Глава 10. Знамения и чудеса, сила и слава

Фраза «знамения и чудеса» впервые встречается в письме Навуходоносора — царя Вавилонского подданным его царства (Дан. 4) и повторно упоминается в проповеди Петра в день Пятидесятницы (Деян. 2:22). Цель знамений и чудес: убедить неверующих и скептиков в том, что Бог в самом деле действует удивительным образом в конкретных обстоятельствах. Со знамениями и чудесами тесно связаны такие духовные дары, как чудотворение, пророчество, исцеление, изгнание бесов, ходатайство, мученичество, добровольная бедность, безбрачие.

Библейский взгляд на знамения и чудеса

Греческое слово дюнамис, которое часто переводится как «чудеса», означает и внутренне присущую силу, которая свойственна чему-либо или кому-либо от природы; также это сила, которую человек куда-либо прикладывает. В греческом языке имеется еще слово терата, говорящее о воздействии дюнамис на наблюдателей, реакцией которых почти всегда является изумление. Знамения, по-гречески семейя, это своего рода печати или подтверждения, которые использует Бог, чтобы удостоверить полномочия людей, через которых совершаются чудеса и дива (1) . Вот почему ученики Иисуса утверждали, что спасение, «быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле» (Евр. 2:3, 4).

В самом ли деле случаются знамения и чудеса

Знамения и чудеса зачастую бывают настолько сенсационными и так широко рекламируются, что порой пугают людей, особенно тех, кто живет в научно-ориентированном западном мире. По крайней мере два явления объясняют такие особенности восприятия: во-первых, сравнительно легко признавать знамения и чудеса, когда они происходят на большом расстоянии от нас. Когда они случаются в непосредственной близости от нас, то мы склонны относиться к ним скептически и не спешим признавать их достоверность.

Во-вторых, у нас возникает почти непроизвольное желание умалить значение чудес и знамений, потому что их легко перепутать с фальшивками и шарлатанством. Сам Павел предупреждал: «Которого (сына погибели) пришествие, по действию сатаны, будет со всякой силой и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» (2 Фес. 2:9, 10). Однако существование подделок не отрицает существования подлинного оригинала.

«С последующими знамениями»

Чудеса и знамения включают в себя широкий спектр событий и дел, обещанных последователям Иисуса в Великом поручении, по версии Марка:

«Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.» (Марк. 16:17, 18) (2) . Елена Уайт утверждает, что это обетование по-прежнему в силе на планете Земля:

«Когда вы, подобно ученикам, пойдете из одного места в другое, рассказывая о любви Спасителя. .. больные будут выздоравливать, о страдальцах будут молиться. Будет слышен голос пения и голос молитвы. Писания откроются, чтобы свидетельствовать об истине, и Господь будет подтверждать Слово последующими знамениями.» — Адвентистское Ревью и Субботний глашатай, 4 фев., 1904 г.

Случаи проявления силы

Эти явления называются «силовыми» дарами, потому что они часто проявляются в такое время, когда верующим приходится лицом к лицу сталкиваться с силами зла и явно и убедительно демонстрировать, кто сильнее: Бог или сатана. Подобные столкновения известны, как «случаи демонстрации силы.» Классическим примером из Ветхого Завета является противоборство между Илией и пророками Ваала на горе Кармил (4 Цар. 18) Другие случаи — это противостояние Иисуса легиону бесов на Гадаринском кладбище (Марк 5) и демонстрация силы Павлом в его столкновении с Елимой — волхвом (Деян 13:6— 12)

Рассказ о состязании между Навуходоносором и Даниилом показывает, как происходят эти силовые противоборства. Когда Навуходоносор — знаменитый Вавилонский царь, писал послание своим подданным, он опирался при этом на свой личный опыт:

«Знамения и чудеса, которые совершил надо мною Всевышний Бог, угодно мне возвестить вам. Как велики знамения Его и как могущественны чудеса Его! Царство Его — царство вечное, и владычество Его — в роды и роды» (Дан. 3.32, 33).

