Глава 3. Духовные дары и Церковь

Все церкви должны иметь какую-то организацию. В 1957 г. в журнале «Министри» была опубликована организационная структура некоторых церквей. Впечатляла одна диаграмма, на которой была изображена центральная адвентистская церковь большого города. Это колесо, в котором члены церкви изображены в виде втулки, а вращающиеся спицы — советы пресвитеров и дьяконов и восемь основных комитетов, планирующих все виды церковной деятельности вместе с их подкомитетами. В другой церкви было девятнадцать комитетов, семь осуществляющихся проектов и шесть незаконченных проектов. Один автор написал следующее о ежегодных выборах в церкви:

«Когда мы обнаруживаем — как это происходит во многих случаях — что на хорошие посты избраны люди, которые либо ничего не делают (в большинстве случаев), либо делают не то, что надо (в некоторых случаях), то причина, возможно, в том, как организованы выборы и как выдвигаются кандидаты на то или иное служение» (2) .

Он предлагает следующее решение, выбирать председателем избирательной комиссии, по возможности, самого одаренного и толкового человека и обязать пастора

тщательно руководить выборами. Но положение дел, увы, почти не изменилось с 1957 г. Те же общие принципы организации можно обнаружить и сегодня. По-прежнему большая проблема найти подходящих людей для всех комитетов, и можно дать примерно тот же совет по поводу избирательной комиссии.

Однако ни в одном из этих организационных планов или систем ничего не говорится о духовных дарах и их роли в Церкви. Как духовные дары могут помочь Церкви удовлетворять организационные потребности? В поисках ответа взглянем на два типа организации, примеры которых даны в Библии.

Система Иофора (Исх. 18 гл.)

Эта система возникла в тот момент, когда изможденный Моисей пытался все сделать самостоятельно. Это была хорошая методика управления, предназначенная для решения организационных проблем: Иофор просто разбил различные задачи, стоящие перед Моисеем, на более мелкие подзадачи и возложил ответственность за них на большее число людей. Крупные задачи часто называются «макроуправлением», а более мелкие — «микроуправлением». Система Иофора позволяет успешно осуществлять как макро-, так и микроуправление. Вот что пишет по этому поводу Елена Уайт:

«Время и силы тех, кто по Провидению Божьему занимает руководящее положение в церкви, должны расходоваться на решение более важных вопросов, требующих мудрости и великодушия. Богу не угодно, чтобы они отвлекались на решение второстепенных дел, с которыми прекрасно могут справиться другие» (3) .

Иезекииль видел колеса

Еще один способ организации был открыт Иезекиилю, когда тот был пастором местной общины изгнанников в Ховаре, в земле Вавилонской. Господь показал ему систему искусно переплетенных и связанных между собой живых существ, колес и крыльев, подкрепляемых и управляемых Духом Святым.

«Когда шли животные, шли и колеса подле них, а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колеса. Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных был в колесах» (Иез. 1:19, 20). При такой организации Дух Господень управляет движением «колес», чтобы они действовали согласованно, с изумительной точностью и в совершенной гармонии (4) .

Сравнение двух систем

Система Иофора прекрасно подходит для того, чтобы разбивать большие задачи на малые подзадачи и вовлекать большое число людей в выполнение работы. Она особенно хорошо функционирует, когда существует четкая «цепочка приказов» сверху вниз.

Система Иезекииля хорошо срабатывает тогда, когда надо выполнить множество как будто бы несвязанных между собой задач, и для их успешного решения необходима центральная ось или втулка.

Обе системы могут применяться в Церкви. Однако система Иезекииля больше соответствует природе поместной церкви. Поместная церковь состоит из группы людей, разделяющих общие верования, но вынужденных выполнять разные, одинаково важные задачи, призванные поддерживать взаимодействие между внутренними и внешними программами церкви.

Именно здесь и проявляются духовные дары. Когда люди в разнородной, на первый взгляд, группе под названием местная община участвуют в конкретном служении порученном им Господом, посредством своих духовных даров, они не только успешно трудятся, но и обретают счастье. Они понимают, что отзываются на призыв Господа и чувствуют себя удовлетворенными, полными сил и энергии. Если строить церковную организацию, учитывая духовные дары, то можно обойти ту проблему, на которую указывает вышеупомянутый автор, — когда на хорошие должности выбирают не тех людей, в результате чего в большинстве случаев они ничего не делают, а в некоторых случаях делают не то, что нужно.

