21. Держитесь Церкви, живите в духе ее, и спасетесь;  от льстивых же учителей отвращайте слух

(Вторник 11-й недели. Апост. 2 Кор. 5, 15–21).

В нынешнем Апостоле читалось, как слышали вы, о том, как Бог во Христе Иисусе примирил мир Себе, – и слово о сем примирении вверил апостолам, и как св. апостолы, приняв такое поручение, ходили повсюду и всех умоляли примириться с Богом, говоря: по Христе убо молим, яко Богу молящу нами, молим по Христе, примиритеся с Богом (2 Кор. 5, 20). Сие слово примирения от апостолов перешло к преемникам их и ко всем служителям Божиим, и слышится повсеместно в св. Церкви Божией. О нем к вам у меня ныне слово, братие.

Послушав врага своего и Божия, в прародителях, мы все стали врагами Богу. Но Бог, несмотря на то, не бросил нас, а явил великое попечение о нас, послав на спасение наше Единородного Сына Своего, Который крестною смертью примирил нас с Богом и всех призвал к участию в своем примирении. Существенное же условие примирения состояло в совершенном изменении прежнего образа мыслей и чувств, расположений и надежд, слов и дел. О сем, оглашая в первый раз обращаемых, апостолы говорили, что до времени Бог оставлял языки ходить в волях сердец их. Ныне же повелевает всем всюду покаятися (Деян. 17, 30), т.е. оставить прежние заблуждения и принять истинные догматы, Господом принесенные на землю, оставить похоти и страсти и взять благое иго св. заповедей Господних, бросить прежнее нечестивое жречество и принять св. Таинства, Божию благодать истинно дарующие, и все чины освятительные и молитвенные, благодать ту возгревающие, отстать от богопротивных жрецов и подчиниться истинному пастырству, действующему от лица Единого всех Пастыреначальника и по Его руководству. Внимавшие такому призыванию св. апостолов становились новыми во всех частях и всех отношениях новыми не по произволу и страсти к новизне, а по указанию Самого Господа, в угодность Ему, так что, становясь новыми, они вместе с тем становились Божиими, Богу присвоенными, по Богу живущими. Коротко – сей единый истинный путь спасения и к Богу примирения можно так изобразить: усвоив себе истины евангельские и прияв Божественные силы чрез св. Таинства, живи по св. заповедям, под руководством Богом указанных пастырей, – и будешь примирен с Богом. Сего требовал Бог чрез св. апостолов, а после апостолов требует чрез их преемников, так что указанные черты стали непреложными в жизни христианской и в христианах, благочестно живущих, именно: слушать руководства законных пастырей, принимать св. Таинства и все освятительные и молитвенные чины церковные, исполнять заповеди Божии по силе и твердо веровать всему Богооткровенному учению. Так это было всегда, так есть и теперь. Не другого чего требуют и ныне пастыри от пасомых, и требуют не сами от себя, а по духу истинной Церкви, коей суть рабы и служители. И кто слушает их по всем исчисленным указаниям, тот в мире с Богом, тот под Его благоволением, тот спасен. Благодарение Господу, так благоволившему и в такие спасительные порядки нас поставившему. Благодарение Господу, Церковь спасительную устроившему и нас членами ее быть сподобившему.

Но вот горе наше! Враг истины и добра не покоен и не доволен тем, что мы ограждены таким благонадежным оплотом. Почему как во времена апостолов, так и ныне воздвигает он суесловцев, прельщенных умом, противящихся здравому учению, кои тайно входят в домы и развращают, учаще, яже не подобает, – сами мерзки суще и непокорны и на всякое дело благое неискусны (Тит 1, 11, 16). Я разумею раскольниц и раскольников, кои темными путями проходят почти всюду и учат тому, чего сами не разумеют. Какая-нибудь старая девка поморской секты или большак, едва читать умеющий, приходит и начинает толковать, что Церкви ныне – нет, Таинств – нет, священства – нет: спасайся всякий, как знаешь. Их слушают и начинают чуждаться св. Церкви. Что они говорят, не дивно, скверного ради прибытка, как указывал апостол, а что их слушают – сему надивиться нельзя. Нет Церкви, ни Таинств, ни священства, ни спасения. Куда же все сие девалось? Единородный Сын Божий приходил и пострадал крестною смертью разве даром? Разве даром подвиглось небо вслед Господа для спасения нашего? Разве даром сходил Дух Святый и явил такие дивные силы и знамения? Разве даром мученики страдали, даром святые подвизались? Будто все сие ни к чему не послужило и не могло спасти Церковь, коей глава Христос, с нею выну пребывать обетование давший?! О, слепота и нечестие! Посмотри, что делается во св. граде Иерусалиме и всей Палестине, в Александрии и Антиохии, в Кесарии и Малоазийских церквах, в Кипре и Елладе, в Царьграде, в Болгарии, Сербии, Молдавии и Валахии, и по всей России! Всюду есть священство, всюду Таинства, всюду явно присутствие силы Божией – знак благоволения и примирительного к нам Божия приближения! Как вначале, так и теперь слышим слово примирения и видим самую силу оного, неизменно доселе пребывающую, а они не видят или не хотят видеть сего, потому что злоба ослепила очи их. Вот святители Тихон и Митрофан Воронежские, св. Иннокентий Иркутский, св. Димитрий Ростовский, подобно древним святым просиявшие, к какой Церкви принадлежали? К нашей св. Православной Церкви. В нашей св. Православной Церкви и другие многие угодили Богу, хотя сокровенными оставлены, по Божию изволению. Не явный ли это знак, что есть у нас Церковь – спасительница, с Таинствами, сильными освящать, и священством, способным руководить; Церковь, хранящая веру Божескую и указующая богоугодные порядки жизни; Церковь – дщерь Божия, невеста Христова, приукрашенная всеми добротами. Сию св. Церковь православную, коей мы все члены, возлюбим, братие, любовью крепкою и живот свой за нее положим, а отступить от нее – не отступим, басен бабьих раскольнических слушать не станем. Врут они, богомерзкие кощунники, и всех только растлить хотят, сами раби суще тления. Нарочно навел я речь на это, чтоб остеречь вас. Между вами мало, кажется, раскольников, но вокруг нас много, и между ними есть прельстивые духи, способные омрачать. Хочу думать, что вы тверды и явите себя таковыми. Граждане должны быть руководителями селян – и в правилах жизни, и в словах мудрости, и в верности вере. Пусть смотрят на вашу верность св. Церкви и вразумляются. Вам не только поддаться кривотолкованиям и басням раскольническим не свойственно; напротив, вы их самих должны обличать и обращать. Себя же самих укрепляйте взаимным советом и указаниями опасностей. Раскольники подняли голову; но они сами себя обманывают и других хотят обмануть, будто их стороне приволье обещано. Ложь эта и лесть не надолго. Не знают еще про эти их беззаконно распускаемые слухи. Узнают, и заставят замолчать. Но пока это будет, неопытные могут быть увлечены и погибнуть в отчуждении от Церкви. Вот и надо остерегаться. Сами остерегайтесь и других остерегайте, и когда заметите колеблющуюся душу, вразумите ее и удержите в недре св. Церкви. Это будет то же, что вырвать овцу из челюстей волка.

Господь да сохранит град ваш от всякого приражения нечистых и скверных басней бабьих раскольнических, – и да сияете вы в вере и благочестии в образец всем окрестным и во вразумление и укрепление всем немощным! Аминь.

25 августа, 1864 г.

В Меленском соборе