Глава 3. Посвящение

«Возьмите иго Мое на себя» Мф. 11:29

Он требовал послушания

Иисус ожидал от тех, с кем Он был, послушания. От них не требовалось ума и расторопности, от них требовалась верность. Это стало отличительной чертой, по которой их узнавали. Их назвали Его «учениками», что означало, что они учились у Учителя. Несколько позже их стали называть «христианами» (Деян. 11:26), и это было неизбежно, так как со временем послушные последователи неизменно принимают внутренний облик своего вождя.

Простота этого подхода удивляет, если не поражает. Ни одного из учеников Иисус прежде всего не просил сделать исповедание веры или принять полностью очищенное учение, хотя они, несомненно, признавали Иисуса Мессией (Ин. 1:41, 45, 49; Лк. 5:8). В тот момент все, что Он просил их делать,- это следовать за Ним. Конечно, в этом первоначальном приглашении ясно подразумевается призыв к вере в Личность Христа и к послушанию Его Слову. Если это не было понято ими с самого начала, то было воспринято впоследствии, пока они продолжали свой путь с Учителем. Никто не будет следовать за человеком, которому он не доверяет, и никто искренне не предпримет шага веры, если он не готов и не желает повиноваться тому, что говорит его наставник или вождь.

Путь креста

Поначалу казалось, что следовать за Иисусом довольно легко, но это ощущение было от того, что они еще слишком мало прошли с Ним. Скоро стало ясно, что понятие «ученик Христа» включает в себя гораздо больше, чем просто радостное принятие обетования о Мессии: это означает необходимость отдать Учителю всю свою жизнь в полное подчинение Его верховной власти. Не могло быть никаких компромиссов. «Никакой слуга не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Лк. 16:13). Необходимо было полностью оставить грех. Старый образ мыслей, привычки и удовольствия мира нужно было заменить новой дисциплиной Царства Божьего (Мф. 5:1-7:28; Лк. 6:20-49). Совершенство любви было теперь единственным мерилом поведения (Мф. 5:48), и эта любовь должна была проявиться в послушании Христу (Ин. 14:21, 23): они должны были посвятить себя тем, ради’ спасения которых Он умер (Мф. 25:31-36). В этом был крест — охотное и добровольное отречение от себя ради других (Мк. 8:34-38; 10:32-45; Мф. 16:24-26; 20:17-28; Лк. 9:23-25; Ин. 12:25-26; 13:1-20).

Это было трудное учение. Не многие из них могли принять его. Им нравилось числиться среди Его последователей, когда Он наполнил их желудки хлебом и рыбой, но когда Иисус начал говорить об истинной духовной ценности Царства и о жертве, необходимой для достижения его (Ин. 6:25-59), «многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6:66). Как они говорили: «Какие странные слова! Кто может это слушать?» (Ин. 6:60, в английском переводе Библии: «Какие тяжелые (трудные) слова!» — прим. перев.). Удивительно то, что Иисус не побежал за ними, пытаясь остановить их и убедить остаться в «списке членов». Он готовил лидеров для Царства, и, если они собирались быть сосудами, пригодными для служения, нужно было платить.

Вычислить издержки

Тс, кто не шел так, как требовал Иисус, в свое время отпадали от пути. Они отделялись от избранной группы из-за своего собственного себялюбия. Иуда, о котором сказано как о дьяволе (Ин. 6:70), держался до конца, но в конце концов алчность завладела им (Мк. 14:10-11, 43-44; Мф. 26:14-16, 47-50; Лк. 22:3-6, 47-49; Ин. 18:2-9).

Просто невозможно было следовать за Иисусом, не освободившись полностью от мира, и те, кто пытался избежать этого, только принесли боль и трагедию своим душам (Мф. 27:3-10; Деян. 1:18-19).

Возможно, именно поэтому Иисус так сурово говорил с книжником, который пришел и сказал: «Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел». Иисус честно сказал этому, казалось бы, добровольцу на служение, что это будет нелегко: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8:19-20; Лк. 9:57-58). Другой ученик хотел найти повод, чтобы не следовать за Иисусом немедленно, он сказал, что должен сначала пойти и похоронить своего отца, но Иисус не допустил промедления. «Иди за Мною, — сказал Он, — и предоставь мертвым погребать своих мертвецов; а ты иди, благовествуй Царствие Божие» (Мф. 8:21-22; Лк. 9:59-60). Другой человек сказал, что он последует за Иисусом, но па своих собственных условиях. Он хотел прежде попрощаться со своей семьей, возможно, предвкушая удовольствие от этого прощания. Но Иисус прямо сказал ему: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:62). У Иисуса не было ни времени, ни желания отвлекаться на тех, кто хотел поставить свои собственные условия.

Поэтому будущий ученик должен был вычислить издержки. «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее…?» (Лк. 14:28). Не сделать этого было равносильно тому, чтобы навлечь на себя смех всех окружающих. Это же было справедливо и для воюющего царя, который не вычислил цену победы перед сражением. Подводя всему этому итог, Иисус сказал: «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк. 14:33; ср. Мк. 10:21; Мф. 19:21; Лк. 18:22).

