Глава 9. Дары евангельского служения

Ряд духовных даров попадает в категорию даров евангельского служения Они используются непосредственно для обращения душ Эти дары, как правило, заметны, и имеющие их люди всегда оказываются на виду, исполняя свое служение В этой главе мы рассмотрим духовные дары евангельского служения, языков и истолкования языков, проницательности или различения духов, а также миссионерский дар Может показаться странным, что в эту категорию включены дары языков и истолкования языков, но из последующего объяснения станет ясно, почему они здесь оказались

Евангелизм: жизненная сила Церкви

Господь поручил Церкви завоевывать души. Если Церковь не приобретает новообращенных, она не сможет долго просуществовать. Елена Уайт указывает на то, что великое поручение Христа обращено ко всем христианам всех времен, которые выполняют работу для Царства, опираясь на свои духовные дары. Это поручение охватывает все расы, национальности и классы общества, упраздняет всякие национальные разграничения и предрассудки, собирает верующих в одну Церковь, сопровождается знамениями и чудесами, подтверждающими веру, открывает двери для неисчерпаемых богатств Неба и не основывается на законах, утвержденных только лишь церковными властями. Если это поручение не выполняется. Церковь становится обособленной, так как поток Божественной энергии не может течь. Церковь обрекает себя на духовную слабость и упадок, любовь охладевает, и вера оскудевает, Бог бывает разочарован’.

Если же евангельские дары используются в общине, то она успешно завоевывает души для Христа.

Великое поручение

Основным мандатом христианской Церкви является великое поручение (Мф. 28:18—20). В нем изложен общий план, включающий численный рост, духовную зрелость и количество служений, выполняемых Церковью. Оно повторено четыре раза в Евангелиях, и каждый раз в нем подчеркиваются разные вещи (Мф. 28:16—20;

Мк. 16:14—20; Лк. 24:44—47; Ин. 20:21).

Некоторые считают, что великое поручение относится только к ранней Церкви. Так считал Мартин Лютер (2) , Жан Кальвин использовал великое поручение в основном для того, чтобы опровергнуть идею Римско-католической Церкви об апостольской преемственности и как аргумент для анабаптистов, отвергавших крещение младенцев, и лишь после этого он добавлял: «Христос желает, чтобы миссия вечного спасения осуществлялась для всех язычников» (3) Когда Уильям Кэри — отец современного миссионерского движения — заявил о своей вере в то, что великое поручение все еще остается в силе (это произошло на конференции служителей в конце 90-х годов 18-го века), его назвали «жалким энтузиастом» «Если Богу будет угодно обратить язычников, — сказали ему, — он сделает это без вашей или моей помощи!» (4)

Адвентисты считают, что великое поручение действительно во все времена (5) Елена Уайт писала. «Сама жизнь Церкви зависит от ее верности в исполнении Господнего поручения» (6) , Хотя великое поручение включает в себя нечто большее, чем количество обращенных, в нем указано, что численный рост — глобальная задача Церкви. Сделать учениками, крестить и научить можно только теплокровных существ В книге Желание веков, на с. 822 Е. Уайт выступила с обобщающим заявлением по поводу великого поручения:

«Поручение Спасителя ученикам относится ко всем верующим. Оно распространяется на всех верующих во Христа до конца времен. Роковая ошибка думать, что спасение душ — дело только рукоположенного служителя. Всем, кого посетило небесное вдохновение, доверено и Евангелие. Все, получившие жизнь во Христе, призваны трудиться во имя спасения своих ближних. Для этого создана Церковь, и, взяв на себя ее священные обеты, мы тем самым обещаем стать соработниками Христа».

Что такое евангельская работа?

Евангельская работа — это приобретение новообращенных, и евангельские дары Духа предназначены для выполнения этой задачи. Слово евангелизм происходит от сложного греческого слова евангелизейн, включающего в себя два слова: еу, что значит «добрый», и ангелейн, что значит «разносить новости» или «что-то провозглашать». 132 раза в Новом Завете оно переводится как «евангелие» Слово евангелизо (что значит «евангелизировать») употребляется двадцать семь раз, и в основном его используют Лука и Павел Лука использует его как синоним возвещения благой вести; Павел — для разъяснения миссии Иисуса, пришедшего возвестить «добрую весть».

