Глава 11. Как раскрыть свои духовные дары

В 1948 г. пять друзей-бизнесменов вместе со своими семьями ощутили потребность в более теплом и тесном общении, чем то, которое они имели в своих церквах. Они сняли небольшое помещение в местном Общественном центре и начали регулярно собираться воскресными вечерами для неформального общения и изучения Библии Никто из них не знал значения греческого слова койнония (общение), но это именно то, к чему они стремились.

Об этой небольшой группе быстро узнали в округе, так как слухами земля полнится, и другие люди также стали приходить на их встречи Через год эти собрания уже регулярно посещали около ста человек. Некоторые спрашивали, нельзя ли было бы встречаться также и утром, поскольку их дети нуждаются в таком изучении Библии, которое происходит вечером В 1950 г родилась новая церковь и был приглашен первый пастор

Все это время руководители — члены церкви, не имевшие богословского образования, ничего не знали о духовных дарах или библейских принципах церковной организации. Они знали только одно: то, что они делают, является благословением для их жизни и привлекает множество людей. Они

не проводили зрелищных служений, не были харизматами, не устраивали вечеров исцеления, и у них не было зрелищных демонстраций «умирания в Духе». Они просто изучали Библию и общались, удовлетворяя, насколько возможно, запросы разных людей и «носили бремена друг друга».

Пастор, которого они пригласили, вспоминает, что у него было одно глубокое убеждение, почерпнутое из его личного исследования 4-й главы Послания к Ефесянам, что служение — удел людей, а не пастора. Сначала он не знал, как претворить в жизнь это убеждение или даже как преподать этот принцип членам. Он знал только, что вынес это убеждение из Библии.

Через некоторое время мы вернемся к этой церкви.

Евангелизировать принявших Евангелие

Большинство церквей, вскоре после своего возникновения, прекращают евангелизировать принявших Евангелие и проповедовать хору! К ним приходит мало новых людей, а если приходят, то они часто оказываются христианами, переехавшими в этот район и ищущими подходящую церковь. Как мы уже говорили в первой главе нашей книги, люди полагают, что служение — забота пастора.

Многие люди, включая пасторов, считают, что церковь — это приемная, в которой люди ожидают следующего автобуса, потому что он должен будет забрать их на Небо! Поэтому святые «собираются» раз в неделю, чтобы немного попеть, немного помолиться, получить удовольствие от проповеди, которая, может быть, окажется удачной, а затем вернуться в серые будни до следующего «собрания».

Вернемся к нашей церкви

Новая церковь, о которой мы говорили, приняла уникальное решение. Она решила не осуществлять прямой евангельской работы, то есть не проводить публичных кампаний и даже не приглашать людей выйти вперед к кафедре в конце богослужения (подождите с выводами, я просто описываю то, что сделала одна из церквей). Члены этой церкви решили, что вся евангельская работа будет осуществляться по домам, палисадникам, арендованным помещениям и в других общественных местах. Кто проводил эту евангельскую работу? Члены церкви, которых научили, как обнаруживать и использовать свои духовные дары. «Эти домашние собрания, — писал впоследствии пастор, — считались личным служением христиан»’.

Кто занимался внутренними делами церкви? Члены церкви организовывались по принципам Нового Завета, а пастор занимался в основном раскрытием Слова Божьего. Члены Церкви посещали людей на дому, заботились о финансовом благополучии церкви и председательствовали на богослужениях.

Эта церковь не только выросла количественно, но и стала учебным центром для обычных членов церкви, а также выпускников богословских факультетов и просто для студентов, проходящих практику, которые хотели узнать, как организовать то же самое в своих церквах.

Ключ к успеху

Каким образом эта церковь добилась успеха? Во-первых, она организовала себя по принципам, описанным в Новом Завете. Во-вторых, члены церкви были научены распознавать и использовать свои духовные дары. В-третьих, церковь развивала в своей среде насущное служение по принципу койнония, которое помогло тысячам людей и в то же время обучило их принципам Евангелия.

Раскрытие своих духовных даров

Как вы раскрываете свои духовные дары? Во-первых, давайте повторим, что мы до сих пор усвоили.

