Глава 4. Духовные дары в истории

От самого своего зарождения Церковь адвентистов седьмого дня верила в то, что духовные дары действуют во всякое время и в любую эпоху. В большинстве адвентистских произведений, касающихся этого вопроса, отмечается проявление дара пророчества в жизни и служении Елены Уайт. В них отстаивается точка зрения, согласно которой все духовные дары по-прежнему законны и действенны. В Основании веры, 16, принятом в 1980 г., утверждается, что все духовные дары применимы к жизни Церкви в нашем современном мире.

Бессрочность духовных даров

Прежде чем рассуждать об истории духовных даров, нам надо упомянуть теорию под названием «прерывность». Согласно этой точке зрения, некоторые общие духовные дары, такие, как вспоможение и гостеприимство, действуют и сегодня, но дары, попадающие в категорию чудодейственных даров (пророчества и разные чудеса) больше не проявляются. Согласно этой теории, такие дары, как дар апостольства, также прекратили свое существование.

Главный довод сторонников прерывности состоит в том, что знамения и чудеса Нового Завета отличались от современных чудес. Приверженец теории прерывности Джон Мак Артур подразделяет дары, упомянутые в Еф. 4, на три категории: одаренные люди, постоянные назидающие дары и временные чудодейственные дары. Чудодейственные дары, утверждает он, придавали достоверность свидетельству апостолов. Когда апостолы умерли, эти дары прекратили действовать (2). За всем этим стоит одна главная идея, что когда канон Священного Писания был завершен, дальнейшие откровения стали невозможны. Применяя слова из Евр. 2:3 как хронологическую точку отсчета, Мак Артур утверждает, что ко времени написания посланий к Ефесянам и первого к Коринфянам время чудес уже миновало. Давайте разберем этот аргумент.

В Евр. 2:3, 4 сказано:

«То как мы избежим, вознерадевши о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле?» Идея Мак Артура заключается в том, что в этих стихах употребляется прошедшее время; следовательно, они говорят о чем-то таком, что уже произошло. Он утверждает, что поскольку чудодейственные или силовые дары перечисляются в 1 Кор. 12, но их нет в Рим. 12 или Еф. 4, то их время уже прошло. Он настаивает на том, что Церковь считала само собой разумеющимся прекращение действия этих даров. В Евр. 2:3, 4 приводится последовательность событий: (1) провозглашение спасения Иисусом. (2) подтверждение его подлинности очевидцами и (3) знамения и чудеса.

Последняя фраза «и раздаянием Духа Святого по Его воле», по его мнению, означает, что эти дары были даны только апостолам, а не всей Церкви в целом. Слово, переведенное как дары в Евр. 2:4 (по гречески мерисмос),

дословно означает разделять или распределять. Адвентисты седьмого дня усматривают в этом указание на духовные дары, упоминаемые в посланиях к Римлянам, Ефесянам и первом Коринфянам. Однако этот хронологический аргумент рушится, стоит только повнимательнее посмотреть на даты написания этих книг. Они были написаны практически в одно и то же время, поэтому то лишь обстоятельство, что Павел использовал в данной фразе прошедшее время, не дает нам еще никакого основания для выдвижения довода в поддержку теории прерывности.

Римлянам………………………………………… 57—58гг. н.э.

1 Кор……………………………………………………………. 57 г

Ефесянам……………………………………………………… 62г.

Евреям………………………………………………………….. 65г.

Еще один аргумент состоит в том, что перечни даров в разных местах Библии соответствуют целям того или иного послания и обстоятельствам, которые в нем разбираются. Вторая глава Послания к Евреям является частью развернутой аргументации того факта, что Иисус превосходит славой ветхозаветных ангелов, Моисея и другие традиционные еврейские категории. И это подтверждается очевидцами Его славы — свидетелями знамений и чудес. Но все это не имеет никакого отношения к продолжению или прекращению этих чудес и знамений.

1 Кор. 13: 8-13

Следующий аргумент, к которому прибегают сторонники теории прерывности, состоит в том, что в 1 Кор. 13:8—13 говорится о прекращении действия этих даров.

Что имел в виду Павел в 10-м стихе под словами «когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится»? На каком этапе истории настанет то совершенство, о котором он упоминает? Слово совершенное в этом стихе (по-гречески телейос) означает «завершение по окончании». На этой земле мы никогда не достигнем полного и окончательного «завершения». Это произойдет только при Втором пришествии Христа, когда «все обновится». Понимание этого проистекает из слов «лицом к лицу» в стихе 12: здесь речь может идти только о Втором пришествии Христа, а не о каком-то более раннем периоде истории (3).

