Глава 8. Дары руководства и администрирования

Дары руководства и администрирования относятся к общему управлению

Церковью и надзору за ней. Человек, имеющий один или более подобных даров, будет находиться на передовой линии в церковной администрации и ее деятельности.

В эту категорию попадают четыре дара руководство, администрирование, апостольство и вера На первый взгляд может показаться, что дар веры включен в этот список ошибочно, но в этой главе мы поясним, почему он попал в эту категорию.

Кто такой руководитель?

С библейской точки зрения, руководитель — это человек, наделенный Богом способностью и ответственностью влиять на конкретную группу людей в народе Божьем таким образом, чтобы эта группа могла выполнить Божьи намерения для своих членов

В этом определении есть четыре важных момента:

1. Способность, данная Богом, означает, что руководитель имеет либо природные таланты, либо особые дары Святого Духа, проявляющиеся явным образом Благодаря своей одаренности руководитель может оказывать важное влияние на группу

2. У руководителей должно быть чувство ответственности от Бога. Они должны понимать, что дадут отчет за тех, на кого влияют.

3. Руководство осуществляется не в вакууме. Оно направлено на какую-то конкретную группу людей или конкретное задание.

4. Руководитель должен твердо знать Божью волю относительно данной группы людей.

Руководство накладывает на человека особую ответственность. Руководителю надо быть эмоционально уравновешенным человеком и учеником Христа в высшем смысле этого слова. Иногда он подвергается сильным стрессам. Тем не менее, христианские руководители трудятся для Господа и для продвижения Его Царства. Несмотря на возникающие проблемы и временные неудачи, они изыщут пути и средства для выполнения работы.

У руководителя церкви две основные работы: подавать достойный духовный пример и создавать атмосферу, в которой каждый человек сможет наилучшим образом выполнять свою работу.

Человеческий фактор

В христианской Церкви успех служения во многом

зависит от христианской личности руководителя. Роберт

Пирсон писал:

«Люди важнее методов, планов и стратегии. Успех любой организации или проекта больше зависит от человеческого фактора, чем от бюджета или чего-то другого. При правильном руководстве конференция, поле, учреждение будут расти и развиваться, несмотря на проблемы и препятствия» (1) .

В издательской аннотации на обложке книги Кальвина Рока эта весть звучит громко и отчетливо:

«Чтобы быть успешным администратором, вам надо уделять больше внимания планированию, организации рабочего дня и самооценке. Правильно? Нет, неправильно. Автор считает, что личная порядочность и такие добродетели, как самообладание, верность и бескорыстная любовь, являются ключом к успешному администрированию» (2) .

Пример Иисуса

Иисус — образец христианского руководителя. У Иисуса руководителям надо учиться власти доброты и магии понимания. В Иисусе не было даже намека на грубость, резкость или суровость. С Его помощью христианский руководитель может избавиться от этих черт в своей жизни.

Подобно своему Господу, христианский руководитель решает свои проблемы в духе любви и христоподобия.

Роберт Пирсон высказывает важную мысль по этому поводу: «Человек не рождается духовным руково-дителем и не становится им благодаря социальному положению или образованию. Ни совет конференции, ни совет церкви не может наделить человека духовностью. Духовное руководство приходит с силой Святого Духа. Оно достигается молитвой, слезами и исповеданием греха. Оно требует частого самоисследования и больших жертв. Но только когда мы становимся духовными работниками, наше руководство может нести на себе духовный отпечаток, имеющий такое большое значение для успеха» (3) . Апостол Петр обобщает то, о чем мы говорим, в следующих словах:

«Посему (возлюбленные), препоясавши чресла ума вашего… Послушанием истине чрез Духа очистивши души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1 Петр. 1:13, 22; 2:17).

Руководитель как слуга

Библия рекомендует руководителям быть также «рабами» или слугами. Такой тип руководства способен вызвать в людях чувство уважения и любви к руководителю, потому что он выполняет волю Божью, явно заботясь об интересах своих подопечных. Питер Вагнер пишет:

«Люди интуитивно чувствуют, любит их руководитель или нет. Это чувство производит внутри Церкви Сам Святой Дух. Мир ничего не знает об этом, но Церковь не может без этого прожить» (4) ,

Иисус даровал нам пример руководителя-слуги самим фактом Своего воплощения, как об этом говорится в Флп. 2:1—11 Павел объясняет, что в нас должны быть те же чувствования, какие были во Христе Иисусе, Который, будучи Богом, оставил Свое высокое положение на Небе, отложил Свои Божественные полномочия и принял образ раба. Он полностью «опустошил» Себя и стал во всем подобием человека — вплоть до крестных мук.

