Глава 6. Поддерживающие дары

Святой Дух наделил Церковь некоторыми не особенно зрелищными духовными дарами. Эти дары — вспоможения, милосердия, наставления, а также утешения, жертвенности, гостеприимства, служения — являются своего рода поддерживающей опорой для всеобъемлющей работы Церкви. В большинстве церквей значительный процент членов обладают дарами, попадающими в эту категорию.

Люди, имеющие эти дары, выполняют повседневную, черновую работу церкви. Они приветствуют посетителей при входе, реализуют благотворительные программы в обществе, готовят еду для братских трапез, навещают больных, беседуют с людьми, нуждающимися в совете и служат тем, у кого трудный период в жизни. Они оказывают церкви материальную поддержку и в целом обеспечивают успешное выполнение церковных программ. Часто они являются невоспетыми героями, не получающими никакой или почти никакой благодарности за свой жизненно важный вклад в работу церкви. Эти люди обычно говорят: «Я всего лишь (далее они называют свое служение) в церкви.» Однако без таких «всего лишь» церковь была бы жалким местом, и ее служение было бы куда менее успешным.

Взаимоотношения, взаимоотношение!

Поддерживающие дары составляют фундамент реализованного служения. А это означает, что учения Евангелия находят применение и отражение в жизни и служении людей, которые их исповедуют, и таким образом Евангелие передается через людей. Как сказал об этом Павел, «вы показываете собою, что вы — письмо Христово, чрез служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2 Кор. 3:3).

Во 2 Кор. 5:18—20 Павел уподобляет реализованное служение работе посла:

«Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает чрез нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом». Примирение совершается по инициативе Бога, но люди обращают на него внимание благодаря нам. Послы представляют свою страну в другой стране. Когда вы заходите на территорию посольства своей страны в другой стране, вы в буквальном смысле вступаете на клочок территории своей страны. Флаг вашей страны становится печатью и гарантией защиты и помощи, которую вы можете получить от страны, гражданином которой являетесь. Христиане в нашем падшем мире являются послами новой земли — Царства Божьего.

Дар вспоможения

Определение: дар вспоможения — это способность, которой Бог наделяет членов Церкви Христовой для того, чтобы они могли оказывать поддержку своим братьям и сестрам в их жизни и служении. Человек, получивший такую поддержку, может увеличить эффективность использования своих духовных даров.

Люди имеющие этот дар, обычно отличаются бескорыстным характером и любят выполнять незначительную и даже черновую работу, не думая при этом о получении каких-то почестей. Они делают это, потому что испытывают радость от сознания выполненного долга и потому, что знают: они служат Господу и Церкви. Такие люди часто берут на себя работу, которая позволяет усилить дары руководства в Церкви.

Варнава и дар вспоможения

Варнава — яркий пример человека, имевшего этот дар. В Деян. 4 мы читаем о том, что он был землевладельцем и продал свою землю, чтобы финансировать деятельность новорожденной церкви. В Деян. 9 именно он берет новообращенного Савла, приводит его к другим ученикам и убеждает их принять его как брата. В Деян. 11 он едет в Тарс в поисках Савла и ставит его служителем Антиохийской церкви. В Деян. 13 он и Павел отделяются для миссионерской работы среди язычников, и Варнава становится главным наставником Павла. Далее мы уже читаем не о «Варнаве и Савле», а о «Павле и Варнаве». Автор книги счел необходимым поменять их местами. В Библии не записано никаких жалоб со стороны Варнавы. Когда Варнава разошелся с Павлом в оценке миссионерских способностей Марка, он снова избирает путь, идя которым сможет помочь человеку и поддержать его, — и решает остаться с Маркам (Деян. 15). По-видимому, Варнава хорошо потрудился, потому что много лет спустя Павел высоко оценил служение Марка (2 Тим. 4:11).

