4. Некоторые основные доктринальные расхождения и библейские ответы

Mecca

Mecca является главным религиозным обрядом Римско-католической церкви, совершаемым в память о священнодействии Евхаристии. Название этого обряда происходит от латинского слова «мисса» («отпущенный»), которым назывался обычай отпускать оглашенных перед церковными пожертвованиями. Католики верят, что благословение элементов Евхаристии, таких, как хлеб и вино, преобразует эти вещества в фактическое тело и кровь Иисуса. Эта доктрина называется преосуществлением. Посещение воскресной мессы требуется от всех католиков как минимально необходимое участие в общественных богослужениях Церкви.

Порядок проведения мессы оставался неизменным с III в., хотя вплоть до наших дней она немного приспосабливалась к условиям жизни в разных странах. Месса проводилась на латыни с самых первых дней вплоть до реформ Второго Ватиканского Собора, который разрешил проводить ее на местных языках, указал на важность общего пения и в некоторых странах разрешил раздавать мирянам не только хлеб, но и вино (до этого собора мирянам выдавался только хлеб).

Традиционно евангельские христиане возражали против этого католического обычая потому, что наш Господь и Его ученики не совершали этого священнодействия в таком виде и не верили в магию превращения хлеба в реальное человеческое тело. По этой причине католический обряд мессы не имеет под собой библейского фундамента.

Дева Мария

Дева Мария, мать Иисуса Христа, является объектом особого почитания в Римско-католической церкви. В Новом Завете говорится, что она была двоюродной сестрой Елисаветы, матери Иоанна Крестителя, и что она была обручена с Иосифом, за которого затем вышла замуж. Родив Иисуса в Вифлееме, куда она пришла вместе с Иосифом, повинуясь правительственному указу о переписи населения и убежав с мужем и с младенцем Иисусом в Египет, чтобы спастись от угроз Ирода, Мария вернулась затем со всей семьей в Назарет (см. Лк. 2:1-20). Когда Иисус был распят, Он попросил Иоанна позаботиться о Своей матери. После этого Мария уходит в тень, и о ее последующей жизни нам почти ничего неизвестно. Тем не менее в Деян. 1:14 она упоминается наряду с другими учениками, собравшимися в верхней горнице. Но это последнее упоминание о ней на страницах Библии.

В Новом Завете утверждается, что Мария зачала Иисуса от Духа Святого, не лишившись невинности (см. Мф. 1:18;Лк. 1:35). Несмотря на то, что в Библии говорится о «братьях» Иисуса, идея о вечном девстве Марии появилась еще на заре развития Церкви. Св. Афанасий использовал в отношении Марии термин «всегда дева», и эта точка зрения была, по-видимому, принята отцами Церкви в V в. Формально она стала доктриной Церкви на Латеранском Соборе в 649 году42.

Доктрина о вечном девстве Марии — это принципиальная позиция Римско-католической Церкви. Развитие учения о деве Марии получило сильный импульс после Ефесского (431 г.) и Халкидонского (451 г.) соборов. На обоих соборах Мария была удостоена титула «теотокос» («Богоносица» или Матерь Божья). На Ефесском Соборе имел место спор между Несторием и Кириллом. Последний, защищая свои взгляды на роль Марии, стал называть ее этим титулом. Мы должны помнить, что Ефес был историческим центром почитания Дианы, или Артемиды, и многие атрибуты Кибелы, Астарты и Изиды (этих знаменитых языческих богинь) были перенесены на Марию43.

Католический культ Марии

Средневековая Церковь окружила Марию небиблейскими образами, и Лигурий писал, что: а) Иисус был единственным Сыном Марии. «Мы верим, что у Марии не было других детей по плоти, кроме Иисуса»44, б) Мария имеет большую власть. «Все повинуются слову Марии, даже Бог»45, в) Мария всемогуща. «Поскольку Мать должна обладать той же силой, что и ее Сын, то Иисус, будучи всемогущим, вполне оправданно наделил Марию таким же всемогуществом»46, г) Люди спасаются, только если верят в Марию. «Св. Ансельм говорит, что не может спастись тот, кто не предан Марии, и, следовательно, такой человек не может рассчитывать на ее защиту»47. Вот почему «все спасенные должны спасаться с помощью Марии»48, д) Мария является заступницей. «Св. Иоанн Златоуст также говорит, что «грешники получают прощение исключительно благодаря заступничеству Марии»»49, е) Церковь разграничила функции Иисуса и Марии. «Христос — это большее светило для управления праведными, а Мария — меньшее светило для управления грешниками»50, ж) Мария может осуждать грешников. «Св. Ансельм говорит, что если Мария не почтит и осудит кого-либо, тот непременно погибнет»51, з) Мария ставится на место Бога. «Св. Антоний ободряет нас словами: «Если Мария за нас, кто может быть против нас?»»52

