5. Общие принципы общения с православными христианами

* Относиться к ним, как к братьям, с любовью и уважением. Уделять больше внимания тому, что у нас общего, а не спорить об отличиях.

* Быть внимательными слушателями и уважать их веру. Быть открытым для изучения и понимания православия. Не пытаться разрушить их религиозные представления, но привнести в них ту истину, которой им не хватает.

* В общении с ними не фокусировать внимание на доктринах, а более говорить о роли Христа в жизни каждого христианина.

* Не стремиться сразу же привести православного христианина в Церковь христиан адвентистов, а попытаться помочь ему жить со Христом каждый день его жизни. При разговоре о тех учениях, которые противоречат Библии, не просто ссылаться на тексты, а больше сосредотачиваться на словах Христа. Пример Христа более действенен, чем сухое цитирование текста.

Заключение

Мы живем в стране, где православие является господствующей конфессией. Многие из нас хотя бы раз беседовали с православными верующими о Боге. Наверное, каждый из нас может легко объяснить, чем отличается православное учение от учения христиан адвентистов. Но мы часто забываем, что у нас с православными довольно много общего. Однажды один мой знакомый православный священник, более подробно узнав об адвентистской Церкви, заметил: «А у нас, православных, с вами больше общего, чем отличного». Мы часто говорим об ошибках православия и забываем, что они наши братья и во многом наша вера совпадает. В чем же заключается это совпадение? Прежде всего в основах христианской веры.

В православии есть краткое изложение основ вероучения -Символ Веры. Каждый взрослый человек должен исповедать этот Символ для того, чтобы принять крещение в православной Церкви. Он состоит из 12 членов (частей). Вот как он звучит:

1. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, и всего видимого и невидимого91.

2. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, от Отца рожденного прежде всякого времени. Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, через Которого все произошло.

3. Нас ради человеков и нашего ради спасения пришедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося.

4. Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего и погребенного.

5. И воскресшего в третий день по Писанию

6. И восшедшего на небеса, и воссевшего одесную Отца.

7. Который опять придет во славе судить живых и мертвых, Его же царству не будет конца.

8. и в Духа Святого, Господа, животворящего, Который от Отца исходит. Которому поклоняемся и Которого славим вместе с Отцом и Сыном, Который говорил через пророков.

9. Во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую единое крещение во оставление грехов.

11. Жду воскрешения мертвых.

12. И жизнь будущего века. Аминь.

Когда мы читаем этот Символ Веры, то нас может удивить то, что мы верим практически во все, что в нем изложено. В нем находятся основы христианского учения, принимаемого большинством конфессий. У нас много точек соприкосновения с православием, и это должно нам помогать в общении с ними.

Но здесь важно заметить, что с точки зрения учения у нас действительно есть достаточно много общего, но с точки зрения практики православие сильно отлично от нашей Церкви. Многие люди в православии не знают подробно учения своей Церкви, они ориентируются на внешние атрибуты служения: иконы, храмы, праздники, богослужения. По этой причине они смотрят на адвентистов как на абсолютно чуждую для них Церковь, ибо не видят внешних сходств.

В православии переплелись и христианские, и языческие компоненты на общей почве предания. Мы часто забываем о христианстве в православии, акцентируя внимание лишь на заблуждениях, привнесенных в него из нехристианской среды. Поступая так, мы, возможно, обкрадываем себя. В православной Церкви находится большое количество трудов и авторов, знание которых обогатило бы нашу духовную жизнь. На протяжении двух десятков веков на земле жило множество верных Богу людей, многие из которых оставили после себя свои труды. Они писали о молитве, покаянии, смирении о других важных для христиан духовных истинах. Многие из этих людей принадлежали православию. Вычеркивать из своей жизни этот опыт, принадлежащий всему христианству, было бы большой ошибкой. Христиане жили с Богом и боролись с грехом на протяжении всего времени истории христианской общины, а не начали это делать со времени Реформации или с появления адвентистского движения. Поэтому игнорирование их опыта может привести нас к повторению ошибок, которые в истории христианства давно уже пройдены. Это должно побуждать нас с вниманием относиться к православным авторам, которые писали о темах, актуальных для всех христиан, независимо от их исповеданий. Например, в наших книжных лавках продаются произведения таких авторов, как Клайв С.Льюис, Мартин Лютер, Жан Кальвин и др., которые не принадлежали к Церкви христиан адвентистов, и в их трудах, согласно нашему учению, есть достаточно заблуждений. Мы относимся к ним с уважением, потому что они писали о том, что близко и актуально каждому христианину на земле. Но такие же авторы есть и в православной среде, и их работы порою даже более глубоки и написаны на живом русском языке, что немаловажно. Например, книги нашего современника митрополита Антония Сурожского, в которых имеется много духовных рассуждений, полезных для каждого христианина, сталкивающегося с проблемами в своем духовном пути. Христианству не свойственна сектантская замкнутость. Оно видит и выбирает в этом мире все то, что принадлежит Богу и вдохновлено им. «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак. 1:17). Поэтому наша вера не мешает нам восхищаться прекрасными стихами, вдохновенной музыкой и наслаждаться шедеврами живописи. Она так же не мешает нам читать Достоевского, Толстого и Лескова, несмотря на то, что они не были членами нашей Церкви. Нам надо научиться быть открытыми по отношению к людям и к их вере. Апостол Павел прекрасно понимал эту истину «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев, для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона… Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:20, 22).