Основное греческое слово дулос переводится как слуга или как «раб». Истинный христианский руководитель становится добровольным рабом Иисуса и тех, кому он служит (см. Рим. 1:1; 1 Кор. 9:19). Именно такой взгляд на руководство является показателем готовности руководителя к служению. В данной ниже таблице приводятся некоторые основные понятия руководства в духе служения:

Ин.. 13:35

«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».

Мк. 9:33-35

Это значит служить, а не повелевать.

Рим. 12:3

Это значит быть уважительным, а не смотреть на людей сверху вниз.

Петр. 5:3

Это значит подавать пример, но не господствовать.

Рим. 12:10

Это значит вести себя с людьми как равный, не превозносясь.

Еф.5:21

Это значит идти на взаимные уступки,

а не принуждать людей.

Руководство и управление

Руководство и управление — это не одно и то же. Руководство — это более широкое понятие, предполагающее создание коллектива и направление его на путь успешного служения. Управлять — значит умело организовывать конкретную текущую работу. Первое — это дар руководства; второе — дар администрирования.

Дар веры

Господь наставляет всех христиан иметь веру в Бога (Мк. 11:22). Нам также сказано, что мы спасаемся через веру, которая сама по себе есть дар от Бога (Еф. 2:5). Однако существует и другой вид веры, которая является непосредственным даром Бога, данным некоторым христианам.

Определение: дар веры — это уникальная способность, которую Бог дает некоторым членам Церкви Христовой, распознавать с необычайной уверенностью волю и намерения Бога в отношении Его дела.

Такая вера смотрит не в прошлое, а в будущее. Люди с этим даром могут уразуметь, что Бог будет делать, даже когда это кажется невозможным. Они изобретают и реализуют планы, программы и проекты, которые никогда не смогли бы стать реальностью, если бы у них не было этого дара. Питер Вагнер пишет: «Они, подобно Ною, могут повиноваться Богу и начать строить ковчег на сухой земле, несмотря на издевательства и критику в свой адрес, нисколько не сомневаясь в том, что Бог пошлет потоп на землю» (5) ,

Это один из даров руководства: такой человек понимает, как сдвинуть горы, в то время как другие считают это невозможным. Люди с этим даром идут на риск и ставят себя в невыгодное положение ради того, чтобы выполнить работу для Царствия Божьего (но они также пользуются здравым смыслом и логическим мышлением). Такую веру не следует путать с самонадеянностью. Самонадеянный человек ведет себя неразумно, полагаясь на свои чувства и ложное представление о том, как Бог ценит истинную веру.

Елена Уайт иллюстрирует эту веру на примере Неемии:

«Успех, сопровождавший усилия Неемии, показывает, что может сделать молитва, вера и мудрые, энергичные действия. Живая вера будет способствовать энергичным действиям. Дух, в котором действует руководитель, будет в значительной степени подхватываться людьми» (6) , Вот некоторые особенности людей, имеющих этот дар:

— необыкновенное желание принимать Божьи обетования в буквальном смысле и применять их до тех пор, пока Бог не исполнит их так, как Он обещал;

— неотступное ощущение, что Бог собирается сделать нечто необычное, хотя у окружающих может не быть такой уверенности;

— уверенность, возникающая в различных кризисных обстоятельствах, что Бог не только может что-то сделать, но и обязательно сделает это (7)

Дар руководства

Дар руководства предполагает умение вдохновлять людей, делясь с ними своим видением того, что может быть сделано, а также постановку задач, выполнение которых сделает эту мечту реальностью.

Определение: дар руководства — это особая способность, которой Бог наделяет некоторых членов Церкви Христовой, определять задачи в соответствии с Божьими намерениями о будущем и сообщать об этих задачах другим таким образом, чтобы они добровольно и согласованно трудились сообща над выполнением этих задач во славу Божью.

Разумные руководители опираются на добрую волю людей (Деян. 7:10) и знают, как сплотить разнородные элементы (Деян. 15:13—21). Подчиненным следует уважать руководителей, достойных этого уважения (Евр. 13:17).

Стиль руководства

Стиль руководства — это то, как человек осуществляет руководство. Большая часть успехов или неудач руководителя объясняется стилем его руководства. Является ли руководитель добрым и внимательным или же деспотичным и требовательным? Умеет ли он ласково, нежно и внимательно разговаривать с людьми или же бывает неприветлив и говорит командным тоном, не терпящим возражений? Успех важен, но если работа выполняется ценой потери доброго расположения со стороны людей, когда в жертву приносятся их чувства, то такое руководство не может считаться успешным в христианском мире.

