Глава 7. Дары учительства

духовные дары, входящие в эту категорию, необычайно ценны в жизни Церкви. Они так же относятся к тем дарам, которые явно недоиспользуются. Во многих церквах нет последовательной системы религиозного образования, за исключением короткого времени, которое дети и взрослые проводят в субботней школе’. Статистические данные Генеральной Конференции свидетельствуют о том, что 90% членов Всемирной церкви узнают о Священном Писании, вероучении Церкви и о христианской жизни на уровне местной общины. Вот почему так важно, чтобы дары учительства максимально использовались в местной церкви. Помимо внутрицерковного обучения существует еще обучение на евангельских семинарах, в классах по подготовке к крещению, в малых группах по изучению Библии и на богослужениях в середине недели.

Дары мудрости и знания тесно связаны с конкретным Духовным даром учительства. Дар пасторства также связан с даром учительства, потому что он часто становится катализатором для успешного учительского служения.

Дар учительства

Определение: дар учительства—это способность, которой Бог наделяет некоторых членов Церкви Христовой, передавать информацию, необходимую для поддержания здоровья и служения всей Церкви и ее членов таким образом, чтобы другие учились и назидались.

Дар учительства значит нечто большее, чем индивидуальное обучение нескольких человек. Этот дар надо также использовать для того, чтобы организовать учительское служение в Церкви. В это учительское служение также входят занятия, которые повышают духовный уровень и личную зрелость христиан, а также вооружают их навыками для христианского служения

Вот главные особенности людей, имеющих дар учительства:

— в результате их учительской деятельности люди все лучше и лучше понимают истину;

— учитель испытывает сильное желание понять истину и умеет объяснить ее лучше других;

— люди, имеющие этот дар, не довольствуются неясным или запутанным объяснением. Они исследуют непонятное место в Библии до тех пор, пока оно не становится им понятно;

— в результате работы этих одаренных учителей люди возрастают в познании и разумении.

Учительское служение в Церкви

Стэнли С. Уилл записал историю, которую рассказал ему президент конференции

«Когда я был молод, — рассказывал президент, — в нашем классе субботней школы было пять человек. Мне очень жаль, но мы были совершенно несносными учениками. Мы постоянно перебивали учителя или друг друга, но наша учительница субботней школы отличалась невероятным терпением. Она приходила к нам домой, беседовала с нами о наших личных опытах с Господом и устраивала для нас вечера. Все пятеро в настоящее время трудятся в деле Божьем — один президент конференции, два работают директорами наших школ, еще один — служитель Церкви и еще один — местный пресвитер. Я уверен, что все мы чувствуем себя одинаково обязанными той учительнице субботней школы». (2 ) Такую же историю могут рассказать многие другие люди.

В великом поручении, которое записано в Мф. 28:20, конкретно сказано о том, что учительство — основная задача Церкви: «Уча их соблюдать все, что Я повелел вам…» Дары учительства даны как средство передачи духовной истины членам Церкви и другим людям.

Елена Уайт об учительском служении

Елена Уайт подчеркивает важность учительского служения: «Надо меньше проповедовать и больше учить. Некоторые люди хотят получить более определенный свет, чем тот, который им дается в проповедях» (3)

Пастор Вильям Уайт попросил свою мать объяснить, что она имела в виду: «Я слышал, как ты сказала, мама, когда обсуждала наши совместные встречи и библейские чтения, что нам надо больше учить и меньше проповедовать, меньше проповедовать и больше учить». Она ответила: «Именно так обстояло дело во дни Христа; Он обычно разговаривал с людьми, а они спрашивали у Него, что значит та или иная Его притча. Он учил народ». Тогда Вильям спросил у нее: «Я отчетливо помню, как однажды ты сказала следующее: «Я видела, что по мере того как мы приближаемся к концу, на наших лагерных собраниях будут меньше проповедовать и больше изучать Библию; люди сидели на земле с Библиями в руках, разбитые на небольшие группы, и разные люди изучали с ними Писания в непринужденной разговорной манере. — Что это значит?» Она ответила «Некоторые люди хотят получить более определенный свет. Другим надо больше времени, чтобы вникнуть в суть вопроса и понять, что ты имел в виду и хотел сказать им. Если бы кто-то мог попроще объяснить им, что имеется в виду, они бы поняли суть дела, до них дошла бы главная мысль, и это было бы подобно гвоздю, вбитому на нужном месте, и таким образом весть записывалась бы на скрижалях их сердца»» (4)

