аарона, брата Моисеева, который и сам был потомком Левия (Исх 2:1). Бог ясно указал, что именно Аарон и его потомки мужского пола должны стать священниками (Исх 28:1; 29:8-9). Другие потомки Левия мужского пола также должны были помогать в Скинии, а потом и в Храме (см. статью ЛЕВИТ), но только его потомки по линии Аарона могли становиться священниками. Сын священника мог принять священство в двадцать лет.

Для принятия сана ему нужно было подтвердить чистоту своей родословной и засвидетельствовать обрезание. Следующая таблица показывает различия между различными группами иудейских религиозных лидеров. См. также примечания по каждому конкретному слову.

Левит Священник Они принадлежали к роду Левия. Они принадлежали к роду Левия, причем именно как прямые потомки Аарона (Чис 3:10).В их функции входило помогать священникам в Скинии, а позднее в Храме. Их основной обязанностью было совершать богослужение от лица народа Божия. Они не возносили молитву Богу за народ. Они допускались в Скинию или в Храм только для выполнения вспомогательных функций (Иез 44:10-14). Они возносили Богу молитвы за весь народ. В новозаветные времена они уже не получали десятины от других колен Израилевых. Они получали десятину от других колен Израилевых». Священников было так много, что каждый из них служил только два дня в году, и, кроме того, помогал совершать богослужение во время трех основных ежегодных праздников. Это относится и к Левитам.

Первосвященник Книжник Первосвященник должен был избираться из потомков Левия только по линии Садока. Однако в новозаветные времена это правило, практически, уже не соблюдалось.

Книжниками могли становиться представители любого из двенадцати колен Израилевых. Раз в году он входил в Святое Святых и приносил Богу особую жертву за себя и весь народ Израилев. Их основным занятием было изучать закон Моисеев, учить ему народ и толковать его; жертвоприношений они не совершали. Он возносил перед Богом молитвы за народ. Они не молились Богу за весь народ. Он получал десятину от всех других колен Израилевых. Они не получали десятины, если только не были одновременно священниками. В единственном числе этот термин относится к Первосвященнику, возглавлявшему Синедрион (Иудейский Верховный Суд). Эта группа была довольно многочисленна. Во множественном числе этот термин относится к древним первосвященникам, которые были хранителями сокровищницы, исполняли обязанности обычных священников и руководили левитами, занимавшимися обслуживанием зданий и территории Храма.

Более полные сведения о Первосвященниках и священниках можно почерпнуть в главах 28, 29 и 39 книги Исход и в 8 главе книги Левит. См. также главу 7 Послания апостола Павла к Евреям. В них описывается облачение Первосвященников и священников, история избрания Аарона и его сыновей на это служение и священнические обязанности. Обратите также внимание на то, что как и все остальные выходцы из рода Левия, священники не получили никакого земельного надела в «земле обетованной», как остальные колена Израилевы. Вместо этого каждое из колен Израилевых должно было отдавать десятую часть урожая на содержание колена Левия (Чис 18:20-29). Поэтому они не имели необходимости заниматься земледелием и могли посвящать все свое время служению в Скинии, а потом — в Храме. Однако в новозаветные времена десятину получали уже только священники. Во время, свободное от выполнения священнических обязанностей в Храме, ни священники, ни левиты не работали.

Варианты перевода слова «священник»: Не забывайте, что главной отличительной особенностью священников, выделявшей их из числа других религиозных лидеров, было то, что они приносили Богу жертвы и приношения за народ. По возможности постарайтесь подыскать такое выражение, которое подчеркивало бы именно эту их функцию. Продумайте следующее: (1) Есть ли в местной религиозной системе аналог понятию «священник»? Например, подразумевает ли она наличие отдельного человека, в чьи функции входит приносить жертвы от лица всего народа? Такое понятие можно использовать для перевода слова «священник», несколько видоизменив его, например, добавив в качестве пояснения «Божий» или «Дома Господня». При переводе этого понятия нужно быть очень осторожным. Аудитория может отвергнуть выбранный вами эквивалент, если он будет слишком живо ассоциироваться у нее с (языческим) жрецом, характерным для местной традиции. (2) Другой вариант — описательный перевод.

люди, приносящие/совершающие жертвы (Богу) (3) Еще один вариант — использовать более общее понятие, обозначающее человека, в чьи обязанности входит исполнять религиозные ритуалы, если только это понятие подразумевает, что для этого человека совершение жертвоприношений Богу — один из основных родов его деятельности. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Иногда слово «священник» в местной культурной традиции употребляется для обозначения официального лидера конкретной христианской общины. Отметьте для себя, что функции этих священников совершенно иные, чем у священников иудейских. Старайтесь не использовать это слово при переводе равно как и слова, обозначающие лидеров других религиозных групп, если их функции значительно отличаются от функций иудейских священников. В противном случае это может привести к искажению смысла.