Навуходоносор был абсолютным монархом и имел в своих руках власть над жизнью и смертью человеческой. Он был правителем тогдашнего мира и поборником закона «око за око и зуб за зуб», который был частью Вавилонского законодательства, составленного далеким предком Навуходоносора Хаммурапи. Никакое национальное собрание не оспаривало повеления Навуходоносора и не ограничивало его власть, желания или прихоти — никаких сдерживающих тормозов не существовало! (3) . Будучи успешным строителем, он мог, по правде говоря, сказать (хотя в его устах это и звучало слишком надменно): «Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!» (Дан. 4:27).

Однако последующие затем в его жизни столкновения и противоборства, несмотря на всю помпезность и величие его царства, в конечном итоге вынудили Навуходоносора признать, что есть Власть больше его власти. Снова и снова эта сила побеждала его на его же территории. Вегетарианцы из покоренной страны стали его главными советниками, сны были истолкованы и исполнились с точностью до последней буквы; бескомпромиссные рабы Бога Израилева не сгорели в самом жарком пламени, и сам Даниил оповестил царя о надвигающейся на него болезни, которая вызовет потерю рассудка. Понадобился всего один небесный вестник или «бодрствующий», как он назван в некоторых переводах, чтобы исполнить предсказание и низвести гордого царя до уровня коровы! Знамения и чудеса стали тем свидетельством, в котором он так нуждался, чтобы перейти наконец черту и встать на сторону Бога небесного (4) .

Дары — знамения

Дары-знамения вступают в действие, когда необходимо убедить кого-либо, что Небесный Бог превосходит любого другого мнимого бога или силы зла, и дать особые наставления Божьему народу. Они являются доказательствами для неверующих и скептиков, что Бог в самом деле действует в определенных обстоятельствах или случаях. Жан Кальвин писал

«Павел называет их знамениями, потому что это не пустое представление, но они предназначены для наставления человечества; чудесами, потому что они должны своей необычностью и новизной пробуждать людей и поражать их изумлением; и могущественными делами, потому что они являются более явным проявлением Божественной силы, чем то, что мы наблюдаем в естественных явлениях природы» (5) .

Нечастые явления

Однако эти дары проявляются не так часто. К примеру, пророческие высказывания могут производить сильное впечатление и часто сопровождаться уникальными явлениями природы, но людей, которые выполняют пророческое служение в течение всей жизни, немного, и они значительно разбросаны во времени. На протяжении всей библейской истории насчитывается всего пятьдесят явных пророков. Исцеления с помощью медикаментозных средств происходят намного чаще, чем чудодейственные исцеления. Однако есть духовно одаренные люди, которые молятся за других, следуя принципам, изложенным в пятой главе Послания Иакова, и люди выздоравливают. Есть люди, которые молятся о чудесах, и чудеса происходят.

Случаются ли сегодня чудеса?

Случаются ли эти необычные явления сегодня, или все они ограничиваются древними историческими летописями и миссионерскими рассказами из давно минувших дней, достоверность которых почти невозможно проверить? Не являются ли они всего лишь навсего очередным шарлатанством, хитрым и умелым воздействием на центральную нервную систему?

Подделок всегда хватает. Сегодня в мире много мошенников, шарлатанов, псевдоцелителей-чудотворцев, цель которых — произвести сенсацию. Они дуют на людей и утверждают, что тем самым добиваются их умирания в Духе, бьют людей по голове и спрашивают у них, видят ли они огни (а кто после этого их не увидит?) и называют эти действия «чудесами», о которых повествует Библия.

Однако подделки не означают, что истинных чудес не бывает. Они делают нас осторожными и осмотрительными, но не настолько осмотрительными, чтобы отбрасывать и отрицать силу Божью. Как замечает К. С Льюис.

«Бог не стряхивает чудеса в природу, когда Ему вздумается. Они происходят в связи с важными событиями, в переломные моменты истории Если вы не живете в такую переломную эпоху, как же вы можете надеяться увидеть хотя бы одно из таких чудес?» (6) . Знамения и чудеса являются частью более крупномасштабной эпопеи, которую мы называем «великой борьбой» — целостной эсхатологической эпопеи от дней земной жизни Иисуса и до Его Второго пришествия. Внутри этого временного интервала Господь действует через силу Святого Духа, чтобы освободить умы людей от рабских цепей и переориентировать их на Царство Божье Иисус отнял «силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол. 2:15).

