5. Храм – училище, питомник,  врачебница, странноприимница

Вот и еще устроен и освящением совершен храм для вас, жители веси сей! Благодарение Господу, подвигшему на святое дело сие и способствовавшему дойти ему до окончания! Благодарение и восприявшим благое о том намерение и не пощадившим труда привести его в исполнение! Нельзя не радоваться сему и сторонним, тем паче – вам. Ибо из всех благодеяний, какими благодетельствует человек человеку, храмоздание есть самое большое и многообъятное. Благодетельно устроение училищ, благодетельно учреждение больниц, благодетельно созидание приютов и других мест упокоения нуждающимся и страждущим. Но созидание храма благодетельнее всех их, потому что храм один совмещает в себе все, что имеет каждое из тех учреждений, и, следовательно, один заменяет их все.

Храм Божий есть училище – именно училище Божественной премудрости. Здесь все учит: истины Божии предлагаются здесь в чтении слова Божия, в песнях церковных и в поучениях; истины Божии составляют содержание всех священнодействий, совершающихся здесь; истины Божии выражаются самым устроением и расположением всех частей храма – так что довольно иметь очи и слух, чтобы принимать в себя преподаемую здесь премудрость, единую истинную. Внимательный найдет здесь решение всех вопросов, какие занимают ум человеческий, и обогатится самым утешительным познанием – о Боге, мире и человеке – о том, как Бог единый по существу и троичный в лицах, всесовершенный в Себе, все совершает словом, все держит в деснице Своей и устрояет благо всякой твари; как мы были созданы для блаженства, но преступлением заповеди потеряли рай и праведно осуждены бедствовать на земле; как милосердый Бог сжалился над нами и послал на спасение наше Единородного Сына Своего, Который, пришедши на землю и после крестной смерти воскресши и вознесшись на небеса, открыл нам вход в вечные обители; ниспослав же Духа Всесвятаго – Утешителя, устроил Им чрез апостолов Церковь Святую, коей вверил все спасительные силы; так что вступающий в нее и пребывающий верным всем Ее законам, действительно, становится наследником Царствия Божия, освящаясь и усовершаясь в ней. Какое утешительное учение! И какое училище человеческое когда-либо доходило до таких истин, высоких, непреложных, чуждых всякой примеси лжи и суемудрия».

Храм Божий есть питомник и вместе врачебница, врачующая и восстановляющая наши духовные силы. По рождении во грехах возродившись чрез св. Крещение в храме к новой жизни, мы должны далее возрастать и укрепляться в новой сей жизни. Тот же храм принимает нас, как новонасаждение, и совершает сие ращение и воспитание наше в себе, при свете истин, здесь проповедуемых, под действием Божественных сил, здесь подаемых, и по указанию надежного руководства, здесь сообщаемого. Блаженны души, пребывающие верными сему Богоучрежденному порядку и терпеливо приемлющие рост в сем Богодарованном питомнике. Но вот пробуждается самолюбие, возникают страсти и увлекают человека. Там и здесь видятся падения – кого – в неверие, кого – в грех, кого – в пороки и недобрые привычки. Это больные духовно. Куда обратиться им? Господь провидел нужды их и в храме же совместил врачевательные средства, как совместил и средства воспитательные. Только возникни от диавольской сети, приди сюда, покорись тому, что здесь предлагается, и получишь исцеление. Пост, говение, исповедь и св. Причащение – вот курс здешнего врачевания! Проходившие его знают, сколько все сие целительно.

Храм есть странноприемница и даже самое небо. Мы – странники и пришельцы на земле. Отечество наше на небе. Взыскуя сего отечества, мы не должны родниться ни с чем земным, но, подобно странникам, спокойно проходить все приятные места, встречаемые на пути, одно имея в мысли – скорее увидеть родину свою. Кто не знает, как трудно поддерживать в себе подобное настроение! Поминутно теснятся в душу нашу ненебесные предметы, занимают внимание, увлекают сердце и заставляют забыть, что нам не вечно быть на земле. Ревнитель вступает в борьбу, не прекращая, притом, и шествия своего. Непрестанная борьба и шествие безостановочное истощают силы путника и утомляют. Куда обратиться и где найти отдых и подкрепление? Иди в храмы Божий. Для странников небесных по всей земле рассеяны сии пристанища духовные. Вступая в них, христианин и отдыхает, находя отишие в отрешении от всего, навеваемое устройством храма; и подкрепляется, напитываясь благодатными средствами, сообщаемыми здесь; и возгревает в себе ослабевшее сочувствие со своею родиною небесною, которой образы повсюду здесь представляются очам его. Ибо храм есть тень неба, если смотреть на состав его, на действия, совершающиеся в нем, и на изображения, наполняющие его. Можно сказать, что он есть самое небо на земле, в которое благоволит вселяться Господь, а с Ним и святые ангелы, наши присные хранители. Объятия Отца Небесного отверсты всякому, приходящему сюда и благоговейно пребывающему здесь; а ради сего всякий благонастроенный встречает здесь благотворное общение ангелов и святых. Побывать в храме то же, что в видении побывать на родине небесной. А это как оживительно! Как странник, встретив родственный привет, оживает в охлажденных всюду встречаемою чуждостию чувствах своих, так оживает христианин, восприяв веяние родственной небесной теплоты в храме Божием, и воодушевляется живейшим усердием к продолжению течения своего!

Не распространяюсь более в изображении благотворности для нас храмов. Больше или меньше все сие знаете вы, может быть, и по собственному опыту. Но вот что приложу еще! Трудившийся в созидании храма сего затем ли предпринял и совершил дело сие, чтобы только возбудить в вас праздное удивление и похвалу? Нет, он хотел, чтобы здесь славилось имя Божие, и самым делом созидалось спасение всех вас, как ему близких. Не упускайте же никогда случая воспользоваться благами, туне предлагаемыми вам в нем, как и во всяком другом храме. Храм есть училище, приходите же и учитесь, благоговейно внимая всему здесь поемому, читаемому и проповедуемому. Храм есть питомник и врачебница. Приходите же и питайтесь здесь хлебом небесным и врачуйтесь небесным врачевством. Храм есть странноприимница. Укрывайтесь же сюда и повергайтесь в объятия Отчи в молитвенных воздыханиях, под веянием и покровом братии наших небесных – ангелов и святых. Чем усерднее будете притекать сюда, тем обильнее будете приобщаться благ сих, тем светлее будете зреть истину Божию, чтобы отражать всякую ложь и заблуждение, тем крепче день ото дня будете становиться в благих расположениях сердца вашего и решительнее отвергать всякое искушение и внутреннее, и внешнее, тем теплее будете любить небесное отечество ваше, погашая всякое неправое пристрастие к земле и земному. Словом, тем будете чище, совершеннее и готовее к тому, чтобы вступить беспрепятственно в вечные обители на небе – нерукотворенный и неразрушающийся храм Небесного Отца нашего. Буди же сие так всем вам, братие. Аминь.

26 августа, 1861 г. На освящение храма в селе Рыбном,

Мершанского уезда, в имении Аркадия Алексеевича Колибова.