Глава 5. Как излагать библейскую весть светским людям

Как говорить со светскими людьми о Боге

Религия: встреча с Богом

По мнению социологов, очень трудно подобрать подходящее определение религии, которое бы включало в себя все, что принято называть религией.

«Многие социологические определения религии опираются на такие фундаментальные противопоставления, как мирской/священный (Дуркхем), естественный/сверхъестественный (Парсонс), номос/космос (Бергер) и эмпирический/суперэмпирический (Робертсон)»13.

Однако в Библии нет противопоставлений западной культуры. В Библии мы не встретим ни одного слова, обозначающего понятие «религия». Кто-то переводит словом «религия» отдельные греческие термины, хотя на самом деле они обозначают такие понятия, как «поклонение», «благочестие», «богослужебные обряды». В Библии подчеркивается важность встречи и взаимоотношений с Богом. Каждый человек должен обращаться к Богу, а не к религии. Варнава и Савл призвали своих слушателей в Листре обратиться к Богу живому (см. Деян. 14:15). В общении со светскими людьми необходимо обращать особое внимание на этот аспект встречи и взаимоотношений с живым Богом.

Бог, Завет и Божий народ

Герхард Хазел называет Ветхий и Новый Завет «теоцентричным». Вальтер Эйхродт отмечает, что Бог открылся Израилю через завет. Фон Рад считает взаимоотношения между Богом и израильским народом скорее эллипсом, чем кругом. В этом эллипсе есть два центра: Бог и Его народ. Таким образом, в Библии есть три центральных понятия: Бог, Его завет и Его народ (см. Иер. 31:33).

Яхве един

Еврейский народ всегда исповедовал единство Бога. В литургической еврейской молитве «Шема» израильский народ и сегодня выражает свою веру в единого Бога и любовь к Нему. «Слушай [Шема], Израиль: Господь [Яхве], Бог наш, Господь [Яхве] един есть» (Втор. 6:4). Это изречение является базовой формулой абсолютного монотеизма. Когда законник спросил у Иисуса: «Какая первая из всех заповедей?», Иисус повторил ему «Шему»: «Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый» (Мк. 12:28, 29).

Яхве един. Он коренным образом отличен не только от богов древних языческих религий, но также и от тех многочисленных представлений о Боге, которые имеются у современных людей. Часто люди представляют себе Бога не таким, каким Он открыт в Библии. Многие придумывают богов по своему «образу и подобию». Эти боги являются проекцией их личностных особенностей, о чем предупреждал Фейербах. Таким людям можно было бы сказать: «Скажи мне, кто твой бог, и я скажу тебе, кто ты!» Некоторые боги отличаются жадностью, жестокостью, похотливостью, вороватостью, аскетизмом, суровостью и мстительностью.

У человека есть врожденная потребность поклоняться высшему идеалу. Если человек не поклоняется истинному Богу, то велика опасность того, что он любой предмет превратит в идола и начнет поклоняться ему. Идолопоклонство закабаляет человека, делает его рабски покорным, и ему бывает очень трудно избавиться от этих свойств своей натуры. Бог освобождает людей через Христа (см. Ин. 8:34-36).

Очень важно должным образом представить Бога светским людям, чтобы в их сознании сложился точный образ Творца и чтобы они смогли установить с Ним достойные взаимоотношения. Светские люди склонны считать, что Бог ограничивает их развитие, поэтому очень важно подчеркивать, что встреча и взаимоотношения с Богом не ограничивают, а, напротив, расширяют горизонт человеческой жизни и открывает перед человеком новые, доселе невиданные возможности.

Когда Бог входит в жизнь человека, он начинает по-новому воспринимать действительность. Его жизнь уже не ограничивается этим бренным миром, но становится частью вечности. Смерть — это не конец человеческого существования, а только временное прерывание жизни до воскрешения и начала новой, вечной жизни в Царстве Божьем. Воскреснувшие будут жить «на небесах» (Флп. 3:20). И, наконец, люди должны понять, что знать что-то о Боге и знать Самого Бога — это не одно и то же. Библия представляет Бога Отцом, Который открывается Своим сынам и дочерям, любит всех людей и стремится установить с ними дружеские отношения.

Яхве — Творец

Библия представляет Бога Творцом всего сущего. В этом самое фундаментальное отличие Яхве от других богов. Яхве, создавший небо и землю, является истинным, живым и вечным Богом (см. Иер. 10:11, 12).

Если светские люди понимают, что Бог есть Творец, их вера становится конкретной. Они учатся связывать религиозную веру с физической реальностью и рассматривать Бога через призму сотворенного Им мира. Звездное небо, лес, одетый в пышную зелень, прозрачная вода в реке и многие другие красоты природы начинают открывать им Творца.

Когда светские люди впервые слышат учение о сотворении мира, они, как правило, выдвигают много возражений. Вестник должен правильно понимать библейскую историю творения и быть готовым ясно и четко отвечать на возражения светских людей.

Два разных консервативных истолкования 1-й главы Книги Бытие

Адвентисты седьмого дня всегда верили в творение «экс ни-хило» («из ничего», — лат.), но у них были разные мнения по поводу истолкования первой главы Книги Бытие.

«Адвентисты седьмого дня… в целом считали само собой разумеющимся, что именно в первый день творческой недели Бог произвел материю, из которой состоит земля, и сразу же приступил к шестидневной работе творения. Однако почти с самого начала некоторые адвентисты допускали, что эти слова в Книге Бытие могут означать нечто иное: Бог сотворил материю, из которой состоит земля, задолго до того, как произошли события шести буквальных дней творения»14.

Часть адвентистов считают, что земле, луне и звездам всего несколько тысяч лет и что современные радиометрические данные — это результат того, что земля была сотворена таким образом, как будто она уже давно существует. Иными словами, уже в первый день своего существования земля обладала значительным возрастом. Другие полагают, что во время творческой недели Бог работал с большим количеством элементарной, неорганической материи, сотворенной на несколько миллиардов лет раньше.