Однако эта победа, хоть и была решающей по большому счету, не означала конец войны. Сатана продолжает отнимать у людей духовное зрение (2 Кор. 4:4), притуплять их духовное разумение (1 Кор. 2:14), внушать им, что зло — это добро (Рим. 1:24), продолжает уничтожать их духовную проницательность лжеучениями (Откр. 14:8). В большинстве случаев этим козням успешно противостоит основательное библейское учение, которое преподается в виде занятий и семинаров по изучению Библии, а также проповедей (Рим. 10:17). Однако когда этого требуют обстоятельства. Господь действует через Свой народ удивительно, ярко и зримо. Подобные проявления мы называем знамениями и чудесами (7) .

Дар чудотворения

Определение: дар чудотворения — это уникальная способность, которой Бог наделяет некоторых членов Церкви Христовой, служить в качестве посредников, через которых Богу угодно производить великие дела, воспринимаемые наблюдателями как нарушение естественного порядка вещей.

Библия насыщена рассказами о чудесах (8) . У бесплодной пары рождается дитя; огромная толпа людей переходит вброд целое море, потому что вода высыхает у них на глазах; огромная рыба проглатывает нерадивого пророка, а затем извергает его в точно указанном месте. Слепые прозревают, люди со смертельными болезнями выздоравливают, тысячи насыщаются скромным обедом маленького мальчика, и даже мертвые оживают.

В ранней Церкви считалось, что чудеса удостоверяют подлинность той вести, которую они возвещают (Деян. 2:22), и воскресение Иисуса — это потрясающее чудо, подтвержденное как верующими, так и неверующими, стало сердцевиной апостольской проповеди (Деян. 17:31).

В миссионерской истории и в жизни современной Церкви также имеется множество чудес.

Общая категория

«Чудеса» — это общая категория для всех видов знамений и чудес, которые мы до сих пор рассматривали. Основная цель чудес —пробудить и укрепить веру в Бога «Они обращают внимание на реальный источник всего доброго в мире; они напоминают нам о том, что Бог в самом деле жив и что с Ним все в порядке» (9) .

Дар исцелений

Определение: дар исцеления— это уникальная способность, которой Бог наделяет некоторых членов Церкви Христовой, служить в качестве человеческих посредников, через которых Богу угодно исцелять болезни и восстанавливать здоровье, не прибегая при этом к помощи традиционных средств.

Божественное исцеление обычно бывает прямым ответом на молитву и часто упоминается в Писании и религиозной литературе. То, что произошло с одной женщиной, наглядным образом иллюстрирует эту мысль Тридцатилетней христианке поставили диагноз «рак толстого кишечника». Врачи сказали, что ей осталось жить не более двух месяцев. Тогда в субботу после обеда над ней была совершена молитва и елеепомазание. А спустя три дня ее врач, который был атеистом, сказал: «Наверно, вы служите могущественному Богу!» — потому что не обнаружил в ее организме никаких следов рака (10) .

Сенсационные действия самозваных целителей, чародеев, шаманов не умаляют подлинности чудесных исцелений, совершающихся через молитву. Тем не менее на фоне широкого распространения этих популярных форм целительств проявления истинного дара чудесного исцеления становятся все менее частыми

В Библии используется форма множественного числа «исцеления» (1 Кор 12:28), возможно, потому, что речь идет о применении этого дара для исцеления разного рода болезней, включая также и духовно-эмоциональные расстройства, а не только физические недуги. Дар исцеления не наделяет человека сверхъестественной властью над болезнями. Он не устраняет необходимости во врачах и медсестрах и не гарантирует исцеление в ста процентах всех случаев. Насколько нам известно, даже люди, которых исцелял Иисус, в конце концов, умирали. Павел имел «жало в плоть» (2 Кор. 12:7—9), которое Господь решил не исцелять. Павел рекомендовал Тимофею естественное средство от болей в желудке, вместо того чтобы передать ему один из «чудесных платков», которые с таким успехом использовались в Ефесе (Деян. 19:12).

