8. Богословие святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова – норма православного исповедания

Святой апостол и евангелист Иоанн преимущественно пред другими апостолами именуется Богословом, – по очевиднейшему исповеданию Бога Слова Богом, по высоте созерцания и глубине ведения тайн Царствия Божия. Почему в день, посвященный памяти его, приличнее всего учиться богословию, и учиться именно у него. Блаженны слышавшие изустно слово его в Иерусалиме, Кипре, Ефесе, Патмосе и в Малоазийских церквах. Но и мы не лишены возможности стать в ряды учеников его. Пред нами его Апостольские послания. Раскроем их и будем усвоять содержащиеся в них истины. Мы получим таким образом полный курс христианского богословия в существенных его чертах. Если все истины, содержащиеся в посланиях Иоанна Богослова, свести во единое, то они войдут под один обзор в следующем порядке:

Приступите и послушайте так, как бы вы стояли пред кафедрою его самого.

По природе своей и отпечатленному в ней характеру человек предназначен пребывать в общении с Богом. В этом его живот вечный, его полная радости жизнь (1 Ин. 1, 2–4).

Но Бог свет есть, и тьмы в Нем нет ни единые. Почему, чтобы быть в общении с Ним, надо ходить во свете, как Сам Той есть во свете. Кто же ходит во тьме, тот перестает быть в общении с Богом, и хотя бы говорил, что имеет сие общение, ложь есть, и не творит истины (Там же, 1,5 – 7).

Пока праотцы наши ходили во свете воли Божией, были в общении с Богом; но когда возлюбили тьму пожеланий своих, пали в грех, перестали быть в Боге. В них и мы пали в ту же тьму – и испали от богообщения. Это такая непреложная истина, что кто не исповедует ее, кто говорит, что мы не согрешили, тот Самого Бога творит лжа, – в таком и слова Его нет (Там же, 1, 10). Нет. Если скажем, что не имеем греха, себя прельщаем, и истины нет в нас (Там же, 1, 8).

Но в грехе смерть и пагуба. Что же творит любовь Божия? Отец посла Сына Спасителя миру (4, 14). Сына Своего Единородного посла Бог в мир, да мы живи будем Им (4, 9). И вот любовь Бога к нам! Мы не устояли в любви, а Он не перестал любить нас и Сына Своего послал очищение о гресех наших (4, 10). Теперь Ходатая имамы к Отцу Иисуса Христа Праведника. И той есть очищение о гресех наших, не о наших же точию, но и всего мира (2, 2). Он явился, чтоб взять грехи наши (3, 5) и разрушить дела диавола (3, 8). В Нем живот, Он был у Отца и явился нам (1, 2).

Так живот вечный дал есть нам Бог, и сей живот в Сыне Его есть (5, 11). Отныне таков закон правды и любви Божией, что имеяй Сына Божия, имать живот; а не имеяй Сына Божия, живота не имать (5, 12). Ибо кто имеет Сына, имеет и Отца (2, 23) и Духа (3, 24; 4, 13) – Бога Триединого, в Коем источник живота.

Таковы законы богообщения. А вот преимущество и плоды его. Пребывающие в Боге именуются и суть чада Божии (3, 1), кои как рожденные от Бога греха не творят. Ибо свет Его в них пребывает, и они по роду своему приносят выну плод правды (2, 24; 3, 9; 5, 18). Если же и согрешит кто, кровь Сына Божия очищает его от всякого греха (1, 7). Кто исповедует грехи, тому оставляются они, и он чистым является от всякой неправды (1,9). Посему пребывающие в Нем, когда Он явится, не посрамятся в пришествие Его (2, 28), но будут иметь дерзновение пред Ним в день судный (4, 17), ибо сие есть обетование, еже Сам обеща живот вечный (2, 25).

Таков блаженный конец богообщения! Сподобившись сего дара, употребим труд пребыть в Нем. Тому, кто хочет пребыть в непрестанном общении с Богом, надобно соблюсти слово Его (2, 5). Только соблюдали заповеди Его, в Боге пребывает, и Бог в нем (3, 24). И заповеди Его тяжки не суть (5, 3). Вот заповедь Его, – да мы веруем во имя Сына Его Иисуса Христа, и любим друг друга, якоже дал есть заповедь нам.