Таким образом, в православной Церкви есть достаточно того, что объединяет нас как христиан. Конечно, в ней Христос порою скрыт от людей за стенами иконостасов и обрядов, смысл которых понимают немногие. Но вместе с тем в ней достаточно христиан, для которых вера в Бога — это не торжественная декорация, а глубокий внутренний опыт. Православные христиане являются нашими братьями, и наше общее Отцовство может помочь нам стать друзьями и сонаследниками спасения.

Сноски и примечания

1 Encyclopedia Britannica (CD- ROM Version 1997)

2 Христианство Энциклопедический словарь, т 2, с 379. М , 1995

3 Символ веры — краткое, состоящее из простых предложений, изложение основных догматов веры

4 Гетеродоксия (греч) — инославие

5 Полный православный богословский энциклопедический словарь, т 2, с 1872 М , 1992

6 Официальное название восточной Церкви — «Православная кафолическая Церковь», от слова кафоликос (греч ) всеобщий, вселенский Впервые это слово по отношению к Церкви употребил Игнатий Богоносец (ум В 117 Г) «Где является епископ, там да будет народ, а где Иисус Христос, там кафолическая Церковь» (К Смирнянам 8 2) (прим. авт.)

7 Аутокефалос (греч ) — самостоятельный

8 Как правило, это те предписания, которые вдохновлены не идеалами Ветхого Завета, а национальной гордостью иудеев и преданиями их старцев Это хорошо иллюстрирует ситуация, в которую попал Петр (см Деян 10), когда в видении Бог ему открыл, чтобы он не почитал никого нечистым Тем самым Бог не открыл ему новую истину, ибо и в Ветхом Завете Бог желал, чтобы Израиль нес свет истины язычникам (см Деян 13 47) Но этим видением Бог стремился избавить Петра лишь от его иудейских предрассудков и брезгливости по отношению к неевреям

9 К мужам апостольским обычно относят Варнаву, Климента Римского, Игнатия Антиохийского (Богоносца), Поликарпа Смирнского, Пастыря Ерму и

Папия Иеропольского (прим авт) 10 «Раннехристианские отцы Церкви», с 31 Брюссель 1978

11 Архиепископ Илларион (Троицкий) Очерки из истории догмата о Церкви, с 66 М , 1997

12 Там же, с 89

13 Ириней Лионский «Творения», с 377 Спб , 1900

14 Там же, с 380

15 «Очерки из истории догмата о Церкви», с 77

16 Например, апостол Павел доказывает оправдание по вере именно на основании Ветхого Завета (см Рим 4), тем самым показывая, что это учение не ново, а с самого начала было открыто человеку, но впоследствии было искажено (прим авт)

17 Аппология (греч ) — заступничество, оправдание

18 Раннехристианские отцы Церкви, с 255

19 Протоиерей Валентин Асмус «История Церкви» Курс лекций, с 22, Свято-Тихоновский богословский институт, М , 1998

20 Поснов М Э История христианской Церкви, с 170 Брюссель, 1994

21 Там же, с 171

22 Тертуллиан Апология, гл 50

23 Эрл Е Керне Дорогами христианства, с 72 М , «Протестант», 1992

24 Евсевий Церковная история, кн 8, с 316 М 1993

25 Евсевий епископ Кесарийский (ок 260 — 340) — историк эпохи Константина, обожал императора и называл его тринадцатым апостолом

26 Поснов М Э История христианской Церкви, с 252

27 Болотов В В Лекции по истории древней Церкви, т 3, с 9, СПб. 1907

28 Поснов М Э История христианской Церкви, с 253

29 Евсевий Церковная история, кн 10, с 358

30 Оглашенные — это те, кто готовится ко крещению и подвергается «оглашению», т.е. обучению истинам христианской веры

31 Протоиерей Валентин Асмус «История Церкви» Курс лекций, с 19

32 Там же, с 28

33 Например учение о Триединстве Божества, учение о Божественной и человеческой природе Христа и т.д.