Идя этим путем, Елена Уайт часто увязывает этот дар с медико-миссионерской работой.

«Божьи чудеса не всегда выглядят, как чудеса. Часто они совершаются таким образом, что это больше похоже на естественное течение событий. Молясь о больных, мы также активно действуем, пытаясь помочь им. Мы так же отвечаем на свои собственные молитвы, используя имеющиеся под рукой средства»» В заключение можно сказать, что в Писании не определяется конкретно; как Бог обращается с болезнями. Люди же, получившие дар исцеления, не манипулируют Богом Они просто орудия в Его руках, и Он использует их в определенное время и там, где сочтет нужным.

Дар пророчества

Определение: дар пророчества — это особая способность, которой Бог наделяет некоторых членов Церкви Христовой, принимать и передавать непосредственную весть от Бога для Его народа через богодухновенное изречение.

Дар пророчества хорошо известен в среде адвентистов седьмого дня. Это дар-знамение в том смысле, что он (1) встречается довольно редко и (2) является конкретным указанием на действие Бога в определенных обстоятельствах Этот дар может быть долгосрочным, как, например, в случае с Еленой Уайт (мы в этом убеждены), или краткосрочным, чтобы помочь в разрешении того или иного вопроса в конкретных обстоятельствах.

Пророчество и авторитет

Главная проблема с даром пророчества — это проблема авторитета. Никакое современное пророческое высказывание не может быть авторитетнее библейского канона Провозглашение себя «пророком» еще не придает высказываниям такого человека особый авторитет. Любое пророческое высказывание должно быть прежде всего проверено Писанием и только потом приниматься на веру (1 Фес. 5:19—21). В большинстве пророчеств будущее не предсказывается — это просто наставление Бога, обращенное к Своему народу, и оно часто называется «классическим» пророчеством. Вот почему Елена Уайт постоянно называла себя «вестницей», а не пророчицей (12) .

Дар пророчества иногда увязывается с проповедованием, однако это далеко не всегда одно и то же. Проповедь может быть «пророческой» в том смысле, что она объясняет Слово Божье, но пророческий элемент содержится не в самой проповеди, а в Слове Божьем — Писаниях.

Дар изгнания бесов

Определение: дар изгнания бесов — это уникальная способность, которой Бог наделяет некоторых членов Церкви Христовой, изгонять бесов и злых духов (Мф. 12:22—32; Лк. 10:17—20; Деян. 8.5—8).

Изгнание бесов — это разновидность столкновения с силами тьмы, и некоторые люди получают этот духовный дар. С одной стороны, немногие духовные дары бывают такими же зрелищными, как этот дар. В Библии имеются многочисленные истории об изгнании бесов. Однако некоторые наши современники, претендующие на обладание этим даром, объясняют почти все человеческие недуги и проблемы, начиная с головной боли, и кончая семейными ссорами, работой «бесов» или злых духов Такую точку зрения едва ли можно обосновать с помощью Библии.

С другой стороны, чем ближе мы подходим ко Второму пришествию и чем дальше Дух Божий отходит от земли, тем больше у сатаны возможностей действовать открыто. Однако если этот дар не используется благоразумно и под тщательным контролем, сам сатана может легко его подделать и превратить в очевидную победу для себя, а не для Господа (см. Марк. 9:14—29). (13) .

Дар ходатайства

Определение: дар ходатайства — это особая способность, которой Бог наделяет некоторых членов Церкви Христовой, регулярно молиться в течение длительного времени и видеть частые ответы на свои молитвы — гораздо чаще, чем это можно ожидать от других христиан (Иак 5:14—16, 1 Тим. 2:1, 2; Кол. 4:12, 13).

Ходатайственная молитва — это молитва о каком-то конкретном деле. Опыт показывает, что в каждой церкви есть люди с таким даром. Это один из самых сильных даров, которые может иметь Церковь. Служение ходатайственной молитвы в вашей церкви будет творить удивительные чудеса, как зрелищные и производящие впечатление, так и «тихие». Оно удивительным образом скажется на служении и росте вашей церкви (14) .