Те, кто считает, и земле и луне и звездам всего несколько тысяч лет объясняют «кажущийся возраст» неорганической материи и разный возраст звезд проявлением творческой силы Бога. Однако есть серьезные возражения против этой точки зрения. «Речь идет о рождении так называемых сверхновых звезд. Для того, чтобы их световые волны достигли земли, требуются миллионы лет. Землянами замечены эти световые волны. Следовательно, звезды были созданы миллионы лет назад. Но этого, считают некоторые, не может быть. Следовательно, световые волны на самом деле являются иллюзионом, а сверхновых звезд не существует. Но эти иллюзии вызывают возражение, поскольку могут означать, что Бог нечестен. Зачем Ему понадобилось давать свидетельства о событиях, которых на самом деле не было? Или зачем Ему понадобилось менять законы, управляющие скоростью света?»15

Эти возражения можно устранить с помощью второго подхода к истории творения. Внимательная экзегеза (исследование и изъяснение) текста поможет избежать неправильного изложения библейской мысли.

Экзегеза библейской истории творения

Библейскую историю сотворения мира, записанную в Быт. 1:1 — 2:1-3, можно разделить на три части: 1) В Быт. 1:1 говорится о творении «неба и земли». Быт. 1:2 описывает положение, в котором находилась земля к тому моменту, когда Бог приступил к Своим действиям. 2) В Быт. 1:3-10 описывается подготовка планеты Земля к принятию жизни. В Быт. 1:11-31 рассказывается о создании растительной и животной жизни и о творении человека. 3) В Быт. 2:1-3 описывается установление субботы как священного Божьего дня и памятника творения.

История Бытия начинается со слов: «в начале». Когда произошло творение? В Библии не указана дата творения. «Библейский Комментарий АСД» признает, что дата творения неизвестна16. Мы не только не можем определить дату сотворения «неба и земли», но также не можем установить точную дату творения жизни на земле (в трех ее разновидностях: растительной, животной и человеческой). Некоторые пытались установить хронологию с помощью патриарших родословных, однако имеются существенные различия в разных переводах Библии, и никто не знает, насколько полны эти родословные.

«Богословы, пытающиеся проследить библейскую хронологию от сотворения мира до исхода по спискам патриархов и повествованиям в Книге Бытие… должны исходить из того, что списки патриархов полные… Однако в этой части Библии не указывается точных дат периода, предшествовавшего Аврааму»17.

В соответствии с расчетами, основанными на библейских родословных, как они приведены в Масоретских текстах Библии, творение имело место в 4179 г. до Р. X. Если основываться на Самарянской версии библейского текста, то это будет 4420 г. до Р. X. Если опираться на Септуагинту (греческий перевод Ветхого Завета), тогда творение произошло в 5665 г. до Р. X. По причине перечисленных расхождений и других пробелов в патриарших списках, невозможно определить по Библии точную дату создания жизни на планете Земля. В Библии приводятся родословные, а не хронологии. Вместе с тем Е.Г. Уайт по крайней мере

в двух местах написала: «Более шести тысяч лет», «на протяжении более шести тысяч лет»18.

Что Бог создал «в начале»? Бог сотворил небо и землю. В этом тексте употребляется еврейский глагол «бара», что значит «сотворил». Глагол «бара» употребляется только применительно к Богу В «Библейском комментарии АСД» ясно показана разница между двумя еврейскими глаголами: бара (сотворил) и яас (создал). Важно отметить, что в Быт. 1:1 употребляется глагол «бара» (сотворил), а в Быт. 1:16 — глагол'»яас» (создал).

«Глагол «сотворить» образован от еврейского «бара», который в использованной здесь форме описывает деятельность Бога, но никогда не применяется для описания человеческих дел. Бог творит… «чистое сердце» (Пс. 50:12), «новое небо и новую землю» (Ис. 65:17). Такие еврейские слова, как «асах» (создавать), «ясар» (образовывать) и другие, часто (но не всегда) обозначающие дела людей, предполагают наличие на земле ранее созданной материи»19.

Что сотворил Бог? Небо и землю. Это выражение может означать Вселенную, как во Втор. 30:19, где Бог призывает «небо и землю свидетельствовать против» израильского народа. Библия и Е.Г. Уайт признают, что другие миры уже существовали до начала творческой недели. Читайте высказывания Е.Г. Уайт в книге «Патриархи и пророки», где она цитирует Иов 38:7, и другое высказывание в той же книге «Патриархи и пророки», с. 331,332, где она пишет о «жителях других миров». См. также книгу «Великая борьба, с. 497.

В Быт. 1:2 описываются условия, существовавшие на земле, когда Бог начал организовывать нашу планету и готовить ее к принятию жизни. Еврейские слова (тоху, воху) указывают на то, что земля была пустой, пустынной, безжизненной, но на ней не было хаоса. При таком понимании Книги Бытие обнаруживается, что примитивная, неорганическая «материя» существовала на планете Земля до того, как на ней была сотворена жизнь.

«В стихе 2 сказано, что до творческой недели земля была… пуста, то есть не населена… В дополнение к сказанному выше можно добавить тот факт, что в описании творческой недели нет указаний на сотворение воды или минеральных компонентов суши. Единственно, что сказано об их сотворении, так это «в начале». Поэтому вполне возможно, что примитивная, неорганическая материя существует дольше того ограниченного промежутка времени, который просуществовала живая материя… Из данного метода также со всей очевидностью вытекает, что радиометрический возраст, приписываемый неорганическим минералам в составе ископаемых окаменелостей, скорее отражает характеристики этих минералов, нежели указывает на возраст окаменелых органических останков. При таком подходе противоречия между научным и библейским истолкованием сводятся к минимуму»20.