Св. Альфонс Лигурийский поддерживал учение о вознесении Марии на небо: «Поскольку смерть — это наказание греха, Богоматерь… не должна была вкусить смерти»53. Данная теория взята из небиблейских документов, датированных IV в., хотя сама доктрина не была официально сформулирована и определена Римско-католической церковью до 1950 года. Учение о непорочном зачатии было принято папой Пием IX, который заявил в 1854 году, что Мария была освобождена от первородного греха специальным действием благодати в тот момент, когда она была зачата в утробе своей матери (святой Анны).

К Деве Марии обращено множество молитв. В четках имеется 50 здравиц в честь Марии (Аве Мария), а в церковном календаре католической Церкви одной только Марии посвящено 17 праздников в году.

Протестантские церкви всегда отвергали почитание или поклонение Марии, распространенное среди католиков. Именно по этой причине на Втором Ватиканском Соборе католическая Церковь подчеркнула полную зависимость Марии от своего Сына. Но проблема остается, потому что культ Марии закрепился в католической традиции, и католический менталитет неизменно отождествляет Марию с Божеством.

Некоторые другие отличия

Между Римско-католической церковью и Церковью адвентистов седьмого дня существуют многочисленные различия, во многом совпадающие с теми различиями, что существуют между Римскими католиками и евангельскими христианами54.

Писание (католики включают в Священное Писание второканонические книги). Является ли Писание (Библия) для католиков Словом Божьим? Не совсем. Согласно Второму Ватиканскому Собору, «Священное предание и Священное Писание составляют единую кладовую Слова Божьего, которая доверена Церкви»55.

* Исключительный авторитет Писания («Сола Скриптура» — тезис, отстаиваемый евангельскими христианами). Это значит, что Библия и только Библия является мерилом всех учений и основой всех христианских верований. «Сола Скрип-тура» подразумевает, что любая доктрина или предписание должны основываться на ясном «Так сказал Господь». Учение о святом предании, которое исповедуют католики. Критическое чтение Библии, практикуемое католичеством. Папская власть. Римско-католическая церковь учит, что папа является наместником или представителем Христа на земле. Однако, согласно Библии, единственным наместником Бога является Господь Иисус, а единственным представителем Христа — Святой Дух (см. Ин. 14:16). Идея папской непогрешимости.

* Доктрина о сотворении мира (Церковь адвентистов седьмого дня верит, что Бог сотворил мир в шесть буквальных дней, как написано в Библии). Религиозные ордена.

Закон Божий (Церковь адвентистов седьмого дня верит, что Закон вечен и неизменен). Соблюдение субботы (католики соблюдают воскресенье).

* Отношение к образам в Церкви.

* Понятие «общение святых» (Церковь адвентистов седьмого дня верит, что умершие святые мертвы).

* Священство.

* Служение, передаваемое по принципу апостольской преемственности (в противовес священству всех верующих, на чем настаивают протестанты).

* Таинства и священнодействия как символы благодати (но не средства благодати, как у католиков).

* Целибат (безбрачие) священников и монахов.

* Исповедь грехов перед священником.

* Крещение посредством окропления и т.д.

Церковь адвентистов седьмого дня отвергает в своих доктринах все разновидности язычества, но католичество восприняло некоторые языческие обычаи. Джон Генри Ньюмэн, самый знаменитый англичанин, обращенный в католичество, утверждал:

«Использование храмов, в частности, тех, что посвящаются конкретным святым и украшаются по разным поводам ветвями деревьев, фимиамом, лампадами и свечами; жертвоприношения по обету после выздоровления, святая вода, святые дни и времена, святцы, шествия, благословения на полях, священнические одежды, тонзура (выбритая часть волос на голове), обручальное кольцо (при бракосочетании в церкви), обращение лицом к востоку, образы и статуи в церквах, церковные монотонные песнопения и «Господи, помилуй» — все это заимствовано у язычества и освящено Церковью56.