Немногие платили цену

Когда многие оставили Его в Капернауме из-за того, что Он не удовлетворил их ожиданий, у Иисуса осталась только горстка последователей. Обращаясь к двенадцати, Он сказал: «Не хотите ли и вы отойти?» (Ин. 6:67). Это был решающий вопрос. Если эти несколько человек перестанут следовать за Ним, то что останется от Его служения? Симон Петр ответил: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты — Христос, Сын Бога живого» (Ин. 6:68-69). Поистине эти слова Апостола должны были придать Учителю уверенность, ибо с того времени Иисус начал больше говорить со Своими учениками о Своем страдании и смерти, и с большей откровенностью. [17]

Повиноваться — значит учиться

Это, однако, не значит, что ученики быстро понимали все, что говорил Господь. Далеко не так. Человеческие слабости, присущие им, ограничивали их способность постигать глубочайшие истины заступнического служения Господа. Когда Иисус после великого откровения в Кесарии Филипповой сказал ученикам, что будет предан смерти религиозными вождями в Иерусалиме, Петр буквально упрекнул Его, сказав: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16:22, ср. Мк. 8:32). На что Иисус должен был ответить рыбаку, что его обольстил сатана: «Потому что думаешь не о том, что Божие, по что человеческое» (Мф. 16:23; Мк. 8:33). Но на этом не кончилось. Вновь и вновь Иисус был вынужден говорить о Своей смерти и се значении для них, но это не усваивалось ими по-настоящему до того дня, когда Он был предан в руки Своих врагов. Не уяснив вполне слова о кресте, они, конечно, сначала путались и в понимании своего собственного места в Царстве. Им было трудно принять учение о смиренном служении другим (Лк. 22:24-30: Ин. 13:1-20). Они ссорились между собой, выясняя, кто будет большим в Царстве (Мк. 9:33-37; Мф. 18:1-5; Лк. 9:46-48). Иаков и Иоанн хотели занять почетные места (Мк. 10:35-37; Мф. 20:20), а другие десять, проявляя завистливый дух, негодовали по этому поводу (Мк. 10:41; Мф. 20:24). Они были неуместно суровы в своем суде над теми, кто не был согласен с ними (Лк. 9:51-54). Они роптали на родителей, которые хотели, чтобы Иисус благословил их детей (Мк. 10:13). Очевидно, что не все было ими пережито и испытано и не в полной мере еще они постигли, что значит следовать за Христом.

И все же Иисус терпеливо принимал человеческие недостатки Своих избранных учеников, потому что, несмотря на все свои ошибки, они были готовы следовать за Ним. Обратите внимание, что спустя немного времени, после того как Иисус впервые призвал их, они вернулись к своему старому занятию рыбной ловлей (Мк. 1:16; Мф. 4:18; Лк. 5:2-5; ср. Ин. 1:35-42), но их возвращение, казалось, не было вызвано каким-то актом непослушания с их стороны. Они просто не поняли, что Его цель — руководить их жизнью, или об этой цели им еще не было сказано. Во всяком случае, с того времени, когда Он вновь попросил их следовать за Ним, чтобы стать «ловцами человеков», они «оставили все и последовали за Ним» (Лк. 5:11, ср. Мф. 4:22; Мк. 1:20). Впоследствии, хотя им предстояло еще многое узнать, они могли сказать, что их преданность Христу была истинной (Мк. 10:28; Мф. 19:27; Л к. 18:28). С такими людьми Иисус готов был терпеть многие вещи, проистекавшие от их духовной незрелости. Он знал, что они преодолеют эти недостатки, возрастая в благодати и в познании, и их способность воспринимать Откровение будет возрастать по мере того, как они будут практиковать постигаемые ими истины.

Через послушание Христу, таким образом, люди Его окружения узнавали истину. Он не просил учеников принимать что-либо, если они сомневались в истинности этого, но никто не мог следовать за Ним, не постигая истину (Ин. 7:17). Иисус хотел, чтобы Его ученики посвятили свои жизни не учению, по Личности, которая Сама была учением, а пребывая в Его Слове, они могли познавать истину (Ин. 8:31-32).

Доказательство любви

Наивысшая форма послушания понималась как выражение любви. Этот урок выразительнее всего был преподан накануне Его смерти. Когда Его ученики собрались вокруг Него в горнице после пасхального ужина, Иисус сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди… Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам… Кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает I слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца… Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей… Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас… Вы друзья Мои, если «исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин 14-15 °1 23,24; 15:10,12,14). ‘

Послушание, проявленное Иисусом

Абсолютное послушание воле Божьей, безусловно, было руководящим принципом жизни Самого Учителя. Будучи человеком, Он постоянно подчинялся воле Своего Отца, что дало Богу возможность полностью использовать Его жизнь для предназначенной цели. То и дело Он говорил об этом: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин. 4:34); «Не ищу Моей волн, но воли пославшего Меня Отца» (Ин. 5:30, ср. 6:38); «Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (Ин. 15:10, ср. 17:4). Кульминация всего этого — Его мольба в Гефсимании «Не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42; ср. Мк. 14:36; Мф. 26:39,42,44).

