Глава 5. Пример

«Я дал вам пример» Ин. 13:15

Он показал им, как жить

Иисус хотел, чтобы все ученики на Его примере научились жить с Богом и людьми. Он понимал, что недостаточно просто ввести людей в Его духовное общение. Его ученикам было необходимо знать, как сохранять Его опыт и делиться им с другими, если его нужно было увековечить в евангелизме. Конечно, в биологическом смысле, жизнь предшествует действию, но, с чисто практической точки зрения, мы живем тем, что мы делаем. Чтобы расти, человек должен дышать, питаться, нормально работать. Когда эти функции тела перестают осуществляться, прекращается жизнь. Вот почему стремления Иисуса передать Своим последователям секреты Своего духовного влияния необходимо рассматривать как умышленную стратегию Его наставнической деятельности. Он знал о том, что важно.

Практики молитвы

Возьмем, для примера, Его молитвенную жизнь. Не случайно, что Иисус часто давал ученикам возможность наблюдать, как Он беседует с Отцом.[25] Они видели, какую силу это давало Его жизни, и, хотя полностью не могли всего попять, осознавали, вероятно, что и это тоже составляет тайну Его жизни. Заметьте, что Иисус не навязывал им этот урок, а просто продолжал молиться, пока, наконец, ученики не стали жаждать настолько, что попросили научить их тому, что Он делает.

И когда возникала такая потребность, Иисус, пользуясь любой возможностью, давал им урок, который их сердца готовы были принять. Он объяснил им некоторые основные принципы молитвы и, прежде чем закончить, дал им образец молитвы (Лк. 11:1-11; Мф. 6:9-13). Можно, вероятно, подумать, что такая практика — вкладывать в их уста слова молитвы — принижала умственные способности учеников, по Иисус не мог пускать на самотек решение такого важного вопроса, как этот. А примитивные методы обучения часто необходимы, чтобы дать людям начатки подобной науки. Итак, Иисус определенно решил преподать этот урок.

Впоследствии Он вновь и вновь обращал внимание на молитвенную жизнь, беседуя со Своими учениками, постоянно расширяя ее значение и применение по мере того, как они становились все более способными воспринимать истины Его Духа. Это была неизмеримо важная составная часть их обучения, которую они, в свою очередь, должны были передать другим. Ясно одно, если бы они не усвоили значение молитвы и не научились постоянно практиковать ее, не многого бы они достигли в своей жизни.

Использование писания

И еще одна сторона жизни Иисуса была открыта ученикам: они видели, что Он придавал большое значение Священному Писанию и использовал его. [26] Часто Он прилагал особые усилия, чтобы довести до сознания Своих последователен смысл некоторых мест Библии, — Он никогда не переставал пользоваться Писанием в Своих беседах с ними. Во всех четырех Евангелиях насчитывается по меньшей мере 66 обращений к Ветхому Завету в Его диалогах с учениками, не считая более 90 упоминаний Писания в разговорах с другими. [27]

Все это показывало ученикам, что им тоже следует знать и использовать Писание в их собственной жизни. Принципы передачи библейских истин так часто практиковались па их глазах, что они не могли не уловить хотя бы некоторые из основных правил толкования и применения Писания. Более того, способность Иисуса с легкостью вспоминать места Ветхого Завета должна была заставить учеников почувствовать необходимость учить Писание наизусть.

По всему было видно, что Слово, записанное с Писании, и Слово, произносимое Христом не противоречат друг другу, по друг друга дополняют. То, во что верил Иисус, также должно было сохраняться Его учениками. Поэтому Писание в сочетании с Его собственными высказываниями, стало для них реальной базой их веры в Христа. Более того, им стало ясно, что продолжать общение с Ним в Духе после того, как Он уйдет от них во плоти, они могут лишь пребывая в Его Слове (Ип. 15:7).

Прежде всего — приобретение душ

С помощью личного примера Иисус показал Своим ученикам все стороны Своей жизни, [28] но в свете Его конечной цели, возможно, важнее всего было научить их приобретать души.

Практически все, что Иисус говорил и делал, имело какое-то отношение к делу евангелизации.

Он или объяснял духовные истины, или на примере показывал, как обращаться с людьми. Ему не приходилось разрабатывать учебные ситуации, Он просто использовал то, что Его окружало, и поэтому Его учение казалось весьма естественным. Собственно говоря, по большей части ученики впитывали все, даже не зная, что они проходят подготовку к приобретению людей для Бога в подобных условиях.

Естественное обучение

Этот момент, о котором несколько раз уже упоминалось, нельзя переоценить. Иисус был настолько искусным Наставником в Своем обучении, что Он не допускал, чтобы метод затемнил смысл урока. Он делал так, что внимание к себе привлекала сама Его истина, а не то, как она представлена и подана. Его методы были таковы, что заставляли думать, что у Него вообще ист никаких методов. Он Сам был собственным методом.