В первый день Бог заставил свет осветить поверхность Земли. Каков был источник света? Похоже, что свет не исходил непосредственно от Бога. Поскольку одна сторона планеты была освещена, а другая оставалась во тьме, нельзя думать, что свет исходил непосредственно от Бога. Бог присутствует всюду, и если бы свет для освещения Земли исходил тогда от Него, то освещенной была бы не только одна сторона планеты. (Например, в небесном городе не будет ночи и тьмы, так как слава Божья освещает его. См. Откр. 21:23, 25).

С другой стороны, предполагать, будто Бог сначала сотворил какой-то особый источник света, чтобы через два дня заменить его солнцем, значит, выдвигать путаную и сложную гипотезу. Проще предположить, что свет исходил от солнца, но в первые три дня солнца не было видно, а был виден только его свет, как это сегодня бывает, когда солнце заслоняют облака. Е. Г. Уайт утверждала, что первые шесть дней творческой недели «солнце всходило и заходило» (см. «Свидетельства для служителей», с. 136 и «Образование», с. 129).

Кроме того, библейский писатель ясно описывает эффекты, которые может производить только солнечный свет. Как только солнечный свет появился на поверхности Земли, появились день, ночь, вечер и утро, которые сменяли друг друга. Понятно, что Земля вращалась вокруг своей оси, и свет солнца освещал поверхность Земли.

«Буквальные слова: «и был вечер» (с последующими ночными часами), «и было утро» (с последующими дневными часами), «день один» совершенно явно указывают на астрономический день, то есть на день продолжительностью 24 часа»21.

Что произошло на четвертый день? Библейский писатель употребляет глагол «яас» (сделать, создать), а не глагол «бара» (сотворить). В четвертый день небесные тела можно было созерцать с поверхности Земли Они помогают людям различать времена года, дни и лета.

Библия -решает проблему происхождения Вселенной уникальным образом: творение из ничего («креацио экс нихило», — лат.). Библия не учит пантеизму восточных религий, дуализму греческой философии или материализму и идеализму. В Библии Бог не отождествляется со Вселенной. Вселенная — это не эманация (исхождение от Бога), а Божье творение. Вселенная не вечна, но она является действительностью, которую Бог сотворил «в начале» (Быт. 1:1). Мы не находим в Библии слов, близких по значению к таким греческим терминам, как случай, материя, хаос, космос. Бог не использовал ранее существовавшую, хаотичную материю при творении Вселенной. Мир не образован из плохой материи и хорошего духа.

Короче говоря, Бог, не имеющий начала, сотворил мир из ничего и дал начало всему. Все сотворенное Им было «хорошо весьма».

Библейская история творения и науки

История, рассказанная в Книге Бытие, это не красивая «сказка». Ученые пытались и до сих пор пытаются объяснить Вселенную и жизнь, исключая участие Бога. Однако они не могут объяснить происхождение материи/энергии, Вселенной, жизни и видов. Например, недавно наука открыла, что элементарные частицы фактически нематериальны. Невозможно считать частицы с их «эфирной» консистенцией вечными. Следовательно, происхождение этих частиц следует искать в другом, вечном источнике — в вечном Боге. Невозможно также считать Вселенную вечной. Фактически недавние открытия говорят о том, что Вселенная появилась в определенный момент времени — в момент взрыва суператома (согласно теории «Большого взрыва») и окончит свое существование, когда (согласно второму закону термодинамики)22 энергия этого взрыва будет исчерпана. Ученым неизвестна история, предшествовавшая большому взрыву.

По мнению астронома Паоло Маффеи, если Вселенная была заранее приготовлена и имеет определенную цель, тогда люди обязаны верить в создавшего ее Бога. Ведь Вселенная развивается в сторону «усложнения и одухотворения материи»23. Известный физик Пол Дейвис утверждает, что бессмысленно говорить о Вселенной, которая сама себя творит, потому что подобная теория не снимает всех вопросов. Никто не знает, кто вывел математическую модель, в соответствии с которой была разработана Вселенная, и почему мы имеем именно этот тип Вселенной, а не какой-то другой24.

Наука не может объяснить происхождение жизни, потому что ничего не знает о происхождении генетического кода. Известный биолог-эволюционист Жак Монод считает, что, «если этот код не передается, он теряет смысл. Современный передающий механизм клетки состоит как минимум из пятидесяти макромолекулярных компонентов, которые сами закодированы в ДНК;

код не может передаваться иначе, как посредством продуктов передачи. Это современное выражение древнего принципа «омне вивум экс ово»002 . Когда и как этот круг замкнулся? Это чрезвычайно трудно себе вообразить»25.

Генетический код позволяет протеинам [белкам] формироваться в соответствии с инструкциями, получаемыми от нуклеиновых кислот, а не наоборот. Трудно представить себе, что этот код мог самообразоваться без замыслившего его Творца26.

Относительно происхождения видов важно уяснить, что не существует доказательств макроэволюции (эволюции видов). Можно доказать только наличие микроэволюции (изменений в особях одного вида, которые приводят к образованию новых аналогичных видов, принадлежащих к одному и тому же «роду»). Микроэволюция не противоречит учению Библии, потому что эти изменения происходят только внутри родов, сотворенных Богом27.

Короче говоря, можно утверждать, что ученые, а значит, и светские люди занимают только две принципиальные позиции по проблеме происхождения физической и биологической действительности. Они являются либо агностиками, утверждающими, что не могут объяснить происхождение Вселенной; либо кре-ационистами, признающими, что Вселенная сотворена Богом. Ответ агностика: «я не знаю» на самом деле не является приемлемой альтернативой, так как он не решает проблемы.

Бог сказал

Бог, «Бог сокровенный» (Ис. 45:15) скрывает Себя, чтобы дать человеку свободно сделать выбор. Бог не хочет пугать человека Своей безграничной силой. Он отодвигает завесу и открывается людям, которые хотят общаться с Ним. Библия является средством общения Бога с людьми.