Дар милосердия

Особенности дара милосердия

Всем христианам следует быть мягкосердечными и сочувствовать тем, кто менее удачлив в жизни. Церковь адвентистов седьмого дня тратит огромные суммы денег и привлекает большое число работников для осуществления благотворительных программ. Однажды я посетил два конгресса по служению обществу в Папуа — Новая Гвинея и на Соломоновых островах. На каждом конгрессе присутствовало от четырех до пяти тысяч человек. Они пели песни, демонстрировали свои умения и навыки. Некоторые приезжали на эти конгрессы за несколько недель до их начала и в ожидании начала конгресса выращивали овощи на огороде. Но кульминацией обоих конгрессов стали доклады о реализации невероятных программ служения обществу. Буквально тысячи людей (часто целые селения) были облагодетельствованы этими преданными своему делу мужчинами и женщинами с ярко выраженными поддерживающими дарами. Невольно испытываешь восхищение и воодушевление, видя такую преданность делу.

Определение: дар милосердия — это способность, которой Бог наделяет членов Церкви Христовой, проявлять искреннюю симпатию и сострадание к людям, как к христианам, так и к неверующим, страдающим от физических, душевных или эмоциональных расстройств, и преобразовывать это сострадание в дела милосердия, совершаемые с радостью, отражающие любовь Христа и облегчающие страдания.

Иисус описал качества людей, обладающих этим даром, в Мф. 25:34—40. Обратите внимание, что люди, о которых идет речь в этом тексте, даже не понимали, что помогли такому большому количеству людей, не осознавали, как это сделали и что Господь заметил их дела.

Имеющие этот дар, как правило, обладают следующими качествами:

— слезы непроизвольно появляются у них на глазах когда они видят или слышат печальные новости;

— большинство людей признают, что у них эмоциональная и сострадательная натура;

— они хотят помогать людям, попавшим в беду;

— они остро чувствуют и переживают человеческую боль;

— нуждающимся людям нравится, когда они находятся рядом, потому что они ободряют несчастных своим присутствием;

— несчастные и жалкие люди не кажутся им отталкивающим зрелищем, но они обычно думают: «Чем я могу помочь им?»

Дар наставления или утешения

Этот дар ориентирован на личность и является одним из немногих даров, который прямо заповедан в Библии (Евр. 3:13). В Переводе короля Иакова эти слова переданы так: «Наставляйте друг друга каждый день», а в новом международном переводе он переведен так: «Ободряйте друг друга каждый день».

Определение: дар наставления— это способность, которой Бог наделяет членов Церкви Христовой, произносить слова утешения, ободрения, наставления и совета в беседе с братьями и сестрами и делать это таким образом, чтобы люди чувствовали, что им помогли.

Люди, имеющие этот дар, проводят время с нуждающимися и помогают им преодолевать различные жизненные трудности. Они умеют ободрить людей, просто поговорив с ними. Они раскрывают собеседнику библейские принципы взаимоотношений между людьми, объясняя, как можно помочь ближним, и после такой беседы люди чувствуют себя намного лучше. Утешители обычно оказывают людям разовую помощь и ободряют их в той или иной конкретной ситуации. Долговременную помощь обычно оказывают люди, имеющие пасторский дар.

Пример Варнавы

И снова Варнава являет собой наиболее яркий пример человека, наделенного этим даром. Его имя означает «сын утешения». Если бы не дар Варнавы утешать и ободрять людей, мы бы сегодня не досчитались доброй половины Нового Завета — тринадцати посланий Павла и Евангелия от Марка. Именно он воодушевлял обоих авторов и помогал им пережить очень тяжелые времена.

Люди, обладающие этим даром, обычно проявляют следующие качества:

— они часто дают другим советы по разным вопросам;

— люди серьезно относятся к их советам и наставлениям, потому что чувствуют реальную помощь;

— людям нравится находиться рядом с ними, потому что они ободряют их своей простотой в обращении и манерах и своими практическими советами;

— люди учатся у них, как применять «теоретическое» христианство в реальных жизненных ситуациях;

— они с удовольствием делятся с людьми личным свидетельством, зная, что Бог воспользуется этим, чтобы воодушевить человека и помочь ему.

Дар жертвенности

От всех христиан ожидается верность Господу в десятинах и пожертвованиях, а также то, что они будут делать это доброхотно (2 Кор. 9:7). Однако некоторые христиане получают особый дар от Господа, позволяющий им жертвовать невероятно большие суммы денег, чтобы помогать делу Божьему.

