4. Храм – воспитатель духовной жизни

Два у вас торжества: одно – общее со всеми нами – воспоминание преславного преображения Господня; другое – ваше особенное – это освящение храма вашего. И не знать, на чем остановить внимание – на преображении ли Господа, преобразившего в Себе наше естество, или на храмоздательстве, воздвигшем сей дом Богу нашему! И то велико, как дело особенного к нам Божия благоволения, и последнее не малозначительно, как дело особенного человеческого благочестия и благотворения. И, верю, ваша мысль не хочет отстать ни от того, ни от другого, чтобы вполне насладиться созерцаемыми в них красотами духовными. А я скажу вам, что и нужды нет разъединять их, а, напротив, есть не только удобство, но и особенное побуждение созерцать их одно в другом или совместно созерцать в одном деле нашего спасения. То, для чего в преображении так изменено естество наше, указывает цель, а то, что содержится и действуется в храме, представляет средство к сей цели. Усвой силу храма и достигнешь славы преображения – спразднуешь таким образом два праздника – и Обновления храма, и Преображения Господня. Я поясню вам, как это и почему.

Господь и Спаситель наш, всегда пребывающий во свете неприступном, яко Бог, благоволил сокрыть славу Свою под кровом человеческого естества для того, чтобы, восстановив и освятив его в себе, сообщить потом сие восстановление и освящение всем, имеющим уверовать в Него. Спасительное сие действие совершилось в Нем незримо для ока чувственного и недосязаемо для ока умственного. Ему единому ведомо, как. Но как верующим было нужно и поучительно было – осязательно видеть, какого плода ожидать можно от последования Его учению, то Он благоволил очевидно и торжественно явить славу человечества Своего в преображении, говоря чрез него как бы так: вот что и с вами будет, если пребудете верны заповедям Моим! Преобразится естество каждого из вас сначала невидимо и для вас и для других, а потом для всех видимо и осязаемо. Смотрите, не колеблитесь недоумениями и безвестностью и не бойтесь ни трудов, ни препятствий. Мужайтесь, и да крепится сердце ваше!..

Такой смысл преображения Господня, может быть, и не был бы замечен, если бы потом св. апостолы не истолковали, что и на всех нас, верующих, лежит долг, ведая сие, – в тот же образ преображаться от славы в славу, якоже от Господня Духа (2 Кор. 3, 18). Но, далее, – если бы св. апостолы, дав такое толкование о преображении, не указали способов, как достигнуть внушаемого ими, знание о том более смущало бы нас, нежели утешало. Но вот, по вознесении Господа, облеченные силою свыше, нашедшу на них Св. Духу, прошли они с проповедью всю вселенную и, от всех языков собрав Церковь, Ей вверили все спасительные силы, яже к животу и благочестию, и в ней учредили оживительные чины службы и правила жития и действования. Теперь ведомо, что всякий, вступающий в Церковь и с верою приемлющий все содержимое Ею, и все то сердечно исполняющий, приемлет в себя начало обновления и преображения своего падшего и омраченного естества, и далее, – пребывая верным всему Богоучрежденному порядку нашего восстановления, восходит от силы в силу, в меру возраста исполнения Христова, которое может открыться в нем и здесь, если благоволит Бог, но, несомненно, явится в последнее время, – его ли только, или и всех.

Сей Богоучрежденный чин, силою коего преображается естество наше, хранится в Церкви и действуется в храмах Божиих. Семя ему полагается в св. Крещении, где человек умирает для жизни плотской и оживает для жизни духовной. Семя сие, конечно, и оставалось бы семенем, если бы не встречало вокруг себя всего, потребного к питанию сокрытого в нем ростка и укреплению зачавшейся новой жизни. Но в Церкви Божией все предусмотрено и приготовлено.

