Глава 1. Что говорит Библия о духовных дарах

Уильям Макрей рассказывает о том, как прочел рекламное объявление, в котором приглашался на работу пастор. В нем говорилось:

«ТРЕБУЕТСЯ: Служитель для растущей церкви. Экстренный вызов!

Кандидат должен иметь опыт работы в магазине, опыт управляющего в офисе, должен иметь высшее образование (включающее колледж), быть хорошим художником, продавцом, дипломатом, писателем, богословом, политиком, детским воспитателем, психологом, специалистом по организации похорон, миссионером, консультантом по вопросам брака и семьи. Должен быть хорошо знаком с проблемами деторождения, брака и смерти. Должен быть прямолинейным, но уступчивым; отвечать на критику и злословие с христианской любовью и прощением.

Должен быть общительным и дружелюбным во всякое время, уметь увлекательно говорить и внимательно выслушивать. Должен иметь образование, превышающее требования, предъявляемые к кандитату на докторскую степень, но всегда скрывать его за внешней скромностью и простым обращением. Должен быть готов работать помногу часов в день, срываться в любое время дня и ночи, не возмущаться, если его будут неожиданно прерывать. Будет тратить как минимум 25 часов на подготовку проповеди и еще 10 часов на чтение книг и журналов.

Жена кандидата должны быть одновременно эффектной и простой, со вкусом одеваться, но не выглядеть экстравагантно, быть доброй и уметь ладить со всеми. Должна быть готова работать на церковной кухне, преподавать в воскресной школе, сидеть с маленькими детьми, работать с множительной техникой, подавать на стол, никогда не выслушивать сплетен, никогда не падать духом.

Кандидату будет предоставлена возможность жить поблизости от места работы в меблированном доме. Он должен быть гостеприимным, чтобы двери его дома всегда были открыты, и при этом помнить о том, что дом не принадлежит ему. Он несет прямую ответственность за свои взгляды и поведение перед всеми членами Церкви и приезжими, но не должен получать руководящие указания или поддержку ни от одного человека. Зарплата не зависит от опыта или потребностей; никаких сверхурочных. Все отклики на наше предложение останутся в тайне. Каждый кандидат должен будет пройти полный курс обследования на психическую полноценность». Ну и ну!..

Неужели так должно быть на самом деле?

Неужели церковью в самом деле должны управлять несколько суперменов, пытающихся намного превзойти реальные ожидания ее членов? Какого плана организации и управления церковной жизнью в целом придерживается Господь?

Пример Коринфской церкви

Коринфская церковь является классическим примером весьма одаренной церкви с нереальными надеждами и неверными приоритетами (1 Кор. 1:7). В своем рвении и энтузиазме, не имея при этом рассудительности и знания, она погрязла в личностных пристрастиях (1 Кор. 1:18—29) и культах личности (1 Кор. 1:10—17; 3:1—8).

Вспомнив о своих дохристианских обычаях, члены церкви перешли за грань дозволенного в организации богослужений (1 Кор. 14) и стали больше думать о своих корыстных интересах (1 Кор. 11:17-22). Церковь Коринфа позволила неосвященным лидерам открыто совершать отвратительные грехи (1 Кор. 5:1,2), а остальным — продолжать сексуальные псевдоприключения (1 Кор. 6:12—20).

Нравственные нормы пострадали. Последовали судебные процессы и разбирательства (1 Кор. 6). Церковная дисциплина ослабла. Люди начали неправильно понимать смысл супружеских взаимоотношений (1 Кор. 7), стали заметны социальное неравенство и несправедливость, что противоречило евангельскому учению (1 Кор. 8), а доктринальная путаница в вопросе воскресения мертвых подрывала саму основу апостольского учения и размывала фундамент христианской религии (1 Кор. 15). Неразбериха открыла двери для злоумышленников, намеренно искажавших Евангелие и использовавших церковь для осуществления своих планов (2 Кор. 11:1—15).

Возможно. Коринф не так уж далек от нас. Как заметил один писатель:

«Беды Коринфской церкви не сильно отличались от тех, которые постигают многие наши современные церкви, и откровенное обсуждение Павлом этих проблем звучит на удивление современно. Он говорит все так, как оно есть на самом деле (2) .