Определение: дар жертвенности — это способность, которой Бог наделяет некоторых членов Церкви Христовой, щедро и доброхотно вкладывать свои материальные средства в дело Божье.

Лк. 6:38: «Давайте, и дастся вам: мерой доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же обмерится и вам». Это Господне обетование, но вместе с тем здесь показано, каким должно быть отношение к жертвованию человека, наделенного этим даром. В Рим. 12:8 Павел использует слово радушие или щедрость, которое хорошо характеризует этот дар. Елена Уайт отмечает:

«Сейчас давайте то, что можете, и когда вы начнете сотрудничать со Христом, ваша рука будет открываться, чтобы давать еще больше. И Бог наполнит вашу руку, чтобы сокровище истины было передано многим душам. Он даст вам, чтобы вы могли давать другим». Обычно так и происходит с людьми, имеющими этот дар.

В упомянутых текстах употребляется греческое слово дидоми, которое чаще всего переводится как «давать». У него есть много различных оттенков, например, отдавать всего себя, давать сверх меры, больше положенного, передавать. Часто к этому слову присоединяются такие слова, как эн аплотети, что значит «давать щедро, с радушием, искренне и в чистоте».

Этот дар могут иметь не только богатые люди. Обратите внимание на то, как Павел характеризует доброхотный, жертвенный дух членов Македонской церкви:

«Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским; ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью, и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия; ибо они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель:

они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым; и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя во-первых Господу, потом и нам по воле Божией» (2 Кор. 8:1—5).

Некто, имеющий дар жертвенности, убедил этих членов Церкви не только поделиться своими материальными средствами, но и духом, который всегда сопровождает духовное домостроительство.

У капитана Мерла Хайда была своя рыболовецкая фирма на одном из островов в Карибском море. Однажды он срочно вызвал меня в свой родной город, в котором проживал. «Мне надо кое-что показать вам, — сказал он, — и это не терпит отлагательства, поэтому приезжайте как можно скорее».

Я сел на самолет и полетел на острова. Капитан Мерл встретил меня в аэропорту, и когда мы ехали на его машине по грязной, изрытой колеями дороге в направлении города, он рассказывал мне то, что я уже слышал от него раньше, о том, как Господь благословил его и как он не успевает раздавать деньги, которые на него сыплются, как из рога изобилия.

«Он всегда возвращает их мне, — сказал Мерл Хайд, — быстрее, чем я успеваю раздать».

Когда мы въехали в город, он показал мне какие-то здания и сказал: «Ну вот, приехали, я пригласил вас сюда на торжественное открытие!»

Я чуть было не упал в обморок: капитан Мерл построил и полностью оборудовал целую школу — начиная от классных комнат и кончая партами и кабинетами.

«Так, — сказал он, — давайте подпишем документы о передаче этой школы конференции, а вы найдете для нее учителей. Занятия начинаются через несколько недель».

«Капитан Мерл, — спросил я, — как вы можете позволить себе такие траты?»

«Да это пустяки, — сказал он, —Господь вернул мне эти деньги еще до того, как я закончил строительство, и теперь я думаю, что делать дальше.»

Вот что такое дар жертвенности!

Как дар жертвенности помогает делу Божьему

Люди, обладающие этим даром, интуитивно распознают материальные нужды других людей. Их жизненное кредо не определяется словами «мне в первую очередь», но Бог наделил их способностью зарабатывать хорошие деньги, чтобы затем они жертвовали большую их часть на Его дело. У них также есть твердое убеждение, что то, чем они располагают, принадлежит Господу. Они считают себя домоправителями Его благ и проводниками Божьих благословений для других людей.

Мы читаем в Новом Завете, что материальные средства, которые люди, имеющие этот дар, жертвуют на дело Божье, тратятся: (1) на помощь нуждающимся в поместной церкви (Гал. 6:10; 1 Ин. 3:17; 1 Тим. 5:3-5); (2) на помощь нуждающимся в других поместных церквах (2 Кор. 8:1—6; Рим. 15:25, 26); (3) на помощь людям, использующим свои дары руководства в полномасштабном служении Господу (Флп. 4:10—19; 1 Кор. 9:1—14; 1 Тим. 5:17, 18) и (4) на помощь неверующим (Гал. 6:10).

