Глава 3. Как Павел находил доступ к интеллектуалам и светским людям

Павел, апостол иудеев и эллинов

У апостола Павла были все необходимые качества, чтобы проповедовать библейскую весть интеллектуалам и светским людям того времени. Будучи иудейским книжником, Павел превосходно знал библейскую весть. Как иудей из диаспоры он также знал греческий язык и культуру интеллектуалов той эпохи. Павел был способен излагать библейскую весть еврейским и греческим интеллектуалам.

Проповедуя весть, Павел пользовался греческим языком и культурой, но всегда оставался верен библейской истине («Не мудрствовать сверх того, что написано». 1 Кор. 4:6). Павел проповедовал Евангелие иудеям и грекам (см. 1 Кор. 9:20, 21). Он излагал библейскую весть так, чтобы она была понятна его слушателям. Проповедь Павла в синагоге отличалось от его проповедей перед язычниками.

Как Павел проповедовал интеллектуалам и светским людям в Афинах

Интересно изучить речь Павла в Афинах, поскольку он адресовал ее группе эллинов, среди которых были эпикурейцы и стоики, чье мышление чем-то напоминало мышление современных светских людей.

Афины были интеллектуальной и культурной столицей тогдашнего мира, славились своим искусством, литературой, наукой и философией. В городе Перикла и Демосфена, Софокла и Еврипида Павел, иудей из Тарса, проповедовал библейскую весть. Здесь впервые столкнулись два совершенно разных мировоззрения: греческое и еврейское. Лука говорит, что среди слушателей Павла находились эпикурейцы и стоики, и эти школы были самыми влиятельными философскими системами того времени.

Эпикурейцы исповедовали атомизм Демокрита в сочетании со своего рода деизмом. Они считали, что все состоит из атомов. Людям не следует страшиться богов, судьбы или смерти, избавляющей от всех проблем. Они полагали совершенно бессмысленным молиться и кланяться богам или приносить им жертвы и считали смерть концом тела и души.

Стоики были приверженцами тех взглядов, которые сегодня называются пантеистическим материализмом. Действительность, по их мнению, была образована инертной материей и деятельным принципом Логосом, который в то же самое время был Провидением и Судьбой, Разумом и Природой. Разница между эпикурейцами и стоиками состояла в том, что последние принимали идею Провидения, хотя и путали его с природой.

В Афинах Павел замечательно проповедовал библейскую весть. Он «возмутился духом при виде этого города, полного идолов». Но хотя идолопоклонство в таких масштабах больно ранило богобоязненное сердце апостола, он проповедовал в позитивном ключе: «По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны» (Деян. 17:22). Он нашел жертвенник, посвященный «неведомому Богу». Он проповедовал о библейском Боге как о «неведомом Боге». Тем самым Павел перекинул мостик между своей вестью и верованиями афинян. Он заявил, что этот «неведомый Бог» сотворил мир и все, что в нем, а потому не может обитать в храмах, построенных человеческими руками (Деян. 17:24, 25).

Павел не осудил напрямую всю нелепость язычества. Вместо этого он попытался помочь слушателям здраво взвесить свои убеждения и сделать несколько разумных выводов. Не Бог нуждается в людях, а люди в Боге. Бог дает всему «жизнь и дыхание и все» (Деян. 17:25). Богу есть дело до людей, и Он действует в человеческой истории. После этого Павел, используя стих греческого поэта, определил связь между верованиями греков и библейской вестью. «Ибо мы им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род»» (Деян. 17:28).

Бог установил «предопределенные времена и пределы их обитанию» и «назначил день, в который будет праведно судить вселенную» (Деян. 17:26, 31). Павел здесь вводит библейское понятие линейного времени, которое противоположно греческой идее кругового времени.

Затем апостол объявил о готовности Бога простить прошлые грехи неведения и предупредил о том, как опасно отвергать эту весть. «Итак, оставляя времена неведения. Бог ныне повелевает всем людям повсюду покаяться; ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа» (Деян. 17:30, 31).

Реакция на проповедь вести

По-видимому, когда Павел заговорил о воскрешении мертвых, его эллинские слушатели отреагировали крайне отрицательно. Они прервали апостола и не дали возможности доказать его утверждение. Стоики, хотя и допускали вероятность того, что разумная часть души продолжает жить после смерти, считали нелепым учение о воскрешении всего человека в теле. С точки зрения эпикурейцев любое учение о жизни после смерти было бессмысленным. Можно выделить три разных отклика на речь Павла. Одни «насмехались», поскольку пришли послушать что-то новое. Их сердца не открылись для влияния Святого Духа. Другие хотели бы послушать учение Павла «в другое время» (Деян. 17:32). Вне всякого сомнения, его речь произвела на афинян впечатление, хотя они и не смирились до такой степени, чтобы признать это, и пока еще не были готовы принять истинного Бога в свою жизнь. Но несколько человек все же приняли весть, которую проповедовал Павел (см. Деян. 17:34). Когда весть проповедуется скептикам и интеллектуалам, ее, как правило, принимают единицы. Однако впоследствии эта небольшая группа помогла уверовать другим.

Короче говоря, апостол Павел по-разному проповедовал библейскую весть разным людям. Проповедуя язычникам, он учитывал их образование и мышление Зная их скорби, страдания и тяготы, он помогал им решать насущные проблемы (например, исцелял людей, см. Деян. 14:8-10; 28:8, 9). В проповеди Павел всегда старался находить какие-то общие убеждения и точки соприкосновения, чтобы вызвать симпатию и навести мосты к своим слушателям. Апостол проповедовал новую истину таким образом, чтобы показать своим слушателям, что она согласуется с тем, что они уже знают и во что верят. Многие методы апостола Павла не устарели и в наши дни. Их можно использовать при изложении библейской вести светским людям нашего времени.