Это, возможно, трудно представить в наши дни профессиональных приемов и уловок. В некоторых кругах, кажется, просто невозможно преуспеть без хорошо иллюстрированного методического руководства или многоцветной схемы, показывающей, что делать. В деле приобретения душ мы можем ожидать, но меньшей мере, курсов. Однако, как странно это ни покажется, у учеников никогда не было ничего того, что теперь считается столь необходимым для работы.

Все, что было у учеников для обучения, — это их Учитель, Который практиковал с ними то, что они должны были усвоить. Евангелизм жил перед ними в духе и во множестве приемов. Наблюдая за Ним, они узнавали, что это такое. Он помог им попять нужду, присущую всем категориям людей, он показал лучшие методы, с помощью которых они могли найти к ним подход. Ученики наблюдали, как Он привлекал к Себе людей; как Он завоевывал их доверие и поднимал их веру; как Он открывал им путь спасения и ставил их перед решением. Во всех ситуациях и среди всякого рода людей — богатых и бедных, здоровых и больных, друзей и врагов — ученики наблюдали, как Учитель приобретал души. Это не было написано па доске в душной аудитории или напечатано в практическом руководстве: «Сделай сам». Его метод был так реален и практичен, что осуществлялся просто и естественно.

Постоянно действующие курсы

Это было справедливо и в отношении Его умения общаться как с массами, так и с отдельными людьми. Ученики были всегда рядом, чтобы наблюдать Его Слово и дело. Если какой-либо подход не был им понятен, то нужно было лишь попросить Учителя объяснить его. Например, после того как Иисус сказал притчу о сеятеле «множеству народа» (Мк. 4:1 и ниже, ср. Мф. 13:1-9; Лк. 8:4-8), Его ученики «спросили у Него: что бы значила притча сия?» (Лк. 8:9; ср. Мк. 4:10; Мф. 13:10), и Иисус начал объяснять им смысл аналогий, использованных в иллюстрации. Судя по тексту, Он истратил в три раза больше времени на

объяснение этой истории ученикам, чем па преподавание первоначального урока народу (Мф. 13:10-23; Мк. 4:10-25; Лк. 8:9-18).[29]

Если ученики не сразу признавали свое смущение, Иисус брал па Себя инициативу и прояснял проблему. Типичный случай — история с молодым богатым законником. Иисус обошелся с ним довольно сурово, и молодой законник отошел опечаленный, потому что любил своп богатства больше, чем Царство Божье, затем Иисус обратился к Своим ученикам и сказал: «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19:23; ср. Мк. 10:23; Лк. 18:24). «Ученики ужаснулись от слов Его» (Мк. 10:24). Это привело к развернутой беседе, в которой Иисус объяснил причину Своего отношения к этому хорошему, нравственному человеку, не упустив также возможность применить этот принцип к их собственному исповеданию веры (Мк. 10:24-31; Мф. 19:24-20:16; Лк. 18:25-30).

Основной принцип

Здесь Иисус не просто воспользовался методом проповеди, Он дал наглядный урок. В этом заключался секрет влияния Его учения: Он никогда не просил других сделать то, что не показал прежде на примере Своей собственной жизни, доказав тем самым реальность Своих требований и важность Своей миссии. И Ему нетрудно было это сделать, поскольку Он постоянно находился со Своими учениками. Его «подготовительные курсы» никогда не прекращали свою работу. Все, что Он говорил и делал, было реальным личным уроком, п так как ученики всегда были рядом, они учились на практике во всякий момент своего дня. Как еще иначе можно было бы научить их Его Пути? Можно очень хорошо объяснить людям, что мы хотим, но несравненно лучше — показать им, как этого достичь. Люди ищут наглядного примера, а не объяснений.

Современное применение принципа

Итак, те, кто стремятся воспитывать и обучать людей, должны быть подготовлены к тому, что люди будут следовать за ними, как они следуют за Христом (1 Кор. 11:1). Мы являемся для них примером (Флп. 3:17 и ниже; 1 Фес. 2:7,8; 2 Тим. 1:13). Они будут делать то, что слышат и видят в нас (Флп. 4:9). За определенное время благодаря такому водительству можно будет передать наш образ жизни тем, кто постоянно с нами.

Мы должны руководствоваться этой истиной в своей жизни. Нельзя ни уклониться, пи избежать нашей личной ответственности, мы обязаны показать путь тем, кого обучаем, а это откровение должно включать в себя практическое проявление в жизни глубочайших сторон Духа. Это метод Учителя, и только так можно подготовить других к Его труду.

И все же, как нам известно, простого знания недостаточно. Приходит время действовать. Пренебречь этим — значит свести к нулю все, что было получено в процессе обучения. Поистине, знание, не примененное в жизни, может стать камнем преткновения на пути к истине. Никто не понимал этого лучше Учителя. Он готовил людей к выполнению дела, и когда они узнали достаточно, чтобы начать действовать, Он позволил им что-то делать. Применение этого принципа так важно, что его необходимо рассмотреть как еще одну часть Его стратегии завоевания мира через подготовленных и духовно бодрствующих людей.