34 Там же, с 80

35 Знаменский П. В. История русской Церкви, с. 21. Крутицкое Патриаршее подворье. М., 1996.

36 Важно отметить тот факт, что при крещении на Русь пришло греческое духовенство, которое часто не знало русского языка. Христианство долго еще оставалось инородной верой, ибо русская церковь руководилась из-за границы Константинопольским патриархом, а внутри руководилась греческими митрополитами. Вплоть до 1441 года, в течение пяти веков церковь на Руси была руководима иностранцами, а собственного русского патриарха получила лишь в 1589 году.

37 Это хорошо видно на празднике Купалье, посвящено летнему солнцестоянию. В соответствующий день праздновался закат лета, сжигали куклу бога солнца — Ярило, указывая тем самым на то, что лето пошло на убыль. Праздник был наполнен народным весельем: жгли костры, прыгали через них, блудили, купались в реках. Праздник во, многом ассоциировался с водой и купанием, поэтому и назывался Купалье. Когда же христианство пришло на Русь, стали думать, как бы изменить этот языческий обычай, но при этом безболезненно для язычника. Стали искать, какой святой имеет отношение к воде? Иоанн Креститель. И таким образом языческий праздник в честь бога Ярилы превратился в день Ивана Купалы, даже в своем названии соединив язычество и христианство. Таких примеров было множество.

38 Знаменский П. В. История Русской Церкви, с. 114.

39 Там же, с. 37.

40 Там же, с. 21.

41 Там же, с. 62.

42 Там же, с. 56.

43 Там же, с. 57.

34 Патриаршество существовало на Руси лишь век с небольшим (1589-1700 г.), и возобновилось лишь после вооруженного переворота 1917 года.

45 Хорошо известна история митрополита Филиппа, жившего во время Ивана Грозного. Он не мог смотреть на беззакония царя и его опричников и постоянно обличал их. Царь пытался заставить его замолчать, но он был непреклонен. Тогда Грозный сослал его в тверской Отрочь монастырь. Когда царь проезжал мимо Твери, он послал к Филиппу Малюту Скуратова попросить у митрополита благословения, но тот отказался. Тогда Малюта задушил Филиппа. Поставленные после него митрополиты Кирилл и Антоний уже не открывали рта против царя.

46 Творения Стефана Яворского. М., 1999, с. 21.

47 Самарин Ю.Ф. Избранные произведения, М., 1996, с. 229.

48 «Христианство». Энциклопедический словарь, т. 2, с. 380.

49 Цитируется по книге «Полный православный богословский энциклопедический словарь»,т. 2, с.1890.

50 Пространный Катехизис митрополита Филарета, с 56.

51 Розанов В.В. Около церковных стен. М., 1995, с. 439.

52 Апокриф (греч. тайный, сокровенный, подложный) — книги, чье происхождение и авторство неизвестно. Их нельзя использовать ни для богослужений, ни в качестве авторитетных и истинных. 53 Цитируется по книге: Розанов В.В. Около церковных стен. М., 1995, с. 270.

54 Там же, с.271

55 Богословский вестник, 1901, с. 396

56 По мнению большинства православных богословов «душа» и «дух» — это синонимы.

57 Православный противосектантский катехизис. М., 1998, с. 314.

58 По православному учению есть два вида суда: 1. Частный суд — это решение будущей участи конкретного человека. Он происходит после смерти человека. 2. Всеобщий (или окончательный) суд — это окончательное вынесение и исполнение приговора над дьяволом, его слугами и всеми грешниками Он происходит в момент Второго пришествия Христа.

59 «Мытарями» называли во времена Римской империи людей, собирающих царские подати. Иногда они становились в воротах, чтобы не пропустить без уплаты ни одного человека. В православии это слово применяется по отношению к бесам, которые подстерегают душу на пути ее восхождения к Богу, чтобы обличить ее во грехах или оклеветать и утащить в ад. Поэтому посмертные испытания называются «мытарствами».