Три необычных дара

В Новом Завете, в 1 Кор. 13, содержится намек на такие духовные дары, как мученичество, добровольная бедность и безбрачие. Они могут показаться крайне необычными. Однако если поразмышлять над ними, они не лишены смысла.

Дар мученичества

Определение: дар мученичества — это особая способность, которой Бог наделяет некоторых членов Церкви Христовой, претерпевать страдания и даже смерть за веру, но, несмотря ни на что, сохранять радость, оптимизм и уверенность в окончательной победе, которая доставляет славу Богу.

История сообщает нам, что мученики, как это ни удивительно, готовы умереть за дело Господне, сохраняя при этом уникальное расположение духа. Они уходят из этого мира с хвалебными гимнами на устах, славя Бога и оставляя тем самым яркое и видимое свидетельство своей преданности (15) .

Дар добровольной бедности

Определение: дар добровольной бедности — это особая способность, которой Бог наделяет некоторых членов Церкви Христовой, отказываться от материальных удобств и роскоши и жить так, как живут бедные люди в том или ином обществе, чтобы более успешно служить Богу.

Некоторые христиане решили добровольно жить в бедности, чтобы послужить другим, находящимся в таких же условиях. Хорошим примером в наши дни может служить мать Тереза. Многие городские жители по всему миру приняли такое решение, и они живут, благодаря Божьим

благословениям. Их решения и образ жизни — живой пример преданности и бескорыстия ради Божьего Царства для неверующих, благодаря которому люди обращаются к Богу. Для неверующих это своего рода знамение того, что Господь в самом деле действует через этих учеников.

Дар безбрачия

Определение: дар безбрачия — это особая способность, которой Бог наделяет некоторых членов Церкви Христовой, благодаря чему они воздерживаются от вступления в брак и хранят себя от всевозможных сексуальных искушений.

Дар безбрачия не следует путать с не вступлением в брак. Человек, имеющий этот дар, сознательно решает оставаться одиноким, чтобы посвящать делу Божьему то время и силы, которые в противном случае будут тратиться на семейные дела. То, что они это делают, является свидетельством или знамением для неверующих, указывающим на их преданность Богу. Когда я впервые услышал об этом даре, мне показалось, что в этом есть небольшая натяжка. Единственным примером, который приходил мне на ум, был сам Павел (1 Кор. 7). Откровенно говоря, большинство одиноких людей, которых я знал, вовсе не были довольны этим обстоятельством, и многим из них было отнюдь не просто решать свои сексуальные проблемы. Но когда я начал вести семинары по духовным дарам, то встретил людей, имевших этот дар, которые подтвердили, что это факт. Поэтому, хоть он и редко встречается в силу своей необычности, все же это, несомненно, духовный дар.

Заключение

Дары-знамения обычно разрешают необыкновенные проблемы или даются как свидетельство о силе Бога для

неверующих. Некоторые дары в этой категории, такие, как безбрачие и добровольная бедность, не столь впечатляющи, но тем не менее являются знамениями силы Божьей, проявляющейся необычным способом. Дар пророчества, как правило, дается на всю жизнь, хотя может даваться и на более короткое время в конкретных обстоятельствах.

В силу того, что чудодейственные дары часто бывают весьма зрелищны, их необходимо проверять и очень осмотрительно ими пользоваться. Однако не следует допускать, чтобы этот факт обесценивал их проявление и применение в жизни Церкви.

Примечания:

1. X. Ортон Уайди, Христианская теология (Канзас-Сити, Типография Бикон Хилл, 1950г.), 1: 151.

2. Возникают некоторые сомнения в подлинности этих стихов. Смотрите книгу Дональда Гутри, Введение в Новый Завет, пересмотренное изд. (Доунерс Гроув, Илл.: Типография Интерварсити, 1990 г.), сс. 89—93. Там хорошо подытоживается эта дискуссия. Библейский комментарий адвентистов седьмого дня придерживается мнения, что текстовые доказательства говорят в пользу включения этих стихов (5:658). Елена Уайт ссылается на эти стихи как на авторитетную часть Писания (Собрание сочинений Кресса, с. 126).

