Тема 9. Как предотвратить отступничество среди молодежи: I

Молодежь является самым ценным достоянием нашего мира. Это великая сила, управляющая нашей жизнью. В значительной степени мы живем и трудимся ради подрастающего поколения.

Сатана проявляет особый интерес к молодым людям, особенно к тем, кто ходит в церковь, поскольку остальные уже у него в руках, и он стремится взять под свой контроль всех, кто пока ему не подчиняется.

Я сам — сын своей Церкви. Бог по Своей милости дал мне христианский дом, и я вырос в лоне нашей замечательной Церкви. Образование свое я получил в основном в адвентистских учебных заведениях, трех детей мы с женой вырастили также в церкви. Вот почему мы придаем столь большое значение тому, как удержать наших детей в церкви. Мы считаем это важной частью евангельской работы и составляющей церковного роста.

Социологи сообщают, что каждые 30 лет нарождается новое поколение. Это значит, что те, кому сейчас от 0 до 30 лет, считаются нынешним поколением. Те, кому от 30 до 60, являются прошлым поколением, а те, кому от 60 до 90, — это прародители.

Современная «церковь» — это ее молодые люди, а представители прошлого поколения — это ее основание и опора, которая поддерживает, дает направление и сохраняет замечательное нынешнее поколение, доверенное нам Богом.

Поскольку я вырос в Церкви, то знаю на собственном опыте, как нелегко быть молодым адвентистом седьмого дня. Всегда не просто жить по принципам, данным нам Богом. Вот почему Церковь все время трудится над тем, чтобы помочь молодым людям в их стремлении неукоснительно оставаться на стороне Господа.

Когда я был молодым человеком, это было нелегко, и церковь помогала мне вести себя наилучшим образом, предоставляя материалы, объяснявшие, как побеждать искушения врага, встречающиеся на нашем пути. Я не сомневаюсь, что сегодня быть молодым адвентистом в 10 раз сложнее. Это значит, что церковь должна делать в 10 раз больше того, что она делала в прошлом.

Артиллерия нашего врага находится в полной боевой готовности, и его единственная цель — увести молодых людей с пути, предусмотренного для них Господом. Следовательно, методология, которую использует церковь, чтобы отстоять свое самое дорогое достояние, должна быть современной, и ее надо постоянно совершенствовать. Мы не можем делать для наших молодых людей только то, что делали в прошлом. Нам надо использовать современные методы, соответствующие реальной действительности, с которой сталкиваются сегодня наши молодые люди.

Меня больше всего беспокоит спасение нашей церковной молодежи, а труд во имя спасения людей всегда требует усилий, упорства, борьбы, преданности и жертвенности. Это значит, что нам придется чем-то поступиться. Но не стоит думать, будто жертва с нашей стороны слишком велика. В сравнении с той ценой, которую Иисус заплатил за спасение человечества, любые наши жертвы кажутся ничтожными.

Надо признать, что у наших молодых людей очень много сил и энергии, и если у них все в норме, они будут очень деятельными. Именно поэтому у церкви должны быть разработаны постоянно действующие интересные программы для молодежи, способные помочь ей выплеснуть свою энергию, претворив ее в полезные дела.

Нам дан вдохновенный совет: «Молодежь что-то будет делать со своей энергией, бьющей через край. Если эту энергию не направить в правильное русло, то молодежь использует ее в ущерб своей духовности и причинит вред тем, с кем она общается» (Христианское служение, с. 30).

Возможно, предложенные мной идеи не вполне согласуются с традиционным подходом к поставленному вопросу. Тем не менее они обращают внимание на те действия, которые необходимо предпринять, чтобы наши молодые люди были готовы столкнуться с суровой реальностью современного мира. Почему нашей молодежи приходится вне церкви искать чего-то такого, что плохо отражается на ее духовности и не согласуется с принципами, ясно изложенными в Библии и Духе Пророчества?

Слишком часто все, что мы слышим в церкви, — это критика в адрес молодых людей, делающих то, что взрослым членам церкви кажется «ненормальным». Но как определить, что нормально, а что ненормально? Почему нашей молодежи приходится искать за пределами церкви поле для приложения своей энергии и удовлетворения своих потребностей?

Решение заключается в том, чтобы прекратить критиковать нашу молодежь и организовать в церкви все таким образом, чтобы юношам и девушкам не приходилось искать способы удовлетворения своих потребностей за ее стенами. Их церковь должна дать им все то, в чем они нуждаются. Тогда они будут спокойны и счастливы в ней и не будут искать острых ощущений на стороне. Если церковь не выполняет своего предназначения, тогда она не имеет права обвинять молодых людей.

Молодым людям, помимо всего прочего, присущи два качества, на которых мне хотелось бы заострить внимание и которые церковь не должна упускать из виду Хотя взрослым это трудно понять и принять, они должны создать все необходимые условия, чтобы перечисленные ниже потребности молодежи удовлетворялись внутри церкви.

1. У молодых людей большие эмоциональные потребности. Им нужны приключения, нарушающие размеренный ритм их жизни и требующие от них труда и усилий, а, может быть, даже жертв и страданий.