Духовные дары даются Святым Духом всем христианам как часть процесса рождения свыше. Их предназначение — быть инструментами для созидания Царства Божьего. Они могут совпадать или не совпадать с природными талантами. Это зависит от того, какие планы у Духа Святого. Нельзя сказать, что один дар лучше или хуже других.

Применение всех даров привнесет в церковь ощущение единства, сосредоточив все ее силы в основном на приобретении новых людей для Царства и подготовке их к жизни на новой земле. Духовные дары сразу же дают человеку силу, но их, тем не менее, надо развивать. Как только человек узнает свои дары, он сразу же становится ответственным за то, чтобы развивать их на протяжении всей жизни.

Кстати, в церкви, которую мы взяли в качестве примера, двое из пяти ее основателей так хорошо развили свои духовные дары, что через несколько лет, откликнувшись на призыв Господа, стали помощниками пастора в этой же церкви, полностью посвятив все свое время тому служению, которое они начинали в качестве рядовых членов.

Четырехступенчатый процесс

Духовные дары раскрываются в четыре этапа:

1. Определите наиболее вероятные дары, которые у вас имеются, на основании внутреннего убеждения.

2. В ходатайственной молитве попросите Господа подтвердить, что у вас имеются эти дары (Иак. 1:5).

3. Попросите церковь подтвердить или опровергнуть ваши догадки и находки.

4. Используйте свои дары в служении. Давайте более подробно разберем все этапы этого процесса.

Шаг 1: какие дары у вас имеются?

Ваша христианская жизнь и служение в церкви уже отчасти показали, какие духовные дары у вас имеются. Возможно, вы не думали об этом так, как описано в этой книге, но, быть может, вы уже реализуете свои дары. Важно подчеркнуть два принципа. Во-первых, внутреннее беспокойство и усиливающееся убеждение часто являются первым знамением того, что Бог наделил вас разнообразными дарами, необходимыми для того, чтобы удовлетворить потребности Церкви. Во-вторых, конкретный призыв от Господа на служение будет неизбежно сопровождаться дарами, которые сделают это служение успешным при условии, что мотивы человека и его внутренний настрой будут соответствовать библейскому руководству и принципам.

Анкета, посвященная внутренним убеждениям

Заполните следующую анкету, посвященную внутренним убеждениям.

1. В моем сердце усиливается беспокойство и убеждение, что я должен выполнять в церкви следующую работу:

а. Мне надо участвовать в _______________.

б. Я знаю о конкретной нужде, которую мог бы восполнить (опишите эту нужду) ___________.

в. Какие духовные дары лучше всего соответствуют вашему убеждению ? ________________

2. Я не сомневаюсь в том, что Бог призвал меня на конкретное служение. (Опишите это служение)

3. Какие дары необходимы для этого служения и считаю ли я, что они у меня имеются ? ________

4. В самом ли деле я чувствую, что Бог развивает во мне эти дары, и насколько это важно для церкви ?

5 Готов ли я последовательно и активно, компетентно и убежденно выполнять это служение?

6 Служение каких двух известных мне христиан произвело на меня наибольшее впечатление (9)

а Какие дары имеются у этих двоих

б Не кажется ли мне, что те же дары имеются и у меня и что я мог бы выполнять подобное им служение? _________________________

Тип евангелизма

Родственные дары

Участие церкви

Молитвенный евангелизм

Ходатайственная молитва

Все христиане могут свидетель ствовать на этой стадии

Дружеский евангелизм

Утешение ободрение

Конфронтацией ный евангелизм

Различение духов

Здесь необходим дар евангелизма

Общественный евангелизм

Вера

Утверждающий евангелизм

Учительство

Может участвовать вся церковь

Список духовных даров

В списке духовных даров вам предлагаются духовные дары в действии и задается вопрос были ли эти события, чувства, убеждения или действия в вашей жизни? Благодаря этому вы сможете определить три или четыре дара, которые у вас проявляются явно, а также несколько неярко выраженных даров Подобный список — только лишь начало в процессе обнаружения духовных даров, однако они представляют собой ценные начальные инструменты в этом процессе