Учительское служение Иисуса

Иисус показал пример учительского служения. В Евангелиях записано девяносто случаев прямого обращения к Иисусу. Из них шестьдесят раз Его называли «Равви». Это греческий эквивалент арамейского (родной язык матери Иисуса) слова «сударь», но чаще оно используется в значении «мой учитель» (5) В остальных тридцати случаях Его, как правило, называют греческим словом дидаскалос, что значит «учитель». Иисус, «по Своему обыкновению», учил людей (Мк. 10:1), признавал за Собой титул Учителя (Ин. 13:13), учил в синагогах (Мф. 9:35) и в селениях (Мк. 6:6).

Учительское служение Павла

Павел также уделял много времени учительской деятельности.

«Пришед в синагогу, он небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием. Но как некоторые ожесточились и не верили, злословя путь Господень пред народом, то он, оставив их, отделил учеников и ежедневно проповедовал в училище некоего Тиранна. Это продолжалось до двух лет, так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины» (Деян. 19:8—10).

Если подсчитать количество часов, которое эти учащиеся провели в классе, то они должны были получить от Павла образование, соответствующее богословскому факультету колледжа; они также учились завоевывать души для Христа.

Методы преподавание

Обучение осуществляется разными способами. В некоторых общинах люди узнают о вероучении Церкви с помощью катехизиса — краткого изложения основ вероучения по принципу: вопрос — ответ; причем ответы вытекают со всей очевидностью из самой постановки вопросов и, как правило, запоминаются автоматически.

— Однако члены Церкви призваны к чему-то большему, чем к запоминанию некоторых доктринально-ориентированных ответов. Библия наставляет их понимать и «проверять» то, что они учат, чтобы удостовериться в том, что эта информация верна с библейской точки зрения и правильно понята. Павел похвалил жителей Верии за то, что «они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деян. 17:11).

Методы обучения, которые применял Иисус

Иисус порвал с методологией катехизиса, которая использовалась в синагогах Его времени (Мф. 7:29). В ту пору книжники и фарисеи применяли догматическую систему обучения, основанную на запоминании мнений великих раввинов прошлых лет. «Жесткие правила регламентировали каждый шаг, вплоть до мелочей. Под руководством учителей в синагогах молодые люди усваивали бесчисленные установления, которые они, правоверные израильтяне, должны были соблюдать» (6)

Иисус же использовал другой метод. Вместо того, чтобы предлагать людям механически заучивать длинные списки требований, Он шел от известного к неизвестному и стимулировал мышление людей, отталкиваясь от самых знакомых для них вещей и явлений.

1 Он просил людей выслушать Его, объявляя в селениях о том, что Он собирается прийти туда и учить.

2. Своей жестикуляцией Он привлекал внимание «Когда сел. .», Он принимал типичную позу учителя на Востоке (Мф. 5:1).

3. Иисус использовал наглядный, образный и вместе с тем конкретный язык, который был понятен людям. К примеру, Он говорил рыбакам: «Я сделаю вас ловцами человеков».

4. Он учил индуктивным методом, объясняя неведомое на примере известного. По словам Елены Уайт, Иисус использовал иллюстрации, которые вызывали в памяти слушающих самые дорогие и священные для них воспоминания и симпатии, чтобы таким образом проникнуть во внутренний храм их души (7) ,

5. Он сразу переходил к сути вопроса, не усложняя его чрезмерно и не запутывая Своих слушателей.

6. Его манеры и жесты красноречиво говорили людям, что они важны для Него и что Он обращает на них внимание.