Греческое слово евангелистес — проповедник доброй вести — встречается только три раза, возможно, из-за того, что такой же титул носили языческие жрецы, и библейские писатели употребляли его неохотно. Филипп (Деян. 21:8) и Тимофей (2 Тим. 4:5) названы евангелистес, а в Еф. 4:11 этим словом назван конкретный духовный дар.

Дар евангелизма

Дар евангелизма уникален. Обладающие этим даром могут вести людей к принятию решений об обращении в веру такими методами, которые для других почти недоступны. Господь вкладывает слова в их уста и ставит их в такие обстоятельства, в которых они встречаются с отзывчивыми людьми, готовыми принять призыв.

Определение: дар евангелизма — это уникальная способность, которой Бог наделяет некоторых членов Церкви Христовой, делиться Евангелием с неверующими таким образом, чтобы мужчины и женщины становились учениками Христа и ответственными членами тела Христова.

Евангелист глубоко обеспокоен вечным благополучием людей и вечными вопросами. Он смело и уверенно говорит с другими о Господе. Люди с этим даром всегда находятся на передовой церковного служения в поисках душ. Это люди, которые любят стучаться в двери, вступать в разговор с людьми в автобусах и самолетах, посещать людей на дому и изучать с ними Библию, а также спрашивать у людей напрямую, хотят ли они принять Господа.

Всемирные исследования показывают, что духовный дар евангелизма обычно имеют от 5 до 10 процентов активных членов церкви. Почему так мало? Дело в том, что дар евангелизма — особенный дар. Имеющие этот дар развивают у себя навыки умело и тонко вступать в разговор, а также убеждать людей принять решение. Фактически они выполняют работу благовестника (2 Тим. 4:5).

Молчащие 90 процентов

Если дар евангелизма имеют лишь десять процентов членов общины, что же делают остальные 90 процентов? Неужели они ничего не должны делать для завоевания душ? Ни в коем случае. Тут действует принцип:

не все христиане евангелисты, но все христиане — свидетели.

Евангелизм — это особый дар, который ставит человека на передовую линию фронта; они подобны солдатам, непосредственно атакующим вражеские позиции. Свидетельство — это тот навык, который должны приобретать все христиане. Любой может рассказать, что Господь сделал для него или для нее. Любой может выполнять всевозможные задания, так или иначе связанные с ученичеством и приобретением душ для Христа.

Важность евангельского дара

Дар евангелизма — это главное средство, которое использует Святой Дух, чтобы примирять мужчин и женщин с Богом. Он обеспечивает численный рост Церкви и вовлекает людей в процесс ученичества. Вот некоторые показатели наличия этого дара:

— способность выступать перед большими группами людей, свободно беседовать с незнакомыми людьми и с теми, с кем недавно познакомился;

— способность убеждать людей принять Господа или влиять на них;

— ощущение беспокойства при мысли о всех неспасенных людях в нашем мире;

— способность разъяснять духовные истины в обычной беседе с неспасенными людьми и способность выбирать для этого подходящий момент;

— радостная, свободная, естественная и непринужденная беседа с людьми о христианских ценностях,

— неспасенные люди, с которыми вы вступаете в контакт, часто отдают себя Господу в конце разговора с вами

Разновидности евангельской работы

Одна из трудностей, которая у нас — адвентистов седьмого дня — возникает с даром евангелизма, это употребление самого слова евангелизм. Для адвентиста седьмого дня евангелизм почти неизменно ассоциируется с «общественными собраниями». Однако есть разные виды евангельской работы. Один писатель изобразил это в виде следующей таблицы: (7)

Молитвенный евангелизм

Дружеский евангелизм

Воинствующий евангелизм

Обучающий евангелизм

Общественный евангелизм

Закрепляющий евангелизм

Сдержанный

Эмоциональный

Решение

Люди, имеющие духовный дар евангелизма, обычно достигают наибольших успехов на этапе воинствующего, обучающего и общественного евангелизма. В этом случае обучающий евангелизм включает такие формы, как библейские семинары и библейские занятия в небольших группах.

Дар языков

Дар языков, возможно, является наиболее противоречивым из всех даров в основном из-за того, что им часто злоупотребляют, а также из-за ошибочных богословских предпосылок, которыми этот дар окружают. Впервые дар языков проявился в День Пятидесятницы — о чем повествует Библия — и снова оказался в центре внимания христианского мира (по крайней мере в Северной Америке) в наши дни, когда в небольшой церквушке в Лос-Анджелесе в начале века началось возрождение. До этого момента всплески говорения на языках наблюдались в Англии, в церкви Эдварда Ирвинга (8) . В методизме 19-го столетия и в раннем адвентизме (9) также было известно это явление.

