2. О благотворности для детей бывать часто в храмах и молиться

Пишется в третьей книге Царств: и сотвори Соломон праздник в той день и весь Израиль с ним (3 Цар. 8, 65). Это было в день освящения построенного им храма! В подобных обстоятельствах находимся ныне и мы. И у нас храм окончен и совершен ныне освящением – храм, конечно, не столько великолепный совне, как Соломонов, но большею исполненный благодатию внутри. Законно потому творим ныне праздник духовный и мы, благодарные принося песни Господу – Совершителю сего дела.

Празднуйте же во первых вы, здатели храма сего, и ради благополучного окончания труда вашего, и ради того, что сей дар ваш не отвергнут Щедродавцем Богом, но принят в Его благоволение, засвидетельствованное нынешним Его благодатным присещением сюда.

Да празднуют и учредители сего заведения и попечители о нем, потому что ныне только получило оно окончательное свое образование и стало делом совершенным. Доныне оно было как бы без крова – ныне оно окровлено особенным благодатным покровом. Доныне здесь был приют только для тела – отныне есть уже приют для души – в храме сем.

Празднуйте и вы, дети, или больше всех вы, потому что и заведение, и храм – для вас. Празднуйте, радуясь, что милосердый Господь – единый покровитель, попечитель и приютитель сирых, – даровав вам других отцов в сих попечителях ваших, ныне Сам благоволил приблизиться к вам так осязательно и так близко.

Благословите ныне Господа и вси раби Господни, стоящии в сем храме Господнем – во дворе сего дому Божия (Пс. 133, 1)!

Но и только ли? Все это, кажется, уже и сделано. Нет ли же еще чего недоконченного? Есть – и очень важное. Именно: надобно учредить в сем заведении такой порядок жизни, чтобы при нем наивернее достигалась цель и назначение сего храма. Храм назначен для детей. Надобно же сделать, чтобы дети бывали в нем, сколько можно, чаще.

Послушайте же, дети! К вам слово мое! Вы видели, как здесь простерта была завеса, слышали слова совне: возьмите врата, князи, ваша… и внидет Царь славы. Внимали вопросу: кто есть сей Царь славы, – и ответу: Господь сил – Той есть сей Царь славы. Видели затем, как завеса разверзлась – и вниде Царь славы – Господь. Здесь Он теперь пребывает с нами – и навсегда пребудет с вами и со всеми приходящими сюда. Ибо Сам сказал: будут очи Мои ту и сердце Мое во вся дни (3 Цар. 9, 3). Чаще же приходите сюда, дети, ко Господу, как к Отцу вашему! Имеющие родителей дети – утро и вечер являются к ним и принимают от них привет любви и благословение благожеланий. У вас или совсем нет, или нет с вами здесь ваших отцов и матерей… Сюда приходите ко Господу, единому истинному Отцу вашему, здесь утро и вечер творите Ему детское поклонение, в любви – и от Него приимете благословение и отеческое объятие. Это не уподобление, а самое дело. Охотно Господь допускал к Себе детей во время земной Своей жизни, запрещал мешать им приходить к Себе; и, когда обступали Его дети, Он благословлял их всех, возлагал руки Свои на них, а иных сверх того брал на руки к Себе. Но что тогда делал Он видимо, то теперь делает невидимо; тогда прикасался к телу, а теперь прикасается к душе. Се отныне Он присущ с вами в храме сем. Он тойже во веки… Приступите же к Нему с детскою простотою! Он и вас благословит; и вас обымет дланями Своими – невидимо, хотя, тем не менее, действительно. И вот замечайте, когда, присутствуя здесь и молясь, вы ощутите особую тишину и мир в себе – ведайте, что это Господь приближается к вам. Усугубьте тогда молитву вашу и внимайте себе. Вот зачинается в душе легкое движение теплоты, вот теплота растет все более и более – и в сердце, наконец, возгорается огнь. Ведайте, что это Господь в объятия Свои заключил душу вашу, лелеет ее и благословляет… И душа не знает себя от радости и веселия!