Евангельское противоядие

Павел напоминает коринфянам о том, что понимание и применение Евангелия может служить противоядием в этой ситуации. Евангелие не только изменяет поведение, но и говорит о творении нового человека (2 Кор. 5:17). Рожденный свыше человек назначается посланником (2 Кор. 5:20) и становится «живым письмом» к миру (2 Кор. 3:2). Поместная церковь не имеет недостатка ни в каком духовном даровании (1 Кор. 17), и все ее члены живут в согласии друг с другом (1 Кор. 1:10). Независимо от того, кем были люди до того, как пережили опыт рождения свыше, теперь они — «храм Божий» (1 Кор. 3:16). Они получают от Иисуса ранее неведомую им мудрость (1 Кор. 2:7), способность здраво рассуждать (1 Кор. 2:15; 6:1, 2) и умение разумно пользоваться свободой во Христе (1 Кор. 10:23, 24). Задача каждого члена и всей церкви в целом — все «делать во славу Божью» (1 Кор. 10:31). Это побуждает членов Церкви искать «пользы многих, чтобы они спаслись» (1 Кор. 10:33).

Духовные дары: объединяющая сила

Применение духовных даров (1 Кор. 12:7) — это объединяющая сила в поместной церкви, позволяющая осуществить все вышеперечисленное. Вся система действует подобно анатомическому устройству человеческого организма. Каждый орган зависит от работы другого органа. Систематическое применение индивидуальных духовных даров объединяет церковь вокруг одной общей цели (1 Кор. 12:25), и в этом случае евангельская «труба» сможет издавать определенный звук, призывая «готовиться к сражению» (1 Кор. 14:8).

Библейский взгляд на духовные дары

В Священном Писании нет точного определения духовного дара. Оно называет многочисленные дары и описывает их роль в организации работы всей Церкви, а также показывает их в действии.

Известны многочисленные попытки дать определение духовным дарам: канал, по которому Святой Дух служит Церкви, сверхъестественные дары благодати, данные членам для домостроительства Церкви, способность осуществлять конкретное служение, Божественные дарования, уникальные способности и особые свойства. В нашей книге мы будем отталкиваться от следующего рабочего определения: «Духовный дар — это особое свойство, даруемое Святым Духом каждому члену тела Христова по благодати Божьей для созидания Церкви» (3) .

В 1 Петр. 4:7—11 говорится о том, как действуют духовные дары. Обсуждая христианский образ жизни, Петр использует такую фразу: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Петр. 4:10). В этом стихе говорится о том, что Божья благодать может проявляться по-разному. В стихах 7—11 сказано, что она может проявляться в виде гостеприимства и служения, которые в других текстах названы духовными дарами. Быть «добрыми домостроителями», или распорядителями благодати, значит добросовестно использовать данные нам духовные дары, ибо этого ожидает от нас как от Своих учеников Господь.

В данном отрывке Петр формулирует пять принципов в отношении духовных даров.

1. Понимание важности того времени, в которое мы живем, должно побуждать нас уделять большее внимание использованию наших даров (ст. 7).

2. Мы будем отвечать за использование наших духовных даров (ст. 10).

3. Дары надо использовать с властью, потому что мы знаем, что они от Бога исходят (ст. 11).

4. Используя духовные дары, мы должны прославлять Бога, а не себя (ст. 11).

5. Богу всегда следует воздавать должное за духовные дары, будь то дары вспоможения или дары управления, делающие служение человека более заметным (ст. 11).

Елена Уайт выделяет пять важных моментов во фразе «многоразличная благодать Божья»:

1. Членам церкви не надо огорчаться по поводу того, что они не могут прославить Бога талантами, которые Он никогда не давал им и за использование которых они не несут ответственности.

2. «Бог требует от них не более, чем использовать то, что они имеют, как в качестве домостроителей Его благодати.

3. В соответствии с нашими разными способностями нам доверено и разное служение.

4. Работу между людьми распределяет Небо, и им следует стремиться хорошо исполнить свою обязанность в соответствии с индивидуальными способностями.

5. Бог требует, чтобы все — от самого сильного до самого слабого — выполнили порученное им дело». Свидетельства, т. 2, с. 245.