60 Существует мнение, что до третьего дня душа находится на земле около тела, или в доме усопшего, или посещает любимые места, затем с 4-го по 9-й день ангелы показывают ей рай, а с 10-го по 40 и демонстрируют ад, после 40-го дня решается судьба этой души. (Макарий Александрийский). Есть и иные толкования. Сергий Булгаков, например, говорит, что день «третий — в воспоминание воскресшего в этот день Спасителя, девятый — по благочестивому желанию Церкви, чтобы дух усопшего был причислен к девяти чинам ангельским и сороковой — по ветхозаветному примеру оплакивания Моисея израильтянами в продолжение сорока дней и по сближению этого дня с днем вознесением Господня». (С.В. Булгаков. Православие. Москва. 1994, с. 235). А полный православный богословский энциклопедический словарь дает следующее толкование: «Древние русские синодики и Никифор Каллист объясняют такое назначение этих дней тем, что в 3-й день лицо умершего изменяет свой вид, в 9-й день все здание тела разрушается, кроме сердца, а на сороковой день разлагается и сердце». (Указ. изд., т .2, с. 1842).

61 Четьи Минеи. 26 марта. Житие преп. Василия Нового.

62 Послание восточных патриархов о православной вере, чл. 18.

63 Олег Давыденков. Догматическое богословие. М., 1997, часть 3, с. 266.

64 Епископ Игнатий Брянчанинов. Цитата по книге Иеромонаха Серафима Роуза, «Душа после смерти». Кн. I. М., 1991, с. 48. 65 Митр. Филарет, Пространный христианский катехизис, с. 74 66 Кирилл Иерусалимский, Огласительные поучения, гл. 18, 19 67 Хотя учение о воскресении было намеками выражено и ранее ( Иов, Псалтирь), только в период пророков Бог начинает раскрывать учение о воскресении мертвых вместе с учением о всеобщем суде над грехом в масштабе всей земли (прим. авт.).

68 А также в неканонических книгах: Премудрости Соломона, Премудрости

Иисуса сына Сирахова, 1 -4 Маккавейские книги, Варух, Товит и пр. 69 Имеется в виду греческое слово: атанасиа — бессмертие.

70 Слово атанасиа встречается в Ветхом Завете 7 раз, но только в неканонической литературе, 2 раза в 4 Маккавейской и 5 раз в Премудрости Соломона.

71 Будущая загробная жизнь. Новосибирск, 1997, с. 18.

72 Великая Суббота — это последний день Великого Поста перед Пасхой.

73 Книга правил Святых Апостолов, Святых Соборов Вселенских и Поместных, и Святых Отцов. М., 1893, с. 23.

74 Диакон Андрей Кураев. Протестантам о православии. М., 1997, с. 198.

75 Диакон Андрей Кураев, Школьное богословие. М., 1999, с. 180.

76 Митрополит Филарет. Пространный христианский катехизис. Варшава, 1930, с.108.

77 Диакон Андрей Кураев. «Протестантам о православии», с. 206.

78 Смотри об этом более подробно в исторической части, главе «Период мужей апостольских».

79 In die dominica Paischae honulia. София Chnstianorum Series Latina 78, 550,1, 52.

80 «Кюриакэ хэмера» (греч.) — день Господень.

81 Диакон Андрей Кураев, «Протестантам о православии», с. 204.

82 «Бьем кадоши» (евр.) — во святой день Мой.

83 Диакон Андрей Кураев. Протестантам о православии, с. 83.

84 Книга Правил Вселенских и поместных соборов, с. 126.

85 Флоровский Г.В. Восточные отцы 5-8 веков. М., 1992. с. 247.

86 Поснов М.Э. История христианской Церкви. Брюссель, 1964, с. 491.

87 Флоровский Г.В., «Восточные отцы 5-8 веков», М., 1992, с.250

88 Ф.В.Карташев. Вселенские соборы. М., 1994 г., с. 461.

89 Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. М., 1994, с. 524-526.

90 Волкославский Р.Н. Сущность иконопочитания и библейская позиция в отношении религиозного искусства. (Из лекции, прочитанной в ЗДА).

91 Символ веры изложен не в том виде, как он читается в церкви. В этом варианте для удобства понимания читателя старые русские слова заменены современными.

003 В синодальном переводе Библии сказано: «Ибо возмездие за грех — смерть…». Однако буквальный перевод с греческого текста подразумевает такую формулировку: «Ибо возмездие греха — смерть ..». Возможен и такой перевод: «Грех смертью платит..». См. Новый Завет в современном русском переводе под редакцией М. П. Кулакова. Заокский 2000.