Вот за этим и приходите сюда чаще, ибо с блаженством от обыманий Господних ничто на земле сравниться не может. Приходите же, Господь готов принять вас; прострите и вы к Нему руки душевные: любовь, молитву, благоговейное желание Господа… Не смотрите на то, что вы малы. Господь есть Бог и вас малых, как и больших. Подражайте в сем Матери Божией. Ей было только три или четыре года, как родители Ее, Богоотцы Иоаким и Анна, привели Ее в храм Господень и посвятили Господу. И там, при храме, Она прожила потом неисходно до времени обручения своего Иосифу, пребывая преимущественно в церкви Божией, в молитве и в углублении в слово Божие. И видите, чего сподобилась? Быть Матерью Господа… Прибегайте же и вы чаще в храм сей и терпеливее пребывайте в молитвах ваших – и вы сподобитесь – не того, конечно, чего сподобилась Матерь Божия, – но много – подобного тому. От Нее ипостасно воплотился Господь – а в вас невидимо вселится Он благодатью Своею и навсегда пребудет в вас, как сказал: вселюся в них и похожду. Видите, какое великое обетование! Тогда вы сами сделаетесь храмами Богу и будете всегда носить Его в сердце своем. Возжелайте же сего! Матерь Божия, Сама всю юность Свою проведшая в храме, будет вам в том помощницею. Приходите к Ней сюда. Как Матерь верующих, Она будет встречать вас здесь всякий раз, как вы притечете сюда для излияния молитв ваших пред Господом.

Но что же это я все к детям обращаюсь? Дети идут туда, куда их ведут, и так идут, как их ведут… Все лежит на вас, детоводители. Примите же на свой труд обязательное для детей и дайте им возможность выполнять то свойственным им образом. Помните слово Господа к тем, кои почему-то не допускали к Нему детей… Оставите детей приходить ко Мне, и не браните им: таковых бо есть царствие Божие (Мк. 10, 14). Верите ли, что потребность благочестия жива и сильна у детей, хотя не осмыслена и не введена в формы? Не заглушайте же сего ростка духовной спасительной жизни допущением или учреждением для детей такого порядка жизни и занятий, который бы отдалял их от Церкви и отчуждал от нее. Если допустите это, вы будете убивать душу прежде, чем она достигнет возраста, в котором сама может не бояться за себя и не страшиться убивающих тело.

Веруете, что с сего дня Господь здесь – особенным Своим благодатным присутствием, – знаете, как Он желает, чтобы дети были приводимы к Нему невозбранно… Приводите же их сюда, приводите во всякий свободный час. Я не могу представить ни одной основательной мысли, которою можно бы было оправдать отказ в этом детям. Те, кои в то время хотели было не допускать детей ко Господу, могли представить в свое извинение опасение обеспокоить Господа или лишить других утешения слышать слово Его… Что вы скажете в свое оправдание?! Уж не то ли, как часто слышится, что высота действий веры выше понятий дитяти?! Но кто не знает, что таинства веры приемлются сердцем? Если есть сердце у детей, то есть приятелище веры. Да – есть, и еще какое! Такое, которое нам самим ставится в образец. Аще не будете яко детие, не внидете в царствие Божие (Мф. 18, 3). Прибавьте к сему, что атмосфера храма, в котором вместе со всеми его священнодействиями осимволена вся вера наша, – атмосфера сия чиста, небесна, Божественна! Кто же способен дышать и оживляться сим воздухом? Мы ли, избитые падениями, израненные страстями, омраченные суетою, или эти невинные души?! Не браните же им приходить сюда. Они здесь – в настоящей своей среде. С другой стороны, как всякая другая жизнь возбуждается, развивается и зреет невидимо, сокровенно, неуловимо для наблюдения, так и жизнь духовная зарождается и спеет тайными путями – глубже нашего сознания. Так в семени, брошенном в недра матери-земли, спит росток. Скажите, как возбуждается он к жизни? Укажите этих сокровенных возбудителей и пути, какими проникают они к сердцу семени? Тут участвуют и солнце со своею теплотою, и земля с влажностью; но главные ли они здесь деятели или только проводники других деятелей – никто сего определительно сказать не может. Вот и мы дышим, и дыханием (в связи с другими условиями) поддерживаем в себе огнь жизни. Кажется, тут ничего особенного нет, кроме механического движения груди – входа и выхода воздуха… Но, между тем, под сим видимым совершается невидимо для нас втечение высших живительных стихий из атмосферы, которые, проходя к исходищам жизни нашей, освежают, питают и усиливают ее. Такими же невидимыми наитиями возбуждается, развивается и зреет в нас жизнь духовная. Не приходит царствие Божие с усмотрением, говорит Господь (Лк. 17, 20). Неведомо как то объемлет душу веяние любви Божией, то освежает ее дыхание благоговейного страха Божия, как дыхание утренней прохлады, то оживляет движение теплоты сердечной; но при сих только действиях и живем мы духом. Напрасно потому и в сем отношении хотят ограничить все ведением. Нет… Для образования и укрепления жизни духовной – одно условие: держать ее непрестанно под влиянием действий, в которых сокрыты Божественные силы, чтобы пользоваться их притечением и наитием… Где же все это? Здесь – в храме… Не браните же детям приходить сюда…