Другие слова: священство (как сан)

Евр 7:5 «Получающие священство из сынов Левитиных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа.». т. е. те потомки Левия, которые стали священниками… священство (как общность священнослужителей)

Евр 7:11-12 «Итак, если бы священство достигалось посредством левитского священства,.. то какая бы еще нужда восставать иному священнику?.. Потому что с переменою священства необходимо быть перемене закона». т. е. если бы священники рода Левия были в состоянии делать людей праведными (как должно бы было быть) перед Богом, то не было бы необходимости в других. А для введения иного института священства, естественно, требовалось изменить сам закон.

Евр 7:23-24 «Притом, тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; а Этот, как пребывающий вечно, имеет священство непреходящее». GNB … и его функции как священника ни на кого не переходят».

2. Особые случаи употребления слова «священник»:

а. Мелхиседек упоминается как священник в Евр 7:1-10. Он жил задолго до Аарона и, следовательно, до того как было учреждено священство, состоящее из потомков Аарона. Мелхиседек был служителем «Всевышнего» в Иерусалиме еще до того как там поселились израильтяне. Это он благословил Авраама и получил от него десятину (десятую часть всего, чем тот владел), подобно тому, как священники из рода Ааронова получали впоследствии десятину от всех колен Израилевых. См. Быт 14:17-20 и обратите внимание на то, что в Библии ничего не говорится о родителях или предках Мелхиседека. В Послании апостола Павла к Евреям о Христе говорится как о «священнике по чину Мелхиседекову» во исполнение пророческих слов псалма 109:4: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека». Христос ассоциируется с Мелхиседеком потому, что Его священство сходно со священством Мелхиседека, который не был потомком Аарона и фактически, по закону, вообще не мог считаться священником, поскольку не был связан с родом Левия. То же самое можно сказать о Христе.

См. Евр главы 5-7, особенно Евр 5:6; 7:11, 15-17, 21; а также 8:4; 11:21.

б. Верующие в Иисуса Христа также уподобляются священникам. См. 1 Петр 2:5, 9, где в греческом оригинале использовано слово «ier’ateuma, иер’атевма; а также Откр 1:6; 5:10; 20:6.

Смысловой акцент здесь делается на том, что речь идет о праве того или иного человека предстоять перед Богом, служить Ему и приносить бескровные жертвы, ставшие угодными Богу через крестную смерть Иисуса Христа. Никаких других посредников кроме Христа верующему не нужно: через Него он может непосредственно предстоять перед Богом.

в. Апостол Павел сравнивает свое служение как проповедника Евангелия со служением священника, который старается привести к Богу язычников, как чистую жертву, возлагаемую на жертвенник.

Рим 15:15-16 «… по данной мне от Бога благодати быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы это приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу». GNB «… я служу как священник, благовествуя Евангелие Божие, чтобы сделать язычников жертвой, угодной Богу..». Обратите внимание: деятельность апостола Павла, связанная с проповедью Евангелия, внешне не похожа на священническое служение, предполагающее жертвоприношение. Но по сути она сход-на со священническим служением, поскольку тот, кто проповедует Евангелие, имеет дело со сферой священного как таковой. Вероятно, апостол Павел имеет в виду, что он — помощник Христа, подобно священнику, который подготавливает жертву к жертвоприношению, совершаемое Первосвященником.

Варианты перевода понятия «священник» в значении 2: Во всех приведенных выше примерах слово «священник» употребляется в переносном смысле. Нужно убедиться, что выбранный вами эквивалент передает нужный смысловой акцент. В отдельных случаях имеет смысл уточнить, что подразумевается некое сравнение, т. е. «подобно священнику».

3. Неиудейское священство

В Новом Завете слово «священник» один раз употребляется не по отношению к иудейскому священнослужителю:

Деян 14:13 «Жрец [ иер’евс] же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведши к воротам волов и принесши венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение». При переводе этого стиха имеет смысл использовать понятие, которое в целевом языке обозначает человека, относящегося к верховной религиозной иерархии язычников. Постарайтесь, чтобы не возникало двусмысленности и было понятно, что имеется в виду именно языческий жрец, а не служитель Истинного Бога. См. также статьи: ПЕРВОСВЯЩЕННИК, ЛЕВИТ, ПРОРОК, КНИЖНИК.