3. Только метод Христа

Когда меня приглашают проводить занятия по обучению благовествованию, обычно тут же сообщают, что меня ожидает весьма критическое отношение, потому что все советы, которые они слышали по этому вопросу прежде, в конечном счете нисколько не помогли. Затем обычно добавляют, сверля меня взглядом поистине инквизиторским: «Но все-таки надеемся, что уж ваша-то программа благовествования отличается от прежних. Мы надеемся, что она будет результативной».

«Я не собираюсь предлагать ни свой метод, ни чей-нибудь еще, — отвечаю обычно. — Я собираюсь представить метод Христа! Только Его метод гарантирует настоящий успех».

Ревекка Пипперт в своей книге «Из солонки» пытается объяснить, почему наши кампании благовествования столь бесплодны. «Я убедилась, — пишет она, — что наши евангельские кампании малоэффективны потому, что мы слишком много внимания уделяем технике и стратегии. Благовествование трансформировалось в подобие торгового предприятия. Я уверена — нам следует взирать на Иисуса и жить так, как Он нас призывает, и тем самым показать другим пример истинной веры, показать, как надлежит приобретать души других» (с. 13).

Что же собой представляет метод Христа? Позвольте мне приступить к рассмотрению особенностей Его метода и того, как он может радикально изменить сложившуюся практику благовествования. Метод прост, но весьма эффективен, и он отражает сущность и характер Христа. Пронизывая века, культуры, расы, религии и пространство, он имеет вселенское применение. Поистине всепроникающий и ничем не ограниченный способ Христа поможет найти путь к сердцу человека. Елена Уайт в книге «Служение исцеления» выделяет некоторые особенности этого метода. «Лишь метод Христа принесет подлинный успех в проповеди людям Божьей истины. Находясь среди людей, Спаситель общался с ними, желая им добра. Он проявлял к ним сочувствие. Он служил их нуждам и завоевывал их доверие. И только после этого Иисус говорил им: «Следуй за Мною»» (с. 143).

Слишком часто мы настолько усложняем методы благовествования, что забываем о простом и здравом подходе Христа. Печально, но здравый смысл стал редким гостем в современных «высокоорганизованных» евангельских программах. Слишком часто связующей нитью этих кампаний являются обязанности и конечные результаты, а отнюдь не люди или сам процесс. Роберт Колеман, профессор Асбирской теологической семинарии, автор книги «Глобальная стратегия евангелизма», говорит, что Христов метод «не просто дезавуирован, но находится в пренебрежении. Он превратился в своеобразную историческую реликвию, но в качестве руководства к действию его сегодня не используют» (Глобальная стратегия евангелизма, с. 112).

«Мы не должны пренебрегать необходимостью воспринять учение Христа и Его метод служения» (Советы родителям и учителям, с. 391). Подчеркивая, что Христос уже избрал метод, с помощью которого должна быть завершена работа, и что нам не следует заменять его ни на какой иной, Бонхёффер сказал: «Счастливы те, кто видит свои обязанности в свете этой заповеди и поэтому свободен от тирании собственных идей и предположений» (Цена ученичества, с. 228).

Христов план был предназначен людям и только им. Христос, чтобы привлечь внимание этого мира, начал Свое служение не с разного рода мероприятий и собраний, но с избрания тех, кого иудейские руководители называли «люди некнижные и простые» (Деян. 4:13). Он, если можно так выразиться, инвестировал в них Свое время, мысли и усилия, подготавливая их к провозглашению Благой вести. И в конце концов Он так изменил их, что даже недоброжелатели, обвинявшие учеников в невежестве, «узнавали их, что они были с * Иисусом» (Деян. 4:13). Ученики подражали Господу, впитывая и тот метод, с помощью которого Он благовествовал. Роберт Колеман, описывая этот метод, пишет: «Он благовествовал в духе и конкретных примерах. Общаясь с Ним, они обучались всему, что связано с благовествованием. Он научил их понимать проблемы различных людей и показал наилучшие приемы общения с этими людьми. Они видели, как Он привлекал к Себе людей; как завоевывал их доверие и одухотворял их веру; как открывал пути ко спасению и призывал принять решение… Его метод был столь естествен и конкретен, что все получалось само собой» (Глобальная стратегия евангелизма, с. 78, 79).

