Основные принципы толкования Библии-1

Правило 1: Библия сама себя истолковывает

Что это значит?

В период средневековья Римская католическая церковь настаивала на ее (церкви) единоличной власти толковать Библию, на том, что честь эту она получила через помазанное духовенство. Протестантские реформаторы, напротив, утверждали, что Библия себя сама интерпретирует и что толковать Библию может каждый, кого просветит (озарит) Дух Святой.

А это значит, что понимание любого отрывка из Библии достигается посредством изучения других ее текстов. Это значит также, что учение Библии представляет собой гармоничную систему.

Этот принцип толкования Библии называется также принципом аналогии. Провести аналогию — значит сопоставить внешне не схожие друг с другом вещи так, чтобы становился понятным смысл каждой. В соответствии с этим принципом вы сопоставляете явно непохожие библейские тексты, рассматривая их в контексте всей Библии, чтобы увидеть, как она отвечает на тот или иной вопрос. Только после этого возможно делать выводы.

Экзегеза против эйсзегезы

Правило I связано с понятием библейского экзегезиса. Греческое слово «экзегезис» означает «вытаскивать». Антонимом этого слова является «эйсзегезис», что значит «вставлять». То есть если кто-то пишет о том, например, что рыба в Книге Ионы была не настоящая, а только служила символом вавилонского плена, которым был «проглочен» Израиль, это значит, что он занимается эйсзегезой, а не экзегезой (см. Энциклопедию международной стандартной Библии, т. 2, с. 1115).

Пример

Однажды я получил от одного чересчур усердного управляющего печатный экземпляр проповеди о необходимости уплаты десятины. Чтобы обозначить тему, автор воспользовался фразой из Лк. 16:5: «Сколько ты должен господину моему?» Смысл проповеди заключался в следующем: каждый должен спросить себя, честную ли десятину он возвращает. Но дело-то в том, что тот, кто задавал этот вопрос в использованном отрывке из Евангелия от Луки, был плутом, пытавшимся обмануть своего господина. Автор проповеди подобрал в Библии несколько слов, в которых говорилось то же, что и он сам хотел сказать, но это оказались неподходящие слова из неподходящего текста. Если бы он применил правило 1, гласящее, что Священное Писание само себя истолковывает, и поработал бы над ним чуть больше, он нашел бы в нем множество текстов, вполне соответствующих той цели, которую он хотел достичь своей проповедью.

Смысловые блоки и экзегеза

Библия состоит из больших смысловых блоков, которые в свою очередь делятся на малые блоки. Лучший вид экзегезы — начать с самого большого блока и работать «вглубь». Можно начать и с самого маленького и работать далее «вширь», но этот метод таит в себе большую опасность допустить ошибку в толковании, потому что, работая с Библией с помощью такого метода, вы не представляете себе мысленно всей картины аналогии веры. Диаграмма внизу показывает, как связаны между собой основные блоки Священного Писания.

Вся Библия

«Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас» (Еф. 4:5, 6). «Просвещенная душа видит духовное единство, ту главную золотую нить, которая тянется через все целое, но для того, чтобы до конца проследить за движением этой бесценной золотой нити, требуются терпение, работа мысли и молитва» (Избранные вести, т. 1, с. 20).

___________________________

Книги

«Господь дал нам Свое Слово именно таким способом, каким Он и хотел, чтобы Оно дошло до нас. Он дал его через различных писателей, каждый из которых был уникальной личностью. Их свидетельства собраны в одну Книгу и похожи на свидетельства в общественном собрании. Стили, в которых эти писатели представляют суть своих свидетельств, различны. У каждого свой опыт, и это многообразие опыта расширяет и углубляет те знания, которые привлекаются ими для удовлетворения самых разнообразных запросов. Выраженным в этих свидетельствах мыслям не свойственно жесткое единообразие, как будто они отлиты с помощью одной литейной формы, так что даже на слух кажутся монотонными. В таком единообразии потерялись бы и изящество, и особая красота» (Избранные вести, т. 1, с. 21).

Главы
Параграфы
Стихи
Предложения
Слова
Пример

Диаграмма внизу показывает то, как мы, адвентисты, подтверждаем назначение субботы по принципу «Библия сама себя истолковывает». Следующая за диаграммой таблица показывает, как некоторые аргументы против субботы не соответствуют этому принципу.

Происхождение

Быт. 2:3: «И благословил Бог седьмый день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих…»

«Помни день субботний, чтобы святить его» (Исх. 20:8).

Обещание

«Если ты удержишь ногу твою ради субботы… то будешь иметь ра- «» дость в Господе…» (Ис. 58:13, 14).

В Новом Завете в восьми текстах упоминается первый день недели. Но ни в одном из них суббота не подвергается сомнению как законный день поклонения.

Новая земля

«Ибо как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц, и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь» (Ис. 66:22, 23).

Мнение

В чём суть этого мнения

Проблема

Римско-католическая церковь

Церковь изменила день для поклонения

Церковь берет на себя полномочия Библии

Либеральное мнение

Еврейский народ принял существовавший у язычников день поклонения

Домысел

Протестантское мнение-1

День поклонения был перенесен Богом с седьмого дня на воскресенье

Нет доказательств

Протестантское мнение-2

Дня поклонения больше не существует. Воскресенье — это только напоминание о воскресении Христовом, а не священный день поклонения

Основано на некоторых текстах, но игнорирует другие

Протестантское мнение-3

Соблюдение ветхозаветной субботы было только обычаем еврейского народа. Историческая и церковная традиции устанавливают день поклонения в воскресенье как наиболее удобный день

Игнорируется история происхождения субботнего дня. данная в Книге Бытие

Протестантское мнение-4

Еврейская суббота символизировала соблюдение закона. Христианское воскресенье символизирует ниспосланную благодать. Одно никак не связано с другим

Отрицается единство Священного Писания.