Основные принципы толкования Библии-3

Правило 3: Что означала Библия тогда, и что означает она теперь?

Введение

Книги Библии создавались в определенном историческом и культурном контексте, определяющем также и способы выражения идей. Идеи те были доступны пониманию современников писателей Библии, но сегодня они, возможно, малопонятны.

В то же время есть такие принципы, учения, доктрины и способы их применения на практике, которые находятся как бы вне времени и вне культуры. Определив их, мы можем применять их в любой жизненной ситуации и в любое историческое время.

Ключевые вопросы

В Писании есть несколько текстов, которым трудно найти точное толкование; буквальное же применение либо невозможно, непрактично, либо неприемлемо. Вместе с тем нужно быть осторожным, решая, где требуется буквальное применение, а где не требуется, так как можно допустить ошибку и тем самым исказить идею, заложенную в основу данного текста.

Вот один из способов решения этой дилеммы. Задайте себе два вопроса:

1. Что означал исследуемый отрывок в то время, когда он был написан? Путем тщательного определения и описания ситуации, в которой был написан текст, и установления причин, побудивших писателя написать именно так, а не иначе, часто удается выявить принцип, идею текста.

2. Что означает исследуемый отрывок сегодня? Путем соотношения идеи исследуемого отрывка с сегодняшним днем можно выявить возможности ее практической реализации в жизни христиан сегодня, хотя конкретные детали могут не совпадать.

Пример

Показательным в этом смысле является только что изученный нами эпизод с бросанием жребия. Почему этот способ принятия решения использовался в библийские времена, а Е. Уайт тем не менее говорила, что «бросать жребий вопреки воле Божьей»? Попробуем решить эту дилемму, проверяя подлинность нашей информации о жребии следующим образом:

1. Выясним, где еще в Библии встречаются подобные сведения. Алфавитный указатель подсказывает нам, что в Библии описано девять случаев, когда применялся метод жеребьевки. С его помощью в День примирения во время службы в святилище решали, какой козел будет принесен Господу в жертву за грех, а какой будет отослан в пустыню для отпущения. По жребию разделили землю Палестины на двенадцать уделов по числу колен израилевых. Жребий выявил совершившего преступление во время сражения при Иерихоне: им оказался Ахан, который «взял из заклятого» и «согрешил пред Господом»; во времена Есфири Аман бросал кур, то есть жребий, с целью выбрать день, когда будут истреблены все иудеи; по жребию решали, какие обязанности будут выполнять при храме различные семьи левитов, так было во времена Неемии. О жребии идет речь и в поэтическом описании процесса принятия решения в Книге Иоиля. Римские воины, распявшие Иисуса, делили одежды Его, бросая жребий. Матфея сопричислили к одиннадцати апостолам, так как ему выпал жребий. И последний, уже упоминавшийся случай из Книги Ионы.

2. Посмотрим, что говорится о бросании жребия в «Библейской энциклопедии», «Библейском словаре». «Адвентистский библейский словарь» придерживается того мнения, что этот метод приемлем в том случае, когда Господь особо рекомендует воспользоваться им. Если такой рекомендации нет, нам надлежит, принимая решение, прибегать к помощи собственного ума, который Бог дал нам; полагаться на молитву и руководство Святого Духа (с. 681). «Словарь христианской этики» Бейкера обращает наше внимание на то, что после эпизода с выбором Матфея в Библии не отмечено ни одного случая, когда бы этот метод вновь использовался. Христиане стали полагаться главным образом на руководство Святого Духа.

По-видимому, в этом и есть ключ к решению нашей дилеммы. Господь, возможно, время от времени и допускал использование распространенного обычая бросать жребий для выражения Своей воли. Но как только обетование о том, что «когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин. 16:13), исполнилось, то все случайные методы принятия решения, такие, как бросание жребия, исчезли из практики христиан. 3. Проверим, что по этому поводу сказано в «Библейском комментарии АСД» к тексту Иона 1:7. Он отсылает нас к пояснению (Иез. 21:21). Пояснение же дает нам ответ, главная мысль которого нашла выражение и в высказывании Е. Уайт о случайных методах узнавания воли Божьей.