Что такое дар языков?

На основании высказывания апостола Павла в 1 Кор. 14:22: «Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих» можно заключить, что языки являются одновременно и евангельским, и чудодейственным даром. Если бы Павел не написал своего пояснения в 1 Кор. 14:13—18, можно было бы легко ответить на вопрос:

«Что такое дар языков?» Это способность передавать Евангелие на иностранных языках.

Проблема возникает из-за того, что Павел как будто бы говорит о какой-то иной форме общения, не имеющей ничего общего с иностранными языками.

Те, кто считает языки в 1 Кор. 14 чем-то отличным от иностранных языков, усвоенных чудесным образом, говорят о молитвенном языке или «небесном», «ангельском» языке (10) В Библейском комментарии адвентистов седьмого дня приводятся аргументы обеих сторон.

В двух недавно изданных адвентистских книгах отстаиваются противоположные взгляды по этому вопросу. В последнее время Герхард Хазел стал утверждать, что языки в Новом Завете — уникальное явление, неизвестное в других религиях «Говорение языками в Коринфе, — пишет он, — это чудодейственное говорение на иностранных языках, которые эти люди специально не учили»». Уильям Е. Ричардсон придерживается другой точки зрения и утверждает, что явление языков не уникально для христианства и что языки в 1 Кор. 14 были фактически даны для личных духовных упражнений (12) .

Роланд Хегстед исследует обе точки зрения и ссылается на мнение специального комитета, созданного Генеральной Конференцией в 1973 г. для изучения харизматического движения. Комитет выдвинул предложения по поводу проведения богослужений в Церкви и предупредил о последствиях беспорядочного поведения во время богослужений, однако воздержался от каких-либо высказываний о природе дара языков в 1 Кор. 14. Эта двусмысленность побудила Хегстеда озаглавить свою главу «Библейский дар языков — это ____ » (вы сами попытайтесь заполнить пропуск) (13) .

Мнение харизмотов

Сторонники пятидесятнических взглядов обычно считают языки знамением для верующих, которое говорит о том, что человек исполнился Святым Духом. Но это прямо противоположно тому, что говорит апостол Павел в 1 Кор. 14:22. А вот что, к примеру, пишет Кеннет Хагин:

«Тогда, как знамение или подтверждение того, что вы исполнились Святым Духом, вам будет дано провещевать на ином языке. Если вы достаточно просты в вере и достаточно мужественны и сильны, то сможете немедленно начать вещать на ином языке» (14) . Пытаясь доказать, что дар языков дается всем христианам как доказательство крещения Святым Духом, Хагин разграничивает дары служения и духовные дары. Дары служения, по его мнению, это пять даров: апостола, учителя, евангелиста, пророка и пастора. Это дары, присутствующие у духовенства или «помазанных». Простые члены церкви не получают этих даров служения. Таких же взглядов на различия между духовенством и мирянами придерживается и Римско-католическая церковь (15) . Однако Хагин совершенно произвольно разграничивает дары служения и духовные дары, не имея при этом никакого библейского основания.

Тем не менее нам все же придется разрешить смысл следующих слов Павла: «Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками» и «не запрещайте говорить языками». Каким бы ни был дар, проявившийся в коринфской церкви, он был отклонением от истинного дара, хотя, по мнению Павла, и не очень опасным (ст. 19). По крайней мере, в данном случае это отклонение от нормы было признаком христианской незрелости (ст. 20). Все же наиболее распространенным проявлением дара языков, как это видно из истории миссионерской работы, является способность говорить на иностранных языках, специально не изучавшихся, просто потому, что этого требовали обстоятельства, в которых оказывались миссионеры. Господь понимает, что это чудо способно убедить некоторых людей в достоверности Евангелия.

Дар истолкование языков

Дар истолкования языков тесно связан с самим даром языков. Когда дар языков проявляется в общественных местах, он должен сопровождаться истолкованием — в противном случае он будет бесполезен.

Определение: дар истолкования—это уникальная способность, которой Бог наделяет некоторых членов Церкви Христовой, открывать людям на их родном языке ту весть, которая передается человеком, говорящим на языках.

