24. Владимир как губернский город должен быть примером для всех в губернии – и в ведении истин христианских, и в доброй жизни христианской, и в благочестии христианском

В проезд мой по епархии, всякий раз как мне приходилось служить, везде слышал я, что на ектениях молятся после царствующих городов и о граде Владимире, и, конечно, не о стенах, зданиях и местности, а о вас – жителях града сего. Знаете ли вы сие? Если знаете, помните ли? Если помните, держите ли вы себя в отношении к другим градам и весям так, как обязывает вас молитва их о вас? Считаю нужным напомнить вам о том, чтоб по забвению не оказались вы неблагодарными, и по невниманию на благожелание не ответили неблаговлиянием.

Я не имею в виду вашего на них влияния по гражданскому управлению, по торговле и порядкам общежития. Хочу сказать вам, что вы должны быть благотворно влиятельны на них в отношении к вере и благому житию. И как в отношении к внешнему быту град сей служит посредником сношений с предержащею властью и всеми средоточиями благосостояния, так в отношении духовном да будет он благопоспешником всех в восхождении к Богу – Царю всяческих, от Коего исходит всякое даяние благо.

По сей одной мысли, вы уже сами можете доразуметь, к чему сие обязывает вас. Что говорил Господь апостолам: вы свет миру, – то приложу к вам. Вы должны быть свет для всей епархии, свет веры просвещенной, свет жизни непорочной и назидательной, свет неуклонного хождения по всем чинам и уставам святой Церкви Православной, то есть вы должны подробно и ясно знать все учение православное – не для себя только, но чтоб и всякого, имеющего вопросить, вразумить и наставить, предостеречь и отвлечь от уклонения в какое-либо зловерие или зломыслие. Вы должны так свято жить, чтоб всякий приезжающий в град наш и без слов назидался вашими добродетелями, – чрез примеры их, представляемые вами на всех путях и всех родах дел ваших: в судах и торгах, в жизни семейной и служебной, даже и во всяких сношениях внешних. Вы должны быть паче всех других верны спасительным уставам святой Церкви нашей: в чествовании воскресных и праздничных дней, в соблюдении святых постов, в неопустительном говений, исповеди и святом причастии, в совершении всех молитвословии и освятительных священнодействий, в усердном посещении храмов Божиих, в благоговейном в них стоянии и молитве и во всем прочем. Так, чтоб не по епархии только, но и повсюду и имени другого вам не было, как святый град Владимир, и по святыням, здесь сияющим, и по стремлению всех жителей к освящению себя чрез святую Церковь в Господе и Спасителе нашем.

Припоминаю, что в первые времена христианства, если в христианах возникало какое недоумение, учители Церкви обыкновенно указывали им на главнейшие города, в коих наипаче просиявало христианство, и туда посылали их искать вразумления и решения недоумений. Ступай, говорили, и посмотри, как веруют, живут и спасаются в Иерусалиме, Антиохии, Александрии, Ефесе, Кесарии, Солуне, Афинах, Риме и прочих городах, – и себе так веруй, живи и спасайся. Честь такая тем градам воздавалась не ради значения их в гражданском отношении, а ради того, что они были преисполнены образцовыми во всех отношениях христианами. О, когда бы и наш град возревновал о подобной чести, чтоб всякому, неведающему святой веры или соблазняемому расколом и ищущему вразумления, было можно сказать: ступай во Владимир, там дети научат тебя правой вере, а не только взрослые и пожилые; чтоб всякому, грешно и порочно живущему и желающему исправиться, можно было посоветовать: поди, поживи во Владимире; там повеет на тебя от всех жителей духом святости, и отрезвит, и укрепит расслабевшую душу твою; чтоб всякому, охладевшему к святой Церкви, можно было внушить: спеши во Владимир; там умеют приметаться к дому Божию, умеют под действием благодатных святынь освящаться и возгревать дух свой строгим исполнением чинов и устава святой Церкви, там согреется сердце твое и новою воспламенится ревностью ко всему святому и освящающему.