Ездра исповедовал стиль заботливого руководителя, и это проявилось в том, что он потратил три месяца на изучение списков и беседу с людьми. Лишь после этого он принял решение в отношении тех, кто нарушил заповедь (Ездр. 10:16, 17). Решая тот же самый вопрос, Не-емия применил совершенно другой стиль руководства. В данном случае он стал действовать прямо и пошел в лобовую атаку, что иногда бывает необходимо:

«Я сделал за это выговор, и проклинал их, и некоторых из мужей бил, рвал у них волоса, и заклинал их Богом» (Неем. 13:25). Давайте будем смотреть правде в лицо: это подействовало!

К. Питер Вагнер считает, что руководитель Церкви успешнее всего будет справляться со своей ролью, если будет оснащать людей всем необходимым:

«Руководитель, умеющий оснащать людей всем необходимым, сначала активно ставит задачи перед собранием согласно воле Божьей, потом делает вывод по реакции присутствующих, до какой степени люди восприняли эти задачи, как свои, а затем заботится о том, чтобы у каждого члена Церкви были правильные мотивы и чтобы он был оснащен всем необходимым, чтобы выполнить свою роль в осуществлении намеченных планов» (8) ,

Дар администрирования

Греческое слово кубернесис, которое переводится как «администрирование» или «управление», — привычный термин для капитана корабля, который ведет корабль к месту назначения. В современной Греции то же слово применяется к воздушным пилотам. Люди, имеющие этот дар, планируют и формулируют задачи. Именно они могут организовать программу или запустить проект и обеспечить его выполнение. Руководители делятся с людьми своим видением и воодушевляют их на достижение намеченных целей. Администраторы же организуют работу таким образом, чтобы эти долгосрочные цели были реализованы. В некоторых переводах Библии вместо слова «администрирование» используется слово «управление», однако оно может создать неверное впечатление, будто этот дар проявляется только в каких-то учреждениях, хотя Библия этого не говорит.

Определение: дар администрирования — это особая способность, которой Бог наделяет некоторых членов Церкви Христовой, ясно понимать ближайшие и долгосрочные задачи, стоящие перед конкретной общиной, а также успешно разрабатывать и исполнять намеченные планы ради достижения этих целей.

Некоторыми библейскими примерами дара администрирования в действии могли бы стать организация общественного служения в Иерусалиме (Деян. 6:1—8), планирование постройки башни (Лк. 4:28—30) и административное задание Павла Тимофею (Тит. 1:5).

Люди с этим даром:

— проявляют организаторские способности;

— думают о том, как бы помочь другим добиться поставленной цели;

— беспокоятся о благополучии всей группы, когда отвечают за нее;

— не возражают против того, чтобы более детально доработать и осуществить план, первоначально разработанный другими людьми.

Дар апостольства

Дар апостольства дважды упоминается в списках духовных даров: в 1 Кор. 12:28 и Еф. 4:11. Не так-то просто описать этот дар. Даже в ранней Церкви не всегда было согласие по поводу того, кого считать апостолами. Всем известно, кто были первыми двенадцатью апостолами. В Книге Деяния используется фраза «апостолы и братья», чтобы провести грань между двенадцатью и другими членами (Деян. 11:1), хотя в этой книге Павел и Варнава также названы апостолами (Деян. 14:4). В Деян. 15 выделяются такие категории, как «апостолы и пресвитеры», поскольку на каком-то этапе было также введено служение пресвитеров. Павел упоминает двух своих родственников — Андроника и Юнию — и называет их апостолами (Рим. 16:7). Себя он также включает в число апостолов на основании того откровения, которое он получил от Иисуса по дороге в Дамаск (1 Кор. 9:5).

Некоторые люди выдавали себя за апостолов, но на самом деле были «лжеапостолами» (2 Кор. 11:13) Некоторые считали себя «высшими апостолами», но, по-видимому сами присвоили себе этот титул (2 Кор. 12:11). Павел явно неодобрительно отзывается о них во 2 Кор. 11.5, как явствует из греческого слова, которое он употребляет (9) .

Их поведение, как видно из 2 Кор. 11:20, оставляло желать лучшего. Павел описал одного из них как человека, который «вас порабощает, объедает, обирает, превозносится… бьет вас в лицо» — едва ли это то поведение, которое можно ожидать от апостола.

Греческое слово «апостол» в переводе означает «некто посланный». Смысл корня этого слова привел некоторых людей к заключению, что апостольство — то же самое, что и миссионерская или евангельская работа, поскольку и те, и другие посылаются проповедовать Евангелие. Другие придерживаются мнения, что этим словом специально обозначаются двенадцать учеников, призванных Самим Иисусом, или, по крайней мере, те, кто был очевидцем Его служения плюс Павел, который был призван на апостольство непосредственно Иисусом.