Точка зрения адвентистов седьмого дня

Адвентисты седьмого дня начинают излагать свою позицию по этому вопросу с истолкования Иоил. 2:28:

«И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения». Еврейское слово, переведенное как «после того» в Иоил. 2:28, означает «какое-то время в будущем». Петр использовал греческое слово эсхатос, означающее «последний во времени или пространстве». Первые христиане понимали, что их время — это последние дни, потому что Иисус велел им созидать Царство и готовиться к Его возвращению. Однако эту эпоху нельзя назвать заключительными «последними днями».

Адвентистский пионер Дж. Н. Андрюс считал, что отрицание преемственности духовных даров автоматически отрицает работу Святого Духа в христианскую эпоху: «Отвергающие работу Святого Духа под предлогом, что Писаний вполне достаточно, на самом деле отрицают и отвергают всю ту часть Библии, которая открывает нам служение и работу Святого Духа» (4) . Урия Смит утверждал на основании Иоил. 2:28, что действие духовных даров должно распространяться на весь промежуточный период между Пятидесятницей и Вторым пришествием Христа (5) .

Л. X. Кристиан, когда писал свою книгу в 1947 г., считал, что многим традиционным конфессиям не хватает духовной глубины, потому что они не признают важности духовных даров (6) . Карлайл Хейнс отметил, что духовные дары являются неотъемлемой частью раздаяния или распределения Святого Духа, которое охватывает промежуток времени между Пятидесятницей и Вторым пришествием (7) . Обращая особое внимание на дар пророчества, А. Г. Даниэльс, бывший долгое время президентом Генеральной Конференции, писал:

«Когда грех прервал прямое общение между Небом и землей, Бог дал людям пророческий дар, удостоив Свою Церковь правом иметь его, и с тех пор, как этот дар был ей дарован, он никогда не отнимался у нее на длительное время» (8) . Это отличное обобщение, применимое в равной степени ко всем дарам Духа. Елена Уайт подтверждает истину о непрерывности духовных даров:

«Но дары Духа обещаны всякому верующему в той мере, в какой они будут ему необходимы в работе для Господа. И сегодня, как и во дни апостолов, это обещание остается в силе. «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения» — это преимущество детей Божьих, и мы должны дорожить всем тем, что может подкрепить нашу веру» (9) .

Духовные дары в истории Церкви

История Церкви не дает нам много информации о проявлении и действии духовных даров. Однако имеются указания на то, что когда появлялись некоторые более впечатляющие дары, они не воспринимались как нечто необычное. Это само по себе уже говорит о том, что они воспринимались в большей или меньшей степени как само собой разумеющееся, как нормальная часть жизни

христианина Рональд А. Н. Кидд, написавший докторскую диссертацию на тему присутствия духовных даров в Церкви до 320 г н. э. , нашел доказательства того, что использование духовных даров было обычным делом до 260 г н. э, после чего они сошли на нет (10) Кидд делает вывод, что после 260 г духовные дары «уже не вписывались в хорошо организованные, высокообразованные, состоятельные и имеющие высокий социальный статус христианские общины»» И насколько нам сегодня известно, когда Римско-католическая церковь укрепилась, епископы взяли на себя функции духовно одаренных членов церкви, и, в конце концов, рядовые прихожане были полностью отстранены от служения (12)

В двух документах ранней Церкви Дидахе и Пастух Гермаса — говорится о том, что духовные дары продолжали действовать В обоих документах различные дары перечисляются почти в тех же выражениях, которые в свое время использовал Павел Иустин Мученик, живший еще примерно шестьдесят лет после смерти Иоанна, последнего из апостолов, говорит «Пророческие дары остаются с нами даже доныне» (13)

Примерно в 175 г группа под руководством Монтана заявила о том, что в их среде действуют чудодейственные дары Другие писатели этой эпохи, даже те, которые были противниками монтанизма, не считали проявление этих даров чем-то непоследовательным или противоречащим подлинному благочестию К сожалению, монтанисты довели дар пророчества до нелепых крайностей

