Глава 5. Дар для каждого

Существует один дар, доступный для каждого, дар, который Павел называл путем еще превосходнейшим (см. 1 Кор. 12:31). Это дар любви. Если другие дары преходящи, то любовь никогда не перестает. Любовь даже «больше» надежды и веры. Другие духовные дары оказываются действенными и плодотворными лишь тогда, когда проявляются в атмосфере любви.

В знаменитом стихотворении Эдвина Маркхайма отображена сила любви:

В мятеже все меня обвинили И изгнали из общего круга… Чтобы к жизни вернуть, Без вопросов любовь проявили:

Я был принят в качестве друга. Подумайте, к примеру, о том, что такое . . .

Вечеринка с врагом

Она была темноглазой дочерью сельского цирюльника — маленькая, неудержимая, вылитая копия красавицы-телезвезды с точностью наоборот. Она наводила ужас на малышню и была предводительницей «больших детей» — третьеклассников.

Пэт и Пегги постоянно оказывались жертвами темноглазой террористки и почти каждый день возвращались домой в слезах. Решив порвать этот порочный круг, их папа придумал нечто интересное: «Давайте устроим вечеринку». У Пэт и Пегги слезы высохли, как по мановению волшебной палочки. Они сразу стали что-то изобретать: «Надо сделать мороженое, торт, повесить большие красные воздушные шары!» «А друзья?» — спросил у них папа. На глазах у них снова показались слезы. «У нас нет друзей», — ревела Пэт. «Одни враги», — всхлипывала Пегги.

Папу осенила блестящая идея. «Давайте устроим вечеринку с врагами. Давайте пригласим всех ваших врагов— в первую очередь, самых злейших — и мы накормим их тортом и мороженым и подарим большие красные воздушные шары, чтобы они взяли их к себе домой».

Пегги и Пэт посмотрели друг на друга и начали недоуменно таращить глаза, желая тем самым сказать «Что это с нашим папой?»

— Вечеринка с врагами удалась на славу. Лучше всего себя чувствовала «гроза малышни». Она съела мороженое и несколько кусков торта, получила в подарок большой красный воздушный шар и каталась по полу от восторга.

С того времени Пэт и Пегги никогда больше не приходили домой зареванные. Их злейший враг стала их лучшей подругой и защитницей.

Однажды к ним зашел отец бывшей «грозы малышей» и спросил, почему ее пригласили на вечеринку. «Ну, — сказал папа Пегги и Пэт, — она уважаемая гражданка, которая любит мороженое и торты, а также большие красные воздушные шары. Почему бы нам было не пригласить ее?»

«Вы знаете, — сказал ее папа, — до этого никто никогда не приглашал ее в гости. Вы даже не представляете, как она изменилась с тех пор!» На вечеринке для вра-

гов было много любви, смешанной с мороженым, тортом и большими красными воздушными шарами.

Любовь. Что это такое ?

Трудно дать определение любви. «Я люблю шоколадное пирожное», «я люблю кататься на водных лыжах» и «я люблю свою супругу» — в каждом случае слово «люблю» имеет разные оттенки и значения.

С другой стороны, как указывает К. С. Льюис, любая из этих человеческих привязанностей может стать «богом», если слишком потакать ей, и быстро превратиться в демона’.

Смайли Блэнтон употребляет выражение внушающий любовь (2) У этого термина две грани: то, как обращаются с нами и как мы обращаемся с окружающими. Блэнтон говорит, что если родители подают нам хороший пример в этом отношении, мы учимся любить и быть любимыми в кругу семьи. Следовательно, чтобы «внушать к себе любовь в глубочайшем смысле, мы должны воссоздать взрослый вариант тех добрых качеств, которые изначально проявляются во взаимоотношениях между матерью и ребенком» (3)

Артур Сполдинг размышляет о законе любви (Мк. 10:42—45):

«Иисус же, подозвав их, сказал им: вызнаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими;

но между вами да не будет так: «а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом; ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Сполдинг спрашивает об Иисусе: «Кого Он возлюбил?» Ответ: Петра со всей его невыдержанностью и

вспыльчивостью; Иуду, даже несмотря на то, что тот во-ж^йЯ> и строил ковы; Иакова и Иоанна, которые путем интриг хотели получить самое высокое положение в царстве. «Любовь, — пишет Сполдинг, — это сила. И мы на самом деле поступаем хорошо, если олицетворяем ее. Ибо сила есть жизнь, а жизнь есть любовь. Бог есть также любовь. Сила, изменяющая природную сущность людей и делающая их богоподобными детьми Божьими, — это Любовь внутри, Христос внутри, Бог внутри» (4) ,

Леон Моррис завершает свой углубленный анализ понятия любви в Библии следующими важными словами:

«Когда мы видим любовь в свете креста, что понимаем, что любить надо в том числе и несимпатичных и недостойных. Никто из тех, кто всерьез воспринимает крест, не может мыслить иначе. Христианин, преображенный Божьей любовью, открытой на кресте, не может не переживать глубоко о грешниках. В этом и заключается смысл любви. Отзываясь на Божью любовь, он сам становится любящим человеком. Именно любовь вдохнула в него жизнь, и поэтому именно любовь он возвращает к жизни» (5) .