Светские люди очень мало знают о Библии, но и это немногое зачастую бывает искаженным. Необходимо помочь им исследовать и правильно понимать Библию, а затем и полюбить ее. Светским людям трудно понять библейский язык, потому что они не могут уяснить разницу между вестью Библии и языком, на котором она передается. Очень важно помочь светским людям отделить библейскую весть от языка и культуры библейских писателей. Бог является автором Библии, но писали ее люди.

«Библия написана вдохновенными людьми, но ее нельзя считать образом мысли или языком Бога… Вдохновением проникнуты не слова Библии, а люди, которые ее писали. Вдохновение оказывает воздействие не на слова или способ выражения мыслей, а на самого человека… Божественный разум и воля соединяются с человеческим разумом и волей, поэтому человеческие изречения становятся словом Божьим»28.

Светским людям очень важно понять, что библейский язык — это человеческий язык, что вдохновением были проникнуты библейские писатели, а не их слова и выражения и что библейская весть «воплотилась» в еврейской культуре. Чтобы понять язык и содержание Библии, необходимо получить представление о еврейской ментальности и культуре.

Совершенно очевидно, что культура евреев была не просто продуктом той среды, в которой они жили. Она постоянно менялась под влиянием Божьего Слова, проповедуемого еврейскими пророками. Бог через них осуждал идолопоклонство, половую распущенность и безнравственность язычников, их коррумпированную экономику и политику. Бог предпринимал необходимые меры для того, чтобы Его весть не заразилась языческой культурой и религией.

Еврейский язык беден абстрактными понятиями и отдает предпочтение конкретным образам. Библия говорит о руках, устах, сердце, глазах, ногах и руке Бога (это так называемые антропоморфизмы, когда Богу приписывают человеческие свойства и действия). Библия утверждает, что Бог огорчается, испытывает боль, радость, ненависть и т.д. (это так называемые антропопатизмы, когда Богу приписывают человеческие эмоции). Хотя антропоморфизмы и антропопатизмы помогали передавать идею живого и личностного Бога, необходимо понимать, насколько опасно низводить Бога до уровня человека.

В Быт. 6:6 написано: «И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем». Однако та же самая Библия поясняет, что Бог — не человек, и что Он не изменяется (см. Чис. 23:19; Иак. 1:17; Ис. 40:25,26). Короче говоря, библейские писатели выражали вдохновенные истины человеческим языком (см. Ин. 3:11-12 и Деян. 2:11).

Бог действует в истории человечества

Светские люди считают, что Бог совершенно безразличен к человеческим делам. Необходимо доказать им, что Бог вмешивается в события человеческой истории (см. Неем. 9:7, 8). В Израиле время не считалось цикличным. Евреи не считали историю повторением бесконечных циклов без какой-то определенной цели в будущем. В Библии время линейно. Время, согласно Библии, можно наглядно представить в виде бесконечной линии, на которой две точки обозначают соответственно начальное творение (точка А) и новое творение (точка Б). В соответствии с этим представлением линию можно разделить на три части: прошлый век, символически изображенный той частью линии, который отходит от точки А в бесконечность (влево от А); нынешний век («сей век» по 2 Кор. 4:4), представленный сегментом АБ (от А до Б); и будущий век(Мф. 12:32), представленный той частью линии, которая уходит от точки Б в бесконечность (от Б вправо). Хотя термин «век» относится к каждому из трех делений на оси времени, можно также говорить об определенной точке времени. Только Бог устанавливает времена и даты (см. Деян. 1:7), в которые Он вмешивается в историю народов и отдельных людей.

Очень важно показать светским людям, что Бог заботится о каждом человеке. История человечества не является непрерывным повторением бесконечных циклов или набором хаотических событий без определенного конца. Бог установил конец (см. Мф. 24:14), точку Б, в которой «Он будет судить мир» (Деян. 17:31) и исполнит Свои обетования о творении «нового неба и новой земли» (2 Петр. 3:13).

Бог есть любовь

Светские люди должны понять подлинную природу Бога. Апостол Павел писал: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (Рим. 5:8). Апостол Иоанн говорил о том же: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8). Оба апостола употребляют греческое слово «агапе», любовь. Но что в действительности означает это греческое слово? В греческом языке такое понятие, как любовь, выражалось с помощью трех слов: «эрос», «филиа», «агапе». Все три имеют разное значение. Слово «эрос» означает чувственную, страстную любовь, пылкое желание и стремление. Оно приобретало особый смысл, когда употреблялось в связи с религиозными обрядами. Слово «филиа» обозначало любовь друзей или родных. Это чувство «с человеческим лицом». Слово «агапе», в. котором не было ничего магического, обозначало такую любовь, которая свободно и беспрепятственно выбирала себе объект и готова была отдать ради него все на свете. В отличие от «агапе» «эрос» — это любовь, которая стремится к собственному удовлетворению. Она повинуется смутному, неопределенному влечению к предмету любви.

Бог есть любовь («агапе»). Он любит и добрых, и злых (см. Мф. 5:44,45). Только любящий и милующий Бог, Который заботится о людях, страдает и радуется вместе с ними (см. Ис. 57:15), может привлечь светских людей. Мы должны открыть светским людям этот истинный образ Бога, если хотим помочь им установить с Ним взаимоотношения и восстановить в них чувство Божественного.

Как рассказывать светским людям о завете

Вступление

За две тысячи лет до рождения Христа Бог запланировал создать святой народ из ничего. Бог призвал Авраама оставить семью и народ и вступил с ним в диалог, который продолжал вести и с его потомками — народом израильским. История народа Божьего, для которого никто не является чужаком или странником и к которому всем предложено присоединиться, началась с Авраама.

На каждом этапе мы находим вмешательство Бога, служившее отправной точкой, и приглашение к завету, превращающему данный народ в Божий народ (см. Иер. 30:22). Бог усыновил израильский народ и заключил с ним завет по мотиву любви и милосердия.

Завет

Важно объяснить светским людям цель, смысл и особенности завета, так как понимание завета позволит им уразуметь самую важную часть библейской вести и избавиться от многих их предубеждений против религиозных людей.

