Римско-католическая церковь

Материал подготовлен для отдела субботней школы и личного служения Генеральной конференции адвентистов седьмого дня, Силь-вер Спринг, штат Мериленд, США.

Декабрь 1996 года Алауэла, Коста-Рика

Даниэл Скароун

1. Вступление

Римско-католическая церковь — самая крупная из всех христианских конфессий. Хотя она присутствует во всех уголках земного шара, ее часто обозначают словом «Римская», поскольку она зародилась в Риме и до сих пор придает большое значение всемирному служению Римского епископа, то есть папы.

А. История

История свидетельствует, что первые христиане создали сплоченное общество и считали себя членами уникального братства. Они называли себя святыми, избранными и Божьей Церковью.

Патристика (100 — 400 гг. по Р. X.)1

Исторический период, известный под названием патристика, а также выражение «патриотическая литература» имеют отношение к произведениям Отцов христианской Церкви (греческое слово «патристикос» означает «относящийся к отцам»). Отцы Церкви посвятили большую часть своих трудов христологичес-ким спорам и вопросу о Троице. В некоторых сочинениях отцов отражено философское и религиозное мышление эллинского и романского мира, откуда они черпали свои основные понятия и терминологию. Понятия, разработанные в ту эпоху, оказали серьезное влияние на религиозную мысль средних веков и сыграли важную роль в развитии современной западной философии. В то время вне христианской Церкви возник неоплатонизм — философская школа, процветавшая в Римской империи в III и IV вв. по Р. X. Впоследствии она оказала влияние на мышление членов католической Церкви2.

Разделение между Западом и Востоком возникло уже в первые века истории Церкви. Перемещение ее центра в Рим оторвало христианскую Церковь от иудейских корней и породило новую общность, попавшую под сильное влияние язычества и неоплатонизма. Этой тенденции способствовало несколько исторических факторов: 1) Разрушение Иерусалима в результате Второй иудейской войны (135 г. по Р. X.) положило конец лидирующей роли этого города в развитии христианской Церкви. 2) Усиление Римского епископа, ставшее итогом борьбы с гностиками. 3) Полное отсутствие в Антиохии видных и влиятельных руководителей и упадок Малой Асии, вследствие чего к 200 г. по Р. X. Рим стал самым влиятельным христианским центром3.

Примерно в 154 — 155 г. возник спор между Поликарпом, епископом Смирны, и Аницетом, епископом Рима, по вопросу соблюдения Пасхи. В то время в Малой Асии был распространен более древний обычай: устраивать бдение в Пасху, после чего совершалась Вечеря Господня. Как и иудеи, христиане Малой Асии, праздновали Пасху 14-го дня месяца Нисана, независимо от того, на какой день недели она выпадала. По римскому обычаю, который был распространен и в некоторых странах Востока, Пасха праздновалась только по воскресеньям4.

Средние века (400 — 1400 гг.)

Гуманисты эпохи Возрождения назвали средневековьем период, начавшийся после распада Римской империи и окончившийся их эпохой, которую они охарактеризовали как возрождение цивилизации Греции и Рима. Историки делят средневековье на более мелкие периоды и прежде всего раннее средневековье, известное также как темное средневековье. Для средневековья было характерно:

Феодальная власть. Считалось, что власть императора и королей дана им от Бога, и то, что коронацию совершал папа или другой прелат Церкви, символизировало эту веру

Власть папы. Притязания церковников и особенно усиливающаяся власть папства представляли еще более серьезную угрозу Если папы и прелаты короновали императоров и царей, то почему бы церковникам не претендовать на верховную власть как наместникам Бога на земле?

Раскол. В 1054 году в христианском мире произошел первый великий раскол. Формальным предлогом послужил в общем-то незначительный вопрос, а именно: какой хлеб следует приготавливать для Евхаристии (Вечери). С того времени Римско-католическая и Греко-православная церкви идут своими путями5.

Инквизиция. Инквизиция — это средневековый церковный суд, в задачу которого входил розыск и наказание еретиков. Обычно этот суд производил допрос подозреваемого, пытаясь получить от него признание, необходимое для его осуждения. В ходе допросов помогающие суду светские власти часто прибегали к пыткам. Этот церковный институт стал одним из худших злоупотреблений, которые когда-либо знала история.

Реформация (1500 г. по Р. X.)

Папы эпохи средневековья вели скандально-светскую жизнь. Повсюду процветали такие злоупотребления, как симония (продажа церковных должностей), кумовство и расточительство. Многие священнослужители были продажными и вели безнравственный образ жизни. Католическая Церковь широко практиковала продажу индульгенций, что препятствовало истинному покаянию и улучшению жизни. В то же самое время люди искренне стремились к духовности, и это еще больше увеличивало пропасть между ожиданиями народных масс и способностью Церкви удовлетворять их духовные запросы. Часть католиков обратились к мистике и внутренней религии сердца, но огромное множество людей снедало беспокойство и неудовлетворение. Реформация XVI в. была движением, зародившимся в недрах западного христианского мира и поставившим перед собою цель очистить Церковь от средневековых злоупотреблений, а также восстановить доктрины и обычаи, согласующиеся с Библией и новозаветной моделью церковного устройства. Это стремление привело к расколу между Римско-католической церковью и реформаторами, верования и обычаи которых стали называться протестантизмом.

