Глава 4. Общение, языки, культура и библейская весть

Процесс общения

Во многих случаях люди не обращают внимания на правильность общения и часто неграмотно строят диалог. Общение — это процесс, в ходе которого люди обмениваются информацией с помощью речи. Общение зависит не только от того, что передается, но и от того, что принимается. Важно управлять и теми сигналами, что исходят от передающего, и процессом восприятия слушателями передаваемого сообщения, дабы они правильно его поняли.

Такие факторы, как язык, убеждения, ценности, мировоззрение и эмоции, являются своего рода фильтрами, влияющими на получателей сообщения и способными помешать или, напротив, помочь им принять весть. Люди способны воспринимать и понимать новую информацию, если только она соотносится с их убеждениями и ценностями. Как правило, лобовое столкновение с имеющимися убеждениями или ценностями приводит к отвержению библейской вести. Апостол Павел проповедовал людям свою весть таким образом, чтобы не слишком противоречить тому, что его слушатели уже знали и во что они верили. Апостол излагал свою весть на языке слушавших его людей, учитывая их культурные традиции.

Круг общения завершается установлением обратной связи. Передающие весть должны убедиться в том, что получатели поняли ее. Небольшая группа, как правило, сразу и непосредственно реагирует на полученное сообщение.

Чем больше аудитория, тем разнороднее культура слушателей. Это затрудняет эффективную передачу сообщения. Вот почему передающий должен определить, какое количество слушателей его больше всего устраивает. Аудитория бывает разная: один или два слушателя, небольшая группа от двенадцати до двадцати пяти человек или большая группа от двадцати пяти до семидесяти пяти человек и больше. Поначалу светские люди предпочитают большую аудиторию, чтобы оставаться незамеченными. Но постепенно с ними можно установить дружеские взаимоотношения. Тогда оптимальной аудиторией станет два — двенадцать человек, поскольку в небольших собраниях лучше вести дискуссию и принимать решения. Межличностное общение или, по крайней мере, общение в небольшой группе дает светским людям возможность живо реагировать на высказанные идеи, а выступающему легче установить с ними обратную связь, так как у него появляется время выслушивать тех, кто принимает его весть.

Передача сообщения всегда проходит успешнее, если вестник и принимающие весть являются выходцами из одной и той же культурной среды. Если принимающие применяют к вестнику такие стереотипы, как неинтеллигентный, непоследовательный, недалекий человек с низким уровнем культуры, то переданная весть не произведет на них большого впечатления. Передающему сообщение надо пользоваться большим доверием, чтобы переданная им весть произвела на слушателей хорошее впечатление. Библейская весть должна в первую очередь оказать сильное влияние на жизнь оратора, если он хочет, чтобы она оказала столь же сильное воздействие на тех, кто ее слушает и принимает.

Когда люди передают библейскую весть, необходимо учитывать все три измерения человеческой личности: логическое, эмоциональное и духовное. Разумность и логика библейской вести должна произвести сильное/впечатление на светских людей. Их сердце можно тронуть эмоциональным изложением этой вести, а Святой Дух обязательно коснется их духа. Цель передачи библейской вести — помочь светским людям установить плодотворные отношения с Богом. Чудесно то, что Бог открывается людям и вступает с ними в общение. Только с Божьей помощью можно успешно передать библейскую весть, потому что Бог обращается к совести тех, кто ее принимает. Библейское общение со светскими людьми всегда следует сопровождать молитвой и осуществлять его под руководством Святого Духа. Святой Дух, воздействующий на человеческие сердца, помогает библейским вестникам в изложении вести светским людям.

«Говорите истину с любовью»

Часто библейские вестники осуждают плоды научно-технического прогресса и резко критикуют менталитет светских людей. Они с иронией говорят об их реальных или мнимых ошибках. Так нельзя общаться со светскими людьми. Бог просит нас излагать библейские истины, а не критиковать чужие ошибки. «Говорите истину с нежностью и любовью в голосе… Лучший способ разоблачить ошибочность заблуждения — это привести доказательства в пользу истины»6. Библейскую весть необходимо излагать в позитивном ключе. Нельзя отрицать тот факт, что достижения в области медицины и хирургии продлили жизнь многим людям. Вне всякого сомнения, сами вестники или члены их семей пользовались этими достижениями человеческой мысли. Необходимо также признать, что научные и технологические достижения в области телекоммуникаций помогают нам быстрее проповедовать Евангелие всем народам.

Язык и библейская весть

Язык как средство общения — это динамичное явление. Со временем он меняется, некоторые языки умирают. Многие христиане любят использовать в проповеди устаревшие, хотя и красивые обороты речи. Многие слова, которые мы находим в Библии, имеют сегодня другое значение, отличное от того, какое они имели во времена библейских писателей. Если библейские вестники хотят избежать недоразумений, то им следует употреблять современные слова, имеющие сегодня тот же смысл, что и библейские слова в свое время. Такие слова, как плоть, душа, дыхание, дух, мир, грех, благодать, правосудие, вера, святость, царство, возрождение и т.д. имеют в Библии конкретное значение. Но современные люди могут вкладывать в них совсем другой смысл. Необходимо объяснять, в каком значении слова используются в Библии, во избежание возможных недоразумений.

Христиане претендуют на то, что предлагают людям «живое» Божье слово. Однако многие проповеди, речи и лекции — это мертвые слова, потому что они содержат многочисленные устаревшие, формальные, абстрактные понятия и словосочетания, весьма далекие от современной жизни.