Дар знания

Дар знания имеет отношение к открытию для себя истины. Некоторым людям дана способность глубоко копать и накапливать большие познания в области Священного Писания и пути спасения, которые крайне ценны для работы Церкви.

Определение: дар знания — это уникальная способность, которой Бог наделяет некоторых членов Церкви Христовой, откапывать, накашивать, анализировать и разъяснять информацию и мысли, которые имеют большое значение для роста Церкви и ее благополучия.

Всем христианам следует возрастать в познании Писаний и накапливании библейской информации. Всем Христианам надо знать пророчества, библейскую и церковную историю и доктрины Церкви. Иисус сказал Своим ученикам: «Вам дано знать тайны Царствия Небесного» (Мф. 13:11). Павел называл это общее понимание принципов Царства благоуханием познания Божьего (см. 2 Кор. 2:14). Именно это познание ведет к христианской зрелости (Еф. 4:13).

Однако дар знания гораздо глубже. Имеющие этот дар обычно способны организовать свою умственную деятельность таким образом, что сокровищница их познаний начинает приносить пользу, а не носит лишь теоретический характер. Иногда дары учительства и знания счастливо сочетаются в человеке, делая его ученым учителем. Эрудированные и начитанные, такие люди знают, как объединить разрозненную информацию, чтобы получилось связное целое.

Книги, чтение и учеба

Люди, имеющие дар познания, много читают. Они умеют пользоваться библейскими словарями, энциклопедиями, комментариями и справочниками. Они знают, как проделывать исследование библейского отрывка и как раскапывать его исторический и культурный контексты. Они читают историческую литературу и по крайней мере находятся в курсе того, что происходит в богословском мире.

В приведенной ниже таблице показаны различные аспекты дара знания:

Лк.1:1-4

Лука проработал первоисточники и выстроил свой материал в определенной последовательности.

Деян.18:24,25

У Аполлоса были глубокие познания, и он учил об Иисусе верно.

Рим.15:14

Знание делает человека способным обучать.

2 Кор. 11:6

Обладающие этим даром вовсе необязательно являются профессиональными ораторами.

Больше, чем информация

Иногда человеку, который является ученым и «ходячей энциклопедией», приходится работать совместно с другим человеком, имеющим дар учительства. Подчас передача ученым информации, какой бы ценной она ни была, может не произвести на слушателей никакого впечатления. Однажды мой друг пошел послушать лекцию известного историка. Он прочитал все исторические книги этого человека, внимательно следил за его карьерой и считал для себя большой удачей наконец-то услышать лекцию самого профессора. Через пятнадцать минут после начала лекции он осознал свою ошибку. Выступление было сухим, как холмы Гелвуйские, беспорядочным, неуместным и попросту скучным. Люди целыми группами уходили с его выступления. Мой друг все же досидел до конца, но это потребовало от него неимоверного напряжения, как он сказал мне потом. Возможно, у этого

лектора были большие познания, но он не мог донести их до слушателей.

Рвение без знания

«Если наши знания не будут служить более высоким целям, — напоминает нам Елена Уайт, — они бессмысленны» (8) Некоторые люди не имеют ни дара учительства, ни глубоких познаний, однако занимают должность учителей. Эти учителя обычно делятся личным мнением, а не библейским знанием. Личное мнение может быть интересным и даже полезным, но оно не может заменить передачу библейских принципов и последующее применение их в жизни. Как мы уже отмечали в других местах, одаренность может принести пользу лишь в том случае, если она пропущена через христианскую личность и характер. Иногда человек, имеющий какие-то познания, «надмевается» (1 Кор. 8:1). В этом случае ценная информация теряется в тумане эгоцентризма.

Дар мудрости

Мудрость — это способность использовать знания на практике. Когда Библия говорит о том, что «страх Господень есть истинная премудрость» (Иов 28:28), то под этим подразумевается, что понимание Бога обязательно отразится на практической, повседневной жизни человека.

Определение: дар мудрости — это особая способность, которой Бог наделяет некоторых членов Церкви Христовой, знать мысли Святого Духа таким образом, чтобы разуметь, каким образом это знание можно лучше всего применить к конкретным нуждам всей Церкви.