Церковь адвентистов седьмого дня выпускает прекрасную серию учебных материалов по духовным дарам, автором которых является доктор Рой Нейден Они выходят под общим заголовком ваши духовные дары совершите великое открытие В этот комплект входят видеофильмы, книга инструкций и список духовных даров В этой серии духовные дары разбиваются на пять основных категорий учительские дары, дары пастора-евангелиста, поддерживающие дары, дары советника и дары руководителя В этот список не входят силовые или чудодейственные дары, поскольку автор считает, что их не надо обнаруживать — они и так достаточно явны

Перечень духовных даров можно найти в книге К Питера Вагнера Ваши духовные дары могут способствовать возрастанию вашей церкви (3) В этой анкете, которая первоначально была разработана доктором Ричардом Ф. Хоутсом, имеется 125 высказываний, охватывающих все дары, упомянутые в нашей книге Питер Вагнер модифицировал этот список, чтобы он лучше соответствовал размерам и построению его книги Некоторые фразы в этой анкете звучат несколько странно для адвентистского восприятия, но она, тем не менее, является полезным инструментом для выявления духовных даров

Шаг 2: Ходатайственная молитва и подтверждение Самим Господом

Второй шаг в этом процессе — получить подтверждение от Господа Возможно, вы не услышите голоса с небес, подтверждающего ваши дары, но Господь по-Своему

откроет вам это Если вы попросите людей, имеющих дар ходатайственной молитвы, помолиться с вами и о вас, чтобы Господь подтвердил ваши дары, то ответ обязательно будет получен, а вместе с ответом придет и уверенность, что вы узнали волю Божью о себе

Шаг 3: Подтверждение Церкви

Третий шаг — это подтверждение Церкви. В качестве библейского примера можно привести Павла, Варнаву и Антиохийскую церковь. В Деян. 13:1—3 сказано, что церковь объявила пост, помолилась, возложила на них руки и выслала их на миссионерское поле.

Это произошло после того, как Святой Дух явно наделил их миссионерским даром, тем самым выделив их среди прочих собратьев. Подобный опыт имел и Тимофей. Писание говорит, что его дар был подтвержден пророческой вестью, когда пресвитеры возложили на него руки (1 Тим. 4:14).

Если собранию церкви ничего неизвестно о духовных дарах или оно не представляет себе, как подтвердить эти дары в других людях, поговорите со своими друзьями и с теми, с кем вы трудитесь в церкви. Они подтвердят ваши дары. Опыт показывает, что даже если вы )бнаружите у себя совершенно неожиданные дары, которые вы в себе не подозревали, люди, знающие вас, почти наверняка скажут: «Мы все время знали об этом».

Шаг 4: Используйте свой дар

Духовные дары даются для того, чтобы ими пользоваться Часто приходится усваивать навыки, которые делают эти

дары еще более успешными. Например, если у вас дар учительства, то вы будете преподавать Библию в своей церкви. Это значит, что вам надо развить у себя навыки исследования и истолкования Библии, а также методы преподавания библейского учения (см. таблицу на следующей странице).

Духовными дарами можно злоупотреблять

Духовными дарами можно злоупотреблять по-разному. Самое распространенное злоупотребление состоит в том, что когда человек выявляет свой дар, он говорит что-то наподобие: «Ну, вот видите! Если вы не поставите меня на такую-то и такую-то должность, я ничего не буду делать!» Или что-то вроде. «Ну, раз у меня нет дара… мне не надо больше участвовать в…» Как уже отмечалось в первой главе, духовные дары даются на всю жизнь, чтобы человек совершал соответствующее служение и посвятил этому всю свою жизнь. Однако это вовсе не исключает необходимости выполнять другие задания. Разница в том, что задания носят краткосрочный характер и основываются на текущих нуждах, тогда как служения, основанные на духовной одаренности, носят долгосрочный характер. Духовная одаренность предполагает компетентность, непрерывное образование и последовательное развитие. Преданный Богу ученик, имеющий дар учительства, может время от времени сгребать листья, однако он достигнет подлинного совершенства именно в деле учительства.