Служение Павла помогает дать определение дару апостольства

Однако внимательное изучение служения Павла углубляет наше понимание дара апостольства. Павел насаждал церкви. Он отправлялся на неохваченные территории и создавал новые церкви. Впоследствии он претендовал на какой-то авторитет, поскольку был основателем этих церквей (см. 1 Кор. 9 и 2 Кор. 10). Однако он крайне осторожно пользовался своей властью (см. 1 Кор. 9:12 и 2 Кор. 10:13—16). В двух местах Писания описывается, как Павел использовал и как он не использовал дар апостольства — 1 Кор. 9 и 2 Кор. 10. Тщательное изучение этих отрывков показывает, что Павел был руководителем-слугой и противился людям, которые пытались незаконно присвоить себе полномочия, которые дает этот дар.

Дар апостольства сегодня

Определение: дар апостольства — это особая способность, которой Бог наделяет некоторых членов Церкви Христовой, брать на себя и осуществлять общее руководство рядом церквей, имея при этом необыкновенный авторитет в духовных вопросах, который сразу же признается этими церквами и с благодарностью принимается ими.

На первый взгляд, в этом определении скорее описываются избираемые руководители Церкви, которых принято обозначать термином «администраторы». Однако, если основываться на опыте Павла, который был первым, не входящим в состав двенадцати учеников, кто был признан апостолом, и принять во внимание первоначальное значение этого слова («посланный»), то данное выше определение вполне применимо сегодня к людям, которые едут на новые территории, насаждают церкви и заботятся о группе местных церквей после их создания и организации.

Первые двенадцать апостолов пользовались особым авторитетом, поскольку были очевидцами служения Иисуса и пионерами христианской Церкви. Хотя, читая Новый Завет, можно прийти к выводу, что они в основном занимались делами Иерусалимской церкви и окрестными территориями, история Церкви свидетельствует о том, что на самом деле они дошли до самых отдаленных мест земного шара, создавая церкви и распространяя Евангелие (10) . В этом смысле они также были пионерами и создателями церквей.

Имеющие этот дар часто проявляют следующие качества:

— сильно развитое сознание того, что они призваны Богом начинать новое дело;

— сильный характер и вера в то, что Бог сделает все необходимое в необычных обстоятельствах, чтобы укрепить авторитет Своего дела,

— обычно такой человек имеет множество даров, дополняющих дар апостола;

— человек, который понимает, что хочет сделать Бог, и не боится попытаться осуществить Божьи замыслы.

Заключение

Руководство как служение людям задумано Самим Богом, и примеры такого руководства даны в Библии. Дары руководства, администрирования и веры делают

успешным руководство, основанное на служении людям Эти дары во многом подобны двигателю, который приводит в движение весь церковный механизм, когда Церковь пытается исполнить свою миссию и возвестить миру весть о Божьем Царстве.

Примечания:

1 Роберт Х. Пирсон, Если вы хотите быть руководителем (Маунтен Вью, Калиф : Тихоокеанское Издательство, 1966 г.), с. 8

2. Кальвин Б Рок, Церковное руководство: призыв к добродетели (Бойсе, Айдахо. Тихоокеанское Издательство, 1990 г.)

3. Роберт X. Пирсон, с. 9, 10.

4. К. Питер Вагнер, Как обеспечить рост своей церкви (Венту -ра. Калиф.: Регал Букс, 1984 г), с. 115.

5. К. Питер Вагнер, Ваши духовные дары могут способствовать возрастанию вашей церкви, повторное изд. (Вентура, Калиф.: Регал Букс, 1994 г.), с. 146.

6 Е. Уайт, Христианское служение, с 177.

7. В качестве дополнительной информации прочитайте Евр. 11 и определите людей в приведенном там списке, которые имели дар веры. См. также книгу Е. Уайт Путь ко Христу, с. 49—55. В этой главе описана вера, которую надо иметь всем христианам. Однако заметьте, что имеющие этот особый дар веры разделяют общие чувства, но при этом имеют также дополнительные способности воплотить все в конкретном действии. Читайте также первую главу книги Е. Уайт Воспитание, в которой описывается динамика развития личности, как ее видит Господь.

8 К Питер Вагнер, Как обеспечить рост своей церкви (Венту -ра. Калиф.: Регал Букс, 1984 г), с 79.

9. Библейский комментарий адвентистов седьмого дня, том 6,

с. 910

10 По этому вопросу нет единого мнения. Смотрите книгу Кен-нета Скотта Латуретта, История распространения христианства, 1: «Первые пять веков» (Гранд Рапидс, Мич.: Изда-