Мудрость собирает разрозненные фрагменты знания и организует их таким образом, чтобы они приносили практическую пользу в повседневной жизни. Книга Притчи — пример библейской мудрости. В Ветхом Завете,

особенно в Книгах Иова, Псалтири, Притч и Екклесиаста, мудрость воспринимается как «страх Господень». Еврейское слово чакхам, которое чаще всего переводится как «мудрость», является обобщающим словом, под которым следует понимать жизнь во всех ее проявлениях, но которая всегда находится в зависимости от Бога — своего Автора. Она отличается от знания, разумения или понимания тем, что имеет более высокую степень проницательности и проникновения в суть дела. Это всегда относительное понятие, требующее уточнения: мудрость в чем или от кого, или откуда? В Иов 28 и в Притч. 1 и 8 она олицетворяется и становится как бы живой сущностью, а не чем-то отвлеченным и абстрактным.

Мудрость и знание

Знание часто воспринимается как совокупность информации, накопленной человеком. С библейской точки зрения знание несовершенно без мудрости, также, как и учительство несовершенно без познаний. В Пс. 106:27— 29 приводится хороший пример. Опытные моряки «кружатся и шатаются, как пьяные, и вся мудрость их исчезает». При таком шторме знание мореходного дела недостаточно. «Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он вывел их из бедствия их». Взывание к Господу — вот сущность мудрости, и это дало желаемый результат: «Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают».

Дар мудрости позволяет человеку уразуметь, как практически использовать знание. Дар учительства — своего рода механизм передачи учащимся как самой информации, так и ее практического применения.

Дар пасторства

Слово пастор происходит от греческого слова поймен, что значит «пастух».

Определение: дар пастора — это особая способность, которой Бог наделяет некоторых членов Церкви Христовой, брать на себя долгосрочные личные обязательства за духовное благополучие группы верующих.

Дар пастора несколько сложнее, чем некоторые другие дары. Порой мы склонны смешивать дар пастора и должность пастора, хотя это не одно и то же. Такое понятие, как служение или священство всех верующих, предполагает, что существует разница между должностью и даром пасторского служения. Пасторский дар предполагает личную духовную заботу и попечение о других христианах. Должность пастора — это положение, занимаемое человеком, который может не иметь дара пасторства, а иметь другие духовные дары. Путаница возникает из-за того, что мы пользуемся одним словом для обозначения двух разных понятий.

Дар пасторства — личная забота о членах Церкви и других людях — служит катализатором для учительского служения. Люди, имеющие пасторский дар, открывают двери, готовят путь, снабжают материалами и приготовляют умы для принятия учения Церкви. Дар пасторства почти всегда сочетается с другими духовными дарами, такими, как евангелизм, обучение и т.д.

Заключение

Дары учительства, знания, мудрости и пасторства обогащают служение Церкви благодаря передаче религиозной информации, практического ее применения в повседневной жизни, раскрытия ее достоверности и полезности. Имеющие пасторский дар служат в Церкви катализаторами и открывают двери для учительского служения. Многие люди в Церкви имеют духовный дар пасторства; их надо максимально использовать в служении.

Примечания:

1. Под религиозным образованием в этой главе имеется в виду система образования в местной церкви, но не система образования всемирной Церкви адвентистов седьмого дня.

2. Стэнли С. Уилл, Учите (Нэшвилл: Южная Издаг. Ассоциация, 1974 г.), с. 23.

3. Е. Уайт, Работники Евангелия, с. 407. Похожее высказывание имеется в книге Евангелизм, с 338.

4. Духовное развитие как цель лагерных собраний, 1897 г. с 41,42. Этот памфлет включен в полное собрание сочинений Е.Уайг.

5. У Е.Вайн, Расширенный толковый словарь новозаветных слов

Вайна (Миннеаполис: Издательский дом Вифания, 1984 г.) 6 Е. Уайт, Желание веков, с. 84.

7. Собрание рукописей, т. 13, с. 242.

8. Е. Уайт, Основы христианского образования, с. 541.