Первая заповедь: да веруем в Сына Божия. Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, Бог в нем пребывает, и той в Бозе (4, 15). Кто хочет Богу угождать без Господа Иисуса Христа, да слышит приговор себе: только тот имеет и Отца, кто имеет Сына. А всяк отметаяйся Сына, ни Отца имать. Так что отметаяйся, яко Иисус есть Христос, – отметается Отца и Сына. И сей есть антихрист (2, 22, 23). Кто не верует в Сына, тот Самого Бога творит лжа, потому что не верит свидетельству, которым свидетельствовал Бог о Сыне Своем (5, 10). Так все, что вы слышали исперва, в вас да пребывает! Если в вас пребудет, что вы слышали исперва, и вы в Сыне и Отце пребудете (2, 24). Ибо всяк преступаяй и не пребываяй во учении Христове, Бога не имать: пребываяй же во учении Христове, сей и Отца и Сына имать (2 посл., 9).

Вторая заповедь: да любим друг друга. Кто во Христе, тот должен и ходить так, как Тот ходил (2, 6). А Он душу Свою положил за нас (3, 16). Итак, возлюбленные, если так возлюбил нас Бог, и мы должны друг друга любити (4, 11). Бог любы есть, и, пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает (4, 16). Обманывает себя тот, кто говорит: люблю Бога, – и довольно. Нет. Заповедь такова, чтоб любящий Бога любил и брата своего. Ибо кто не любит брата, которого видит, Бога, Которого не видит, как может любить (4, 20). Обманывает себя и тот, кто говорит: буду любить братии, – и довольно. Нет. Таков закон, что чад Божиих истинно любит только тот, кто Бога любит (5, 2). Кто не любит брата, тот пребывает в смерти. Потому и знаем, что мы прешли от смерти в живот, если любим братию. Кто же ненавидит брата, тот человекоубийца есть, – и не имеет живота вечного пребывающего в себе (3, 14, 15), Так, братие, только тогда, как любим мы друг друга, Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас (4, 12). Возлюбленнии, не уподобляйтеся злому, но благому, ведая, что только благо творяй от Бога есть, а зло творяй не виде Бога (3 поел., 11). Если кто имеет богатство мира, и, видя брата нуждающегося, затворит утробу свою от него, како любы Божия пребывает в нем. Чадца моя, не любим словом, но делом и истиною (3, 17, 18).

Таково светлое блаженное братство чад Божиих. Те же, кои не веруют в Господа Иисуса Христа, не приемлют учения Его или, принимая его, чужды духа Его по жизни и настроению сердца, составляют пагубный мир, лежащий во зле, который зле мыслит, зле творит и на зло поучает других (5, 19). Братие! не любите убо мира, ни яже в мире. Кто любит мир, в том нет любви Отчей. Все, что в мире, – похоть плотская, похоть очей и гордость житейская, – не есть от Отца, но от диавола есть. Но и мир преходит и похоть его, а творяй волю Божию пребывает во веки (2, 15–17). Не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть, яко мнози лжепророцы изыдоша в мир. О сем познавайте Духа Божия, и духа лестча: всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть. И всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть; и сей есть антихристов, о коем слышали вы, что он идет и ныне есть уже в мире (4, 1–3). Дети, последняя година есть. Слышали вы, что антихрист грядет, – и ныне многие стали антихристами. Они от нас изыдоша, но не беша от нас (2, 18–19). Кто приидет к вам из таковых и не принесет истинного учения Христова, не принимайте такового в дом, и радоваться ему не глаголите, чтоб не сделаться сообщниками делам его злым. Они от мира суть: сего ради от мира глаголют, и мир тех послушает. А мы от Бога есмы: иже знает Бога – послушает нас: и иже несть от Бога – не послушает (4, 5–6). Мы, что слышали ушами нашими, что видели очами и что руки наши осязали, то возвещаем вам о словеси животном. И живот явися – и видехом, и свидетельствуем, и возвещаем вам живот вечный. Еже видехом и слышахом, поведаем вам, да и вы общение имате с нами. Общение же наше с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом (1, 1–3). И Сам Бог свидетельствовал о Нем. Если приемлем свидетельство человеческое, свидетельство Божие более есть. Всяк веруяй в Сына имать свидетельство в себе (5, 9–10). Кто стоит в истине, знает истину. Вы помазание имеете от Святаго, и весте вся (2, 20). И вы еже помазание приясте от Него, в вас пребывает, и не требуете, да кто учит вы; но яко то само помазание учит вы о всем, и истинно есть, и несть ложно: и якоже научи вас, пребывайте в нем.

Таков, братия, вкратце весь курс христианского богословия! Приняв его, как от уст самого апостола, будем крепко держаться его. Ныне вемы, яко Сын Божий прииде в мир, и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истиннем Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и живот вечный (5, 20). И ныне, братие, пребывайте в Нем: да егда явится, имамы дерзновение и не посрамимся от Него в пришествии Его (2, 28). Аминь.

8 мая, 1862 года.

В день святого апостола и

евангелиста Иоанна Богослова