Глава 2. Святой Дух и духовные дары

Святой Дух — это деятельный Посредник, назначенный Небом руководить современной Церковью на земле. Святой Дух вдохнул энергию и дал начало Первоапостольской Церкви (Деян. 1:8), мгновенно наделил людей способностью говорить на иностранных языках (Деян. 2:4), превратил напуганных учеников в смелых проповедников (Деян. 4:3), прямо указал на конкретных людей, которые должны были выполнить определенную миссию (Деян. 13:2). Он разрешал доктринальные проблемы (Деян. 15:28), запрещал миссионерам идти в некоторые места (Деян. 16:6), направлял их в другие области (Деян. 16:10) и был инициатором всевозможных чудес и сверхъестественных явлений (Деян. 19).

В Книге Деяния Святой Дух упоминается пятьдесят семь раз, и Он тщательно следит за тем, чтобы каждое важное решение юной Церкви принималось под Его руководством. Ученики ожидали обещанного им Святого Духа, прежде чем начать проповедовать. Он сходил на каждую новую группу уверовавших: на иудеев (4:31), потом на самарян (8:17), потом на язычников (10:44) и, наконец, на некоторых учеников Иоанна Крестителя (19:6). Дух лично руководил каждым крупным начинанием Церкви. Он направил Филиппа в пустыню навстречу Ефиоплянину (8:29), отделял миссионеров (13:2), управлял первым важным церковным собором (15:1—8) и помогал Павлу планировать миссионерские путешествия (13:4; 16:6).

В Индексе произведений Елены Уайт пятьдесят девять столбцов посвящено Святому Духу. Приведенный ниже список указывает на то, каким образом Святой Дух действует в Церкви и в жизни отдельных ее членов:

1. Наделяет умственными способностями (Свидетельства, т. 6,с. 306)

2. Дает способность исцелять (Вести для молодежи, с. 30).

3. Обновляет побуждения и привязанности (Деяния апостолов, с. 284).

4. Дает способность творить добрые дела (Правила счастливой жизни, с. 80).

5. Дает сверхъестественную силу (Служители Евангелия, с. 286).

6. Созидает единство в Церкви (Свидетельства, т. 5, с.227).

7. Готовит нас к жизни в вечности (Свидетельства, т. 7, с. 273).

Святой Дух и духовные дары

Духовные дары тесно связаны с явлением Святого Духа. Со дня Пятидесятницы и далее Святой Дух становится Администратором христианской Церкви и Распределителем духовных даров, которые используются для победоносного продвижения Царства Божьего.

Павел называет духовные дары законными действиями духовных людей или рожденных свыше христиан. Он использует два греческих слова: пневматикос, что значит «духовные», и харизма, что означает «дар». Пневматикос как прилагательное встречается в тексте только после описания дня Пятидесятницы и обозначает людей, движимых или направляемых Духом Божьим. Греческий корень этого слова — пневма, что значит «дух». Это жизненно важная сила, вдыхающая энергию в живое существо.

Крещение Святым Духом

Библия говорит о трех видах крещения: крещение водой, крещение Святым Духом и крещение огнем (Мф. 3:11):

«Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем « (Мф. 3:11).

Крещение Святым Духом — это наделение силой для служения. Это то, что делает миссионерскую работу церкви успешной. Оно воздействует на обращенные ум и сердце, созидая в человеке новые понятия и новое видение. Обратите внимание на важное высказывание Елены Уайт:

«Дух Божий, когда Он верой принимается в сердце, становится началом вечной жизни. Когда учитель истины крещен Святым Духом, он может говорить о распятом Христе словами, которые благоухают небесной чистотой. В нем будет действовать ум и дух Христа, и он сможет открывать людям Божью волю, потому что его сердце покорено и прославлено Духом Божьим. Над ним взошло солнце правды, чтобы он отражал его яркие лучи этому миру и подтверждал своей святой жизнью, что принятая им истина была освящающим принципом, а не просто теорией»’.