По всей видимости, истолкование — это нечто большее, чем просто перевод с одного языка на другой; скорее, это функциональный эквивалент дара пророчества. Это способность передавать богодухновенную весть на родном языке так, чтобы люди понимали ее смысл. Этот дар окружен такой же загадочностью, как и дар языков Эти дары проявляются редко, если не обращать внимания на аномалии, имеющие место в пятидесятнических и харизматических кругах. Они сохраняют в себе особенности разных даров, которые призваны убедить неверующих в том, что Дух Божий — это реальная и действенная сила.

Дар проницательности или различение духов

Дар проницательности попал в категорию евангельских даров потому, что он позволяет отличить истину от лжи при изложении Евангелия. Он также называется даром «различения духов» (1 Кор. 12:10). Некоторые все же предпочитают называть его даром проницательности

Определение: дар различения духов — это уникальная способность, которой Бог наделяет некоторых членов Церкви Христовой, знать наверняка, являются ли в действительности те или иные действия, выдаваемые за проявления Святого Духа, Божественными, человеческими или сатанинскими.

В Первом послании Иоанна 4 1 «духов» рекомендуется испытывать. В каком-то смысле этот дар можно причислить к чудодейственным дарам, поскольку различаемые «духи» часто оказываются сатанинскими. Это необычный дар, и он должен использоваться благоразумно. Он также требует мужества; многие люди, обладающие им, боятся использовать его, поскольку последствия могут быть непредсказуемыми. В 1 Кор. 14:29, обсуждая вопрос о порядке на богослужениях, Павел советует: «И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рас-суждают.» Слово «рассуждать» (а в другом переводе «тщательно взвешивать») есть не что иное, как использование одного и того же греческого слова, переведенного в других местах как «проницательность», «способность различать».

Вот некоторые особенности людей, имеющих этот дар.

— обостренная способность замечать непоследовательность;

— склонность указывать на заблуждения в том или ином учении или теории и на способы их устранения;

— глубокая убежденность у людей, обладающих этим даром, которую им непросто заглушить в себе, в том, что слушателям возвещают или навязывают полуправду, искаженную истину либо ложные учения и просят их принять эти учения и жить по ним.

X. М. С. Ричарде, создатель радиопрограммы «Голос пророчества», был известным противником церкви мормонов. Бывало, он рассказывал нам, как однажды раскинул палатку в одном городе, где к нему подошел человек и начал обсуждать религиозные вопросы. Было очевидно, что этому человеку известно, кто такой пастор Ричарде, хотя последний не знал его. Было также очевидно, что он противник той вести, которую Ричарде собирался возвещать на предстоящих собраниях. Внезапно в середине разговора человек остановился и сказал:

«Вы знаете, кто я такой?» Пастор Ричарде рассказывал, что в следующее мгновение у него уже был готов ответ «Да, — сказал он, — вы — епископ такой-то мормонской церкви, и вас прислали сюда специально для того, чтобы мешать проведению этих собраний» Человек был ошарашен. «Как вы узнали об этом ?» — спросил он. Пастор Ричарде рассказывал, что просто не мог не воспользоваться этим благоприятным моментом. «Вы знаете, — сказал он, —у меня есть дар различения духов!» Это так напугало мормонского епископа, что он больше не появился на собраниях пастора Ричардса. Хотя пастор Ричарде никогда не претендовал на то, что имеет дар различения духов на протяжении всей жизни, и рассказал нам эту историю скорее как просто историю, но в тот момент Господь и в самом деле дал ему этот дар как свидетельство Своего присутствия и силы для неверующих.

Дар миссионера

Дар миссионерства не упоминается прямо в Священном Писании, но Павел намекает на него в Рим. 1:5: «Чрез Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы». Это говорит о способности трудиться на миссионерском поприще в разных народах с их национальной культурой и обычаями. Не каждый способен на это, и не все призваны к этому.

Определение: дар миссионера — это уникальная способность, которой Бог наделяет некоторых членов Церкви Христовой, служить другим духовными дарами, которые у них имеются, в чужой для них стране и культуре.

Существуют разные виды миссионерской деятельности в зависимости от того, какая проблема стоит перед евангелистом:

— внутренний духовный рост уже существующей общины;

— обращение людей, живущих поблизости, и их присоединение к существующей общине;

— насаждение новых церквей в родной стране;

— проповедь людям, принадлежащим к другим этническим, языковым или культурным общностям.

