Глава 7. Контроль

«Еще ли не понимаете и не разумеете?» Мк. 8:17

Он проверял их

У Иисуса было правило: после каждого служения Своих учеников выслушивать их отчеты и делиться с ними радостью Своего собственного служения. В этом смысле можно сказать, что в Его учении наставления чередовались с предписаниями. Когда Он был с ними, то помогал им понять причину какого-либо предыдущего действия или подготавливал их к какому-нибудь предстоящему, новому переживанию или опыту. Его вопросы, примеры, предостережения и увещевания были направлены на то, чтобы дать им знания, необходимые для совершения Его труда — евангелизации мира.

Поэтому, вскоре после того как двенадцать были посланы, «собрались Апостолы к Иисусу» (Мк. 6:30; Лк. 9:10). Итак, это было предусмотрено заранее, и первый выход учеников был просто своего рода «полевой практикой», — они по-прежнему продолжали проходить подготовку со своим Наставником.

То, что ученики вновь собрались вместе после своего евангелизациошюго похода, разумеется, давало им возможность отдохнуть душой и телом, что было необходимо. Писание не говорит ничего о том, сколько времени ученики были на служении. Вероятно, несколько дней, даже неделю. Время здесь неважно. Важно другое, ученики, как показывает Писание, совершив труд, должны были потом поделиться своим опытом с группой.

Так же и семьдесят, вернувшись, рассказали о своем труде. «Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» (Лк. 10:17). В предыдущей миссии двенадцати не было упоминания о каком-то явном, эффектном успехе в их труде, но здесь они пришли возбужденные, торжествующие. Вероятно, дело было в дополнительном опыте, который ученики за это время приобрели.

Ничто не могло доставить Иисусу большей радости, чем это. Ясно видя победу, окончательной гарантией которой был их труд, Иисус сказал: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10:18). «В тот час возрадовался духом [в английском переводе «возрадовался во Святом Духе» — прим. перев.] Иисус» и возвысил голос в хвале Богу за все сделанное (Лк. 10:21,22). Вот для чего Иисус трудился все эти долгие месяцы, и теперь Он видел некоторые плоды Своего труда. Подобный план, разумеется, требует времени, наставлять учеников в истине, и этот случай Он использовал, чтобы предостеречь их против гордости за свои свершения. Он сказал: «Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны па небесах» (Лк. 10:20).

Постоянный обзор и применение

В этих «экзаменационных сессиях» очень четко

видна стратегия Иисуса: просматривая накопленный учениками опыт, Он извлекал из пего то, что могло иметь практическое применение в их жизни. Возьмем в качестве иллюстрации тот случай, когда ученики тщетно пытались исцелить больного мальчика. Это происходило, пока Иисус был на горе Преображения с Петром, Иаковом и Иоанном. В Его отсутствие другие ученики пытались исцелить одержимого бесом мальчика, которого привел к ним его отец. У них недоставало веры для столь серьезного случая, и когда Иисус вернулся посмотреть, как идут дела, Он обнаружил обезумевшего от горя отца с больным ребенком, бьющимся в припадке эпилепсии перед беспомощными учениками. Иисус, конечно, позаботился о мальчике, но использовал этот случаи, чтобы преподать досадовавшим ученикам весьма ценный урок, указав на необходимость молитвы и поста (Мк. 9:17-29; Мф. 17:14-20; Лк. 9:37-43).

Вспомните также, как Он напомнил им о их участии в насыщении народа, показав тем самым,

что для Него все возможно (Мк. 6:30-44; 7:31-8:9; Мф. 14:13-21; 15:29-38; Лк. 9:10-17; Ин. 6:1-13). Это произошло, когда они переправлялись в лодке через Галилейское море сразу же после того, как Учитель сурово обличил постоянно ищущих знамения представителей религиозных сект того времени (Мк. 8:10-12; Мф. 15:39-16:4). Иисус, несомненно, был удручен этим эпизодом, Он обратился к Своим ученикам и сказал: «Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой». Но духовно слепые ученики, начавшие уже ощущать голод, решили, что Он не советует им покупать хлеб у этих неверующих людей, и теперь недоумевали, откуда им взять пищи. Видя, что они совершенно не поняли духовного смысла Его замечания, Иисус сказал: «Что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? еще ли не понимаете и не разумеете? еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните? Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков?» Говорят Ему: двенадцать» (Мк. 8:17-19).

Несомненно, это ясно напомнило им тот день, когда ученики усадили народ для трапезы и затем увидели, как Он совершил чудо с хлебами.[33]

Они вспомнили также, как Он воспользовался их помощью при распределении пищи, чтобы хватило каждому, а затем для того, чтобы собрать оставшееся. Поистине, это было яркое воспоминание, ибо у каждого из двенадцати было по коробу, полному пищи, когда все наелись. Точно так же они вспомнили, как у них осталось семь коробов после насыщения четырех тысяч. С этим очевидным доказательством чудодейственной силы Иисуса не могло быть сомнения в Его способности накормить их самих единственным куском хлеба в случае необходимости. «Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского» (Мер. 16:12).

