14. Отображение в душе устройства скинии,  в чаянии сподобиться и обетования, данного скинии

Ныне завершаем мы освящение храма нашего. Отныне он является во всех частях совершенным, к радости духовной всем соучастникам нашего торжества. Хочу воздать за труды молитвы благожеланием апостольским: Бог мира да освятит вас всесовершенных (во всем): и всесовершен ваш дух и душа и тело непорочно в пришествие Господа нашего Иисуса Христа да сохранится (1 Сол. 5, 23). Не подумайте, однако ж, что я прицепляюсь только к слову, нет – к этому располагает меня соответствие наших храмов со скиниею ветхозаветною, устроенною по образцу, Богом начертанному, и соответствие устройства скинии с устройством естества нашего. Скиния была дом Божий. И мы определены быть жилищем Богу. Бог, начертывая план для скинии, так определил устроить ее, что в сем устройстве отобразил и то, как надлежит нам настроиться во всех частях естества своего, чтобы стать жилищем Бога. Три части имела скиния, а потом храм, Соломоном устроенный, двор, святая и святая святых. Три части имеет и естество наше – тело, душу и дух. Если мы сии части естества своего настроим так, чтобы они соответствовали значению тех частей скинии, то и мы сами в себе станем скиниею Богу, в которую Он поселится и в которой благоводительно поживет. Коротко укажу вам, что именно вследствие сего должно быть в нас. Внешнюю часть скинии составлял двор. Внешнюю часть нашу составляет тело. Двор имел особые места для закалания жертв, бассейн для омовения их, жертвенник для принесения жертв, словом, он совмещал все потребности для жертвоприношения Богу. И наше тело есть совокупность потребностей, кои сами по себе направлены к поддержанию жизни; но как жизнь сия должна быть вся посвящена Богу, то самое удовлетворение потребностей телесных может быть так устроено, что сим будет постоянно совершаться приятное Богу жертвоприношение. Почему св. апостол заповедует: представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови (Рим. 12, 1). Как жертва требует смерти, то в другом месте он приближает к нашему понятию сие жертвоприношение тела нашего так: умертвите уды ваша, яже на земли (Кол. 3, 5). Этим одним словом апостол высказал следующее: бери всякий член и умерщвляй – и будешь жертву Богу приносить. Возьми зрение и слух и умертви уединением; возьми язык и умертви его молчанием; возьми вкус и умертви его воздержанием, а то сухоядением и горькоядением; возьми потребность сна и умертви ее бдением; возьми потребность покоя и отдыха и умертви ее трудом. Так, труд, бдение, пост, молчание, уединение, чистота и проч. – вот жертвы, Богу на дворе плоти нашей приносимые. Кто сделает так, тот тело свое поставит в соответствие со двором скинии, по Божию начертанию устроенной, и чрез то сохранит его непорочным в пришествие Господне: ибо те, кои распинают плоть свою со страстьми и похотьми, Христовы суть (Гал. 5, 24).

Вторую часть скинии составляло святое, в котором был семисвечный светильник, стол с хлебами предложения и фимиамник. Вторую часть нашего естества составляет душа. Хочешь поставить душу в соответствие с тою частью скинии, которая именовалась святая, сделай так, чтобы душа со своими способностями похожа была то на семисвещный светильник, то на стол с хлебами предложения, то на фимиамник.

Светильнику соответствуют в душе те способности, кои занимаются познанием истины, и их точно семь: воображение, память, понимание, суждение, исследование, наведение, созерцание и обозрение. Сделай так, чтобы все сии силы своим содержанием и образом действий походили на лампадки, кои не стыдно поставить в алтаре, – и образуешь в себе семисвещный светильник. Воображай только святое, чистое, небесное; память наполни словом Божиим, деяниями Господа и святых; понимай всегда, как Господь заповедал, апостолы предали и св. отцы научили; в суждениях не преступай положенных пределов; в исследованиях – высших себя не ищи и, что не по силам, не истязуй, – в наведениях не позволяй ничего противного Божественному откровению; в созерцаниях на все смотри оком св. Божией Церкви. Настройся так – и возжешь в душе семисвещный светильник.

Что стол с хлебами предложения во святом, то деятельная сторона души – воля со своими разнообразными желаниями, расположениями и делами. Чтобы она вполне соответствовала хлебам предложения, надобно, чтобы она преисполнена была добродетелей и святых расположений, каковы в отношении к Богу суть: ревность о Богоугождении и славе Божией, исповедничество, покорность воле Божией и терпение; в отношении к ближним – уважение, благотворение, честность, миролюбие; в отношении к себе – воздержание, бережливость, смирение, трудолюбие. Настройся так – и будет у тебя стол с 12 хлебами – 12 расположениями, соответственно 12 направлениям движений воли – сим порождениям, или коленам, ее деяний.