Призыв к ученичеству

Использование духовных даров — это часть более широкого понятия христианского ученичества, как сегодня называют христианское служение. Оно предполагает, что активное служение в интересах Царства — неотъемлемая часть опыта рождения свыше. Рождение свыше — это больше, чем только личный опыт. Оно превращает человека в христианского воина, готового подвизаться за Царство Божье. Елена Уайт говорит: «Каждый истинный ученик становится миссионером для Царства Божьего». Желание веков, с. 195. Ученик—это человек, который родился свыше, присоединился к Церкви, определил свои духовные дары, занял в Церкви такое положение, которое позволяет ему реализовывать эти дары, и решительно настроен на то, чтобы исполнить свое предназначение без постоянного подталкивания извне. Это определение основано на великом поручении Христа (Мф. 28:18—20).

Тогда Иисус подошел к ним и сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; И се, Я с вами во все дни, до скончания века».

В данном отрывке можно выделить следующие ключевые моменты:

— Иисус говорит о данной Ему власти

— Повелевает: «Идите»

— Главный результат деятельности: «Научите» или, по англ. пер., «Приобретайте учеников»

— Передача истины: «Уча их»

— Видимое свидетельство: «Крестите». Из греческого оригинала явствует, что «идти», «учить» и «крестить» — это части одновременного процесса «приобретения учеников» — скорее замкнутый круг, а не линия во времени (4) . Церкви следует строить свои планы таким образом, чтобы одновременно выполнять все вышеуказанные цели. Применение духовных даров во всех церковных программах как раз и способно достичь этой цели. Следовательно, ученичество включает в себя применение индивидуальных духовных даров для развития и осуществления служений, соответствующих дарам человека.

В сомом ли деле это важно?

Я знаю, о чем вы думаете: я многие годы сижу в церкви и много раз слышал о действии духовных даров. Теперь вы говорите мне, что эти дары — стержень, вокруг которого я должен строить свое служение? Но в самом ли деле это так важно?

Павел считает именно так: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных» (1 Кор. 12:1). Если вы не знаете своих даров, то и не сможете использовать их целенаправленно, осмысленно и успешно. Если вы знаете свои дары, то сможете предпринять шаги для их максимального развития и использования, а также определить приоритеты своего служения для Царства. Вы будете больше удовлетворены и меньше разочарованы, зная, что делаете именно то, что призывает вас делать Господь в интересах Своего Царства. Вы будете знать, что вносите свой вклад в общую работу тела Христова так, как вы этого хотели.

Дары и таланты

Не есть ли духовные дары просто усиление или применение природных талантов и способностей? Согласно Павлу, Святому Духу угодно, чтобы духовные дары использовались для продвижения Царства Божьего (1 Кор. 12:11). Дух может счесть нужным усилить природное дарование и придать ему такую направленность, чтобы его можно было использовать для продвижения Царства. С другой стороны, Он может решить дать человеку новый дар, который не имеет никакого или почти никакого отношения к природным дарам и способностям.

Елена Уайт приходит к такому умозаключению: «Таланты, которые Христос доверил Своей Церкви, представляют собою дары и благословения, наделяемые Святым Духом» (Наглядные уроки Христа, с. 327).

Библейской иллюстрацией может служить то, что произошло с Веселиилом и группой людей, которая трудилась над сооружением скинии в пустыне. Святой Дух исполнил Веселиила и его помощника Аголиава «мудростию, разумением, ведением и всяким искусством» (Исх. 35:31). Подобное умение и навыки не упоминаются в Новом Завете в том месте, где перечисляются духовные дары.

Но обратите также внимание на то, что им была дана «способность учить других» (ст. 34), а также «мудрость и разумение, чтоб уметь сделать всякую работу» (Исх. 36:1). Эти духовные дары соответствуют духовным дарам учительства и администрирования в Новом Завете.

Дары и задачи

«Ну, хорошо. Теперь я знаю, что у меня есть дар учительства, поэтому мне больше не придется работать на строительной площадке и помогать в строительстве церкви. Пусть этим занимаются те, у кого есть дар строительства или другие подобные дары».

Извините, но в церкви совсем другое устройство!

«В моей церкви так мало членов, что нам всем приходится делать все. Если мы будем использовать только те дары, которые у нас проявляются явно, то множество дел останутся невыполненными».

Можно решить и эту проблему. Духовные дары даются для осуществления какого-то основного служения на протяжении всей жизни. Но это не исключает вынужденного выполнения текущих задач. Временные задачи основаны на текущих нуждах. Служение, основанное на духовной одаренности, — это долговременное служение. Духовная одаренность означает компетентность, постоянное повышение образования и последовательное развитие. Преданный Богу ученик, имеющий дар учительства, может иногда помогать сгребать листья, но он достигнет подлинного профессионализма в обучении других.