Светские люди отвергают образ Бога как сурового Монарха, ограничивающего их свободу. Необходимо объяснить им, что завет заключается по мотиву любви и не навязывается людям насильно. Он принимается человеком в результате свободного выбора. У Израиля была свобода принять или отвергнуть завет, предложенный ему Богом.

Поскольку обычное греческое слово, означающее «договор», предполагало полное равенство договаривающихся сторон, грекоговорящие евреи предпочитали употреблять для завета другое греческое слово «диатеке», которое означает одностороннюю передачу своего имущества, последнюю волю или завещание. Договор — это двухсторонний юридический акт. Он заключается лишь в том случае, если воля одного партнера совпадает с волей другого, и оба подписывают соглашение, закрепляемое законом. Библейский завет — это не такой договор, в котором партнеры, имеющие равный статус, достигают обоюдного согласия о защите и благословениях Неба в обмен на добродетельные дела, такие, как «жертвы, праздники, паломничества, посты и т.д.». Это односторонний акт, в котором Бог обещает людям простить их промахи, освятить их жизнь и сделать их Своими сынами и дочерьми. Еврейское слово «берит» было правильно переведено греческим термином «диатеке». Завещатель выражает свою волю и пишет завещание. Завещание действительно только после смерти завещателя. Наследники могут принять или отвергнуть завещание, но не в их силах изменить его условия.

С помощью завета Бог хотел искупить израильский народ и сделать его святым. Израиль должен был избегать всех видов идолопоклонства и безнравственных обычаев языческих народов. Бог подарил евреям новый образ жизни, новое видение мира и новую миссию. Израиль должен был открывать характер Бога, возвещать о Его любви к людям, проповедовать о Его плане спасения всех людей и предлагать им возможность изменить свою жизнь.

Бог освободил людей от греховной природы

Библия говорит о целом ряде взаимосвязанных заветов. Тем не менее завет был только один, но в некоторых случаях, описанных в Библии, он обновлялся.

Согласно библейской истории творения, Бог предложил человеку совершенный мир и заверил его, что будет поддерживать его Своим Провидением. Вместе с тем Он позволил людям использовать Им же дарованную изобретательность, чтобы приспособиться к условиям жизни в этом мире. Бытие сообщает нам также о трагической ситуации, в которой люди оказались после грехопадения. Бог изгнал первых людей из рая и указал им на последствия нарушения завета, заключенного с ними. Но Бог милостив и готов простить вину всех, кто признает свои промахи и готов измениться. Бог по-прежнему любил людей даже после их падения и ответил на их отвержение завета предложением милостиво вмешаться и освободить их от власти греха.

В Быт. 3:15 Бог объявляет, что положит вражду между змеем-сатаной и женщиной (человечеством), а также между потомками сатаны и потомками женщины. По милости Бога завет не был окончательно расторгнут, несмотря на непослушание людей. Теперь им надо было приносить в жертву животных. Кровь жертв вновь утвердила нарушенный ими завет. Приносимые в жертву животные символизировали Иисуса: Агнца Божьего, «Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29). Бог реализовал Свой план спасения, когда Его Сын умер и воскрес из мертвых. Смерть Иисуса уничтожила смерть, а Его воскрешение восстановило жизнь.

«Бог во Христе примирил с Собою мир» (2 Кор. 5:19, лат. «реконсилиаре»). Это «объективное примирение» («реконсилиацио»), которое Бог провозгласил и предложил всем людям через воскрешение Христа. По вере в искупление, совершенное Христом на кресте, «объективное» примирение становится «субъективным» примирением всякий раз, когда человек просит и получает прощение своих грехов и ошибок. Евангелие воистину является Словом примирения (см. 2 Кор. 5:19-20). Бог поручил всем христианам «служение примирения» или «возвещения». Они должны возвещать всему человечеству, что Христос выполнил условия завета на кресте, что посредством Своего служения на небе Он осуществляет это искупление и делает его действенным для всего человечества и что Он окончательно исполнит завет, когда придет опять и введет народ Божий в «новое небо и новую землю».

Светские люди часто отвергают религию потому, что ее доктрины окутаны ореолом таинственности и мистики. Вот почему важно излагать учение об искуплении, оправдании и освящении ясно и логично. «Грех» — это не «флюид», который нейтрализуется другим флюидом. В Библии нет никакой магии. Грех — это реальность в жизни каждого человека.

Евангелие — это Благая весть о том, что Бог уже исполнил Свое обещание. Мессия пришел, умер и предложил спасение всем людям. Проповедовать библейскую весть — значит объявлять, что Бог уже примирил людей с Собой через Христа. Сегодня библейская весть — это приглашение ко всем людям вступить в союз с Богом и установить с Ним личные взаимоотношения посредством крещения, стать сынами и дочерьми Бога и присоединиться к Его народу.

Важно также разъяснять, что Бог не посягает на человеческую свободу, напротив, Он помогает людям преодолеть их наследственные, порочные наклонности и вернуть утраченную свободу Человек считает себя свободным, когда может самостоятельно принимать решения: от чего-то отказываться или избирать какой-то путь как наилучший. Свободная воля — это способность принимать решение на основании знаний, чувств и возможностей. Однако у всех людей есть наследственные и приобретенные наклонности, ограничивающие их свободу. Павел сказал: «А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7:17). Он знал, что не свободен, потому что порочные наследственные и приобретенные наклонности (которые он называл грехом) вынуждали его принимать нежелательные для него решения. Даже понимая, что есть добро, и желая поступать по правде, апостол не мог этого сделать, потому что порочные наклонности его характера оказывались сильнее желания творить добро.