Служение всех верующих

Петр описывает церковь как «царственное священство» (1 Петр. 2:9, 10). Реформаторы раскрыли суть понятия священство всех верующих, сосредоточив внимание на том факте, что все христиане могут непосредственно обращаться к Богу в молитве. Им не требуется промежуточное звено в лице священника, чтобы получать доступ к Богу. Служение всех верующих основано на том факте, что все верующие призваны на служение. Не одно только оплачиваемое духовенство несет ответственность за судьбу Церкви и ее членов.

Сегодня служение всех верующих чаще всего называют термином ученичество. Все христиане призваны быть учениками Господа. Как пишет об этом Елена Уайт, «если мы христиане, то эта работа будет для нас счастьем. Как только человек обращается в веру, в его душе сразу же рождается желание поделиться с другими тем, какого драгоценного друга обрел он в Иисусе» (5) .

Принятие решений в ранней Церкви

Как в ранней Церкви принимались важные решения? Ответ на этот вопрос мы находим, когда читаем в Деян. 15 о том, как эти проблемы были решены на Иерусалимском Соборе. «Апостолы и пресвитеры» собрались, чтобы рассмотреть вопрос об обрезании (15:6). Павел говорит, что пошел на это собрание «по откровению» (Гал. 2:2), что указывает на его пророческий дар. «По долгом рассуждении» Петр, который всеми признавался как главный авторитет в Церкви, рассказал о своем опыте с Корнилием (Деян. 10), когда ему было дано непосредственное откровение от Бога и он стал свидетелем проявления одного из «силовых» даров (Деян. 10). Затем Павел и Варнава поведали о том, что произошло с ними.

Изумленное собрание умолкло (ст. 12). Иаков, председатель Собора, вынес свое «суждение» на основании свидетельств Ветхого Завета, что Евангелие должно проповедоваться язычникам (ст. 15—21). Его решение записано в протоколе собрания в таких выражениях: «Ибо угодно Святому Духу и нам» (ст. 28). Апостолы, пресвитеры и «все собрание» одобрили текст окончательного письма и выбор вестников, которые должны были доставить его (ст. 22).

Ранняя Церковь принимала решения при непосредственном руководстве Святого Духа на основе библейских советов и наставлений, на общем совете всех членов. Павел употреблял этот подход, включающий использование духовных даров, для достижения единства в Церкви (Рим. 12; 1 Кор. 12; Еф. 4).

Эта система использования духовных даров хорошо согласуется с моделью Иезекииля:

«Удивительная особенность Божественных действий состоит в том, что величайшая работа в нашем мире достигается с помощью простейших средств. Божий план заключается в том, что каждая часть Его правления должна зависеть от

других, и целое; как колесо в колесе, должно действовать слаженно и гармонично. Воздействуя на людей. Святой Дух задевает невидимые струны, и их вибрация бывает слышна до краев Вселенной» (10) .

Кто имеет власть?

Естественно возникает вопрос: кто имеет власть в Церкви, и какие действия вправе осуществлять люди, облеченные властью? Всякий раз. когда этот вопрос всплывал в новозаветной Церкви, ответ на него давался с учетом главной миссии Церкви и единства, которое необходимо для выполнения этой миссии. Церкви не было дано права проповедовать «иное благовестие» (Гал. 1:6, 7). Были назначены старшие дьяконы, чтобы апостолам не приходилось «оставлять Слово Божье» (Деян. 6:2). Церкви следовало объединиться «в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10) ради славы Божьей (1 Кор. 10:31) и общего блага всех ее членов (1 Кор. 12:7).

Людей, которые не признавали нравственных обязательств составной частью Евангелия, исключали из Церкви (1 Кор. 5:12); судебные процессы в мирских судах были неуместны, потому что святые могут «судить ангелов» (1 Кор. 6:3). Все позволительно, но не все полезно (1 Кор. 6:12). Это значит, что люди должны «трезво мыслить» и обуздывать свою личную гордыню (Рим. 12:3). Таким образом, настало время «пробудиться от сна» и выполнять работу (Рим. 13:11).