Главный библейский текст о крещении Святым Духом содержится в Деян. 1:8: «Но вы примете силу. когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями» (Деян. 1:8). Два случая, описанных в Библии, указывают на то, как это произошло. Первый произошел в день Пятидесятницы. Петр выдвинул идею о реорганизации Церкви по принципам Ветхого Завета (Деян. 1:15—26). Присутствовавшие использовали ветхозаветную процедуру бросания жребия и избрали Матфия. Затем, как указано в Деян. 2:2, Дух Святой сошел «внезапно». Он мгновенно наделил их силой (Деян. 2:4). План Петра, а также Матфий исчезают из поля зрения. Совершенно неожиданно ученики выходят на улицу и начинают проповедовать и обращать людей. Вот что означает крещение Святым Духом (2) .

Второй случай имел место в городе Ефес (Деян. 19). Павел нашел в этом городе несколько учеников Иоанна Крестителя, которые ничего не знали о Святом Духе. Когда они поняли это и получили силу, тотчас начали свидетельствовать на улицах. В результате город со всеми окрестностями узнал о христианстве. Наделение силой для служения — вот главный ключ.

Крещение огнем

В Библии лишь однажды говорится о крещении огнем — в приведенном выше тексте Мф. 3:11. Существуют разные взгляды по поводу значения этого крещения (3) . Некоторые считают, что это синоним водного крещения в том смысле, что вода и огонь символизируют очищение (4) . Иные считают, что это указание на огненные языки, сошедшие на учеников в день Пятидесятницы. Другие рассматривают его как третье действие благодати, проявляющееся в говорении на иных языках и полном освящении (5) .

Елена Уайт связывает это крещение с пророчеством о золотых чашечках и масле из Зах. 4. Масло символизирует Святой Дух, а золотые чашечки — сердца вестников, наделенных силой и ревностью проповедовать весть:

«Они выливаются в золотые чашечки, символизирующие сердца живых Божьих вестников, которые возвещают Слово Господне людям в виде предостережений и просьб. Само Слово должно быть подобно, как видно из этой иллюстрации, золотому маслу, выливающемуся из двух маслин, стоящих перед Господом всей земли. Это крещение Духом Святым и огнем. Оно откроет душу неверующего, обличит его и убедит в истине. Только Святой Дух Божий может удовлетворить запросы души. Сам по себе человек ничего не может сделать, чтобы удовлетворить жажду и стремления сердца» (6) . Ее взгляды подкрепляются высказыванием Павла в 1 Фес. 5:19: «Духа не угашайте». «Огонь Духа» приравнивается к дарам пророчества и проницательности. Огонь становится тем более действенным, когда содержание вести соединяется с рвением вестника. Три крещения, по сути дела, являются гранями одного и того же события. Водное крещение — это личное свидетельство перед всем обществом о том обновлении, преобразовании и рождении свыше, которые имели место в жизни человека. Крещение Духом Святым дает силу для служения. На личностном уровне крещение огнем делает личное свидетельство человека ревностным и дерзновенным. На уровне Церкви крещение огнем оживляет скучные и унылые богослужения и превращает их в динамичные орудия Духа, завоевывающие души и подкрепляющие их.

Святой Дух — Администратор Церкви

В Книге Деяния говорится о том, что Святой Дух «председательствовал» на собраниях Первоапостольской Церкви. Он руководил всей ее работой. Во многих случаях Он прямо указывал, что нужно делать. Павел имел в виду эту сторону деятельности Святого Духа, когда наставлял Тимофея не пренебрегать своим дарованием, которое было дано ему по «пророчеству с возложением рук священства» (1 Тим. 4:14).

В Деян. 13:2—4 Святой Дух прямо называет имена Павла и Варнавы как будущих миссионеров и наделяет их силой для выполнения поставленной перед ними задачи через возложение рук. Святой Дух действовал через Церковь, и она узнавала голос Духа. Иаков говорит, что решение Иерусалимского Собора относительно роли язычников в Церкви было принято, потому что так было «угодно Святому Духу и нам», а это говорит о тесной связи и контакте между Церковью и Духом Святым (Деян. 15:28). В двух случаях Святой Дух удержал Павла и его спутников от посещения определенных мест и через наставление во сне направил их в другое место (Деян. 16:6—10).

