3. Что общего в вероучении католиков и церкви АСД

Читая данный раздел, нам надо помнить, что отдельные доктрины Церкви адвентистов седьмого дня имеют сходство с некоторыми пунктами католического вероучения. Фактически налицо сходство в богословских формулировках этих доктрин, хотя мы по-разному понимаем каждую из них. В чем причина подобных расхождений? Главная из них состоит в том, что католики в своем истолковании придают большое значение преданию, мнению авторитетных учителей и философии, тогда как Церковь адвентистов седьмого дня в своем вероучении опирается исключительно на Библию.

Во всех пунктах вероучения двух церквей можно найти какие-то отличия (существенные и не очень существенные). Однако далее мы приведем те пункты, которые объединяют католиков с Церковью адвентистов седьмого дня:

* Бог. Католики верят в реальное существование невидимого, всемогущего, вездесущего и всезнающего Бога.

* Троица. На Никейском Соборе (325 г. по Р. X.) было объявлено, что Церковь верит в «единого Бога Отца Вседержителя… и в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего… и в Духа Святого»29.

* Божественность Христа. Христос — вечный Сын Бога, ставший человеком30.

* Безгрешность Иисуса. Католики верят, что Христос является «совершенным человеком»31.

* Писание. «Священное Писание — это Слово Божье, потому что оно было написано под вдохновением Святого Духа»32. Однако остается большая разница между нашими вероисповеданиями, потому что католическая Церковь ценит предание наравне с Писанием (на практике католики придают большее значение преданию, потому что считают, что «предание составлялось до и во время создания Священного Писания, а не только после оформления священного канона»)33.

* Учение о Церкви. «Церковное собрание — это… Божественная реакция на хаос, спровоцированный грехом»34. Римско-католическая система управления Церковью основана на небиблейском учении о папском господстве. Когда Церковь соединялась с государством, это приводило к попранию религиозной свободы. По мнению католической Церкви Христос даровал апостолам учительские полномочия и власть над Церковью, дар непогрешимости. А апостолы передали «свои учительские полномочия» епископам и их преемникам35. Что же касается Церкви адвентистов седьмого дня, то для нее «Церковь — это община верующих людей, исповедующая Иисуса Христа своим Господом и Спасителем… Церковь получает свои полномочия от Христа, Который есть воплощенное Слово, а также из Писаний, которые суть письменное Слово»36.

* Человечество создано по образу Божьему. В новом Катехизисе говорится, что «человек имеет эту способность (свет разума) потому, что он был сотворен «по образу Божьему» (Быт. 1:27)37. Католики верят, что «свет разума» не был поврежден в момент грехопадения. По учению Церкви адвентистов седьмого дня, «мужчина и женщина были созданы по образу Божьему со своей индивидуальностью, способностью и свободой мыслить и действовать… Каждый представляет собой неделимое единство тела, разума и духа и зависит от Бога в плане поддержания жизни, дыхания и всего прочего. Когда наши прародители ослушались Бога, они стали отрицать свою зависимость от Него и ниспали со своего возвышенного положения перед Богом. Образ Божий в них был искажен, и они стали подвержены смерти. Их потомки наследуют эту падшую природу со всеми вытекающими отсюда последствиями. Они рождаются с присущими им слабостями и злыми наклонностями»38.

* Зачатие Иисуса девой. «В истории, описанной в Евангелиях, зачатие девы представлено как знамение силы Божьей»39. Однако католики придерживаются еще и догмата о «вечном девстве Марии»40.

* Второе пришествие Христа. В так называемом Апостольском символе веры имеется свидетельство об этом католическом веровании41, которое является фундаментальной доктриной Церкви адвентистов седьмого дня.

* Практика крещения. Обе церкви преподают крещение. Однако адвентистская Церковь преподает его людям сознательного возраста, когда они могут принять вероучение Церкви. Крещение совершается путем полного погружения в воду, в соответствии со значением самого слова крещение («баптис-ма») и в соответствии с обычаями Нового Завета: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16:16); «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть» (Рим. 6:3,4).

Имеются и другие сходства: акцент на важности супружеских уз и семьи, на проповеди вести, на небесной награде и в некоторых этических вопросах, таких, как ценность человеческой жизни и др.