«Люди Бога смогут прийти к правильному пониманию своего долга только через искреннюю молитву и упорное стремление к освящению Святым Духом. Если они добиваются наставления Святого Духа, касающегося их образа действий, правильно, то эти странные и ненадежные методы будут отвергнуты ими. Тогда они будут спасены от случайной работы и от той путаницы, которая неизбежно возникает, если зависит от человеческих выдумок» (Избранные вести, т. 2, с. 325).

Делаем вывод

Итак, мы можем сделать вывод о том, что в исследуемом нами отрывке (Иона 1:7) нашел отражение следующий принцип: Бог руководит Своим народом в принятии им решений. В разные исторические периоды Бог допускал, чтобы Его народ прибегал к таким общепринятым способам, как бросание жребия. Сегодня Его руководство проявляется в том, что мы пользуемся данным Им разумом и поддержкой Святого Духа. Когда первые адвентисты пытались слишком буквально истолковывать Библию, Господь поправлял их, используя для этого Дар Пророчества.

Пример

Уместной будет еще одна иллюстрация. Отрывок 1 Кор. 7 14 гл. считается одним из наиболее сложных в Библии с точки зрения возможности соотнесения их содержания с современной жизнью. Написаны сотни книг, посвященных исследованию этих глав. В них идет речь о браке и разводе, о пище, жертвуемой идолам, о правах апостола, о свободе верующих, о том, как поклоняться Господу, о духовных дарах, особенно о даре пророчества и умении говорить языками. Но сколько книг об этих главах, столько и вариантов их интерпретации.

В чем же проблема? Почему уразумение смысла этих глав представляет такую трудность?

1 Кор. 7:1 дает нам ключ к ответу на эти вопросы: «А о чем вы писали ко мне…» Кто-то написал Павлу письмо, в котором задавал ему несколько вопросов. Эти вышеупомянутые главы являются ответами на них. Но вот тут-то и возникает проблема. У нас есть ответы, но мы не знаем заданных вопросов. Поэтому в процессе интерпретации 1 Кор. 7-16 гл. приходится, исходя из ответов, реконструировать вопросы.

Именно по этой причине любое исследование Первого послания к Коринфянам должно учитывать историю города Коринфа, структуру его общества и контраст между обычаями языческих и христианской религий города. Только приняв во внимание все эти факторы, можно более отчетливо представить себе общую картину.

Не ставя перед собой цели в данном пособии решить все вопросы, возникающие в связи с исследованием Первого послания к Коринфянам, укажем на главный принцип. Далеко не все, изложенное в Библии, можно автоматически прилагать к современной нам культуре. Следует серьезно задумываться над тем, как соотносятся те идеи, которые сопутствовали событиям времен Библии, с современными событиями. Не предполагаете же вы, что и сами события того времени повторяются в нынешнем обществе.

Прямое попадание

Иона проповедовал именно ту весть, которую Господь велел ему проповедовать, однако остался «раздражен», потому что Господь предпочел милосердие осуждению. В этом эпизоде сокрыт важный принцип. Что это за принцип, как вы думаете? Как бы вы перевели его на язык современных проблем?

Знак Ионы!

Как установить достоверность информации, пользуясь экзегезой и инструментами изучения Библии?

Установите достоверность полученной вами информации

Преподаватель Библии должен уметь устанавливать подлинность тех фактов Библии, которые он преподает, и знать историко-культурную картину, на фоне которой происходили описываемые в Библии события. Это необходимо, ведь большинство адвентистов считают, что все, о чем повествуется в Библии, правда в буквальном смысле этого слова. Когда мы читаем историю про Иону и кита, мы воспринимаем происходящее в ней как чудо Господне. Однако множество людей видят в этой истории лишь поучительную сказку про большую рыбину, а не описание реального события.

Как вы проверите достоверность библейской информации?

Какие шаги следует предпринять, устанавливая подлинность того материала, который предстоит преподать?

Шаг первый. Выясните, что по интересующему вас вопросу можно найти в других текстах Библии. Пользуйтесь хорошим алфавитным указателем.

Шаг второй. Чтобы выявить все факты, воспользуйтесь услугами библейских энциклопедий, словарей и справочников.

Шаг третий. Если в вашем распоряжении имеется «Библейский комментарий АСД», посмотрите, что по данному вопросу говорится в нем. Этот комментарий позна-комит вас с адвентистской точкой зрения на интересующий вас вопрос и предложит ценную информацию.