Нужен свет для семени духовной жизни – он готов в проповеди слова Божия, которое слышится в храмах, – и само, как есть, и в виде поучений и песнопений. Нужна влага – она есть обильна в Божественных Таинствах – сих протоках благодати. Нужен благорастворенный воздух – он есть во всем благолепном чине молитвословий и священнодействий церковных. Во время роста, далее, нужно руководство, чтобы отсекать ненужное и давать должное направление и стволу, и отросткам – оно есть в Богодарованном пастырстве – и опытном старчестве, и учительстве. Нужен покров для защиты от вредных влияний и разрушительных движений внешних – он есть в непременном пребывании в Церкви Самого Господа – по обетованию Его, в охранительных силах небесных, посылаемых в служение хотящим спастися, и во всех Святых Божиих, паче же в Пречистой Владычице Богородице, скорой всегда нашей Помощнице, покровом Своим обнимающей весь христианский мир.

Кто верен бывает сему Богоучрежденному порядку восстановления нашего, тот, приемля в обилии живоносные стихии духовные, постоянно изменяется в духе на лучшее. Поврежденное и растленное в нем одно за другим отпадает, а здравое и жизненное растет и крепнет, в соответственной мере, – и это не в одном чем, а во всех частях нашего состава – духовно-чувственного. Сила ревности и напряжение труда скоро являют христианина во всем совершенным и на всякое дело благое уготованным – со светлым взором ума и очищенными о всем понятиями, с чистыми сердцами, исполненными всякой доброты, и возможным на земле бесстрастием и отрешением от всего, с этою полнотою внутренней жизни, которая произливается и на все окружающее, способное и готовое принимать притоки ее. Примеры сему всегда бывали и есть, как всем вам, конечно, ведомо по собственному опыту.

Так преобразуется падшее естество ваше в Святой Божией Церкви. Место, где преимущественно действуют Божественные силы, и поприще, где особенно раскрывается и зреет наша духовная жизнь, – есть храм Божий. Здесь слово Божие, здесь Таинства, здесь все священнодействия, здесь место, в которое вступая, человек начинает дышать как бы небесным воздухом. Храм есть совмещение всего живоносного, Богом определенного к преобразованию нашего естества. Когда устрояется храм – это то же, что – открывается обильный источник в бесплодной пустыне, или что – устрояется всецелебная врачебница в месте, зараженном всякого рода недугами, или что – заводить рассадник, куда собираются всякого рода ростки духовные, и где совмещено все благопотребное к возращению их. Почему дело сие, как дело столько благотворное, всегда сопровождается благодарностию, честию и славою. И точно – нельзя не быть благодарными к тем, кои озабочиваются созиданием храмов. Но можно всегда от лица их сказать – с уверенностью, что не будет сказано ничего противного их собственным чувствам, – можно всегда сказать, что лучшая для них награда и слава будет, когда те, для коих создаются храмы, будут пользоваться ими по тому назначению храмов, которое указано им свыше. Беру эту мысль и у создателя храма сего и, подкрепив ее моим пастырским словом, обращаю ее в урок – и тем, на коих лежит долг совершать здесь Божественные священнодействия, и тем, кои должны освящаться ими. Тут не нужно много слов. Первые знают, как исполнять чины церковных священнодействий, и последним, верно, небезызвестно, как себя держать при совершении их, чтобы обращать их в свое духовное созидание. Остается прибавить: так и делайте, как знаете, одни других подкрепляя усердием, благоговением и страхом Божиим, – для того, чтобы, усвояя себе восстановительные силы, действующие здесь, все вы один за другим отлагали ветхое безобразие и облекались в новое благообразие, преобразуясь по образу создавшего и спасшего нас Господа, и чтобы потом, в день общего воздаяния, всем явиться в обетованной верным славе – и храмоздателю и тем, для коих храм, – прибавлю – и освятителям его, и всем, принимающим участие в сем радостном и утешительном событии. Аминь.

6 августа, 1861 г. На освящение храма

в Савватме Елатомского уезда