Другие пренебрегают духовными дарами, говоря: «У меня всего один дар, так что не имеет большого значения, буду я его использовать или нет. Кто это заметит?» Единственный человек, которого Иисус осудил в притче о талантах, это тот, кто вообще никак не использовал свой дар Христос не делал особой разницы между человеком с десятью талантами и человеком с двумя талантами.

Двумя другими разновидностями злоупотребления духовных даров являются проецирование дара и превознесение своего дара.

Проецирование дара — это мнение, будто все должны иметь такой же дар, как и я. Некоторые дары связаны с такой напряженной работой, а имеющие их настолько преданы своему делу и так упорно трудятся, что им трудно понять, почему остальные не делают того, что они делают. Это особенно относится к таким дарам, как знание, вера, евангельская работа и различение духов. Люди с даром познания испытывают искушение сказать: «Но всем ведь известно. Имеющие дар веры склонны говорить: «Где же ваша вера? Люди, имеющие дар евангелизма, обычно считают, что те, у кого нет этого дара, «не трудятся для Господа». Люди, имеющие дар различия духов, склонны говорить: «Неужели же вы не видите…»

Превознесение своего дара — это мнение, что тот или иной дар является символом духовности или духовного состояния. Людям, которые его не имеют, дают понять, что они второсортные граждане Царства Божьего. Люди, имеющие чудодейственные дары или дары, связанные с достижением конкретной, видимой цели, такие, как дар евангельской работы, часто неосознанно или сознательно проецируют это мнение.

Одно из худших видов злоупотребления духовными дарами со стоит в том, что люди требуют власти над другими людьми на основании своих даров. Людям, у которых есть дары руководства или апостольства, надо быть особенно осторожными в этом отношении, поскольку они занимают видное положение в церкви. Здесь очень важную глубоко понимать смысл такого понятия, как руководитель слуга, и быть всегда готовым служить людям. Павел дает хороший совет: «Не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры» (Рим. 12:3).

Еще одним злоупотреблением является самозванство или назначение самого себя Некоторые люди мечтают оказаться на тех или иных церковных должностях или постах и в погоне за этими постами заявляют, что имеют некоторые

духовные дары, хотя этому нет никаких подтверждений. Как уже много раз подчеркивалось, духовные дары распределяются Святым Духом, но не человеком.

Шаг

Процедура

Предложения по закреплению дара

1

Удостоверьтесь в том, что вы ясно понимаете основные принципы истолкования Библии

• Овладевайте навыком истолкования Библии/ чтобы знать, как истолковывать библейскую информацию
• Вы можете обучать людей разных возрастов, но принципы истолкования Библии остаются теми же самыми.

2

Разработайте систему изучения Библии, которая будет постоянно умножать ваши познания. Вы не сможете успешно преподавать Библию, если не будете знать, о чем в ней говорится.

• Решите для себя, что вы будете овладевать Писанием. • Разработайте план чтения Библии. • Организуйте свое время таким образом, чтобы у вас было время для учебы.

3

Позаботьтесь о том, чтобы воплощать истину, которую вы узнаете, в своей жизни.

• Признайте, что Божья истина в первую очередь важна для вас, а потом уже для тех/ кого вы обучаете.

4

Овладевайте принципами общения и обучения

• Освойте книгу Ховарда Г. Хендрикса Учиться менять жизни, чтобы освоить методы обучения.

5

Разработайте для себя постоянную программу повышения образования. Обучение — это служение всей жизни для тех, кому дан этот дар.

• Читайте книги, занимайтесь исследовательской работой, посещайте семинары, тратьте время на хорошую подготовку. Серьезно относитесь к своему дару обучения.

Заключение

Духовные дары должны выявляться и подтверждаться. После этого их надо последовательно и успешно использовать во славу Божью и для распространения Его Царства.

Примечания:

1. Рей К. Стедман, Жизнь тела, повторное изд. (Вентура, Калиф.: Регал Букс, 1979 г.), с. 150.

2. Рой Нейден, Ваши духовные дары: как сделать великое открытие (Бериен Спрингс, Мич.: Разработка учебных материалов. 1989 г.).

3. К.Питер Вагнер, Ваши духовные дары могут способствовать росту вашей церкви, пересмотренное изд. (Вентура, Калиф.: Регал Букс, 1994г.).