Авторитет Библии

Для разных людей понятие «авторитет» имеет разный смысл. Для одних «авторитет» — это лицо, которому, в соответствии с законом, нужно беспрекословно подчиняться. Для других «авторитет» — некто, занимающий высшую ступеньку на иерархической лестнице. А для третьих «авторитет» — это знаток своего дела; тот, кто говорит, знает, о чем говорит.

Применительно к Библии все три оттенка смысла понятия «авторитет» верны, но этим оно не исчерпывается. Бог не просто излагает человеческому роду Свои мысли. Он сообщает нам, во что верить и как вести себя. Бог вправе делать это, потому что Он — высший авторитет. Так как Он — Творец истины, то все, что Он говорит о ней, неоспоримо. Истину в Библии можно изучать непрерывно, углубляя ее понимание, но ее нельзя подвергать сомнению, она неоспоримо верна. Из этого следует, что все, открываемое нами в Библии, авторитетно.

То, как авторитет Библии соотносится с историческими фактами, хронологиями и т. д., будет рассматриваться в разделе о понятии непогрешимости.

Что говорят об авторитете Библии её писатели?

Павел — 1 Кор. 14:37: «Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни».

Иеремия — Иер. 1:4, 7: «И было ко мне слово Господне… ко всем, к кому пошлю Я тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь».

Псалтирь — Пс 17:31: «Чисто слово Господа», Пс. 32:4: «Ибо слово Господне право, и все дела Его верны».

Петр — 1 Петр. 1:25: «Но слово Господне пребывает в век».

Иоанн — Ин. 10:35: «Не может нарушиться Писание».

«Слово Господне»

В Библии довольно часто встречается выражение «слово Господне». Это выражение имеет широкий смысл и может трактоваться по-разному. Иногда этим выражением обозначается непосредственное откровение от Бога. В этом значении «слово Господне» наиболее часто употребляется в Ветхом Завете: Быт. 15:4; 1 Цар. 3:1; 1 Цар. 3:7; 4 Цар. 24:2. Иногда «словом Господним» называют наставления, данные Господом. Именно в этом значении выражение «слово Господне» можно чаще всего встретить в Новом Завете, хотя и в Ветхом Завете оно также используется. 1 Цар. 15:23; 2 Пар. 34:21; 2 Цар. 12:9; Деян. 8:25. Иногда под «словом Божьим» подразумевается вся совокупность проявлений воли Божьей по отношению к роду человеческому (Ам. 8:12). Е. Уайт в своей книге Великая борьба говорит о Слове Божьем как об «убежище в милости Божьей» (с. 629). Иногда это Сам Иисус (Ии. 1:1-3, 14). «Он был Словом Божьим, откровением замысла Божьего» (Е. Уайт, «Желание веков», с. 19).

Все эти значения выражения «Слово Божье» согласуются с признаками, перечисленными во 2 Тим. 3:16, и демонстрируют предназначение Библии в действии. Сегодня главным источником Слова Божьего для нас служит Библия, потому что ее мы можем держать в руках, читать и изучать.

Единственное правило веры и жизни

Эту фразу часто истолковывают неправильно. Некоторые люди понимают ее в том смысле, что, хотя Библия, по их мнению, и содержит ошибки, хотя она с исторической и научной точек зрения не точна, все же она является хорошим пособием для духовного развития и ценна, как учитель. Библия, говорят эти люди, не есть «сама истина», но может заключать в себе истину, которая откроется нам, если мы найдем в Библии нечто, относящееся к нашей жизни. Это так называемый «неоортодоксальный» взгляд. Другие вкладывают в эту фразу следующий смысл: Библия — это конечная инстанция, куда христиане обращаются в поисках веры, понимания религиозной истины и за практическим советом, как им жить и как поступать.

Вернитесь к началу книги и вновь прочитайте первый из принципов, данных в обзоре. Какого из этих двух взглядов придерживаются адвентисты седьмого дня?

Что значит «непогрешимый»

Нам нужно понять, что мы имеем в виду под словом «непогрешимый», употребляя его в качестве характеристики Священного Писания или трудов Е. Уайт. Само слово имеет смысл, «не способный делать ошибки».

Непогрешимость и вербальное вдохновение

Многие употребляют слово «непогрешимая» применительно к Библии, исходя из своей веры в богодухновенность самого текста Библии, каждого ее слова. (Более подробно об этом мы говорили выше). Главная проблема, возникающая в связи с таким взглядом на непогрешимость Библии, заключается в его неспособности адекватно объяснить то, что Е. Уайт называет «тайнами» Библии, объяснить, не прибегая при этом к интеллектуальной эквилибристике. Нам нужно быть осторожными и не навязывать Библии искусственной теории непогрешимости, с которой сама Библия себя никак не связывает.