Заметьте, насколько это описание Христова метода благовествования сходно с приведенным выше описанием Елены Уайт. Похоже, оба автора указывают на то, что если мы не сосредоточимся на явленном Христом примере индивидуальной работы, то неминуемо подменим его собственными программами и установлениями. Это задушит любую чистую любовь и сострадание, которые еще присутствуют в нашей жизни и благовествовании. Елена Уайт предостерегает: «Повсюду наблюдается тенденция к замене индивидуальных усилий деятельностью организаций. Человеческая мудрость склоняется к консолидации, централизации, строительству больших церквей и учреждений». Далее она пишет, что в результате многие «освобождают себя от контакта с миром, и их сердца охладевают. Они замыкаются в себе и становятся невосприимчивыми к боли конкретного человека. Любовь к человеку исчезает из души» (Служение исцеления, с. 147). ,

Уайн Мак-Дилл называет это редкое в благовествовании любящее человеческое прикосновение «недостающим ингредиентом». Чтобы доказать свою точку зрения, он приводит результаты исследований Принстонского университета, из которых следует, что 50 процентов тех, кто отрицательно относится к Церкви и проповеди, начинают реагировать положительно, если к ним находят верный подход. Отождествляя этот «верный подход» с «недостающим ингредиентом», который он также называет «исполненными любовью человеческими взаимоотношениями», он утверждает, что «Благая весть Христа несовместима с проповедью, основанной на отрицании искреннего межличностного общения. Далее он пишет, что «проповедь будет эффективна только в той мере, в какой она основана на созидании и взращивании наполненных смыслом взаимоотношений» (Дружба во имя Христа, с. 13,14). «Наполнение смыслом» автор понимает как «духовно значимое привлечение любовью, открытость, искренность, действительное участие» (там же, с. 15).

Мак-Дилл прав. Разве сможем мы утолить жажду человеческих душ, если не будем делиться своей любовью и симпатией? Какая польза от программ и планов, если нет наполненных смыслом взаимоотношений? Люди — не машины и не устройства, предназначенные для определенных целей, это не детали, предназначенные для монтажа схем благовествования. Они чувствуют, искренно ли мы их любим или нет. Бог видит в них не объекты для манипуляций, но бесценных Своих чад, которых Он очень любит и ради которых отдал на смерть Своего Сына. Он владеет нами столь полно, что те, кто оказывается рядом с нами, безошибочно чувствуют, что Он пребывает в нас и через нашу жизнь являет Свою безмерную любовь. Это единственный путь, которым Бог может прославить наши скромные усилия и даровать нам успех, если мы используем Его метод благовествования в повседневной жизни. Наши собственные методы могут принести нам плоды, ощутимые лишь с точки зрения ограниченного человеческого кругозора, но только метод Христа может привести к истинному успеху. Следовательно, всякое поистине успешное евангельское мероприятие должно быть основано и взращено на методе Христа. Если Христос осуществляет Свое служение с помощью нашей посвященной Ему жизни — включая ум и сердце, — то мы уподобляемся Христу настолько, что всякий, входящий с нами в соприкосновение, на самом деле оказывается рядом с Иисусом.

Иисус, являя Себя в нашей жизни, становится главным Благовестником. Степень нашего истинного успеха зависит от того, в какой мере мы сумели преодолеть свое «я», поставив на первое место Христа. «Всякий, начинающий работу с людьми, должен предварять ее отказом от собственного «я»» (Свидетельства для служителей, с. 168). Когда соль проникает в пищу, в определенном смысле она исчезает. Исполнив свое предназначение, она растворяется и исчезает. Вкусовые рецепторы воспринимают только пищу, а не соль. Аналогичным образом нам не следует ни в каком смысле вперед выставлять себя, но неизменно сосредоточиваться на Христе и на том человеке, которому мы несем Благую весть.