Павел продолжал: «Благодарю Бога… Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим. 7:25; 8:2). Иисус освобождает людей (по-настоящему освобождает). Как? Иисус, живший непорочно (см. Ин. 8:46; Евр. 9:14)- это уникальный образец воистину свободного, совершенного человека. Каждый человек, желающий изменить свою сущность, должен развивать у себя те же черты характера, которые присущи этому совершенному образу человека. Он должен «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях» (Еф. 4:22) и «облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:24).

Павел в этом тексте предлагает нам динамичный путь развития личности и характера. Личность человека все время развивается и меняется. Люди могут избрать для своего развития одно из двух направлений: «по плоти» или «по духу» (Рим. 8:5). В Гал. 5:13 Павел объясняет, что Христос призывает людей к свободе, а в Гал. 3:16-26 он показывает разницу между живущими по Духу и теми, кто живет по греховной плоти. Таким образом, есть два вида людей: плотский человек (см. 1 Кор. 3:3) и духовный человек (см. 1 Кор. 2:15). Идеальный человек по Библии — это тот, который развивает все свои силы и способности (физические, психические и духовные). Аскетизм основывается на греческом антропологическом дуализме (тело материально, а душа духовна). Аскетическая жизнь требует постоянно наказывать тело, чтобы освободить душу от его рабских уз. Библия, напротив, учит, что гармоничное развитие личности возможно лишь тогда, когда развиваются все способности, потому что только в этом случае человек развивается всесторонне. Только взаимоотношения с Богом могут помочь человеку победить свои порочные наклонности и развиваться, как свободная личность. Совершенно понятно, что если порочные наклонности передаются генетически (см. Рим. 5:12), то «рождение свыше» — это действие Святого Духа, которое подтверждается проявлениями Духа (см. Ин. 3:6-8). Интересно отметить следующее: научные открытия подтверждают тот факт, что человек в состоянии изменить свою индивидуальность

Выводы

Светские люди могут чувствовать вину, но они не ищут прощения в Боге, так как имеют искаженные представления о Нем. Вот почему необходимо разъяснять им понятие завета. Светским людям нужна четкая ориентация и образец, поэтому вестники должны говорить им об Иисусе как о совершенном образце. Надо сделать все необходимое, дабы у них не сложилось впечатления, будто в искуплении есть что-то магическое. Грех — это реальность в жизни людей, а не магический флюид, оскверняющий людей. Бог преобразует человека. производя в нем жизнь Иисуса.

Его приглашение — это не мечта и не проекция людских желаний, но настойчивый, яркий и реальный призыв любящего Бога, Который хочет освободить человека. Бог хочет вступить с людьми в общение, которое предполагает изменение их жизни. Они должны обновиться и получить новое мировоззрение и миссию. Библейский Бог берет на Себя инициативу, призывает людей, помогает им осознать их рабское положение и освобождает их.

Однако свобода, предлагаемая Богом, это не освобождение от чего-то, но свобода для исполнения чего-то. Богу не нужны индивидуалисты, желающие освободиться от чувства долга по отношению к другим людям. Ему нужны свободные люди, которые продолжают развиваться в живом обществе свободных людей и используют свою свободу, чтобы помочь освободиться другим.

Церковь как народ Божий

Вступление

Во Христе люди рождаются свыше и становятся детьми Божьими и членами Его братства (см. 2 Петр. 2:9,10). Приверженность вести Христа должна быть свободным выбором веры. Человек становится христианином, когда всей своей жизнью принимает Христа. Светские люди заинтересованы стать членами братства, в котором все любят и уважают друг друга и могут помочь им найти решение их семейных и личных проблем. Вот почему очень важно подготовить Церковь к тому, чтобы она радушно принимала светских людей.

Церковь как народ Божий

В Новом Завете слово «экклесиа» может обозначать общественное собрание (см. Деян. 19:32, 39, 41) или собрание израильтян (см. Деян. 7:38; Евр. 2:12). Обычно оно обозначает христианскую Церковь: как поместную (см. Деян. 15:41), так и вселенскую (см. Деян. 20:28).

«В Библии… слово «церковь» употреблялось в самых разных значениях… Однако есть веские основания уделить особое внимание одному из значений: Церковь как народ Божий (см. 1 Петр. 2:9; Тит. 2:14). Одна из причин такого решения состоит в том, что этим термином чаще всего обозначается Израиль в Ветхом Завете и Церковь в Новом Завете. Данный термин более других используется для того, чтобы охарактеризовать самую суть и природу Церкви»29.

Кто во Христе становятся детьми Бога, те принадлежат к народу Божьему. Христос — глава Церкви, и «Он же Спаситель тела» (Еф. 5:23). Будучи сынами Божьими, христиане должны любить Бога и ближних (см. Гал. 3:26-29). Христианство призывает все народы стать народом Божьим, в котором расовые, культурные, социальные и половые различия не могут быть основанием для каких-то привилегий или дискриминации. Братские отношения — это главная особенность любой христианской организации. Если этого нет, то повреждается сама сущность христианства. Любовь — это естественное следствие братских отношений как нормы жизни христианина. Любовь должна быть путеводной звездой во всех взаимоотношениях как внутри общины верующих людей, так и за ее пределами. Христианская община должна быть домом с открытыми дверями, в котором любовь, дружба и уважение являются отличительным признаком взаимоотношений между людьми. Такое общество светские люди по достоинству оценят и с радостью примкнут к нему.

Служение

В средние века Церковь делила людей на два класса: миряне и духовенство. Однако в Библии нет термина «лайкос». В эллинской культуре «лайкос» — это простой, малокультурный человек, безропотно подчиняющийся власти правящего, культурного класса. В Библии нет двух классов людей, святых и непосвященных. Все дети Божьи святы и призваны быть священниками для остального мира. Все христиане — «царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Петр. 2:9). Дети Божьи выполняют свои священнические обязанности как «посланники Христовы». Поручение Спасителя’ «Идите и научите все народы» относится ко всем верующим во Христа

Важно, чтобы церковь, в которую приходят светские люди, не была замкнутым обществом, но принимала деятельное участие в жизни окружающего общества. Христиане должны помогать друг другу и любить друг друга. Церковь, в которой присутствует дух истинного братства, где все любят друг друга, безусловно, является сильным магнитом, притягивающим к себе светских людей.

