Понимание вероучения евангельских христиан

Трения по поводу термина «евангелический»

Термин «евангелический» объединил самые разнородные элементы христианского мира: от консервативных пресвитериан до классических пятидесятников, от традиционных англикан до менонитов. Некоторые члены указанных групп считают, что этот термин настолько непоследователен с богословской и исторической точек зрения, что его следует упрятать в архив истории религии и никогда больше не употреблять27.

Другие полагают, что термин «евангелический» полезен и необходим. Они сравнивают евангельское христианство с пестрым лоскутным теологическим одеялом, которым все прекрасно укрываются, и настаивают на его сохранении и увековечивании28.

В контексте этой оживленной дискуссии по поводу употребления термина «евангелический» мы попытаемся внести некоторую ясность в понимание разных точек зрения внутри семьи евангелических церквей.

Основные положения евангельского христианства

Поскольку евангельские христиане — это отдельные люди (а не церкви или вероисповедания), разделяющие ортодоксальные убеждения христиан-протестантов, они представляют самые разные церкви и конфессиональные профили. Их объединяют основополагающие истины протестантского христианства, такие, как Троица, Божественность Иисуса Христа, Его искупительная жертва, Его воскресение и Второе пришествие, богодухновенность и авторитет Священного Писания. Однако принятие перечисленных основополагающих истин еще не делает человека евангельским христианином. Оно говорит лишь о том, что данный человек — христианин-протестант. Поскольку люди, считающие себя евангельскими христианами, являются членами самых разных христианских конфессий, они существенно отличаются друг от друга своими богословскими взглядами и вероучением.

Самое важное, что их объединяет

Евангельские христиане имеют несколько характерных богословских особенностей. В большей или меньшей степени они пытались приспособиться к современному миру, но вместе с тем настаивали на том, что данный процесс ни в коем случае не означает отказа от библейского Евангелия или даже компромиссов в этом вопросе. Как указано в евангелическом Завете (принятом на конгрессе 1974 года в Лозанне), самым фундаментальным богословским критерием принадлежности к евангелическому христианству является вера в богодухновенность и непогрешимость Священного Писания. Это обязательное условие, и человек, не выполняющий его, не может считаться евангельским христианином. Вместе с тем евангельские христиане расходятся во мнении относительно природы и процесса богодухновенности Библии. Они все время спорят между собой о характере непогрешимости Писаний.

Споры ведутся в основном между представителями двух школ. На первую сильное влияние оказал известный богослов Питер Тейлор Форзит, обратившийся в евангелическую веру из либерализма29. Как мы уже говорили, либералы пытались приспособить христианское богословие к современным веяниям и были готовы пожертвовать многими элементами традиционной христианской ортодоксии в поисках собственной ниши в современном мире. Несмотря на свое обращение, Форзит не вернулся к старым ортодоксальным нормам. Хотя его богословские взгляды были основаны на Священном Писании, он по-прежнему принимал методы и результаты библейского критицизма, поставившего под сомнение достоверность отдельных частей Писания и оспорившего авторство некоторых библейских книг. Форзит считает Иисуса Христа и особенно Крест высшим откровением Бога. Таким образом, он полагает, что высший авторитет христианского богословия заключен в Евангелии, которое является частью Библии а не в самой Библии как целостной книге. Во-вторых, часть евангельских христиан усматривает разные уровни библейского авторитета. Учительная часть библейского текста противопоставляется повествовательной. В связи с этим Геррит Корнелиус Берковер, один из самых выдающихся богословов XX в.30, евангельский христианин, основал свою богословскую школу. Ее представители утверждают, что Библия учит людей только тому, что относится к вере и практической жизни, к богословию и этике, поэтому она непогрешима лишь в этих вопросах. Что же касается прочего, к примеру, науки, географии, истории и т. д., то здесь Библия может ошибаться или содержать неверную информацию (теория избирательного вдохновения). Другая группа евангельских христиан, прежде всего американских, известна под именем «фундаменталисты». Они строго придерживаются идеи абсолютной безошибочности Библии во всех вопросах (теория вербальной инспирации или дословного вдохновения). Человек может разделять одну из изложенных выше точек зрения или придерживаться других взглядов на вдохновенность и непогрешимость Священного Писания и тем не менее быть евангельским христианином, а может и не быть им! Принятие богодухновенности и непогрешимости Священного Писания — это требование, предъявляемое ко всем, кто считает себя евангельским христианином. Но подобная вера еще не означает, что данный человек обязательно принадлежит к семейству евангельских христиан.