Библия — это живое Божье Слово. Каждый человек должен понимать библейскую весть. Библейские истины нельзя назвать древними или современными. Они безвременны, а потому всегда насущны. Однако важно, чтобы вестники говорили о них на языке, доступном пониманию современных людей. Необходимо избегать не только устаревших, но также и абстрактных терминов и рассуждений. Весть надо проповедовать конкретными словами и понятиями, с которыми люди сталкиваются в своей повседневной жизни.

Контекстуализация

Общая культура организует и направляет мышление, чувства и действия людей с помощью определенных правил и стереотипов, которые часто остаются в подсознании людей. Люди не столь внутренне свободны, какими они себя воображают. Культура оказывает сильное влияние на их мышление и поведение.

Проповедь библейской вести светским людям предполагает соединение двух совершенно разных культур. Библейским вестникам надо во что бы то ни стало обнаружить и понять как минимум три культуры: культуру библейских писателей (семитскую культуру еврейского народа), культуру светских людей (современную западную культуру, которая формируется, как правильно заметил Ньюбиджин, «философией греко-римского мира»7) и свою собственную культуру (то есть современную культуру, преобразованную библейской вестью, которая радикально изменила их религиозные, философские и нравственные ориентиры).

Вестники усвоили Библию в «упаковке» древней культуры и зачастую считают эту упаковку наилучшей. Часто они выступают с осуждением всей современной культуры. Но им необходимо излагать библейскую весть в таком виде, чтобы светские люди смогли понять и по достоинству оценить ее.

Процесс, посредством которого библейская весть может быть передана так, чтобы у современных людей не возникло никаких недоразумений, социологи называют контекстуализацией. Цель истинной контекстуализации состоит не в передаче культуры, а в том, чтобы помочь людям познакомиться с Богом и установить с Ним глубокие взаимоотношения. Совершенно очевидно, что общение с Богом неизбежно изменит мышление людей, чувства, образ жизни и мировоззрение. В случае успешной передачи библейской вести у принимающих ее фундаментальным образом меняется мировоззрение. Если этого не происходит, значит, передача была поверхностной.

Социологи считают, что у представителей любой культуры имеются четыре уровня сопротивления. Если идти от внешних факторов к внутренним, сокровенным особенностям человеческой личности8, то сопротивление переменам у человека усиливается на каждом следующем уровне.

Первый уровень, промышленная технология (системы коммуникаций, путешествия, спорт, мода), не слишком глубоко воздействует на людей. Второй уровень, семейные условности и этикет, оказывает куда более сильное влияние на человека и, следовательно, его труднее преодолеть. Третий уровень — это личные ценности. В каждой культуре есть свои, присущие ей ценности. Четвертый уровень — это уровень мировоззрения. Каждая культура по-своему понимает мир. Совершенно очевидно, что на внутренних уровнях, затрагивающих сокровенные струны человеческого сердца, намного труднее что-либо менять. Бог действует на самом глубоком уровне человеческой личности, у самых корней человеческой культуры и вводит в жизнь людей новое измерение. Бог строит мост через пропасть, существующую между Ним и людьми, общается с ними и изменяет их ценности и мировоззрение.

У светских людей своя культура, она является следствием процесса секуляризации. Если вестники хотят, чтобы библейская весть стала понятной и актуальной для светского человека, они должны перевести ее на соответствующие язык и культуру.

«Принятие или отвержение истины зачастую зависит от способа и манеры ее изложения»9. Библейская весть неподвластна времени. Она исходит от Бога и должна оставаться неизменной. Однако излагать ее надо так, чтобы ее поняли светские люди.

Многим кажется, что библейскую ортодоксальность можно сохранить только при использовании старых культурных форм и традиций. Но эта приверженность вестников старым формам мешает светским людям принять весть. Христиане часто кажутся светским людям «культурно чуждыми и эксцентричными».

Кеннет Чейфин высказал предположение, что для нерелигиозных людей наши здания, литургии, витражи, органная музыка, привратники, тарелки для сбора пожертвований и «наши люди с постными воскресными лицами кажутся культурно чуждыми, эксцентричными и даже пугающими… Светские искатели истины, как правило, опасаются того, что Церковь хочет сделать их церковными, религиозными людьми»… Светские люди полагают, что христианский Бог не для таких людей, как они;

они думают, что Бог примет их только в том случае, если они научатся соответствующим образом одеваться, говорить, носить Библию и преклонять колени10.

Если вестники хотят, чтобы светские люди приняли библейскую весть, они должны пойти на риск и выражать ее на языке, понятном современным людям; им, видимо, следует подстраиваться под особенности их мышления. Однако важно следить за тем, чтобы в процессе такого «перевода» не была искажена библейская суть вести. Необходимо также тщательно избегать всякого рода нелепостей. Например, как вечный Бог может умереть? «Теология смерти Бога» не помогает найти доступ к сердцам светских людей. Напротив, она крайне затрудняет изложение библейской вести.

Многие христиане не желают идти на риск и «переводить» библейскую мысль в те категории, которыми мыслят современные люди. Теология, преподаваемая в семинариях, часто оказывается совершенно непригодной, потому что она изложена в абстрактной, консервативной манере, и простые люди не могут ее понять. Светские люди отвергают абстрактные богословские идеи, не связанные с действительностью. С точки зрения Бультмана, «вера не имеет ничего общего с мировоззрением, потому что является экзистенциальным самосознанием человека»11. Это значит, что надо отбросить все идеи о сотворении мира. Устранение мировоззрения из религиозной веры ограничивает религию рамками временной, человеческой жизни, и религия становится абстрактной и неактуальной. Светские люди привыкли рассуждать логично и рационально. Таким образом, религия, не допускающая «диалога с наукой»12, кажется светским людям неактуальной и неприемлемой.