Конечно, «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8). Наша любовь из каких бы мотивов она ни проявлялась, К. С. Льюис называет «любовью по нужде». В отличие от нее Божья любовь — это «любовь-подарок». Бог отдал Своего Сына — Он безвозмездно раздает дары людям (6) .

Первое послание к Коринфянам 13 гл.

В 13-й главе Первого послания к Коринфянам указывается на то, что агат — высшее проявление любви — в переводе с греческого языка есть нечто большее, чем ха-ризмата — дар Различные дары проявляются в какой-то определенной сфере или области (7) . Но агапе — это образ мыслей обновленной, рожденной свыше души (2 Кор. 5:17;

Рим. 12:2). Это больше, чем просто поведение. Это внутренний настрой, побуждающий христианина вести себя таким образом, чтобы быть «живым письмом» для окружающих людей (2 Кор. 3:2). Шацман замечает:

«Однако в контексте 1 Кор. 12—14 видно, что только любовь Павел считал такой средой, в которой должны были проявляться дары во всем их многообразии. Вне агапе никакое хаизматическое проявление неспособно одухотворить общество. Фактически оно приведет к противоположным результатам; единство тела будет нарушено вследствие разделений, и рост тела прекратится (8) ».

Поэтому Павел утверждает, что проявление духовных даров за рамками любви показывает духовную незрелость. Дары-знамения, такие, как мученичество (ст. 3), или дары руководства, такие, как вера и управление, не имеют большой ценности, если не источают благоухание любви (ст. 2). В 1 Кор. 13 перечисляется восемь вещей, которые любовь делает или чем она является, и семь вещей, которые она не делает или чем она не является.

Что любовь делает и чем она является:

Любовь долготерпит, милосердствует, сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Она устремлена в будущее, а не в прошлое.

Чем любовь не является и чего она не делает:

Любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, никогда не перестает.

Каким образом эти свойства отражаются на применении и использовании духовных даров? Во-первых, каждый должен понять, что все духовные дары одинаково важны. Если есть любовь, то человек с даром вспоможения не будет завидовать человеку, имеющему дар евангелиста, только лишь из-за того, что последний чаще появляется на публике. С другой стороны, видный оратор не будет ставить других в неловкое положение, вести себя высокомерно, вызывающе и легко раздражаться.

Когда обстановка в церкви накаляется, а межличностные отношения обостряются, любовь создает атмосферу терпения и доброты, ищет и сорадуется истине, все переносит, смотрит в будущее, а не в прошлое, и никогда не перестает. Это высокий уровень, на который можно подняться только в силе Святого Духа; тем не менее в этом и заключается христианский образ жизни.

Плод Духа

Другим указателем на христианскую личность является перечень качеств, приведенный в Гал. 5:22, 23:

«Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона». Обратите внимание на то, что здесь употребляется не множественное число плоды, а единственное

число — плод Духа. Божья идея состоит в том, что все эти качества присутствуют в человеке все время. Петр приводит еще один перечень черт характера (2 Петр. •1:3—11). Он начинает свой список словами «покажите в»; или в английском переводе «приложите к», связывая между собой все качества с помощью этой фразы, пока не поднимается на верхнюю ступень этой лестницы под названием «любовь». На самом деле греческое слово эпихорэгео, переведенное на английский язык глаголом прилагать, означает «поставлять» или «служить чему-то». Таким образом, это не хронологическая последовательность, а набор качеств, вытекающих из жизни человека и создающих атмосферу любви.

Нагорная проповедь (Мф. 5—7) — это еще одно описание христианских добродетелей и установок, равнозначное правильному истолкованию и применению Десяти Заповедей. Применение этих принципов строится вокруг одной фразы Христа: «Вы слышали, что сказано. . . А Я говорю вам».

В этих разных перечнях, в основном, даются личностные качества отдельно взятого христианина и поясняется, каким образом этот один человек способствует созданию любвеобильной атмосферы.

Коллективный подход — «друг другу»

Существует также коллективный набор взаимоотношений, который помогает создавать атмосферу любви в церкви. Греческое слово аллелон означает «ответный» или «взаимный» и обычно переводится наречием «друг другу». Проявление такой взаимной симпатии создает атмосферу любви в общине.

Рим. 12:1 -5 — «мера веры»

Межличностные отношения

Взаимное назидание

Взаимное служение

Запрещающие повеления

Любите друг друга

Воодушевляйте друг друга

Служите друг другу

Не судите друг друга

Принимайте друг друга

Учите друг друга

Носите бремена друг друга

Не злословьте друг друга

Приветствуйте друг друга

Наставляйте друг друга

Будьте страннолюбивы друг ко другу

Не ропщите друг на друга

Одинаково заботьтесь друг о друге

Назидайте один другого

Будьте добры друг ко другу

Не угрызайте и не поедайте друг друга

Подчиняйтесь один другому

Назидайте друг друга псалмами и песнопениями

Молитесь друг за друга

Не раздражайте друг друга

Снисходите друг ко другу

 

 

Не завидуйте друг другу

Признавайтесь друг перед другом в проступках

 

 

Не лгите друг другу

Прощайте друг друга

 

 

 

В этих стихах Павел рассматривает различные аспекты служения, говоря о человеческом теле как об орудии служения во взаимосвязи с понятием «мера веры», утверждая, что обновленный ум должен не сообразоваться «с веком сим», но понимать волю Божью. Однако этот процесс требует «трезвого суждения» (англ. пер.).