Шаг четвертый. Найдите высказывания Е. Уайт на интересующую вас тему, и, опираясь на те знания, которые вы приобрели ранее, тщательно выясните, какой точки зрения придерживается она. Будьте осторожны, чтобы не присвоить Елене Уайт, сознательно ли или несознательно, права вето в суждении о Библии. Более полно мы будем изучать этот вопрос во второй части нашего пособия.

Теперь у вас, пожалуй, достаточно информации для того, чтобы дать обоснованное объяснение вашего текста или темы.

Книги, книги и еще раз книги!

Вопрос. На это, должно быть, уйдет много времени. Где я достану все эти книги?

Ответ. Каждый учитель субботней школы должен приобрести хороший алфавитный указатель по Библии и Библейский комментарий АСД. В этот многотомник входят 7 томов комментариев, библейский словарь, энциклопедия, в которой предлагается обширный материал об истории нашей Церкви и о развитии наших доктрин; хрестоматия, содержащая высказывания на многие темы. В него также включен дополнительный сборник высказываний Е. Уайт по поводу многих текстов Библии и ссылки на большинство комментариев Е. Уайт к книгам Библии и библейским темам. Приобретение этих книг, возможно, не дешево, но это — разовое вложение ваших средств, пользоваться ими вы будете всю вашу дальнейшую жизнь.

Знак Ионы

Давайте воспользуемся предложенными шагами и соберем всю информацию, касающуюся Книги Ионы.

Шаг 1.

Выясняем, что говорится об Ионе в других текстах Библии.

Вот что сообщает нам указатель:

Jo-Nah

Сын Амафиин из Гаф-Хефера в Зебумзне в царствование Иеровоама II. Был первым еврейским пророком или миссионером, посланным к языческому народу в 875 г. до н. э.

4 Цар. 14:25 Он изрек чрез раба Своего Иону.

Иона 1:1 И было слово Господне к Ионе…

1:3 И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от…

1:5 Иона же спустился во внутренность…

1:7 И бросили жребии, и пал жребий на Иону

1:15 И взяли Иону и бросили его в…

2:1 …большому киту поглотить Иону; и

был Иона…

2:2 И помолился Иона Господу Богу…

2:11 И он [кит] изверг Иону на сушу.

3:1 …слово Господне к Ионе вторично

3:3 И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову…

3:4 И начал Иона ходить по городу…

Хороший справочник по Библии, такой, как «Справочник Унгера» (Moody Press) или «Библейский альманах» (Thomas Nelson Publishing), содержат максимальное количество необходимой вам информации. Если вы приобретете хорошую библейскую энциклопедию, в вашем распоряжении появится много источников дополнительной информации о Библии.4:1 Иона сильно огорчился этим

4:5 И вышел Иона из города и сел…

4:6 И оно поднялось над Ионою, чтобы…

4:6 Иона весьма обрадовался этому растению

4:8 Солнце стало палить голову Ионы, так что он…

4:9 И сказал Бог Ионе: «неужели так сильно…»

Jo-Nah

Предок Иосифа, мужа Марии, матери Иисуса. Лк. 3:30 «Иосифов… Иоаннов…»

Jo-Nah

1. Jo-nas, Jo-na — греческая форма еврейского имени Иона.

Мф. 12:39 «…не дастся ему, кроме знамени Ионы пророка…»

12:40 «…был во чреве кита три дня и три ночи…» 12:41 «ибо они покаялись от проповеди Иониной» 12:41 «и вот, здесь больше Ионы» 16:4 «и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка»

Лк. 11:29 «не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка»

11:30 «Иона был знамением для Ниневитян, так будет…»

11:32 «ибо они покаялись от проповеди Иониной» 11:32 «и вот, здесь больше Ионы»

2. Отец апостола Петра. В одном отрывке его называют Ионой; а в другом Петра называют Ионин (т. е. сын Ионы)

Ин. 1:42 «ты — Симон, сын Ионин, ты наречешся…» 21:15,16,17 «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?»

В Ветхом Завете, кроме самой Книги Ионы, есть всего один текст, в котором упоминается об Ионе. Найдите этот стих и ознакомьтесь с его содержанием. А что говорится об Ионе в Новом Завете? Иисус трижды упоминает об Ионе. Найдите эти три отрывка. Как Иисус относится к Книге Ионы? Принимает ли Он ее как факт? Считает ли Он все происшедшее с Ионой чудом?

