Глава 5. Углубление в Слово

Пристань была забита рыболовецкими судами, и все они казались мне похожими одно на другое. Я искал «Счастливую леди». Согласно моей картотеке, на борту этого судна жила Бекки, которая вроде бы «интересовалась» Библией. После бесконечного поиска я наконец-то вычислил нужное мне судно — ржавое, с поблекшей и отслаивающейся краской. На маленькой палубе были беспорядочно раскиданы сети.

Я поднялся на борт и постучал в каюту. Дверь открылась, и на меня пустыми глазами уставилась молодая женщина с растрепанными волосами. «Что вам надо?» — спросила она. После того, как я объяснил, что являюсь служителем церкви, женщина впустила меня. Каюта выглядела не очень многообещающе. По камбузу была разбросана грязная посуда и одежда. Пахло пеленками и рыбой. Двое детей дошкольного возраста играли на полу этой тесной каморки.

Женщина смягчилась, когда я упомянул о наших утренних субботних занятиях в библейском классе. Мы как раз проходили тему вечности. «Да,— сказала женщина,— меня всегда интересовала Библия, но у меня никогда ее не было». Я немного поговорил с ней, а перед тем, как уйти, предложил: «Приходите в следующую субботу утром».

В следующую субботу Бекки зашла в вестибюль церкви, ведя своих малышей. Все трое были бедно одеты, робко озирались и чувствовали себя неловко. Но наши привратники встретили их радостно, отвели детей в детские классы, а Бекки провели в мой класс и вручили ей Библию. Я заметил, с каким благоговением она держала Книгу. Я наблюдал, как углублялся ее интерес по мере того, как она вместе с нами стала исследовать по Библии тему вечности. Во время занятия Бекки задала пару вопросов и, казалось, была удовлетворена полученными библейскими ответами. В дальнейшем она приходила в школу каждую субботу.

Бекки была открыта для истины и охотно изучала Библию. Ее поведение напомнило мне слова Луки, которыми он охарактеризовал верийцев: «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деян. 17:11). Бекки была похожа на верийцев. Она тщательно изучала все доктрины, которых мы придерживаемся. А затем началось чудо. Постепенно в поведении, внешности и образе жизни Бекки произошла чудесная перемена. Она приняла крещение и стала примерным членом церкви.

Модель верийцев

Верийцы оставили нам образец исследования Писания, которому мы должны подражать на всех занятиях субботней школы.

Углубляться в Слово — вот в чем суть этого примера. Если нам не удастся ввести учащихся нашего класса в Слово, в их жизни не произойдет существенных перемен. А если нет перемен, то нет и обучения.

В Слове живого Бога заключена сила, преобразующая жизнь. Мы можем развлекать людей, производить на них впечатление и даже вдохновлять их, но людям нужно живое Слово. Только оно способно напитать, укрепить и изменить их. «Следует проявлять живую, растущую заинтересованность в обогащении ума библейскими истинами. Приобретенные в результате такой заинтересованности познания, словно барьер, оградят душу» («Советы по работе субботней школы», с. 36). «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16, 17).

В Своем Слове Бог открывается как вечный, бесконечный и святой. Бог хочет, чтобы человек познавал Его; Он жаждет уничтожить пропасть, разделяющую Его с человеком. Библия —это откровение Бога о Самом Себе. «В Библии, как в Ветхом, так и в Новом Завете, люди знакомятся с действующим Богом, жаждущим их спасения и совершающим его. Главная цель преподавания библейского материала — предоставить учащимся возможность вступить в диалог с Богом в своей жизни».1

Вводить в Слово

«Исследование» верийцев помогает нам выявить правильный метод. Греческое слово «анакрино», переведенное в Синодальном переводе глаголом «разбирали», «…означает тщательно просеивать, проводить тщательное и скрупулезное расследование, как это делается на судебном процессе».2

Елена Уайт пишет: «Среди учащихся субботней школы должен царить дух исследования…» («Советы по работе субботней школы», с. 27).

В этой главе мы попытаемся ответить на вопрос: как во взрослом классе субботней школы создать ситуацию преподавания-обучения, чтобы учитель и учащиеся фактически исследовали Писания, изучая истину? Ясно одно: настоящий исследовательский дух не может присутствовать в классе, в котором учитель большую часть времени рассказывает о своих изысканиях. Учитель, рассказывающий классу все о своих открытиях, читающий свои излюбленные цитаты и задающий несколько риторических вопросов, никогда не создаст «верийского» класса.

Если учитель хочет развить у учащихся «исследовательский дух», ему надо воздержаться от обширных комментариев, от стремления слишком много рассказывать и объяснять. В конце концов, кто захочет стать исследователем, если учитель и так все объясняет? Помните наставление: «Пусть учащиеся находят приложение своей энергии в решении проблем библейской истины» («Советы по работе в субботней школе», с. 114).