Мой дар лучше

Это не совсем так. Нет лучших или худших даров. Все они — части единого целого, и с их помощью надо прославлять Бога. Аполлос, муж с даром учительства (Деян. 18:24—26), был частью общей картины, как и Варнава, у которого был дар утешения (Деян. 11:23). Дар милосердия и благотворительности, которым обладала Тавифа, был таким же ценным, как и дары других людей (Деян. 9:36).

Один писатель обсуждает два вида злоупотребления духовными дарами, которые уменьшают пользу от них:

превознесение дара и проецирование дара (5) , Превознесение дара — это мнение, что некоторые (и в особенности мои) дары лучше других. Вот что пишет по этому поводу апостол Павел:

«Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, чрез которых вы уверовали, и притом по скольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.» 1 Кор. 3:5—11. Проецирование дара — это мнение, будто каждый должен иметь мой дар. Я евангелист, поэтому ты также должен им быть. Если у меня дар администрирования, как ты можешь быть таким расхлябанным и неорганизованным? В притче о талантах главное не в том, сколько талантов у каждого человека, а в том, как они поступили с тем, что имели (Мф. 25:14—29).

Одна счастливая семья

В 1 Кор. Павел на примере слаженного функционирования человеческого организма показывает, как духовные дары производят единство в теле Церкви. «Но каждому дается проявление Духа на пользу» (ст. 7). В стихах 12, 13 и 27 дается объяснение, что Святой Дух намерен поддерживать единство в Церкви через признание и применение духовных даров. Любовь есть тот клей, который скрепляет и поддерживает единство посредством правильного отношения и правильного использования личностных особенностей (1 Кор. 13).

Все духовные дары одинаково ценны, несмотря на то, что одни остаются в тени, а другие видимы для всех. В Рим. 12:3 Павел объединяет все эти понятия с помощью трезвомыслия, которое делает людей скромными «по мере веры», которую Святой Дух дает каждому христианину. «Меру веры» можно определить как набор духовных даров, присущих каждому верующему.

Повторное посещение наших коринфских современников

Павел попытался решить коринфскую проблему, объяснив роль и назначение духовных даров.

1 Кор. 12:1—11. Истинный критерий духовности — покорность Иисусу.

1 Кор. 12:12—27. Все духовные дары важны и действуют гармонично и сообща; каждый из них вносит свой вклад в общую картину.

1 Кор. 12:28—31. Нельзя делать один единственный дар критерием духовной зрелости. Дары зависят друг от друга, и нельзя сказать, что одни важнее других, несмотря на то, что одни видимы и явны больше других.

1 Кор. 13. Правильное отношение к окружающим в духе любви, лежащее в основе использования духовных даров, является необходимым компонентом, который делает всю систему дееспособной.

1 Кор. 14. Относительная ценность духовного дара заключается в его использовании в служении всей церкви в целом. Эта мысль подтверждается на примере беспорядочных и неподобающих богослужений в Коринфе.

Заключение

От учеников ожидается, что они будут добросовестно использовать данные им дары для продвижения Царства Божьего на земле. Павел иллюстрирует взаимосвязь различных даров на примере слаженного функционирования человеческого тела. Они даются всем на пользу и объединяют свидетельство всей Церкви. Иногда дары усиливают уже имеющиеся природные дарования, а иногда не имеют ничего общего с врожденными способностями. Все зависит от конкретного дарования Святого Духа.

Примечания:

1. Уильям Макрей, Динамика духовных даров (Гранд Рапидс, штат Мич., Издательство Зондерман, 1976 г.) с. 123, 124.

2. К. Питер Вагнер, Успешное созидание тела (Сан-Бернардино. Калиф., Издательство «Сия же есть жизнь», 1982 г.) с. 32.

3. К. Питер Вагнер, Ваши духовные дары могут способствовать возрастанию вашей церкви, пересм. издание (Венту-ра. Калиф. Регал Букс, 1994 г.) с. 34.

4. Деннис Оливер, Приобретайте учеников (Пасадина, Калиф. Богословская семинария Фуллера, докторская диссертация, 1973 г.).

5. К. Питер Вагнер, Ваши духовные дары могут способствовать возрастанию вашей церкви, пересм. издание (Вентура. Калиф. Регал Букс. 1994 г.) с. 45—48.