Как это относится к нам?

Процесс избрания руководства в Церкви адвентистов седьмого дня осуществляется в основном посредством выбора представителей. Эта организация, возглавляемая демократически избранными администраторами,

которые служат определенные отрезки времени и могут быть избраны на второй срок или не избраны. Две разновидности избранных служителей поместной общины — пресвитеры и дьяконы (дьяконисы) — вводятся в должность через специальное возложение рук. На них возлагают руки те, кто уже до этого был избран на пресвитерское служение и кто совершает пожизненное служение в этом сане, если только местная община изберет их. В каком-то смысле демократические особенности этого порядка считаются более важными, чем дарование, которое передается через возложение рук.

Где место духовным даром?

Мы привыкли организовывать жизнь церкви по привычной схеме: уход за церковным зданием, посещение больных членов Церкви, планирование богослужений и т. д. При традиционном подходе составляется список необходимых дел, а затем начинается поиск людей, готовых и желающих выполнять их, или тех, кто внушает к себе уважение благодаря своим прошлым заслугам и кому люди доверяют. Зачастую руководителями местных церквей в наши дни выбирают старших по возрасту или тех, кто может уделить церкви больше времени.

Но лучше было бы учитывать тесную связь между распределением духовных даров и назначением на ту или иную должность или служение. Павел и Варнава сначала были непосредственно призваны Святым Духом через пророческое служение (Деян. 13:1—3), а затем им также был дан дар миссионеров. Но решение Святого Духа было подтверждено решением церкви (Деян. 13:3). То же самое произошло и с Тимофеем. Он был призван через пророческую весть, что затем было подтверждено решением церкви (1 Тим. 4:14). Принятие во внимание духовной одаренности в процессе избрания вводит новое качественное измерение выполнения требований, предъявляемых к церковной организации. Оно добавляет силу и дух ученичества к тому, что в противном случае может быть формальной должностью в Церкви, а не живой частью служения в интересах продвижения Царства Божьего.

Дар миссионерского служения, к примеру, включает в себя способность использовать другие духовные дары в многонациональной среде (Деян. 22:21). Миссионерский дар Павла был мостом, позволившим выполнить поручение в Деян. 1:8.

Другим примером является признание дара пророчества как пожизненного служения, данного Елене Уайт. Это убеждение основано на свидетельствах Священного Писания и плодах служения, которое длилось всю жизнь. Наличие этого дара в Церкви имеет неоценимое значение для развития служения и для получения своевременных советов. Это авторитетный голос, указывающий Церкви правильное направление, подобно тому, как это было в новозаветной Церкви.

Наличие духовной одаренности в Церкви необходимо принимать во внимание при построении организационной структуры, которая помогает Церкви выполнять свою миссию. В последних трех главах этой книги указываются способы и средства использования духовных даров в Церкви.

1. Ministru, Октябрь 1957 г.

2. Лейф Кр. Тобиассен, «Адвентистские идеи управления церковью», Ministru, Октябрь 1957 г., с. 35-37.

3. Е. Уайт, Деяния апостолов, с. 93.

4. Е. Уайт. Свидетельства, т. 5, с. 751.

5. Е. Уайт, Желание веков, с. 141.

6. Ларс Квольбен, История христианской Церкви (Нью-Йорк. Томас Нельсон и сыновья, 1942 г.), с. 94.

7. Методика избрания новых апостолов, разработанная Петром, не сработала (Деян. 1:15—26). О Матфии ни разу больше не упоминается. Внезапное явление Святого Духа и проявление чудодейственных духовных даров изменило представление Петра об организации Церкви (1 Петр. 4:10).

8. Иаков, брат Господень (Гал. 1:19), Андроник и Юния (Рим. 16:7) также признаны апостолами.

9. В качестве введения в эту тему читайте также книгу Джорджа Элдена Лэдда Теология Нового Завета (Гранд-Рапидс: Издательская компания Уильяма Эрдмана, 19-74 г.). с. 342—356. 10. Е. Уайт, Евангелизм, с. 93.