Сделайте так, чтобы время занятия превратилось у вас в увлекательное исследование — исследуйте, сравнивайте, сопоставляйте, делайте открытия! Планируйте прежде всего то, что будет делать учащийся, а не то, итогам надо сказать. Помогайте учащимся разделять ответственность за обучение. Постоянное использование лекционного метода убивает инициативу, любопытство и творчество. Как пишет Джон Сисемор, «пожалуй, самый серьезный аргумент против постоянного использования лекции заключается в том, что она убивает у учащихся волю и желание участвовать в учебном процессе. Она превращает жадный ум в размокшую коробку».3 Далее доктор Сисемор говорит, что чем больше учитель делает для учащегося, тем меньше учащийся делает для себя.

Учителю следует посвящать свое время организации «библейского поиска». «Субботнюю школу надо сделать местом, где слушатели отыскивают драгоценные камни истины, очищают их от примеси заблуждений и помещают в подобающую им оправу Евангелия» («Советы по работе субботней школы», с. 12).

Помните, что исследование осуществляли сами верийцы, а не только их учитель. Члены класса ищут и находят жемчужины истины. Жан Пижо, великий швейцарский детский психолог, утверждал, что если что-то сказать ребенку, он вскоре это забывает. Но если вы дадите ему возможность самостоятельно сделать открытие, он не забудет об этом до конца жизни. Тот же принцип действует и при обучении взрослых.

Для большинства учителей субботней школы это означает необходимость поменять философию преподавания, что весьма нелегко дастся тому, кто много лет преподавал по-другому. Но надо помнить — без перемен прогресс невозможен. Первый шаг в переходе от преимущественно повествовательного метода к верийской модели — это планирование. Чтобы осуществить подобный переход, вы планируете деятельность учащихся. Следующие советы помогут вам в этом.

Восемь способов ввести свой класс в Слово

1. Исследование Писания.

Сформулируйте проблему. Ответом на нее должны служить библейские тексты в вашем уроке субботней школы. Проблему следует соотнести с возрастным уровнем и нуждами вашего класса. Это может быть доктринальная проблема или жизненная ситуация, но пусть это будет интересно и насущно для присутствующих. Проблема может быть реальной или воображаемой (ниже приводится пример). Ее можно решать во время занятия или дать учащимся в качестве домашнего задания, чтобы затем посвятить часть времени ее обсуждению.

(Если обсуждать данную проблему в классе, надо выделить на обсуждение не более пяти минут).

Тема урока: Признание

Проблема: Недавно я солгал, чтобы оградить своего начальника от брани со стороны клиента. Я исповедал свою вину перед Богом. Но надо ли мне признаться в этом своему начальнику и клиенту?

Исследование Писания: Изложите внизу своё мнение на основании текстов Священного Писания и цитат из Духа Пророчества, приведены в вашем квартальном пособии.

2. Перефразирование Библии.

Раздайте листки бумаги с основным текстом из урока субботней школы, написанным в верхней части листа. Обратите внимание на приведенный ниже образец:

Тема урока: Мы посвящаем себя.

Несколько раз перечитайте следующий стих. Подумайте над его значением. Затем изложите его своими словами. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий» (1 Кор. 6:19, 20).

Перефразируйте:

На этот вид деятельности надо выделить как минимум пять минут.

В чем заключается учебная ценность данного упражнения? Очевидно, что для перефразирования этого стиха человеку необходимо понять его значение. Если учащийся изложит библейский текст своими словами, а затем прочитает и объяснит его своему соседу, он лучше поймет ключевой текст урока. Учащийся запомнит его; велика вероятность того, что содержащаяся в данном стихе истина войдет в его жизнь в качестве постоянной ценности. После того как учащиеся закончат изложение библейского текста, вы можете прочитать это место в нескольких современных переводах и сравнить их. Помните: лучше глубоко понять смысл одного текста, чем поверхностно прочитать сотню.

3. Критическое мышление, классификация или сравнение.

Цель данного вида деятельности — научить учащихся классифицировать, сравнивать и анализировать тексты Писания. Напишите два заголовка на меловой или складной доске. Обратите внимание на приведенный ниже пример:

Тема урока: Весть к Лаодикийской церкви

Текст Писания:

Укажите проблемы Христа. Укажите проблемы Лаодикии

1.1.

2.2.

3.3.

4.4.

5.5.

