4. Разные группы православных верующих и общение с ними

1. Пассивное большинство. К этой группе принадлежит большинство прихожан православных храмов. Как правило, они редко посещают церковь, только в главные праздники. Они считают себя православными, потому что «как все». Они не грамотны в вере и не понимают смысла большинства обрядов, которые они совершают. О спасении обычно не задумываются, к религии относятся как к национальному и традиционному атрибуту.

При общении с ними надо начинать с объяснения смысла того, что они совершают. Например, если они идут в храм на Пасху, то расскажите им об истинном смысле этого праздника для каждого христианина. Если они наряжают березу на Троицу (праздник, празднуемый в православии на пятидесятый день после Пасхи, назначенный в честь сошествия третьей Личности Божества на апостолов), то объясните им, что значит для христианина присутствие Святого Духа в его жизни. Поступая так, вы не отдалите верующего от православия, но вы приблизите его к Слову Божьему и привьете ему привычку не просто совершать обряд, а искать истинный смысл того, что он делает. Благодаря этому вера такого человека станет осмысленной, и он привыкнет прибегать к Писанию для разрешения своих вопросов. И это подготовит хорошую почву для того, чтобы заниматься с ним разбором библейских уроков и исследованием Библии.

2. Агрессивные верующие. Этих людей не много в церкви, но они очень активны. Они считают православие обязательным для всех русских. Всех представителей иных вероисповеданий, особенно христианских, они считают врагами. Эта группа склонна к антисемитизму и агрессивным действиям. Ее представители обладают сектантской замкнутостью, одержимы ксенофобией, и для них самое главное слово не «христианин», а «православный». Они в то же время смутно представляют себе основы православной веры, и их энергия направлена не на верность православию в своей жизни, а на ненависть ко всем неправославным.

Из-за их агрессивности общаться с ними чрезвычайно трудно. Им необходимо объяснить, что по православному учению адвентисты и прочие протестанты не являются иноверцами, а считаются инославными христианами, то есть христиане, но не православные. Если объяснить этого не удастся, то дальнейшее общение с ними практически невозможно. В разговоре с ними важно особо уважительно относиться к их вере и постараться указать им, что если они считают себя христианами, то должны стараться брать пример со Христа в своих манерах и поступках. Если они прислушаются к этому, то проводите с ними дальнейшие встречи, используя метод, предложенный для первой группы.

3. Искренне верующие христиане. Эту группу только и можно назвать настоящими православными христианами. Предыдущие группы называют себя православными, но всей своей жизнью и взглядами они противоречат православию. Третья же группа — это люди, верующие не по традиции и не по национальному признаку, а верующие по убеждению. Они настоящие христиане. Они любят Бога, и их духовная жизнь не заканчивается за порогом церкви, а проникает во все сферы их жизни. Они понимают, во что они верят и почему они верят именно в это. К этой группе принадлежит православная интеллигенция. Они легко и свободно общаются с представителями иных конфессий и уважительно относятся к чужой позиции.

Общаться с ними одновременно легко и сложно. Легко потому, что нет агрессии и они многое понимают. Сложно потому, что они отстаивают свою веру и ожидают от своих собеседников хорошей подготовленности к дискуссии. Они неплохо знают Священное Писание и вероучение православной Церкви. С ними надо завязать дружбу и влиять на них личным примером исповедания истины. Именно с этой группой возможно совместно молиться и изучать какие-либо темы из Библии, ибо они часто расположены и открыты для контакта. Общаясь с этой группой людей, надо быть готовым к тому, что они предложат вам прочитать что-либо из их литературы и совместно обсудить прочитанное.

Конечно, не все православные христиане вписываются в эти три группы. Это обобщение. Но основные принципы диалога, предложенные для этих групп, в той ли иной степени актуальны для всех людей. Важно всегда помнить о необходимости особых молитв о влиянии Духа Святого на наше сердце, чтобы, приходя к человеку, мы могли бы вести себя так, как повел бы себя Христос в данной ситуации. Особое значение здесь имеет терпение, стремление понять собеседника и отсутствие погони за быстрым результатом. Помните, что вы должны принести человеку не «что-то», а «Кого-то». И если в нашем лице в жизнь человека входит Христос, то будьте уверены, Он способен будет выполнить через вас ту работу, ради которой Он пришел в этот мир.