Провозглашение Благой вести предполагает, что мы забываем про свое «я» и сосредоточиваем внимание на Христе, а когда мы идем с Ним нога в ногу и трудимся для Него, нам нет нужды беспокоиться об успехе. Скорее у нас появляется чувство свободы в Нем, что приводит к спонтанности и внутренней силе при благовествовании. «Самые смиренные и простые ученики Иисуса могут быть благословением для других… Таким людям не нужно тревожиться об успехе» (Путь ко Христу, с. 83).

Однажды я встретил человека, занимавшегося евангелизацией; он был столь обременен своими обязанностями, что,/ казалось, они полностью его раздавили. Те, кто работал с ним, > также становились угрюмыми и неразговорчивыми. «Друг, пожалуйста, помни, что это работа Господня, и Он по-прежнему ею занимается, — однажды сказал ему я. — Нам надо работать добросовестно, но разве удастся привлечь людей ко Христу, находясь в столь мрачном настроении?»

Поскольку с детства нам внушали страх перед неудачей, мы пытаемся во всем утвердить себя успехами или их видимостью. Как следствие общественное мнение оценивает не столько саму личность, сколько достижения и качества достигнутого. Иногда мы даже и не пытаемся достичь чего-либо по той единственной причине, что боимся неудачи. Грустно думать о всех тех великих делах, которые мы могли бы совершить, если бы только попытались.

Естественно, подобное отношение переносится и надело благовествования. Мы часто не благовествуем, потому что сосредоточены не на Христовой достаточности, а на своей ограниченности. В результате мы беспокоимся о том, что надо сказать, что другие о нас подумают, или о том, что нас могут неправильно понять. Уайн Мак-Дилл выделяет три вида страха, с которыми мы боремся при благовествовании: (1) страх несостоятельности; (2) страх отвержения; (3) страх неудачи.

Далее Мак-Дилл приводит перечень практических духовных средств, которые апостол Павел рекомендует Тимофею во Втором послании (2 Тим. 1:7) — «Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия», — чтобы избавиться от подобных страхов. (1) Дарованная Богом сила освободит от страха несостоятельности; (2) дар любви очистит от страха отвержения; (3) дар дисциплинированности преодолеет страх неудачи (Дружба во имя Христа, с. 98, 99).

Елена Уайт отчетливо обозначила основную причину неудач у тех, кто благовествует окружающим: «Они… работают для блага других; они считают, что их обязанности столь велики, дела так насущны, ответственность столь высока, позволяя, таким образом, всем этим делам вытеснить истинное служение Богу. Пренебрегая общением с Богом через молитву и изучением Его Слова… они обходятся без Христа, их жизнь не исполнена Его благодати, и в характерах обнаруживаются черты самолюбия. В результате их служение омрачается тщеславием, стремлением к первенству, грубыми отталкивающими чертами необузданного сердца. Здесь лежит одна из главных причин неудач христианского служения» (Наглядные уроки Христа, с. 52).

Не стоит забывать, что мы и Бог можем по-разному понимать успех. В соответствии с нашей ограниченной человеческой логикой, то, что кажется нам неудачей, с точки зрения Господа может быть успехом, и, наоборот, несомненная, на наш взгляд, удача на самом деле оказывается провалом. Однажды некая женщина, член Церкви, стала жаловаться мне на свои беспрерывные неудачи в деле проповеди Евангелия. Когда я ее спросил, на чем основывается такой вывод, она с ноткой разочарования ответила: «Последние пять месяцев я потратила очень много сил, изучая Библию с одной пожилой женщиной, — и безрезультатно». Я попросил объяснить поподробнее. Она произнесла: «В итоге моя подопечная решила не принимать крещения. У меня ничего не получилось, разве не так?»

Я спросил, подружилась ли она с этой женщиной. Прихожанка ответила: «Да, и очень!» Затем я поинтересовался, вместе ли они возрастали в познании Бога и Его Слова. «Конечно! — уверила меня она. — Более того, эта женщина впервые приняла Христа!»

