2. Понимание вероучения и обычаев Римско-католической церкви

А. Фундаментальные верования католиков

Католики верят в:

* Бога, Святого Духа и Господа Иисуса.

* Власть Римского епископа (папы). Они верят, что он непогрешим, когда говорит «экс-катедра». Святое предание. Они считают, что предание — это «кладовая веры», потому что, хотя со смертью апостолов откровение закончилось, епископам, сменившим апостолов, была передана «кладовая веры».

* Жертву Мессы. Месса считается повторением жертвы Христа на Голгофе. Она символически совершается на жертвенном столе священником, уполномоченным Церковью. Святые Писания. Католики включают в их число так называемые второканонические книги (Апокрифы), содержащие некоторые конкретные учения Римско-католической церкви.

* После смерти люди продолжают существовать, в зависимости от своих дел, в раю, чистилище, лимбе (преддверии ада) или в аду.

* Превознесенное положение Марии, матери Иисуса, которая, по мнению католиков, вознеслась на небо, где принимает молитвы своих приверженцев. Целибат, обет безбрачия для священников. Общение с умершими святыми.

* Благотворное влияние воды, используемой во время крещения, когда ее благословляет священник. Святость воскресного дня и всех католических праздников, которые должны соблюдать все католики. Учение о преосуществлении, согласно которому облатка или гостия (от латинского «хостия», что значит «жертва») превращается в кровь и плоть Христа по молитве священника.

* Исповедание грехов перед священником, который, по мнению католиков, имеет власть отпускать их.

* Догмат о первородном грехе, который передается при зачатии каждому человеку и который можно удалить только посредством крещения.

* Крещение младенцев методом окропления.

Б. Современные веяния в католичестве

Католичество состоит из духовных орденов, это мужские или женские ассоциации, стремящиеся вести молитвенную и благочестивую жизнь и часто посвящающие себя какому-то конкретному служению. Пожалуй, самыми известными орденами являются иезуиты, бенедиктинцы, францисканцы и доминиканцы.

Существуют также некоторые религиозные общины, такие, как пассионарии, редемптористы, винцентиане, мариане и т.д. Некоторые внутренние католические движения весьма противоречивы из-за их участия в политической жизни разных государств. Прежде всего это относится к иезуитам и Опус Деи в Европе (преимущественно в Италии и Испании) и Латинской Америке (во всех странах они занимают влиятельное положение).

Мы можем выявить определенные течения, определяющие католическую идеологию в современном мире. Эти внутренние течения показывают способность католичества приспосабливаться к современным веяниям и являются его характерной особенностью. Когда коммунизм господствовал в третьей части нашего мира, одной из выдающихся особенностей католической Церкви стала теология освобождения. Когда в протестантизме стало набирать силу движение пятидесятничества, в недрах католицизма возникло движение за харизматическое обновление, цель которого — уравновесить наметившуюся тенденцию среди евангельских христиан.

1. Богословие освобождения

Выражение «богословие освобождения» было впервые применено в 1973 году перуанским римско-католическим священником Густаво Гутьеррезом, который стал родоначальником новой школы мышления среди католиков (и протестантов) Латинской Америки. Это движение стало координировать усилия Церкви, направленные на избавление жителей земли от нищеты и порабощения.

Классическое определение богословия освобождения: «критическое размышление над христианскими догматами в свете Слова»14. «По-видимому, более точное определение взаимосвязи Священного Писания и догматов в этом подходе должно звучать следующим образом. Богословие освобождения — это герменевтика (истолкование) Слова Божьего в свете революционных идей»15.

Движение, связанное с теологией освобождения, было отчасти вдохновлено Вторым Ватиканским Собором и папской энцикликой 1967 года под названием «Популорум прогрессио», а также совещаниями в Медельине и Пуэбле’6. Ведущие пропагандисты этих идей среди католиков — Густаво Гутьеррез, Леонардо Бофф17 (ушел на пенсию в июле 1992 года) и Хуан Луис Сегундо18. Либерационисты (приверженцы теологии освобождения) были одобрены епископами Латинской Америки, принявшими соответствующие резолюции на конференции 1968 года в Медельине, Колумбия. Другие католики возражали против использования марксистских идей19, поддержки революционных движений и критики традиционных церковных учреждений. Два члена Сандинистского руководства Никарагуа принадлежали к клиру Римско-католической церкви — один иезуит, а другой — из ордена Мэрикнолл. Власти Ватикана осудили Боф-фа в 1985 году, но в документе 1986 года была одобрена умеренная форма теологии освобождения.

Политическая теология. Богословие освобождения преследует политические цели, которые являются отходом от традиционной герменевтики. Ее защитники предлагают по-новому читать Библию и использовать собственные политические, социальные, экономические и религиозные учения для того, чтобы любыми средствами (в том числе, и насильственными) изменить существующий сегодня политический, общественный, экономический и религиозный порядок.