И крест был не чем иным, как кульминацией, венчающей преданность Иисуса воле Бога. Он показал, что в послушании не может быть компромиссов; послушание — это всегда преданность до смерти.

Религиозные вожди с мирским образом мыслей говорили правду, когда насмехались: «Других спасал, а Себя не может спасти!» (Мк. 15:31; Мф. 27:42; Лк. 23:35). Конечно, Он не мог спасти Себя. Он пришел не для того, чтобы спасать Себя. Он пришел спасти мир. Он «не для того пришел, чтобы Ему служили, по чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:45; Мф. 20:28). Он «пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10). Он пришел отдать Себя в жертву Богу за грехи всех. Он пришел умереть. Не было другого способа, которым можно было бы исполнить нерушимый закон Бога.

Этот крест, уже принятый Им заранее (Откр. 13:8, ср. Деян. 2:32), сделал каждый шаг Христа на земле сознательным принятием вечной Божьей цели, для которой была предназначена Его жизнь. Поэтому когда Иисус говорил о послушании, то ученики могли видеть его воплощенным в человеческом облике. Иисус это сформулировал так: «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Ин. 13:15-17). Никто не мог не усвоить этого урока. Как Иисус находил блаженство в исполнении воли Своего Отца, так и Его последователи в этом же должны были находить свое блаженство. Это великий долг слуги. Для Христа эта истина была непреложной, и именно это должно было отличать Его учеников (Лк. 17:6-10; ср. 8:21; Мк. 3:35; Мф. 12:50).

Основной принцип

С точки зрения стратегии, однако, это был единственный способ, которым Иисус мог воздействовать на их жизни Своим словом. Это способствовало развитию в учениках характера и твердости, Если отец хочет, чтобы дети походили на него, то он должен научить их повиноваться.

Следует также помнить, что Иисус формировал людей, которые должны были возглавить Его побеждающую Церковь, а никто никогда не может быть лидером, если он прежде сам не научится следовать за лидером. Поэтому Он воспитал Своих будущих командиров из рядовых, внушив им при этом необходимость дисциплины и уважения к власти. Никто лучше Иисуса не знал, что дьявольские силы тьмы, выступающие против них, хорошо организованы и вооружены и способны сделать безрезультатном всякую нерешительную попытку евангелизации. Они не могли бы, возможно, перехитрить сатанинские силы этого мира, если бы не были полностью преданы Тому, Кто один знал стратегию победы. Это требовало абсолютного повиновения воле Учителя, что означало даже полный отказ от собственной воли.

Современное применение принципа

Сегодня мы снова должны усвоить этот урок. Нельзя мешкать, если речь идет о повелениях Христа. Мы вовлечены в сражение не на жизнь, а па смерть, и день, когда мы проявляем безразличие к нашим обязанностям, можно считать потерянным для дела Христа. Если мы постигли хотя бы самые элементарные начатки ученичества, то должны знать, что мы призваны быть слугами нашего Господа и повиноваться Его Слову. Наше дело не рассуждать, почему Он говорит именно так, а не иначе, а только исполнять Его повеления. Если мы, зная, что Он хочет от нас сейчас (каким бы незрелым не было наше понимание), не можем полностью посвятить себя этому, то весьма сомнительно, что мы преуспеем в Его жизни и служении. В Царстве пет места для дезертиров, ибо подобная позиция не только препятствует познанию и возрастанию в благодати, но и делает человека не пригодным для битвы за евангелизацию мира.

Следует спросить себя, почему так много людей, исповедующих себя христианами, сегодня не возрастают в вере и не способны свидетельствовать? Или, если расширить вопрос, почему современная церковь так неэффективна в своем свидетельстве миру? Не потому ли, что как среди профессиональных служителей, так и среди прихожан царит всеобщее безразличие к повелениям Божьим, или своего рода ограниченное самодовольное благодушие? Где послушание кресту? Поистине оказалось, что учение Христа о самоотречении и посвящении заменено своего рода респектабельной философией самоугождепия и выгоды. Огромная трагедия в том, что даже тс, кто понимает происходящее, не слишком много делают, чтобы исправить это положение. В настоящее время нужно не отчаиваться, а действовать. Давно уже пора истолковать и усилить требования к членству в церкви на условиях истинного христианского ученичества. Но одного этого будет недостаточно. У последователей должны быть лидеры, а это значит, мало что можно будет сделать с членами церкви, пока что-то не будет сделано с ее руководством. Если эта задача кажется непомерной, то нам придется начать так же, как Иисусу, — взять нескольких избранных и научить их повиноваться.

Именно тогда, когда этот принцип будет применен на практике, мы сможем полностью перейти к следующей ступени побеждающей стратегии Учителя.