Люди с даром миссионерства могут успешно осуществлять все вышеперечисленные виды миссионерской работы, хотя чаще всего они трудятся в четвертом качестве и работают за пределами своей родной страны.

Павел являет собой яркий пример человека, имевшего этот дар Рассуждая о своих духовных дарах, он говорит, что был послан ко всем народам (Рим 1.5), был призван служить в первую очередь язычникам (Рим 15.16, Гал. 2.7, 8) и быть учителем язычников (1 Тим 2:7) Возвещать Евангелие язычникам было неслыханным делом во времена Павла, и до конца своей жизни он не переставал изумляться тому, что это все же случилось Он

называл тайной то, что язычники смогли привиться на иудейское древо (Рим. 11:25). С другой стороны, у Петра не было дара миссионерства. Время от времени он проповедовал неиудеям, но его главным призванием было служение своему народу (Гал. 2:7, 8).

Необходимо делать различие между отсутствием дара миссионерства в решении расовых или этнических вопросов и отсутствием братской любви Отсутствие дара миссионерства не может служить оправданием для проявления неприязни к своим ближним, принадлежащим к другим этническим группам. Духовные дары — это действенный инструмент для выполнения важных поручений в деле распространения Царства Божьего. Чтобы иметь успех, эти дары всегда должны действовать в контексте любви. Все христиане призваны любить друг друга Некоторые призваны к тому, чтобы трудиться в других странах и посвятить свою жизнь служению в многокультурной среде. Давайте не будем путать эти два понятия и не позволим духу мира сего производить в нас этнические или культурные предубеждения, которые являются злом и препятствуют продвижению Царства.

Заключение

Дары евангельского служения — это дары, используемые Святым Духом для того, чтобы совершать первичные «набеги» на территорию дьявола и убеждать людей в истине. Они незаменимы в работе Церкви и должны постоянно совершенствоваться и применяться в деле.

Примечания:

1. См. Желание веков, с 818—828.

2. Т.Ф. Торренс. Ле Реформатьер э ла Фин де Темп (Париж-Дилашо и Нистле, 1955 г.)

3. Дейвид Б. Кахун, «Жан Кальвин: миссионер-герой или миссионер-неудачник.? «Пресвитерион, № 1, (весна), с. 16—33.

4. Харольд Р. Кук, Светлые мгновения христианских миссий (Чикаго: Типография Муди, 1967 г.), с. 55.

5. Смотрите Основание веры 11, Церковное руководство адвентистов седьмого дня.

6. Е. Уайт, Желание веков, с. 825.

7. Бобби Клинтон, Духовные дары (Беверлодж, Альберта, Канада: Издательский дом «Горизонте, 1985 г.), с. 151.

8. Об истории этого движения читайте в книге Арнольда Дал-лимора Предтеча харизматического движения (Чикаго:

Типография Муди, 1983 г.) и в книге Лероя Е. Фрума Пророческая вера наших отцов (Вашингтон, Издательство «Ревью энд Геральд«, 1946 г.), т. 3, с. 514—532.

9. Анализ харизматических опытов в адвентизме можно найти в книге Роланда Р. Хегстеда, Стук в ворота, с. ориг. 101-133.

10. Николас Фишер, Понимание языков (Линкольншир, Англия:

Издательство Стэнборо).

11. Герхард Ф. Хазел, Дар языков, с. ориг. 143.

12. Уильям Е. Ричардсон, Говорение на языках (Хагерстаун, Мд.:

Издательство Ревью энд Геральд, 1994 г.), с. 92. 13 Роланд Р. Хегстед, Стук в ворота, с. ориг. 53—77.

14. Кеннет Е. Хагин, Святой Дух и Его дары (Талса, Оклахома:

Библейская церковь РЕМА, 1991 г.), с 42.

15. Информацию о том, что на самом деле означает священство всех верующих, вы сможете найти в книге Рекса Д. Эдвард-са Каждый верующий — служитель (Вашингтон, Служительская Ассоциация Генеральной Конференции, 1995 г.).

тельская Корп Зондерван, 1970 г), с 101, если хотите получить какую-то информацию по этому вопросу Вы сможете найти имя каждого апостола в книге Дж Д. Дугласа, Новый международный словарь христианской Церкви (Гранд Рапиде, Мич Издательство Зондерван, 1974 г) Там же говорится о том, в какие края отправился каждый из них