Святой Дух также руководил жизнью отдельных людей в эпоху Первоапостольской Церкви. Слова Иисуса: «А вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14:17) исполнились. Опыт двенадцати последователей Иоанна Крестителя наглядно подтверждает эту истину (Деян. 19:1—7). Они ничего не знали о Святом Духе, но как только они узнали о Нем, их жизнь радикально изменилась.

Святой Дух — источник силы

Иисус обещал ученикам силу (Деян. 1:8). В день Пятидесятницы был дан Святой Дух. Только имея эту силу, горстка людей могла выполнить, казалось бы, непосильную задачу — проповедовать Евангелие по всему миру. Павел напоминает нам, что Евангелие есть сила Божья ко спасению (Рим. 1:16). Евангелие действует отнюдь не тайно и не под покровом. Оно должно возвещаться на улицах и громко взывать с крыш домов. Под силой мы подразумеваем нечто деятельное. Она действует. Вялые, инертные христиане не имеют силы. Люди, которые только теоретически разделяют принципы христианства, не имеют силы (7) . Святой Дух преобразует силу Евангелия в динамичную христианскую жизнь.

В древнегреческом языке было несколько слов, обозначавших силу. Одно из них — кратос, что значит физическая сила. Еще одно слово — эксоусия означает полномочия, данные правителем. Иисус использовал это слово, когда сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле». Однако в Деян. 1:8, где сказано: «Вы примете силу», используется слово дюнамис, означающее взрывную энергию.

В греческом переводе еврейских Писаний слово дюнамис шесть раз используется в Пс. 67:29—36. Молящиеся израильтяне в Ветхом Завете просили Бога явить и использовать Свою силу. В день Пятидесятницы она сошла по-новому, динамично. Внезапно ученики были одарены Святым Духом, чтобы делать то, чего они не могли бы делать в обычных обстоятельствах. Современная Церковь черпает из того же источника силы для личной христианской жизни и для расширения своей миссии возвещения Евангелия тем, кто еще не слышал его.

Одна из наиболее очевидных и явных сфер деятельности Святого Духа — это область силовых или чудодейственных даров, таких, как пророчество, исцеление, избавление и прочие чудеса. Чтобы понять силу Святого Духа в этих областях, нам надо понять, как сатана организует свою работу.

Павел часто говорит о «силах». Основным текстом является Еф. 6:12: «Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». Эти духовные силы являются «богом века», который ослепляет умы неверующих (2 Кор. 4:4). Мир находится в тисках этих сил, противящихся Богу. Гигантское космическое воинство злых сил порабощает человечество. Весь так называемый «дух мира» (1 Кор. 2:12) находится в этих тисках. Эти силы проявляют себя различным образом, зачастую невидимо и необъяснимо. Бог по-прежнему сохраняет за Собой высшую власть

(Рим. 1:21), но, тем не менее, эти силы оказывают зловещее влияние на наш мир. Они оказывают значительное влияние на ход событий в настоящем веке.

По мнению Павла, эти объединенные силы представляют собой высокоорганизованную систему, возглавляемую сатаной и приводимую в движение его злыми ангелами. Они оказывают влияние на все, что совершается в мире вне Христа. Однако они не имеют абсолютной власти. Иоанн утверждает, что есть добрые ангелы, удерживающие ветры вражды, пока Господь не решит, что настала пора положить конец великой борьбе (Откр. 7:16). Павел высказывает мысль, что, несмотря на сложную и тщательную организацию этих сил, Иисус отнял «силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол. 2:15). Эти силы обречены на поражение, однако не следует недооценивать силу сатаны. Он не собирается сдаваться без боя.

Как сатана связывает человечество?