2. Молодым людям надо делать то, что кажется даже опасным, они хотят сознательно идти на риск. Им нужны такие приключения, которые могут быть чреваты опасностями.

Время от времени церкви необходимо планировать подобные мероприятия. Если она этого не сделает, то молодежь начнет искать подобные вещи на стороне, а миру есть что предложить ей. К сожалению, то, что молодые находят в мире, идет вразрез с нашими убеждениями.

Адвентистские молодые люди так же нормальны, как и молодежь других убеждений. Меня раздражает, когда я вижу, как некоторые наши единоверцы пытаются помешать им восполнять свои нужды, потому что считают их «ненормальными». Подобные радетели хотят, чтобы молодые люди участвовали только в тех мероприятиях, которые предназначены для взрослых. Они хотят, чтобы они сидели тихо и спокойно, как будто это не молодые люди, а старики. Давайте принимать молодых людей такими, какие они есть, и организовывать для них мероприятия, отвечающие их потребности в бурной и порой рискованной деятельности. Но при этом никогда не забывать, что такие мероприятия должны соответствовать нравственным нормам церкви. Если церковь это сделает, молодые люди останутся в ней и будут всецело ей преданы.

Для адвентистской молодежи необходимо проводить собрания, созвучные складу молодых умов. На этих собраниях надо затрагивать актуальные темы и проводить их достаточно динамично. Как правило, выступать на них должны сами молодые люди. Время от времени могут выступать и взрослые, особенно если сами молодые люди просят об этом, однако участие молодежи обязательно. Зачастую собрание может принимать форму обсуждения какой-то темы.

Цель собрания адвентистской молодежи заключается в том, чтобы обратить внимание на нужды молодых людей, и нам надо сделать все от нас зависящее, чтобы не превратить молодежное собрание в собрание для взрослых.

Как-то раз молодые люди подошли ко мне как к районному пастору и попросили помочь им в обсуждении вопроса взаимоотношения полов. Прежде, когда они поднимали данный вопрос на молодежных собраниях, взрослые закрывали им рот. Юноши и девушки живо интересовались этой темой, что вполне нормально, но им не давали возможности ее обсудить. Они были недовольны, так как не получали ответа на свои вопросы.

Я предложил молодым людям провести собрание в три часа дня в субботу, в горах, и предложил им приехать на место встречи на велосипедах. Естественно, все молодые люди собрались, а их родители все еще крепко спали у себя дома (фактор субботней дремы). В любом случае им бы не понравилась идея ехать куда-то на велосипедах в субботу после обеда.

Состоялось именно то собрание, в котором так нуждалась молодежь. Мы пригласили людей, которые могли бы помочь им понять поднятую тему и дать правильное направление, учитывая реалии современного мира.

Взрослые остались очень недовольны тем, что в 16.30 не было привычного молодежного собрания, всегда проходившего под их диктовку. Еще больше они были недовольны тем, что предложение провести собрание пораньше поступило от пастора. Когда я приехал в эту церковь в первую субботу месяца, совет церкви был собран только ради того, чтобы обсудить один-единственный вопрос: «беспорядок», учиненный пастором при поддержке церковной молодежи, обсуждавшей тему взаимоотношения полов без «отцов церкви».

Нам необходимо понять, что молодым людям надо обсуждать некоторые вещи без взрослых, за исключением тех, кого они сами приглашают. Они будут обсуждать свои проблемы только в обстановке полной конфиденциальности и безопасности. Иначе они просто замкнутся и загонят свои сомнения и тревоги глубь сознания, не пытаясь получить необходимую помощь.

Молодежные собрания должны быть динамичными и хорошо спланированными, чтобы потребности молодых людей сполна удовлетворялись. Группа руководителей должна состоять из самих молодых людей в возрасте до 30 лет. Людям старшего возраста следует ограничиваться ролью советников. Однако первичная энергия и динамика должны исходить от самих молодых людей.

В прошлом году я посетил два молодежных собрания в церкви, членом которой являюсь (будучи директором отдела, я часто бываю в разъездах). Я увидел там то, что и ожидал увидеть. Молодежному руководителю, прекрасному христианину, давно перевалило за 50. Программа отражала нужды и интересы старшего поколения. Хотя ее можно было назвать вполне «нормальной», она не имела ничего общего с нуждами юношей и девушек, приходивших на молодежные собрания.

В обе субботы, когда я присутствовал на молодежных собраниях, их вел человек из прошлого поколения, и все участники принадлежали к тому же самому поколению. На обоих собраниях речь шла о «клонировании», и выступавшие были специалистами в этом вопросе. Один говорил интересно, хотя и употреблял трудные для восприятия термины. А вот другой — лучше бы поскорее о нем забыть!

Кто присутствовал на этих собраниях? Естественно, люди из поколения молодежного руководителя. А молодые люди? Их можно было увидеть на улице за пределами церкви. Почему? Потому что молодежные собрания не имели ничего общего с их образом жизни или интересами.