Видите ли, благовествование есть опыт целостный, отнюдь не фрагментарный, нацеленный только на конечный результат, человек и сам процесс не являются чем-то второстепенным. Женщина добилась успеха, хотя его и не заметила. Обретя доверие той, кому проповедовала, и подружившись с ней, она помогла ей обогатиться познанием Христа и Библии. Она подвела ее к принятию Господа, и они обе достигли духовной близости. Этой христианке стоило бы понять, что процесс благовествования оказался успешным и ценным сам по себе. Что ж с того, что ее подруга оказалась еще неготовой присоединиться к Церкви через крещение? Вероятно, позднее она примет и это важное решение. Иисус, как и прежде, делает все возможное как посредством этой женщины, так и посредством иных людей при других обстоятельствах, чтобы без насилия над свободой выбора подвести человека к решению принять крещение. Разве может Он или мы сделать большее?

Даниил Тэйлор из Вефильского колледжа показал, что не так просто «взвесить» успех, когда речь заходит о развитии взаимоотношений человека со Христом. Нам не следует тратить время, пытаясь вычислить, какие последствия наступят в вечности вслед за данным конкретным поступком. «Невозможно вычислить последствия какого бы то ни было поступка, будь то случайное слово, ободрение или осуждение…» Если мы в состоянии смириться с этим, «то мы освободимся от принуждения к сиюминутным достижениям в обыденном смысле слова. Мы обретаем иную концепцию успеха» (Страх собственной незначительности. — Знамения времени, ноябрь 1989 г., с. 31).

Тэйлор иллюстрирует сущность истинного успеха примером Фореи и матери Терезы: «Форея вполне убедительно показывает, что успех, в сущности, есть провал, если он ослепляет нас и мы перестаем видеть нашу истинную сущность и истинные потребности. Только в таком свете мы можем понять, почему матери Терезе, которая несет Божью любовь к униженным из униженных, стоит завидовать больше, чем любому знаменитому миллионеру; почему некий слуга Божий, который никому не известен, достиг больших успехов, чем многие из великих писателей или актеров, которыми мы восхищаемся» (там же).

Елена Уайт пишет, что львиная доля нашего служения не будет замечена этим миром, зато в глазах Божьих мы увидим одобрение. Далее Елена Уайт поясняет, что «Христос как Искупитель мира постоянно смотрел в лицо явной неудаче. Казалось, что Он делает не так много, как Ему хотелось бы, в возвышении и спасении душ… Но Христос не разочаровывался… Спаситель знал, что в борьбе со злом истина в конце концов восторжествует» (Служители Евангелия, с. 514, 515).

Только метод Христов может привести к истинному успеху, тому успеху, который единственно значим в глазах Божьих, ибо он чист и одухотворен Святым Духом. Он должен стать стержнем и животворящей силой любой евангелизационной деятельности. Благовествование становится истинным и эффективным благодаря не столько сложным программам, сколько умению участников отрешиться от своего «я» и принять в сердце Христа, ибо именно Он может одухотворить программы Своей любовью и могуществом. «Вот тот новый вид благовествования, который нам так нужен. Нужны не лучшие методы, но лучшие люди — люди, которые знают своего Спасителя не понаслышке; люди, которые знают, как Он относится к миру и насколько Он его любит; люди, которые готовы проявить смирение, чтобы Христа возвеличить, люди, которые жаждут, чтобы Он действовал в них по Своему благоволению» (Глобальная стратегия евангелизма, с. 113, 114).

В последующих главах мы рассмотрим каждый этап Христова метода. А пока давайте вновь заглянем в книгу «Служение исцеления», с. 143, где этот метод изложен в четкой последовательности:

1. Находясь среди людей, Спаситель, общался с ними, желая им добра.

2. Он проявлял к ним сочувствие.

3. Он служил их нуждам.

4. Завоевывал их доверие.

5. Иисус говорил им: «Следуй за Мною».

6. Христос дает им обетование, что они станут «ловцами человеков» (см. Мф. 4:19).

Елена Уайт, ободряя нас, говорит, что, следуя примеру Христа в деле приобретения душ, мы достигнем «подлинного успеха», потому что, «сопровождаемая силой убеждения, силой молитвы и силой любви Божьей, эта работа не может быть и не будет бесплодной» (Служение исцеления, с. 143, 144).