Реформация началась в Германии 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер, августинский профессор Виттенбергского университета, прикрепил к дверям церкви 95 тезисов, оспаривающих законность продажи индульгенций. Папство расценило данный жест как мятеж и предприняло меры против Лютера как еретика. Немецкая знать поддержала дело Лютера на раннем этапе.

Выдающиеся постулаты Лютера звучали так: «Сола Фиде», «Сола Грация» и «Сола Скриптура» («только вера», «только благодать» и «только Писание» (т. е. только Библия)). Таким образом, Лютер предпринял попытку пересмотреть и упразднить многие церковные традиции.

Движение, начатое Лютером, подхватили другие реформаторы, такие, как Цвингли, Кальвин, Джон Нокс, Фарель и многие другие. Так Европа узнала о Реформационном движении, которое нашло своих сторонников во всем мире.

Французская Революция (1789 — 1799 гг.)

Французская революция для католической Церкви была подобна смертельно опасной ране. Во время Французской революции Римско-католическая Церковь не только лишилась влияния и потеряла многие территории, но и испытала все несчастья, которые сама причиняла пострадавшим от ее нетерпимости и гонений в эпоху средневековья. Вот что пишет известный католический писатель Ричард П. Макбрайен: «Эпоха Просвещения ознаменовала собой начало конца неисторического, классического католического богословия. Французская революция (1789 г.) определенно положила конец средневековому католичеству. Исчезло феодальное, иерархическое общество, бывшее неотъемлемой частью средневекового католичества»6.

Первый Ватиканский Собор

Первый Ватиканский Собор, иначе говоря, 20-й экуменический собор католической Церкви, известен прежде всего своим постановлением, подтверждающим доктрину о непогрешимости папы. 18 июля 1870 года собор торжественно принял положение, согласно которому всякий раз, когда папа говорит «экс катедра» (лат. с кафедры) по вопросам веры и морали, его слова обладают высшим авторитетом7.

Католицизм наших дней

Модернизм — это движение внутри Римско-католической церкви, которое попыталось приспособить католические верования к интеллектуальным, нравственным и общественным потребностям нового времени. Но все споры по этому внутреннему католическому движению закончились, когда папа Пий XII энцикликой «Дивино аффланте Спириту» (1943 г.)8 открыл путь для использования библейского критицизма в католицизме. Критицизмом Библии называются истолкования, при которых Писание рассматриваются на равных основаниях с любой другой литературой; он широко используется на современных католических семинарах по богословию.

Второй Ватиканский Собор

Второй Ватиканский Собор (1962 — 1965 гг.) стал современной попыткой изменить Римско-католическую церковь. В ходе его было принято 16 документов9 по таким вопросам, как откровение, литургия, Церковь в современном мире, средства социального общения, экуменизм (протестанты в этих документах названы не «сектами», а «отделенными братьями»)10, восточно-католические церкви, обновление религиозной жизни, миряне, служение и жизнь священнослужителей, миссионерская работа, христианское образование, взаимоотношения Церкви с нехристианскими религиями и религиозная свобода. Все перечисленные документы были одобрены папой и только после этого стали официальными. Однако существует католический афоризм по поводу Церкви: «Семпер Эден» («Римско-католическая Церковь всегда остается той же»); данное положение противоречит духу реформ и перемен. Однако необходимо признать, что католической Церкви свойственна некая двойственность.

Б. Особенности

Одной из главных особенностей Римско-католической церкви является папство. Папство определяется как система управления Церковью, в которой папы наделены высшей властью11. Католики верят, что папа — преемник апостола Петра. Они утверждают, что «догмат об апостольской преемственности появился еще во времена Иринея. Он был сформулирован для того, чтобы защитить веру Церкви от гностической ереси»12.

Однако нет никаких библейских фактов, подтверждающих существование монархического епископата в ранней христианской Церкви. Очевидно, что с некоего момента истории апостольская форма управления Церковью была преобразована в монархическую власть Римского епископа. Многие писатели полагают, что этот информационный вакуум по поводу момента преобразования является главным корнем проблемы, но нельзя забывать, что его можно объяснить двояко: а) отсутствием исторических ссылок и б) возможным уничтожением или потерей важных исторических ссылок.

Власть пап, не имевшая под собой никакого библейского фундамента, разрослась до немыслимых размеров. Средневековая Церковь утверждала: «Таким образом, решение папы и решение Бога — это одно и то же решение, точно так же, как мнение папы и его помощника суть одно и то же»13.

Миряне не участвуют в выборе властей католической Церкви.

В. Примерное число последователей

В 1990 году насчитывалось 906 миллионов католиков, или примерно 18 процентов от всего населения мира. 55 миллионов римских католиков составляли 22 процента от населения Соединенных Штатов в 1991 году. Эти статистические данные основаны на церковных книгах, в которых регистрируются все крещеные младенцы, поэтому они не отражают фактическое число католиков, активно участвующих в жизни Церкви или полностью согласных со всеми ее доктринами.