Он начинает этот абзац со слова итак или посему, а это говорит о том, что он собирается сделать практические выводы из вышесказанного. Он призывает членов церкви представить свои «тела» как духовные жертвы. Здесь речь идет не о здоровом образе жизни, хотя и это тоже важно. В предыдущей главе Павел рассуждал о том, как израильтяне в древности жертвовали частью своего тела, обрезывая крайнюю плоть. Но христиане призваны к неизмеримо большей жертве. Всецелая самоотдача — это часть «духовного служения». Оно предполагает полное «обновление ума» — новый тип мышления, дающий

человеку возможность познавать, «что есть воля Божья, благая, угодная и совершенная.» Такая установка позволяет «скромно» и трезво думать о себе самом. Объективное мерило «трезвого суждения» — это «мера веры», которую Господь дал каждому человеку.

Слово вера обычно ассоциируется со спасительной верой, которая является частью процесса рождения свыше. Такой человек верит Богу на слово и проявляет «веру» даже в сложных обстоятельствах, когда он не видит конец от начала. В этом же случае фраза «мера веры» является синонимом духовных даров (9) . В стихах 6—8 дается перечень духовных даров, а в стихах 9-21 дается обзор норм поведения и поступков, помогающих создавать атмосферу любви, в которой могут действовать дары. Павел не стремится определить относительную ценность каждого духовного дара— все они одинаково важны. Все они — суть избранные Богом инструменты, созидающие Его Царство на земле. Такой взгляд на проблему уравнивает всех верующих и направляет их внимание на выполнение воли Божьей.

Духовные дары и единство Церкви

В 1 Кор. 12 Павел показывает, каким образом духовные дары способствуют сплочению Церкви. Единство — это такое слово, которым часто злоупотребляют и которое неправильно понимают. Для некоторых единство означает: «все согласны со мной». Для других оно означает, что все должны разделять одни и те же верования и вести себя одинаково в любых обстоятельствах — взгляд, который называется единообразием. Однако некоторые понимают единство так: даже если мы не во всем согласны друг с другом, мы тем не менее хорошо ладим и учимся относиться друг к другу как к собратьям-пилигримам, странствующим по дороге к Небу. В большинстве случаев единство в церкви нарушается не из-за разногласий

по доктринальным вопросам, а из-за разного отношения к церковным процедурам или из-за личных симпатий и антипатий.

Довод Павла в пользу единства основан на аналогии с человеческим телом — вернее, с его слаженным функционированием. Он говорит, что мы особенно печемся о неприглядных частях нашего тела. Красивые же части тела не нуждаются в особом покрытии или попечении, потому что они сами по себе славны. Он делает вывод:

«Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге.» Итак:

— Святой Дух дается для общего блага (ст. 7);

— все части тела должны в равной степени заботиться друг о друге (ст. 25);

— если страдает одна часть, страдают все (ст. 26);

— если одна часть славится, то все радуются (ст. 26). Таким образом, любовь становится той средой, в которой духовные дары могут действовать успешно и плодотворно. «Любовь-подарок», если пользоваться терминологией К. С. Льюиса, откликается на вопль «любви-нужды». Индивидуальный и коллективный христианский характер, заметный в людях, которые поистине являются «живыми посланиями», порождают служение и приводят к созданию единой общины, преданной делу распространения Царства.

Примечания:

1. К.С.Льюис. Четыре вида любви (Нью-Йорк: Издатели Харкорт брейс Джованович. 1960 г.). с. 11—21.

2. Смайли Блэнтон. Любить или погибнуть (Гринвич, Конн.:

Издательство Фосет, 1956 г.).

3. Там же, с. 144.

4. Артур у. Сполдинг. Кто больше ? (Тихоокеанское издательство, 1941 г.). с. 41.

5. Леон Моррис, Заветы любви (Гранд-Рапидс, Мич.: Издательская компания Уильяма Б. Эрдманса, 1981 г.), с. 278. Это одно из наиболее исчерпывающих исследований слова любовь в Библии.

6. Там же.

7. Зигфрид Шацман, Павлова теология харизмата (Пибоди, Масс.: Издатели Хедрикссон, 1987 г.), с. 47.

8. Там же, с. 48.

9. Дополнительную информацию вы найдете в книге Чарльза Р. Эрдмана Послание апостола Павла к Римлянам (Филадельфия: Вестминстерская типография) и Библейском комментарии адвентистов седьмого дня, т. 6, с. 618.