Появление протестующих групп, таких, как вальденсы и гугеноты в средние века, дало новый импульс духовным дарам Согласно А Г Даниэльсу, один из современников сказал о такой группе в юго-восточной Франции «От этих людей не исходило никакой угрозы, я не заметил у них ничего такого, что можно было бы назвать их изобретением» (14) К сожалению, многие из этих групп опять-таки впали в крайности и обесчестили духовные дары Обычно они делали акцент на более впечатляющих дарах, а именно на исцелении, говорении на языках и пророчестве Достойные сожаления крайности в этих группах заставили некоторых людей, таких, как знаменитый испанский мистик Иоанн Крестоносец (1542— 1591 гг.), осудить всякую духовную одаренность как опасную для христианского пути духовного совершенства Иоанн Крестоносец подчеркивал значение личной молитвенной жизни, которая приводит к личной святости, и отрицал общественное служение с применением духовных даров (15) Подобная точка зрения встречается и в современном адвентизме Наш упор на личную святость и приготовление к грядущему миру часто неосознанно умаляет важность ученичества и активного участия в распространении истин Царства

Обновленный интерес

В начале 80-х годов прошлого столетия снова пробудилось внимание к духовным дарам, особенно к исцелению и говорению на языках Эдвард Ирвинг своими проповедями в Великобритании возродил интерес ко Второму пришествию Христа К сожалению, он также породил ожесточенную полемику, когда в его церкви проявилось говорение на языках’ (6) Ирвинг считал, что вести, передаваемые на языках, более авторитетны, чем то, что говорит Библия Это убеждение впоследствии вызвало появление теории о тайном восхищении Существуют некоторые доказательства того, что эта мысль была впервые высказана в откровении человеком, находившимся под влиянием Ирвинга (17)

Несмотря на экстремизм и достойные сожаления отклонения от здравого смысла, из истории Церкви можно почерпнуть достаточно доказательств того, что духовные дары существовали со времени Нового Завета и не прекратились со смертью апостолов

Духовные дары и поздний дождь

Адвентисты с давних пор учат, что во время позднего дождя чудеса и знамения снова будут совершаться удивительным образом. Елена Уайт делает сравнение раннего дождя и позднего дождя:

«При завершении великого дела Евангелия сила Божья должна проявляться так же, как при его начале. Те пророчества, которые исполнились при излитии раннего дождя в начале проповеди Евангелия, вновь должны повториться при излитии позднего дождя» (18) .,

Описывая далее поздний дождь, она отмечает:

«Слуги Божьи с сияющими вдохновленными лицами будут торопиться принести небесную весть во все уголки земли. Тысячи голосов всюду провозгласят это предостережение. Произойдет множество чудес, больные будут исцеляться, знамения и чудеса будут сопровождать верующих.

Я видела, что поздний дождь грядет, подобно полночному крику (движение Миллера), но он будет в десять раз сильнее» (19) .

Тревожные моменты в адвентистской истории

Всякий раз, когда истина дает о себе знать, сатана неизменно пытается заменить ее подделкой. Духовные дары не являются исключением. Можно легко извратить Божественное исцеление. Говорение на языках — естественная мишень для сатанинских подделок. Бесчинства самозваных пророков и апостолов вызывают невероятные трудности.

Елена Уайт отмечает, что более впечатляющие дары проявляются не так часто именно потому, что их так легко подделать. И Иисус (Мф. 24:24), и Павел (1 Фес. 5:19— 21) предостерегали по этому поводу.

Время от времени в истории адвентистской церкви вспыхивали движения харизматического толка. В годы, последовавшие за 1844 г., методизм еще оказывал на нее сильное влияние. На методистских лагерных собраниях нередко наблюдались такие явления, как «умирание в Духе», говорение на языках, святые танцы и другие проявления. Елена Уайт описала несколько фанатичных выходок среди ранних адвентистов и бывших миллеритов. Некоторые люди «вертелись волчком», другие верили в теорию безгрешного совершенства, обменивались женами и отстаивали свободную любовь в духе. Третьи считали грехом трудиться, поскольку верили, что уже началась суббота тысячелетнего царства. Были и такие люди, которые ползали по полу, как маленькие дети, чтобы таким образом показать свое смирение. Другие танцевали и пели: «Слава, слава, слава» снова и снова, а некоторые в течение получаса прыгали на одном месте с задранными вверх головами. Некоторые настолько усердствовали в своих эксцентричных выходках, что их арестовывали и сажали в тюрьму. Елена Уайт называла эти выходки «причудами и странными упражнениями», которым не место в среде народа Божьего (20) .