3. Интересное исследование личности Навуходоносора, его царства и его законодательной системы можно найти в книге Уилла Дюранна, Наше восточное наследие (Нью-Йорк:

Саймон и Шустер, 1954 г.), с. 218—264. Дюран считает книгу Даниила собранием мифов, однако стоит ознакомиться с его историческими данными.

4 «Царь Навуходоносор, перед которым Даниил так часто превозносил имя Бога. в конце концов, полностью обратился и научился «хвалить и превозносить небесного Царя» — Е. Уайт, Ревью энд Геральд, 11 января 1906 г.

5. Цитируется по книге Р. В. Г. Таскера, Второе Послание Павла к Коринфянам (Гранд-Рапидс, Мич.: Издательская Ассоциация Уильяма Эрдманса, 1958 г.), с. 180.

6. К. С. Льюис, Чудеса: предварительное исследование (Нью-Йорк: Компания Макмиллана, 1947 г.), 167, 168 гг.

7. Разные взгляды наших современников на духовное воинст-вование изложены в книге Томаса X. МакЭлпина. Столкновение с силами (Монровия, Калиф.: МАРК. 1991 г.) и в книге Джона Уайта, Когда Дух сходит в силе (Доунерс Гррув, Илл.: типография Интерварсити, 1988 г.). Если вас интересует богословский анализ, читайте книгу Мерилла Ф. Унге-ра. Бесы в современном мире (Уитон, Илл.: Издательский дом Тындаля, 1971 г.) и книгу Дональда Грея Барнхауза, Невидимая война (Гранд-Рапидс, Мич.: Издательский дом Зондерван, 1965 г.). Осторожный взгляд на этот вопрос высказыва ют Томас Айс и Роберт Дин в своей книге Подвергшиеся демоническим нападкам (Юджин, Ор.: Издательский дом Гарвеста, 1990 г.). Смотрите книгу Эда Мэрфи, Справочник духовного воинствования (Нэшвилл: Издатели Томаса Нельсона, 1992 г.). В ней вы найдете энциклопедический источник информации.

8. К. С. Льюис, Чудеса: предварительное исследование (Нью-Йорк: Компания Макмиллан, 1960 г.). Это хороший трактат о чудесах общего плана.

9. Ричард Райс, Царствование Бога (Бериен Спрингс, штат Мич.:

Типография Университета им. Эндрюса, 1985 г.). с. 83.

10. Сообщается Риком Дубозом в ФАЙ, Информационном бюллетене Северо-Американского отделения, 11 дек. 1995 г.

11. Комментарии Е. Уайт в Библейском Комментарии АСД, т. 7, с. 938.

12. Е. Уайт, Избранные вести, т. 1, с. 32

13. Дополнительная информация об обладании дьяволом и даре изгнания бесов чтите Библейский комментарий адвентистов седьмого дня, том 5, с. 575-578 и Великая борьба, гл. 31. В Адвентистской церкви возникали всплески так называемого «служения освобождения», которые выходили далеко за рамки Библейских указаний. Дополнительную информацию по этому вопросу вы сможете почерпнуть в Институте библейских исследований при Генеральной Конференции.

14. Дополнительную информацию о ходатайственной молитве вы найдете в книге Дороти Итон Уоттс, Страна молитвы (Бойсе, Айдахо: Тихоокеанское издательство, 1993 г.);

К.Е.Брэдфорд, Узнайте о молитве (Фолбрук, Калиф : Исследовательский Центр Харта, 1993 г.). Курт Джонсон, Молитва в действии (Фолбрук, Калиф.: Исследовательский Центр Харта, 1993 г.). Книга Джонсона предназначена для использования в малых группах

К.Питер Вагнер, Молящиеся церкви (Вентура, Калиф.: Ре-гал Букс, 1993 г.). В этой книге описывается такое понятие, как «действенная молитва». Это учение помогло возродить множество церквей.

15 О жизни современных мучеников вы сможете прочитать в книге Джеймса и Марта Хефели, Кровью своей: христианские мученики 20-го столетия (Милфорд, Мич. Мотт Медиа, 1979 г).