По мнению светских людей, организованная, официальная религия уничтожает свободу личности и догматически навязывает людям свое вероучение, не считаясь с их разумом. Свобода — это одно из главных качеств истинной Церкви, чрезвычайно важное для ее роста. Ни один человек не сможет расти, если не дать ему возможности самостоятельно развиваться. Учреждение, угнетающее свободу, наносит урон подлинному достоинству человеческой личности.

Иисус не был аскетом. Он принадлежал к народу, который боролся за выживание и побеждал в этой борьбе благодаря своему труду. Вот почему Он часто говорит на языке рабочих и бедняков, используя понятные им образы. Иисус поддерживал тесные взаимоотношения со всеми обездоленными и изгоями общества: бедными, слепыми, прокаженными. А также с теми, кто имел неважную репутацию или кем традиционно пренебрегали в обществе того времени. К таковым относились мытари и пришельцы (или иностранцы).

Христос пришел установить Царство Божье (см. Лк. 4:16- 21). Освобождение от малодушия и гнета является знамением, сопровождающим проповедь о Царстве Божьем. Это требование справедливости эпохи Мессии, и его нельзя растворять в чисто духовном измерении, если мы хотим сохранить глубокий реализм, характерный для Священного Писания, а также для образа мыслей и действий Иисуса Христа. Иисус отождествляет Себя с нуждающимися людьми (см. Мф. 25:34-46). Христианское общество должно быть открыто для бедных, калек, хромых и слепых (см. Лк. 14:12-14). Оно должно быть «койнонией» (обществом, братством), каждый член которого принимает участие «в нуждах святых» (Рим. 12:13).

Светские люди обращают внимание на то, как христианская община претворяет в жизнь проповедуемую весть. Любое противоречие между возвещаемой вестью и жизнью библейских вестников мешает светским людям поверить в правдивость вести и принять ее. Светские люди нуждаются в истинном и ясном откровении о Боге и Христе в жизни библейских вестников. Христианская община должна выполнять три обязанности: проповедовать и нести библейскую весть (см. Тит. 1:3), осуществлять братское общение (см. Деян. 2:42) и совершать служение (см. 1 Кор. 16:15).

Библейская весть для человека

Библейский завет примиряет творение с Богом и затрагивает все стороны человеческой природы: физическую, психическую, социальную и духовную. Западные люди привыкли отделять физические аспекты человеческой природы от духовных. Но в Библии человек рассматривается как единое целое. В Библии нет никакого дуализма или противопоставления души и тела. Человек создан как целостное существо. С точки зрения апостола Павла, дух, душа и тело являются составляющими всего человека (см. 1 Фес. 5:23). Излагая библейскую весть, необходимо учитывать все аспекты человеческой природы: физический, психологический, социальный и духовный. Человек может спастись только как целостная личность.

Служа людям, Иисус учил, проповедовал и исцелял их (см. Мф. 4:23). Христианским вестникам надо учитывать в своем служении все аспекты человеческой природы. Они должны помочь светским людям полностью восстановиться. Полезно применять метод всеобъемлющей реформы здоровья, который нравится светским людям.

В области физического здоровья можно использовать самые разные подходы: пятидневные планы (чтобы помочь желающим бросить курить), проведение занятий по оздоровлению, снятию стресса, правильному питанию, лечение травами и т.д. Светские люди «ориентированы на жизнь»; они заинтересованы в земной жизни. Обычно они заинтересованы в решении своих семейных и социальных проблем. Человек был сотворен как социальное существо. В израильском народе каждый человек дорожил семьей и обществом.

Адам и Ева были сотворены совершенными людьми. Они имели цель в жизни и чувство собственного достоинства. В Книге Бытие описывается первая идиллическая встреча Адама и Евы (см. Быт. 2:23). Это была первая песнь любви. Бог благословил первую свадьбу (см. Быт. 2:24). Впоследствии грех нарушил взаимоотношения наших прародителей. Ими овладели порочные страсти и эгоизм. В Своих милостивых предупреждениях Бог указывает на скорби, которые постигнут грешное человечество. Мужчина будет господствовать над женщиной. Женщина станет, чаще всего, средством получения удовольствия, и с нею как с личностью не будут считаться. Такое положение является не Божьей волей, а следствием греха. Бог только лишь описал новое положение, вызванное грехом, который и сегодня является причиной разделения и отчуждения. В нашем обществе многие дома и семьи разделены. Миссия христианской Церкви — восстановить в семьях атмосферу доверия и любви. Важно проводить специальные семинары по семейным проблемам.

Некоторые практические рекомендации

1. Неформальные встречи. Многие светские люди не хотят иметь ничего общего с организованной религией, но заинтересованы в том, чтобы выслушивать и исследовать проблемы, связанные с верой в Бога. Иногда диалог можно начать на неформальных встречах.

2. Неосознанная духовность. Миссия христианской Церкви в светском обществе — помочь людям понять свою неосознанную духовность, признать присутствие Бога в своей жизни и установить с Ним постоянные, личные взаимоотношения.

3. Светские молодые люди продолжают верить в Бога. Многие из них, несмотря на видимое отвержение религиозных организаций, продолжают верить в Бога. Они читают книги о восточных религиях, пытаются постичь искусство трансцендентной медитации и поют песни протеста. Их можно привлечь к участию в некоторых общественных мероприятиях, особенно если там обсуждаются проблемы нашего общества.

4. Не излагайте библейскую весть авторитарно. Светские люди не принимают авторитарных проповедей. Наиболее полезным методом является диалог. Он должен быть искренним и честным, хорошо, когда в нем участвуют все присутствующие.