Дары гостеприимства и служения

Из всех поддерживающих даров эти два могут считаться основными. Обладающие этими дарами знают, как оседать у людей ощущение, что их рады видеть, что они желанные гости. Они умеют создать уютную обстановку. Они первыми приглашают людей к себе домой на обед и знают, что надо делать, чтобы они чувствовали себя у них,

как дома. Хорошо, если люди, имеющие дар гостеприимства, будут служить в церкви в качестве привратников, встречающих посетителей и гостей у дверей церкви в субботу утром.

Дар гостеприимства

Дар гостеприимства подразумевается в Новом Завете, хотя он прямо и не включен в перечни даров. Основной текст содержится в 1 Петр. 4:9: «Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота». А в десятом стихе сразу же начинается обсуждение духовных даров. Другие тексты, в которых говорится об этом даре, — это Мф 25:35, Евр. 13:2, 3; 3 Ин. 5—8. Греческое слово, которое обычно переводится как гостеприимство, — филоксения. Дословно оно означает «выражать любовь к гостю или пришельцу».

Определение: дар гостеприимства — особая способность, которой Бог наделяет членов Церкви Христовой, открывать свои объятия навстречу людям, открывать свой дом и тепло приветствовать нуждающихся в дружбе, радушном приеме, в еде и ночлеге.

Тот же капитан Мерл, имевший дар жертвенности, имел и дар гостеприимства. Приехав однажды в его родной город, чтобы проповедовать, я направлялся в небольшую гостиницу рядом с аэропортом, и в этот момент прибыл он.

«Вы больше не можете останавливаться в этой гостинице, — сообщил он мне. — У нас созрел новый план» Приехав в свой новый, недавно отстроенный дом, он сообщил мне, что решил последовать примеру женщины Сунамитянки в 4 Цар. 4 и отвел специальную комнату в этом доме для работников конференции, которые будут приезжать на остров. И снова я был удивлен, увидев духовные дары капитана Мерла в действии!

Дар служения

Дар служения на греческом языке звучит как диакония и переводится как «дьякон». Он упоминается в Рим. 12:7:: Имеешь ли служение, пребывай в служении» и указывает на христианскую любовь и привязанность, которые в данном случае проявляются в заботе и оказании помощи.

Определение: дар служения — это способность, которой Бог наделяет некоторых членов Церкви Христовой, распознавать неудовлетворенные нужды в деле Божьем, замечать какую-то конкретную невыполненную работу и пользоваться имеющимися ресурсами.

Этот дар проявляется не только у тех, кто несет служение дьякона, хотя избираемые на это служение должны иметь его. В Новом Завете служение дьякона было введено для того, чтобы раздавать еду бедным людям и наилучшим образом заботиться о нуждающихся вдовах (Деян. 6). Однако дьяконы, которые были избраны в тот момент для выполнения этой конкретной работы, имели и другие дары, такие, как евангелизм, вера и мудрость (Деян. 6:3—6).

Избрание на дьяконское служение еще не означает, что у человека есть дар служения. Слишком просто перепутать церковную должность с фактической одаренностью. Как мы увидим в последующих главах, при выборе руководящего состава церковь должна учитывать и духовную одаренность людей, и их открытость, и их жизненный опыт.

В описание работы дьяконов и дьяконис в Церковном руководстве адвентистов седьмого дня включено много элементов, присутствующих в даре служения, хотя на практике это служение слишком часто ограничивается попечением о церковном здании и общим надзором за материальной частью субботнего богослужения.

Заключение

Успешное применение поддерживающих даров чрезвычайно важно для церковной жизни и служения. Это наиболее распространенные дары, составляющие основу взаимоотношений в общине. Если они не действуют, то такая церковь не жизнеспособна.

Примечания:

1. Когда нет указания на другой источник, определения духовных даров взяты из книги К. Питера Вагнера Ваши духовные дары могут способствовать возрастанию вашей церкви, повт. изд. (Вентура, Калиф.: Регал Букс, 1994 г.). Используется с разрешения автора.