В конце прошлого столетия среди адвентистов седьмого дня вспыхнуло харизматическое течение, известное как движение «святой плоти». Оно возникло под влиянием крайних взглядов на освящение, извлеченных из некоторых более радикальных взглядов А. Т. Джоунса и Е. Дж. Ваггонера по вопросу освящения и методистских движений за возрождение святости, которых было так много в то время. Стивен Хаскелл сообщает о том, что некоторые служители адвентистов седьмого дня проповедовали, будто убивать насекомых — большой грех, что если на голове появляется хотя бы один седой волос, такой человек уже не может быть запечатлен печатью Божьей и что если калеки войдут в число 144000, они смогут исцелиться (21) .

Духовные дары всегда должны управляться и контролироваться открытым Словом Божьим и проявляться исключительно в рамках, установленных Библией. Одна из главных проблем современного харизматического движения в том, что субъективный человеческий опыт зачастую заменяет Библию — высший авторитет в жизни верующего. «Святой Дух, — писала Елена Уайт, — действует таким образом, чтобы взывать к здравому смыслу людей» (22) .

В Библии имеется достаточно доказательств непрерывного действия духовных даров. Доводы сторонников прерывности основаны на искусственном подразделении духовных даров по принципу иерархии их актуальности и значимости, которая не подкрепляется библейским свидетельством. Адвентистская церковь знала как истинные, так и ложные проявления духовных даров, однако по-прежнему придерживается мнения, что духовные дары продолжают играть важную роль в жизни церкви.

Примечания:

1. Джон Ф. Мак Артур, Харизматический хаос (Гранд-Рапиде:

Издательство Зовдерман, 1992 г.). с. 109. Хотя в этой книге прекрасно описаны некоторые крайности современного харизматического движения, Мак Артур отстаивает теорию прерывности в отношении силовых или чудодейственных даров, в том числе и в отношении дара пророчества. Он допускает присутствие дара пророчества, если этот дар не выходит за рамки его личной трактовки данной темы.

2 Там же, с. 199.

3 Этот вопрос хорошо раскрыт в книге Уэйна Грудема Дар пророчества в Новом Завете и сегодня (Уэсчестер, Иллинойс: Кросвэй Букс, 1988 г.), с. 227—252.

4. Ревью энд Геральд, 15 февр. 1870 г.

5. Урия Смит, «Отказываемся ли мы от Библии, доверяя видениям?» Ревью энд Геральд, 13 янв. 1863 г.

6. Л. X. Кристиан, Плоды духовных даров (Вашингтон, Ревью энд Геральд, 1947 г.), с. 17.

7. Карлайл Б. Хейнс, Дар пророчества. Пересмотренное издание (Нэшвилл: Южная Издательская Ассоциация, 1946 г.), с. 21.

8. А. Г. Дэниэльс, Пребывающий дар пророчества (Маунтен Вью, Калиф.: Тихоокеанское издательство. 1936 г.), с. 11.

9. Е. Уайт. Желание веков, с. 823.

10. Рональд А. Н. Кидд, Харизматические дары в ранней Церкви (Пибоди, Массач.: Издатели Хендрикссон, 1984 г.). с. 4.

11. Там же, с. 87.

12. Дополнительную информацию об этом преобразовании можно найти в книгах Уильяма ДеАртеги Угашение Духа (Лейк Мери, Фл.: Дом творения, 1992 г) и Джеймса Х. Руца Открытая церковь (Оберн, штат Мэн: Сеятели семени, 1992 г)

13. Цитируется у Кидда, с. 27.

14. Цитируется у Даниэльса, с. 227. — 15. Уильям ДеАртега, Угашение Духа (Лейк Мери, Фл.: Дом творения, 1992 г.), с. 64.

16. Историю Ирвинга читайте в книге Арнольда Даллимора Предтеча харизматического движения (Чикаго: Муди Пресс, 1983 г.).

17. Дейв МакФерсон, Невероятное укрывательство (Плейн-филд, Н. Дж.: Логос Интернэшнл, 1975 г.).

18. Е. Уайт, Великая борьба, с. 611.

19. Е. Уайт, Великая борьба, с. 612; Коллекция Сполдинга и Ма-гана, с. 4.

20. Е. Уайт, Избранные вести, 2:26, 27; 3:371—373

21. Информацию о харизматических движениях в адвентизме можно найти в Избранных вестях, 2:31—39 и книге Джорджа Р. Найта, От 1888 г. до отступления (Хагерстаун, Мд:

Издательство Ревью энд Геральд, 1987 г.), с. 167—171.

22. Е. Уайт, Избранные вести, т. 3, с. 371.