Фимиамнику соответствует в душе сердце со своими чувствами. Чтоб оно вполне походило на фимиамник скинии, надо, чтоб оно исполнено было – все – нравственно-религиозными чувствами, коим нет числа; именно – чувствами страха Божия, благоговения, благодарения, радости о Духе Святе, сокрушения, сострадания и сорадования, самоуничижения, отрешения от всего и проч. Настройся так – и будешь иметь фимиамник в сердце, на коем утром и вечером, при совершении молитвы, или и во всякое время от мыслей благих, или дел Богоугодных будет возжигаться святое чувство и восходить к Богу, как благоуханное курение.

Когда успеешь так упорядочить душу с умом, волею и сердцем, устроишь в себе святое по плану, начертанному Господом, будешь прославлять Бога в душе своей (1 Кор. 6, 20), как заповедал апостол, будешь стяжевать ее или спасать, как указал Господь, – и совершенною сохранишь ко пришествию Господню.

Третью часть скинии составляет святое святых. Третью часть естества нашего составляет дух. Хочешь, чтобы дух твой в тебе был то же, что святое святых в скинии, – образуй его по значению вещей, находившихся во святом святых, – и получишь желаемое. Святое святых содержало в себе златую кадильницу и ковчег завета, в коем хранились: стамна с манною, жезл Ааронов прозябший и скрижали завета, поверх ковчега херувимы славы осеняли очистилище и сообразовывали место, в коем Бог изрекал Свои определения. Что, думаете, должно соответствовать им в духе нашем? Прежде всего – вера, надежда и любовь; вера, с неба низводящая и в сердце напечатлевающая успокоительные, мир и отраду разливающие истины; надежда, безотрадную землю – юдоль плача – расцвечивающая чаянием и предсказанием нескончаемых благ на небе; любовь, совмещающая в себе единое исполнение всего закона и составляющая в нас Богоначертанную скрижаль. Преобразуясь в них своим сознанием и свободою, дух сосредоточивается в молитве, возносится горд, как дым от златой кадильницы, и оттоле привлекает Божественное осенение, в коем Бог печатлеет Свои руководительные Богопреданному духу внушения или изрекает ему Свои определения. Возбуди все сие в духе твоем и возведи к совершенству – и будет твой дух – святое святых естества твоего.

Вот как все части естества своего поставим мы в соответствие с частями скинии и духовное значение их отобразим в себе. Когда достигнем сего, тогда и на нас Господь будет смотреть, как на скинии, и то, что обетовал скинии, перенесет на нас, избравши нас в жилище Себе. Тогда и о каждом из нас можно будет сказать: се скиния Божия с человеки.

Припомнив все, что говорил я теперь, иной может подумать: вот одни имена. Точно, одни имена, но не пустые слова. Я намеренно хотел пересказать вам все сии имена, чтобы под один обзор подвесть весь сонм обязательных для нас добродетелей.

Человек есть великое творение и действительно бывает таковым, но только тогда, как является совершенным во всех своих частях. Есть свои совершенства у тела, свои совершенства в душе, свои – в духе. Совершенства сии суть добродетели, и именно добродетели телесные, душевные и духовные, как указано пред сим. Если поставить их все в ряд, то они составят лествицу, одним концом утверждающуюся на земле, а другим упирающуюся в небо. Это будет подобие лествицы Иакова, о коей сказано, что Господь утверждается на ней. Так утверждается или покоится Господь и на том лице, которое полно всех добродетелей, которое всякую свою силу и способность украшает свойственною им добродетелью. Вот почему, когда св. апостол говорил о всесовершенстве тела, души и духа, то вместе помянул и о том, что в ком бывает сие, того освящает Бог мира Своим присещением или в нем освятительно почивает Бог.

Сию-то полноту совершенств, или, паче, сей-то покой Бога в нас, или наше упокоение в Боге, и поставим целию ревнования, на память об освящении храма сего, в котором отныне милостиво благоволит Господь являть особое Свое присутствие и Свое благоволительное приближение к нам – все для того, чтоб и нас возвесть в ближайшее с Собою общение. Да будет убо со всеми нами благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа. Аминь.

3 февраля 1866 г. На освящение придела в честь

Иверской иконы Божией Матери, в Крестовом

храме архиерейского дома, во Владимире

Конец и Богу слава!

[1] Ее прев. Веры Николаевны Воейковой.