Понимание св. веры и действий ее должно прийти после, как цвет по образовании ствола, чтобы принести потом зрелый плод сознательного благочестия. Ясные понятия о предметах веры благотворны, когда, по образовании своем в душе, они найдут на деле готовую уже жизнь благочестную: ибо тогда они освещают ее сознанием и тем еще более делают ее прочною и несокрушимою. Но что в сих понятиях, когда они застанут образовавшуюся уже и окрепшую в привычках жизнь, совсем им противоположную? Это будет пустоцвет, не могущий дать плода. Когда понятия в разладе с чувствами, их встречают недоверием, колеблют сомнениями и изгоняют отрицанием. Этого ли хотите от трудов ваших? То есть, хотите ли наперед уже разорять то, что созидать только преднамереваетесь?

Боятся, обыкновенно, утраты времени. Нередко слышится: много у нас положено, или предположено занятий и нет свободных часов для того, чтобы ходить в церковь. Не лучше ли сказать, что недостает не времени, а охоты и расположения? Будто порядок занятий не в наших руках, и будто в самом деле где-нибудь на свете есть люди, так занятые, что не только часов, даже минут не имеют свободных? Да и кто требует много времени? Не нужно. Определите несколько минут утром и несколько вечером для внятной молитвы с пением и довольно. Но не считайте сего тратою времени. Напротив, будьте уверены, что этою жертвою малого времени вы ускорите труд и, следовательно, много сбережете времени. Ибо что более всего нужно для успеха в каком бы то ни было обучении? Мирный дух и внимание. Где же взять их? Здесь – у престола Божия. Они нисходят свыше от Бога мира. Пусть здесь утешатся чувства, умиротворятся мысли и освежатся души детей… И они несравненно больше успеют в тот день, нежели когда не побывают здесь. А благословение Божие разве не нужно для детей? Придите же с ними сюда и возьмите его здесь у Господа. Оно расширит их души и сердца и сделает их многовместительным сосудом для всякого обучения. Не подражайте тем, которые все хотят сделать сами, ни в чем не доверяя и ничего не вверяя Господу. Ибо вековыми опытами уже дознано, что они всуе бдят и всуе труждаются.

Вот что нужно для окончательного совершенства сего заведения, и вот чем надобно завершить вам свои о нем труды и попечения! Надобно завести здесь такой порядок, чтобы дети каждый день бывали в храме и благоговейно припадали здесь к Господу, хвалу Ему воспевая и молитвы Ему воссылая своими детскими устами. Это же нужно и для полноты нынешнего торжества. Храм сей отныне посвящен св. мученику Максимилиану, одному из 7-ми отроков, иже во Ефесе (августа 4). Отрок – мученик, без сомнения, потому что с детства воспитал и укрепил в себе дух благочестия, превитая в храмах Бога истинного. Будет ли ему приятно, если он всегда почти будет видеть храм свой пустым, а соседние жилья полными? А архистратиг Михаил – сей служитель Божией славы, страж, защитник и забрало Божией чести, которому нынешний посвящается день, – будет ли доволен, заметив в нас равнодушие к обучению детей воздавать честь и славу единому Богу в сем храме?! Помолимся же, братие, ко Господу, чтобы, начавши в вас сие доброе дело – приют, – Он же и совершил е в похвалу вам за него в день Христов! Аминь.

8 ноября 1859 г. На освящение храма в честь

мученика Максимилиана, в Тамбовском Мариинском приюте