Шаг 2.

Прибегнем к услугам «Библейской энциклопедии», библейского словаря или библейского справочника, чтобы получить дополнительные сведения о Книге Ионы.

В «Библейском словаре АСД», например, Ионе и Книге Ионы посвящено три полных страницы.

Просмотр «Библейского справочника Унгера» позволяет познакомиться не только с информацией, но и с некоторыми интересными методическими приемами. Унгер, например, замечает, что в Книге Ионы пять раз встречается слово «великий»: «великий» отказ, «великая» рыба, «великий» город, «великая» ревность, «великий» Бог. Иона же, напротив, не был «великим» пророком! Подумайте, какой увлекательный урок можно было бы выстроить вокруг этого наблюдения!

Унгер описывает Ниневию и даже приводит названия некоторых ее пригородов. Он приводит также исторические доказательства расцвета Ниневии, имевшего место как раз в то время, когда там проповедовал Иона. Подобные наблюдения помогут учителю приготовить хороший урок и привлекут внимание учащихся.

Если вы будете заниматься по такому учебному пособию, как «Библия для студентов», то узнаете о том, что есть, по меньшей мере, одно историческое сообщение о человеке, проглоченном китом. Он выжил и впоследствии поведал эту историю. Вот вам и другой факт, который, несомненно, обогатит урок.

ШагЗ.

Если в нашем распоряжении есть комментарии, проверим, нет ли в них какой-либо информации о Книге Ионы. Герхард Хазел, например, в комментарии «Иона: посланник одиннадцатого часа» (Pacific Press ACD) указывает, что «Иона» значит «голубь». В Библии голубь — это символ нежности, чистоты, красоты, простоты и целеустремленности. Вряд ли Иона жил в соответствии со своим именем. Учитель также может воспользоваться этой информацией. Если вы откроете с. 54, 55 того же комментария, то найдете там несколько интересных соображений о том, как происходит возрождение веры. «Библейский комментарий АСД» к Библии предлагает карту и план-схему Ниневии, вы можете их переписать или сделать стенд и использовать их в качестве наглядного пособия. Комментарий содержит также любопытную информацию о «большой рыбе» и дополнительную справку о площади Ниневии в сравнении с другими городами Палестины. На тот случай, если один из ваших учеников в ходе размышления над Иона 1:7 поднимет вопрос об азартных играх, «Библейский комментарий АСД» предлагает вам обратиться к комментарию на текст Иез. 21:21, который в свою очередь отсылает вас к интересному высказыванию Е. Уайт по поводу некоторых редкостных обычаев, бытовавших в ранней адвентистской церкви. Шаг 4.

Найдем, что о Книге Ионы говорит Е. Уайт, и, пользуясь приобретенными ранее знаниями, разберемся, какой точки зрения она придерживается.

В алфавитном указателе ссылок на Священное Писание «Полного указателя сочинений Е. Уайт» (т. 1) насчитывается 15 ссылок на Книгу Ионы, почти все они относятся к 22-й главе книги «Патриархи и пророки». Оказывается, Елена Уайт значительное место в этой главе посвящает необходимости проповеди Евангелия в городах. Это интересный аспект, который в других комментариях не встречается. На с. 406 книги «Желание веков» подчеркивается контраст между реакцией ниневитян на проповедь Ионы и реакцией людей, окружавших Иисуса, на Его весть. В книге Великая борьба (с. 403) Елена Уайт указывает на наличие «синдрома Ионы» в период движения миллеритов. На с. 10 книги «Путь ко Христу» Елена Уайт предлагает нам, подобно жителям Ниневии, пережить волнующее ощущение того, что Бог принимает нас. Становится очевидным, что в истории с Ионой Елена Уайт видит отношение людей к Богу и их отклик на ту милость, которую Он оказывает им на протяжении всей их жизни. Превосходный материал для учителя субботней школы!

Вывод

Наши поиски информации заняли не более двух часов, однако мы нашли не только сведения, достаточные для того, чтобы с уверенностью доказать достоверность Книги Ионы, но и ряд наблюдений, использование которых позволяет учителю увеличить познавательную ценность урока.