Решения: ___________________________

Члены класса выявляют эти проблемы с помощью своих Библий. Попросите кого-нибудь из учащихся написать их для всех. Помните, что проблемы должны сформулировать учащиеся после того, как они проанализируют отрывок из Писания., но не учитель. Учитель направляет и подсказывает, но не отвечает на вопросы.

Дайте учащимся достаточно времени на размышление. Когда вы обсудите проблемы Христа и проблемы Лаодикии, попросите членов класса найти решения указанных проблем на основании отрывка из Библии. Учитель мог бы также подобрать одну или две цитаты из Духа пророчества, в которых предлагаются решения проблем Лаодикийской церкви. Напишите цитаты на карточках и попросите членов класса прочитать их. Ключевые моменты решения можно также написать на доске. Такой подход к преподаванию переносит бремя исследования Писаний, анализа и классификации непосредственно на учащегося. Весь класс вовлечен в учебный процесс, поэтому не спешите. Дайте время подумать. Помните, что процесс обучения идет и в периоды безмолвия. Развивайте у себя «терпимость к молчанию».

4. Исследовательская работа и отчет.

Учитель излагает исследовательскую проблему, относящуюся к предстоящему на следующей неделе уроку. Это задание может выполнять весь класс, отдельные группы или учащиеся. Учитель обращает внимание на проблему и помогает учащимся запланировать масштаб исследовательской работы, ресурсы и строго определенное время для отчета о результатах. В течение недели учитель должен быть доступен для консультаций.

Не давайте учащимся слишком тяжелого задания, чтобы они не падали духом. Затем непременно позвоните какому-либо учащемуся или целой исследовательской группе и отведите им оговоренное заранее время для отчета. Не бойтесь, что учащиеся не откликнутся на подобный вызов. Дайте им шанс, и вы удивитесь их отклику. Такой план помогает людям углубиться в Слово. Обратите внимание на пример:

Тема урока: Исповедание

Исследовательский проект: исследуйте разницу между исповеданием Давида, когда он признал свой грех, и исповеданием Саула, когда он вопреки Божественному указанию оставил у себя добычу после сражения. Время для отчета в классе: 5 минут.

Особенности исповедания Давида (см. 2Цар. 12:7—13; Пс. 50):

1.

2.

3.

Особенности исповедания Саула (см. 1 Цар. 15:9—31; «Патриархи и пророки», с. 631, 632):

1.

2.

3.

Чему мы можем научиться на их опыте:

5. Изучение на наглядных примерах.

В этом виде деятельности учитель готовит письменное заявление или коротко рассказывает о реальной жизненной ситуации, проблеме или случае из Библии. Учащиеся получают текст и анализируют его во время занятия. Учащиеся ищут решение в Библии. Если учащимся трудно вспомнить библейские тексты, учитель обязан подсказать им.

Задача учащихся — найти правильный ответ. В конце десятиминутного исследовательского периода группами по два или три человека они обсуждают свое решение, изложенное в письменном виде. Жизненная проблема или ситуация должна быть связана с изучаемым уроком субботней школы. Библейские стихи в решении следует взять из урока. Выбирая проблему, учитель обязан принимать во внимание нужды людей, участвующих в обсуждении, их происхождение и взаимоотношения. Затем ему следует предложить группе оценить ситуацию.

После отчетов учитель обобщает основные открытия и вместе с группой намечает наиболее приемлемый план действий. Помогите классу: 1) внимательно выслушать и проанализировать случай, 2) выявить основные проблемы, 3) определить, какие действия могли привести к возникновению данной проблемы и 4) найти библейские, психологические и социальные принципы ее решения. Пример:

Тема урока: Мы виновны

Петр и Иуда — изучение наглядных примеров

Что у этих людей было общего:

1.

2.

3.

Принципиальные отличия между Петром и Иудой:

2.

3.

Прочитайте следующие тексты из Библии и Духа пророчества: Лк. 22:24; Мф. 16:22; Мф. 17:4; Мф. 26:35, 69, 70, 75; Мф. 8:19, 20; Ин. 12:4—7; Ин. 13:10,11, 27—30; «Желание веков», с. 712— 715, 716—722.

Уроки, которые мы можем извлечь для себя из опыта этих двух людей:

Предметом подобного исследования может стать и текущая новость, изложенная в виде короткого рассказа, а в конце его стоит привести список текстов из Писаний. Используемая новость должна быть непосредственно связана с уроком субботней школы. Учитель излагает суть дела, дает информацию и время для исследования Писания и составления отчетов.

6. Разрешение конфликта.