Пример

Немало споров возникало вокруг того факта, что в трех Евангелиях — от Матфея, от Луки и от Иоанна — в момент отречения Петра от Иисуса петух поет один раз, а в Евангелии от Марка утверждается, что он пропел дважды. Кажется, это не такая уж серьезная проблема, если только вам не приходится обосновывать употребление каждого слова Библии тем, что оно — слово Бога. Потому что в этом случае вы должны будете представить объяснение, почему Бог одному писателю поведал, будто петух пропел дважды, а всем другим только «пропел» и все, точка. Один автор решает эту проблему, говоря, что в суде далеко не каждая деталь находит правильное отражение в показаниях свидетелей. Просто Марк запомнил больше, чем другие писатели. (Глизон Л. Арчер «Энциклопедия загадок Библии» с. 339, 340). Это логичное объяснение. Однако большинство людей считают, что Марк получил такие сведения от Петра и что, если не все остальные писатели, то по крайней мере Матфей использовал информацию Марка в своем повествовании (см. Комментарии АСД к Библии, том 5, с. 191). Так что если вы полагаете, что Бог дал Марку каждое слово, то потрудитесь объяснить также, как получилось, что Матфей в своем Евангелии опустил слово «дважды»!

Объяснить это изо всех сил старается один автор. Он утверждает, что на самом деле было шесть отречений, а не три; и петух пел три раза, а не два (Харольд Линдселл «Битва за Библию» с. 174-176). Процесс его вычислений сложен, он включает в себя весьма сомнительное реконструирование всех трех историй. Однако вот что странно: пытаясь решить эту проблему, в основе которой лежит его вера в вербальное вдохновение, Линдселл заканчивает прибавлением к двум петушиным крикам еще одного, и к трем отречениям еще трех, хотя в Библии ни о чем подобном не упоминается.

А вот гораздо более легкий способ решения этой проблемы: нужно просто понять, что «петушиный крик» был для римлян одним из четырех «часов», по которым они вели отчет ночного времени, и Петр, сообщивший Марку свою информацию, хорошо знал об этой детали. Другие писатели, сосредотачиваясь более на значении и последствиях того инцидента, попросту не заметили ее (Комментарий АСД к Библии, том 5, с. 5, 524). Более подробные рассуждения по поводу приведенного выше примера см. в книге Элдена Томпсона Богодухновенность, с. 187-195.

Как понимает «непогрешимость» Церковь АСД? Адвентисты седьмого дня считают, что Библия есть непогрешимое откровение Божьей воли постольку, поскольку Библия — это не что иное, как само Слово Божье, и поэтому заслуживает доверия с исторической и фактической точек зрения; при этом они вовсе не исключают роли человеческого элемента в написании и передаче библейского текста.

«Библия — это безошибочное откровение Его воли. Она является мерилом характера, испытанием опыта, авторитетным изложением доктрин и достоверным сообщением о действии Бога в истории нашего мира» (В начале было Слово, доктрина № 1).

Библия и личный опыт

Хотя Библия — это материальный объект, книга, которую вы можете держать в руках, она не представляет собой систематически организованного учебника. В ней содержатся разного рода словесные образы, иносказания, метафоры, рассказы, истории и предостережения. Все они подлежат толкованию. Писатели Библии пользовались принятыми в их время выражениями, говорили о современных им событиях и часто употребляли иносказания и сюжеты, которые для слушателей того времени были понятны, но теперь для нашего уха звучат странно. Поэтому некоторые считают, что истинным наставником христианина является его личный опыт. Часто они ощущают свой собственный опыт как нечто более значимое по сравнению с объективными фактами Писания. Зачастую уже то, как они произносят «я чувствую», «я думаю», говорит о том, кто является в их жизни главным авторитетом.

Просмотрите следующие тексты: Ин. 14:15, Лк. 6:46-49. Как трактуется в них личный опыт?

Комментарий

Вышеизложенное убеждает нас, что в своем личном опыте мы должны руководствоваться точным Словом Божьим. В Священном Писании есть определенные истины, которые являются объективными требованиями Бога, не зависящими от чьих бы то ни было мнений, чувств, симпатий или антипатий. Это не означает, что мнение человека или его разум не играют никакой роли в изучении им Библии. Это значит только, что конечным авторитетом для принятия решений в жизни христианина должно быть Священное Писание, а не его собственное мнение.

С другой стороны, в том и уникальность христианской религии, что Бог не оставил человечество только лишь с Книгой, благодаря которой оно могло бы понять Его волю. Он послал в мир также Своего Сына, воплотившегося в Человека, для того, чтобы христианство приобрело очень личный смысл для каждого человека и стало родственной связью, которая объединяла бы людей. Господь поощряет межличностные отношения, но тем не менее требует, чтобы, принимая решения, мы основывались исключительно на Слове Божьем, не зависимо от того, нравится оно нам или нет.

Комментарий

«Первейшей и высочайшей обязанностью каждого разумного человека является изучение Священного Писания. Постичь истину и затем нести ее свет, поощряя других своим примером, — вот наш долг» (Великая борьба, с. 598).

Комментарий

Мы должны видеть разницу между объективным откровением Священного Писания и откликом конкретной личности на это откровение. Оба необходимы для того, чтобы Божественная сила передалась человеку. Библия со всей ясностью показывает, что человеческим мнениям противостоит объективное откровение Бога, представленное в устном и письменном Слове, авторитетно заявляющем: «Так говорит Господь…» (Эдуард Хеппеншталь «Служение», авг. 1966, с. 5, 6).