Чтобы понять этот вопрос, мы должны прежде осознать, как сатана связывает род человеческий. Он прибегает к четырем мерам:

1. Духовно ослепляет людей. 2 Кор. 4:4.

2. Притупляет духовное разумение. 1 Кор. 2:14.

3. Побуждает людей почитать зло добром и таким образом отрицать силу Евангелия. Рим. 1:24.

4. Извращает духовное разумение с помощью ложных доктрин. Откр. 14:8.

Сила для успешной евангельской работы

Сила для успешной евангельской работы, средство для переделывания того, что творит сатана, исходит только от Святого Духа. Пожалуйста, обратите внимание на то, что именно Святой Дух дает силу для успешной евангельской работы. Можно делать множество церковных дел без силы Святого Духа. Можно приобретать души без силы Святого Духа, убеждая людей с помощью логики. Можно напичкать людей библейской информацией. Вы даже можете до смерти надоесть людям своими разговорами, так что они присоединятся к церкви, лишь бы только избавиться от вас. Однако подобные результаты никак не назовешь успешной евангельской работой.

Успешная евангельская работа возможна лишь тогда, когда Святому Духу позволяют действовать таким образом, чтобы Он совершал три вещи:

1. Освобождение человеческих душ и умов от цепей сатанинской власти.

2. Открытие духовного зрения у людей.

3. Изменение силой Евангелия их жизни.

Никакой логикой, силой красноречия и убеждения, методикой евангельской проповеди или личным обаянием невозможно этого добиться. Эти три события не могут произойти в жизни человека без помощи и влияния Святого Духа.

С человеческих душ спадают цепи, когда Евангелие проповедуется с силой. Это значит, что надо проповедовать не через мощный усилитель и с «громкими криками», но посредством динамичного, личного свидетельства, которое звучит правдиво. Это значит говорить о Господе с большим убеждением в голосе и энергичной жестикуляцией. Это значит не быть пустозвоном и пустоцветом в жизни, но выходить в народ и обивать маслины для новообращенных, потому что, если мы с вами не будем этого делать, кто-то не попадет на небо.

Какое отношение все это имеет к духовным дарам? Святой Дух дает силу и снабжает членов Церкви всем необходимым для служения. Это служение одолевает царство сатаны живым Евангелием, которое само по себе есть сила и возвещение спасения самыми разными способами, что дает возможность убедить людей войти в Царство Божье. Вся гамма духовных даров приспособлена для достижения этой цели, и Царство Божье преуспевает, когда дары успешно используются.

Святой Дух как Учитель

Помимо того, что Дух Святой — Администратор и Источник силы, Он еще является главным Учителем Церкви. «Утешитель же. Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26). Елена Уайт напоминает нам: «Иисус увековечивает Свое земное учительское служение посредством Духа» (8) . Это учительское служение так же динамично, как и опыт Пятидесятницы. «Бог может научить вас несравненно большему Своим Святым Духом в одно мгновение, чем вы можете узнать от великих людей земли» (9) .

Святой Дух как Учитель’ выводит на свет новые откровения, показывает нам «то, что еще не произошло», (2 ) воздает славу Богу, давая нам более полное и совершенное разумение, (3) и черпает из Божьего источника знаний и учит нас (4) . Он учит нас двумя основными способами:

просвещает наш ум, когда мы исследуем Писания, и через дар учительства, который дается некоторым членам Церкви (2 Тим. 2:1,2).

Святой Дух — Распределитель даров

У людей бытует множество представлений о том, как человек получает духовный дар. Некоторые считают, что Церковь должна определять, кто и какие дары получил. Другие считают, что избрание на церковную должность равнозначно получению определенного дара. Некоторые считают, что только у их пастора есть духовные дары и что членам Церкви надо только слушать и выполнять то, что он говорит. Другие уверены, что каждый может делать все и что никто не должен властвовать над своими собратьями.

Святой Дух раздает дары людям исключительно так, как Ему угодно: «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:11).