Изложите разные мнения по сути вопроса, поднятого в уроке субботней школы. Направьте учащихся своего класса на исследование Писаний с целью разрешения данной проблемы. Обратите внимание на следующий пример:

Тема урока: Мы доверяем Ему

Основной текст: Ин. 4:48

Помогите нам разрешить следующую проблему: одни люди считают, будто Бог хочет, чтобы мы верили в Него независимо от внешних доказательств Его существования. Другие утверждают, что Бог всегда дает такие доказательства и просит нас верить в Него на их основании. Чтобы решить поставленную проблему, прочтите следующие тексты из Писания, приведенные в уроке: Евр. 11:6; Ин. 4:48—50; Ин. 4:28—30; Ин. 20:30, 31; «Путь ко Христу», с. 105.

Мой вывод:

Отведите на исследование Писания 10 минут. После этого выслушайте отчеты учащихся и начните обсуждение урока. Используйте для размышления вопросы типа: «Правомерно ли просить Бога дать нам больше доказательств и информации, на которой мы могли бы основывать свою веру?»

7. Обоснование мнения или убеждения.

Это ценный метод вовлечения вашего класса в изучение Слова. Учитель предлагает целенаправленно исследовать Библию и обосновать какую-то определенную точку зрения или пункт вероучения. Эта точка зрения или пункт вероучения должны быть составной частью урока субботней школы. После того, как учитель объясняет тот или иной взгляд, классу предлагается найти тексты Писания, доказывающие или опровергающие его. Когда группа исчерпает свои ресурсы, учитель обязан привести свои тексты Писания, дополняющие картину. Пусть класс найдет в Библии приемлемый ответ. Обратите внимание на приведенную ниже иллюстрацию:

Тема урока: Мы оправдываемся верой

Обоснуйте и объясните следующий пункт веры библейскими примерами, взятыми из сегодняшнего урока:

«Мы оправдываемся перед Богом лишь тогда, когда с верой смотрим на нашего распятого и воскресшего Спасителя, Иисуса Христа».

Напишите и поясните свои тексты:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

8. Примирение разных точек зрения.

В уроке субботней школы могут быть изложены две противоположные точки зрения на тот или иной вопрос. Ради вовлечения членов класса в исследование Писания коротко изложите противоположные мнения, а затем попросите класс исследовать данный вопрос и приготовиться рассказать о своих открытиях. Обратите внимание на следующий пример:

Тема урока: Христианское совершенство

Основной текст: Мф. 5:48

Точки зрения:

(1) Некоторые люди считают, что совершенство – это относительное понятие, говорящее о зрелости христианина; мы со своей стороны можем достичь совершенства в своей сфере по мере того, как уподобляемся Ему.

(2) Другие утверждают, что совершенство равнозначно победе. Они не допускают возможности ошибок в процессе роста. Необходимо одержать победу над каждым грехом, и лишь тогда можно вести речь о совершенстве.

(3) Третьи же считают, что вменяемая праведность Христа – это все, что необходимо для совершенства.

Прочитав библейские тексты, подходящие к уроку, и комментарии Духа пророчества, к какому мнению вы склоняетесь? Пожалуйста, изложите его и обоснуйте свои мысли библейскими текстами или цитатами из произведений Духа пророчества.

На эту работу можно отвести 15 минут или дать ее учащимся в качестве домашнего задания.

Что я могу для них запланировать?

Помните, наша цель состоит в том, чтобы побудить учащихся исследовать Писания. Чему учит Библия? Это важный вопрос! Наша задача — научить людей обращаться к Библии за ответами по личным, семейным и коллективным проблемам.

Теперь надо пояснить, что мы имеем в виду, планируя какую-то деятельность для учащихся. Наша философия обучения тесно связана с нашей подготовкой. «Какие планы я могу для них составить?» — вот вопрос, который всегда стоит перед учителем. Как настоящие педагоги мы должны научиться помогать учащимся глубоко исследовать истины Слова Божьего. Нам надо «копать глубже» и самим научиться исследовать Писания. Как важно разрабатывать рудник истины! «Как золотоискатель ищет в горах золотые жилы, с таким же упорством и усердием мы обязаны искать сокровища Слова Божьего» («Советы родителям, учителям и учащимся», с. 461).

От теории к практике

Цель:

Научиться подводить свой класс к коллективному изучению Слова путем активного исследования Писаний.

Подготовка:

1. В случае необходимости повторите эту главу.

2. Основательно изучите материал урока субботней школы.

3. С помощью учебного плана:

А. Выявите и запишите центральную истину.

Б. Перечислите нужды учащихся.

В. Запишите цель обучения.

Г. Запланируйте способ привлечения внимания как часть своего вступления, а также выявите средства укрепления доверия и братского общения.

Метод:

Выберите одно из восьми предложений по вовлечению класса в активное изучение Слова, предусмотренных в данной главе, и включите его в план вашего урока.

Оцените:

свои действия после урока.