Уроки терпения

Обучая Апостолов, Господь постоянно корректировал их поступки. Пожалуй, наиболее ярким примером такой корректировки можно считать урок, связанный с отношением Апостолов к людям, которые изгоняли демонов именем Иисуса и при этом не были членами апостольской группы. Очевидно, что в ходе своих путешествий они неоднократно сталкивались с такими, по так как эти люди были не из их окружения, ученики негативно относились к их деятельности (Мк. 9:38; Л к. 9:49). Несомненно, ученики Иисуса считали, что они поступают правильно, но когда об этом узнал Учитель, Оп был вынужден объяснить им, что нельзя запрещать искренний труд от Его имени (Мк. 9:39-50; Мер. 18:6-14). «Не запрещайте,- сказал Иисус, — ибо, кто не против вас, тот за вас» (Лк. 9:50). Затем, говоря вообще о всех несведущих людях, особенно о детях, Он продолжал: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море» (Мк. 9:42). «Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18:14).

В другом путешествии, когда Господь послал их в Самарию, ученики столкнулись с открытым сопротивлением. Ответным порывом их было уничтожить этих людей, они хотели призвать огонь с неба (Лк. 9:51-54). Но Иисус, Который стоял поодаль, «обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа. Ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9:55,56). И затем они «пошли в другое селение» (Лк. 9:56).

Соблюдение принципа

Много других примеров можно привести, чтобы показать, как Иисус контролировал действия и реакции Своих учеников, когда они сталкивались с различными трудными ситуациями. Он постоянно следил за ними, все больше уделяя им внимания, по мерс того как Его служение подходило к концу. Он не давал им расслабиться ни в успехе, ни в неудаче. Что бы они ни делали, всегда оставалось сделать еще больше и еще большему научиться. Он радовался их успеху, но Его целью было завоевание мира — и не меньше, — и к этой цели Он всегда направлял их усилия. [34]

Это было обучение в процессе работы. Иисус давал возможность Своим последователям приобрести собственный опыт, иметь собственные наблюдения, а затем Он использовал этот материал, чтобы преподать урок Своим ученикам. Их стремление делать Его дело (хотя им это и не всегда удавалось) помогало им лучше осознавать свои недостатки, и поэтому они охотно подчинялись руководству и контролю Учителя. Более того, жизненные ситуации, с которыми сталкивались ученики, давали Иисусу возможность более конкретно формулировать Свое наставление с учетом их нужд и практического опыта. Обучение всегда усваивается лучше, если есть возможность применить свои знания.

Важно отмстить, что, контролируя Своих учеников, Иисус постоянно следил за тем, чтобы они шли к той цели, которую Он перед ними поставил. Он не требовал от них больше, чем они могли сделать, а помогал им проявлять своп лучшие качества, по мере того как они возрастали в познании и благодати. Его план обучения с помощью примера, указаний и постоянного контроля был рассчитан па то, чтобы выявить лучшее, что в них было.

Современное применение принципа

И сегодня не менее терпеливый и вместе с тем решительный контроль необходимо осуществлять тем, кто стремится подготовить других для дела евангелизацип. Не стоит думать, что дело будет совершаться просто потому, что кто-то показал желающему трудиться, как это делать, и затем отправил его на служение с радужными надеждами па результат. Может возникнуть масса проблем, способных отвлечь от работы, и если эти вопросы не будут реально решены компетентными и понимающими людьми, отчаявшийся труженик легко потерпит поражение. Точно так же многие переживания благодати, которые приносят душе радость, необходимо разъяснять и углублять, истолковывая их значение в свете всемирной миссии Христа. Это очень серьезно, и участвующие в евангелизационном труде должны иметь личный контроль и руководство до тех пор, пока они не станут достаточно зрелыми для того, чтобы действовать самостоятельно.

Сохранить видение цели

Мы должны также всегда помнить, что наша цель — завоевание мира. Нельзя позволять менее значимым проблемам изменять нашу стратегию. Слишком часто человек приходит на служение, затем вынужден уйти из-за отсутствия дальнейшего наставления или поддержки. В результате его деятельность превращается в лихорадочный бег по кругу. Нет роста. Потенциальные способности труженика не развиваются, и довольно скоро многообещающий лидер становится непригодным из-за отсутствия контроля. Он терпит поражение накануне победы. Что когда-то казалось таким хорошим, постепенно становится препятствием для лучшего.

Несомненно, многие из наших усилий оказываются тщетными именно по этой причине. Мы терпим неудачу не потому, что не стараемся что-то делать, а потому, что тратим наши усилия на решение небольших проблем и при этом не делаем главного. В результате мы теряем годы, которые могли бы посвятить усердному труду.

Когда мы усвоим урок Христа и не будем удовлетворяться лишь первыми плодами тех, кто послан для свидетельства? Учеников нужно растить до зрелости. Не может быть заменителя полной и окончательной победы, и наше поле — мир. Мы призваны не отсиживаться в крепости, а брать штурмом высоты. И именно в этом свете может быть понят последний этап евангелизационной стратегии Иисуса.