5. Философская идея Бога. Когда о Боге говорят философски абстрактно, тогда создается впечатление, будто Он равнодушен к нашему миру и мало интересуется жизнью людей. Это бог, подходящий для окончания спора, но не Бог, известный по личному опыту веры. Важно, чтобы человек лично познал Бога и установил с Ним прямые взаимоотношения.

6. Светским людям не нравится давление. Они не любят, когда их заставляют расписываться в книге гостей или когда у них спрашивают личные данные и адрес. Им не нравится, когда их просят встать во время собраний, они не одобряют любую разновидность религиозного или психологического давления. Когда членам церкви удается установить с ними дружеские отношения, они предпочитают встречаться в небольших группах или вдвоем с кем-нибудь. Им нравятся такие вестники, которые выделяют часть времени, чтобы выслушать их опасения и тревоги.

7. Типичное богослужение непривлекательно для светских людей. Многие проповеди кажутся светским людям бабушкиными сказками, не связанными с реальностью нашего времени. Зачастую проповеди в самом деле бывают поверхностными или абстрактными. Часто, когда проповедь заканчивается и люди выходят из церкви, в их разуме и сердце ничего не остается. Нередко тема проповеди отличается от темы песнопений и специального музыкального служения. Цель песен и музыкального служения — излагать весть. Тем не менее многие песни не передают весть и кажутся скорее данью культуре, чем частью богослужения.

8. Субботняя школа. Важно, чтобы субботняя школа была более привлекательной. Часто собрания субботней школы превращаются в рутину. Необходимо изменить последовательность разных частей урока субботней школы и постараться ввести какие-то новые элементы. Когда проповедники излагают миссионерские нужды разных частей мира, это хороший повод рассказать последние статистические данные, раскрыть политическое, экономическое», культурное и религиозное положение в данной стране и некоторые ее проблемы. Зачастую уроки излагаются поверхностно. Необходимо ясно, глубоко и конкретно проводить их и избегать неточных, расплывчатых и туманных проповедей. Перед тем, как проводить урок субботней школы со светскими людьми, следует тщательно взвесить его содержание, особенно если светский человек впервые принимает участие в этих занятиях. Специалисты должны подготовить учителей классов компетентно и интересно вести занятие в субботней школе. Не спрашивайте учеников, выучили они урок или нет. Светским людям не нравится, когда на них давят. Если тема урока разбирается компетентно и если она связана с насущными проблемами человеческой жизни, каждый человек с удовольствием будет участвовать в занятиях.

9. Вестники. Не так-то легко найти людей, умеющих излагать библейскую весть светским людям. Поиск и приглашение вестников требует наблюдательности и знания их видимых и скрытых возможностей. Очень важно, чтобы вестники имели прочные взаимоотношения с Богом. Они должны суметь поставить себя на место светских людей, сблизиться с ними, понять их проблемы и увидеть мир их глазами. Им необходимо пройти серьезную подготовку, чтобы понимать процесс секуляризации и причины, вызывающие светскость. Им надо хорошо знать Библию, потому что светские люди задают очень трудные вопросы и хотят получать на них прямые, удовлетворительные ответы. Они должны знать, как излагать весть светским людям. Инструкторам вестников надо иметь хорошую теологическую, философскую и научную подготовку, чтобы справиться со своей задачей.

Лучше выбирать в качестве вестников не пасторов, а профессионалов из разных областей знаний. Профессионалы могут лучше понять мышление других профессионалов. Обычно светские люди непринужденнее задают вопросы другим профессионалам и не имеют против них тех предубеждений, которые иногда у них возникают в отношении священнослужителей.

Выводы

Целью данного исследования было: 1) описать возникнение и развитие процесса секуляризации; 2) нарисовать обобщенный портрет светского человека; 3) исследовать возможные методы проповеди библейской вести светским людям и 4) разработать стратегию, которая поможет библейским вестникам работать с этой группой людей.

Мы рассмотрели все аспекты данной темы в двух частях, на которые разделено данное пособие. В первой части мы видели, как философские, богословские и научные тенденции способствовали возникновению и развитию процесса секуляризации. В исторической части данного исследования было ясно показано, насколько сильное влияние на западную культуру оказала светская философия. Светские люди — это естественный продукт процесса секуляризации и западного образования.

Секуляризация — это процесс, вследствие которого наше общество все решительнее отмежевывается от религии. Портрет светских людей помогает лучше понять их менталитет. Бог хочет, чтобы все люди слушали библейскую весть и понимали ее. Однако очень трудно найти доступ к светским людям, потому что они опутаны многочисленными предрассудками в отношении любой разновидности религии.

Во второй части мы выяснили, что весть должна быть кон-текстуализирована, то есть ее надо излагать на понятном светским людям языке и в понятном для них контексте. Кроме того, необходимо избегать двух опасностей: слияния библейской вести с западной культурой и поверхностного или абстрактного изложения Евангелия. Весть должна быть понятной и актуальной.

Мы также рассмотрели три главных составляющих библейской вести: Бог Яхве, живой Бог, сотворивший Вселенную и вдохновлявший библейских писателей; завет, с помощью которого Бог делает людей Своими сынами и дочерьми, и Церковь как народ Божий. Все перечисленные аспекты надо проповедовать разумно и увлекательно.

Вестников необходимо тщательно подбирать и готовить. Они должны глубоко понимать библейскую весть и умело преподносить ее. Им надо принимать во внимание всего человека. Церкви необходимо приготовиться к тому, чтобы радушно принимать у себя светских людей.

Библейскую весть следует проповедовать всем людям во всех местах. В это число входят также и светские люди. Бог убирает культурные барьеры, некогда мешавшие проповеди Евангелия спасения. Мы должны воспользоваться новой ситуацией и проповедовать весть громко и безбоязненно. Это нелегкая задача. Мы надеемся, что данное исследование внесет свой вклад в ее выполнение. И, наконец, нам необходимо помнить, что это поручение будет выполнено «не воинством и не силою, но Духом Моим», говорит Господь Вседержитель (Зах. 4:6).