Можно ли так сказать о вас, вам самим лучше знать, чем другому кому. Совести вашей предоставляю или похвалить вас, если можно так сказать, или укорить, если нельзя. Но не могу умолчать об опасности и гибельности для вас самих, если о вас не только сего сказать нельзя, но надо сказать противное: если приходящие сюда и входящие в общение с вами возвращаются отсюда, вместо созидания в вере, поколебленными в ней, вместо укрепления в добрых нравах – с семенами разврата, вместо согреяния духа – с охлаждением к Церкви. Не могу умолчать: ибо лежит за это грозное слово Господа: горе имже соблазн приходит (Мф. 18, 7), и еще: кто соблазнит единаго от сих меньших, – лучше бы ему не родиться (Мк. 9, 42), а жители сел и деревень точно в отношении к вам суть меньшие. Вы град на верху горы, – и не можете укрыться. Хотя и нехотя, обнаруживаете вы себя пред другими, и они, видя вас, или назидаются добром вашим, или худом вашим развращаются, – и готовят вам или награду, или осуждение. Почему к вам паче приложимо слово: блюдите, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри, искупующе время, – не затем, чтоб ухитряться скрывать себя и лицемерствовать, но затем, чтоб во всем представлять себя примером мудрого жития и ведения, – как и в нынешнем Апостоле (2 Кор. 6, 1 – 10) святой Павел учит так жить, чтоб ни в чем никому не давать никакого претыкания, но во всем представлять себя истинными рабами и слугами Божиими: в терпении, в скорбях, в трудах, в бдениях, в пощениях, в очищении (т.е. говений, исповеди и святом Причащении), в разуме (разумном знании веры), в любви нелицемерной, в словеси истины и всесторонней справедливости.

Я не имею в мысли обременять вас укорами и не связываю нарочно тяжкого бремени, чтоб возложить его на рамена ваша. Но, радея о вас, указываю вам в вашем положении и опасность, чтоб вы умудрились избежать ее, и благоприятность ко спасению, чтоб вы сумели воспользоваться тем. Ибо если воистину будете всех всем назидать, то уготовите тем себе воздаяние много. Кому дано много, с того много и взыщется. Ваш град почтен первенством в своей области, среди вас явлены такие святыни, к вам скорее притекает всякое указательное распоряжение; и еще одно указал бы я вам среди вас преимущество духовное, – если б на эту минуту не отошла от меня моя нескромность. Все это разве даром? Все сии дары или таланты вверены вам от Бога, как научает нас нынешнее Евангелие притчею о талантах (Мф. 25, 14 – 30). Все, что ни имеете – внутренне и внешне, – есть от Господа, и все это есть талант. Пустив его в оборот, благотворным действием на других вы можете приумножить его, и за то, когда придет Домовладыка стязаться о словеси, услышите от Него радостотворное одобрение: рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю, вниди в радость Господа твоего. Как и наоборот, если кто никакого не сделает приобретения на полученные таланты, услышит: неключимаго раба вверзите в тму кромешнюю: ту будет плач и скрежет зубом. Ведь это по-мирскому так бывает, что кто поставлен в выгодное положение, начинает выситься, а по-христиански не так: поставлен ты первым, – будь всем слуга.

Положите же вы в сердце своем – быть слугою всем градам и весям епархии нашей и слугами в Господе и Спасителе нашем, всячески ревнуя созидать всех в вере, святости, непоколебимости и преданности святой Божией Церкви. По мудрому народному присловию: друг о друге, а Бог обо всех. Грады и веси поминают вас в молитве; поминайте и вы их в молитве, и во всем, чему служит выражением и к чему располагает молитва, будьте для них благотворны. Это с вашей стороны будет и воздаянием за их сердечный с вами союз, и оживлением и укреплением сего союза; да тако все в себе объединившись – единым сердцем, а за сердцем и едиными усты – славим единого Бога, во Святой Троице поклоняемого, – Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

27 сентября, 1864 года.

В неделю 16-ю. В соборе Владимирском