Мы все отвечаем за то, чтобы преобразовать наши индивидуальные дары в служения, которые будут двигать вперед работу для Царства Божия. Павел говорит, что он был «поставлен» для служения конкретной группе людей: язычникам (Деян. 9:15; 2 Тим. 2:7). Это служение соответствует духовным дарам, которыми Святому Духу угодно было наделить Павла.

Святой Дух распределяет дары для того, чтобы двигать вперед дело Божье. Церковь создана как общность людей, выполняющих работу для Царства Божьего, организуя дары своих членов для успешного служения. В этом смысле Церковь уполномочена Святым Духом коллективно распоряжаться дарами отдельных членов.

Святой Дух и ходатайственная молитва

Сошествие Святого Духа в Пятидесятницу не было случайностью. Господь решил по-новому раскрыть Себя на этом историческом этапе, потому что время для этого было очень благоприятным. Более миллиона человек со всех концов известного тогда мира пришли в город на праздник. Многие были восприимчивы к евангельской вести.

Однако Святой Дух не мог бы излиться с такой силой, если бы не было нужных людей для совершения этой работы. Святой Дух воодушевляет и оснащает людей всем необходимым для совершения работы, но Он обычно не делает эту работу Сам. Через ходатайственную молитву Святой Дух отвечает на просьбы церкви или отдельных людей наделить их этой силой (Иак. 1:5; 5:13—18).

Ходатайственная молитва — это особая молитва. В ней человек или Церковь возносит к Богу конкретные просьбы на основании Его обетований. Господь не утаивает от нас обещанного, но всегда дарует нам эти конкретные благословения, если мы просим Его об этом.

Известно семь уровней превозмогающей ходатайственной молитвы:

Уровень 1: Просить (Мф. 7:7).

Уровень 2: Искать (Мф. 7:7).

Уровень 3: Стучать (Мф. 7:7).

Уровень 4: Поститься (Пс. 34:13).

Уровень 5: Конкретная нужда (Неем. 2:2-5).

Уровень 6: Борьба в молитве (Лк. 22:44; Кол. 4:12;

Быт. 32:22—30).

Уровень 7: Воинствование в молитве. Особые битвы с сатаной (Мф. 4:1—11).

В молитве о чем-то конкретном возможно сочетание этих уровней. Господь внимает этим молитвам, и Святой Дух начинает немедленно действовать и помогать нам.

Заключение

Святой Дух — это деятельный Посредник, назначенный Богом Отцом — Администратором и Управителем Церкви на земле. Как для тела Церкви, так и для отдельных христиан Он является Источником силы и главным Учителем, просвещающим умы и ведущим на путь истины. Он раздает духовные дары как отдельным членам, так и Церкви как телу. Ходатайственная молитва, основанная на Божьих обетованиях, — это действенный инструмент, которым должна пользоваться Церковь, чтобы привлечь Святой Дух на свою сторону.

Примечания:

1. Знамения времени, 1 марта 1892 г.

2. В качестве учебного пособия о том, как это может произойти в вашей церкви, см. Гарри Ф. Уильямс, Как исполниться Святым Духом и познать Его (Хагерстаун, Мер., Издательство Ревью энд Геральд, 1991 г.).

3. Библейский комментарий АСД приводит разные взгляды, но не высказывает конкретные утверждения (т. 5, с. 300).

4. Л. Е. Фрум, Пришествие Утешителя (Ревью энд Геральд, 1931г.), с. 269.

5. См. Стэнли М. Бургесс и Гэри Б. Макги «Церковь святости, крещенная огнем». Словарь Пятидесятнического и Харизматического движений (Гранд Рапидс. Мич., Издательство Зондерван, 1988 г.), с. 309.

6. Рукопись 109, 1897 г. {Библейский комментарий АСД), т. 4, с. 1180.

7. Кажется странным, что могла быть такая личность. Прочитайте об одной из них в Лк. 15:25—31.

8. Елена Уайт, Сыновья и дочери Бога, с. 282.

9. Елена Уайт, Свидетельства для служителей, с. 119.