Если сравнить задачу теологии освобождения с миссией и обычаями ранней христианской Церкви, то становится очевидно, что первая Церковь, решая острые социальные вопросы, рекомендовала своим членам быть долготерпеливыми до пришествия Господа (см. Кол. 3:22-25; 4:1; Еф. 6:5-9); 1 Кор. 7:20-24; 1 Петр. 2:18-23; Иак. 5:1-11). Совершенно понятно, что теология освобождения в этой области не имеет ничего общего с библейским учением. Пропагандируя подобные взгляды, эта умирающая теология обнажает свои проблемы:

а) Проблема герменевтики. Это не самая явная, но, несомненно, самая опасная проблема. Теология освобождения изменила герменевтические условия. Она читает Библию не ради того, чтобы изменить человека, а ради того, чтобы изменить экономические, социальные и политические условия жизни, которые уже затем изменят самого человека, б) Богословское искажение. Когда Церковь вторгается в политическую жизнь, она превращается в политическую партию. Очевидно, что это движение не «пнев-мацентрично» (его сторонники редко упоминают о Святом Духе) и не «теоцентрично» (Бог является почти отговоркой). Скорее, это антропоцентричное движение, потому что его беспокоит прежде всего человечество и условия его жизни, в) Это теология нетерпеливой Церкви. Теология освобождения не говорит о ме-таисторическом царстве (т. е. о небесном царстве), а печется исключительно о земных царствах. Ее беспокоит только «здесь и сейчас», г) Эту теологию трудно назвать в полном смысле теологией христианской Церкви. Теологии освобождения не удалось избежать богословского синкретизма. Она открыта для литургических веяний Африки и Востока, откуда выжимает христианско-аборигенский католический синтез20.

2. Движение католического обновления

Речь идет о католическом варианте пятидесятнического движения, известного также как неопятидесятничество21. Харизматическое движение — это международное, спонтанное и межконфессиональное христианское сообщество, члены которого верят, что дары Святого Духа проявляются и в наше время22. Движение действует в согласии с организованными христианскими церквами, оно было одобрено руководством многих конфессий, в том числе протестантских, Римско-католической (харизматическое обновление) и православных.

«Быстрый рост этого движения отразился как в зеркале в количестве участников международной конференции по харизматическому обновлению католической Церкви, проводимой каждый год в г. Нотрдам, штат Индиана. Если на первом общенациональном собрании в 1967 году присутствовало 90 человек, то в 1974 году количество участников возросло до 30 ООО»23. Одним из выдающихся католических деятелей этого движения был кардинал Джозеф Л. Суненс (умер в 1996 году).

Члены движения называют себя «харизматами» (это слово образовано от греческого слова «харизма», что значит «дар», «дар Божественной благодати»). Традиционно считается, что это движение зародилось на территории Дункесневского университета в городе Питтсбург, штат Пенсильвания, в 60-х годах.

Одна из главных особенностей харизматического религиозного движения — акцент на говорении языками как на важном элементе подлинного христианского опыта.

Харизматы не читают Библию критически (с позиций высшего критицизма), предпочитая читать ее с молитвенными целями. Многие члены движения за харизматическое обновление (католики) и пятидесятники (протестанты) подписали самый вызывающий экуменический документ под названием «Евангельские христиане и католики вместе: христианская миссия в третьем тысячелетии» (март 1994 г.)24.

Год 2000-й. При подготовке к празднованию 2000-й годовщины со дня рождения Иисуса Римско-католическая Церковь выполняет тщательно разработанную программу. Сначала она приняла программу Е2000 (Евангелизация 2000) с подпрограммой в области коммуникаций L2000 (Освещение 2000, проект в области католических средств массовой информации под управлением Тома Форреста). В рамках этой программы в разных странах мира проводятся многочисленные мероприятия.

Из послания папы Иоанна Павла II под названием «Терцио Милленио Адвениенте» вытекает, что во время празднования 2000-летней годовщины Рождества Христова (Юбилея-2000) он желает, чтобы все мировые религии собрались для совместного, торжественного богослужения.

Первый год приготовления, 1997-й, посвящен Богу и Сыну; второй год приготовления, 1998-й, посвящен Богу и Святому Духу; третий год приготовления, 1999-й, — это время возвращения к Богу; 2000 год — это год юбилея25.

3. Отношение к экологии

Экология сегодня является важным политическим вопросом. Тема всемирного дня примирения в 1990 году звучала так: «Мир с Богом-Творцом, мир со всем творением»26. Сейчас наблюдается повсеместный ренессанс всех католических учений, отражающих заботу об экологии, таких, как «Декларация Асисского» (Франциска Ассизского, основателя Францисканского ордена). Католики играли заметную роль в конференции по проблемам Земли. С этими проблемами тесно связано движение

Новый Век. В доктринах Нового Века и традиции Римско-католической Церкви имеются точки соприкосновения. Речь идет о мистицизме. В сочинениях таких видных католиков, как П. Тей-яр де Шарден, Мэттью Фоке и мать Тереза, мистицизм является важным элементом. Большое влияние на процесс обнаружения общих точек оказывают и некоторые учебные заведения, такие, как университет города Джорджтаун, управляемый иезуитами. В 1981 году мать Тереза впервые совершила публичное произнесение Вселенской молитвы о мире (индуистская молитва), которая теперь широко используется в экуменических церквах28.

4. Движение против абортов

Вне всякого сомнения, современное католичество уделяет самое пристальное внимание запрещению абортов. Римско-католическая церковь в Соединенных Штатах борется с практикой абортов явно и скрыто под видом независимых организаций, отдельных личностей и юристов. В Латинской Америке этот вопрос находится под контролем Церкви, потому что конституции некоторых латиноамериканских стран отражают нравственные нормы Римско-католической церкви.