Основное направление в семействе евангельских христиан

В современных евангелических кругах продолжается всемирная дискуссия по двум важным вопросам: как достигается спасение (оправдание) и как должен жить христианин (освящение). Важно понимать предысторию и сущность взглядов на эти две фундаментальные доктрины, чтобы успешно работать с теми, кто их придерживается.

Четыре уникальные точки зрения продолжают сегодня влиять на мышление евангельских христиан в вопросах оправдания и освящения. Евангельские христиане основного направления уделяют большое внимание этим вопросам. Традиционно они считают себя либо кальвинистами (разделяющими учение Жана Кальвина), либо последователями богословских взглядов Джона Уэсли. Жану Кальвину приписывают учение о предопределении31, согласно которому Бог посредством Божественного избрания предопределяет всех, кому будет даровано спасение, а также всех, кто будет осужден. Люди спасаются или погибают не по собственному выбору, а по решению Бога-Вседержителя. Более того, человек бессилен изменить свое положение. В середине XVIII в. один проповедник утверждал, что может безошибочно отличать избранных от осужденных. В общественных местах он приветствовал избранных как «братьев», а осужденных как «ближних». Большинству, если не всем знавшим его людям, было очевидно, что он страдает от душевного расстройства, и многие предпочитали не вступать с ним в общение. На заре евангельского христианства традиционное, кальвинистское богословие предопределения парализовало евангелическое движение возрождения, мешая ему привлекать ко Христу неверующих людей и тем самым выполнять свое предназначение. Эта строгая теория двойного кальвинистского предопределения, которую отдельные христиане исповедуют и в наши дни, продолжает сковывать современное евангелическое движение.

С другой стороны, Джон Уэсли, прославленный богослов и основатель методистской Церкви, учил, что каждый последователь Христа, имеющий в сердце своем свидетельство Святого Духа, может быть уверен в собственном спасении32. Внутреннее свидетельство Духа, по его мнению, — самое сильное доказательство спасения. Уэсли был практичным человеком, однако он никогда не сомневался в том, что библейское наставление «будьте совершенны» надо понимать буквально. Он считал, что нравственное развитие или освящение происходит и мгновенно, и постепенно. С момента обращения воля постепенно освобождается от мертвой хватки греха. Но, несмотря на это, утверждал он, порочные влечения остаются до тех пор, пока не будет вырван их корень: врожденный грех. Это происходит мгновенно, во -время вторичного действия благодати, которая совершенствует волю и производит полное освящение. Плодом ее действия бывает не безгрешное совершенство, а совершенство в любви, способность побеждать греховные вожделения и корыстные мотивы. Учение Уэсли о совершенстве в любви широко принято во многих евангелических кругах нашего времени.

Натаниэль Вильям Тейлор, знаменитый теолог, 30 лет проработал профессором богословского факультета Йельского университета (евангелического учреждения) в первые годы его становления. Он посвятил большую часть своих богословских трудов тому, чтобы перевести учение об оправдании в практическую плоскость33. Тейлор также успешно проповедовал о возрождении и шел в атаку на кальвинизм с открытым забралом. Его учение стало известно как «Теология новой гавани»34. Тейлор смягчал суровое учение кальвинизма об абсолютной развращенности человечества (первородный грех) и доказывал, что люди имеют полную нравственную свободу. Он подчеркивал, что грех возникает вследствие поступков, а потому может считаться первородным лишь в одном смысле: все люди по собственному выбору стали осквернять себя неблаговидными поступками. Тейлор пришел к выводу, что нельзя говорить о греховности человека, избирающего зло, если у него (или у нее) не будет возможности избрать добро. Влияние Тейлора до сих пор ощущается в определенных областях современного евангелического богословия.

Евангелист Чарльз Г. Финни разделял убеждения Тейлора, однако пошел дальше теологии Новой гавани35. Финни говорил, что люди вполне могут подняться на новый уровень освящения. Независимо от учения методистской Церкви о внутреннем свидетельстве Святого Духа как гарантии спасения, он пришел к выводу, что все христиане в состоянии жить более возвышенной духовной жизнью. Впоследствии Финни прочитал книгу Джона Уэсли «План христианского совершенствования»36, еще сильнее укрепившую его богословские воззрения, касающиеся «полного освящения». Это учение стало фирменным знаком Оберлинского колледжа, в котором Финни преподавал много лет. Фактически движение святости представляло собой несколько движений, ставших плодом учения Джона Уэсли. Оно привело к образованию новых вероисповеданий. Уделяя большое внимание нравственному долгу, группы святости не только стремились к личному благочестию и чистоте, но и помогали бедным. Одна из самых известных организаций святости — это Армия спасения37, давно уже идущая в фарватере протестантского служения бедным и евангелизации отверженных обществом людей. Влияние учения о святости, христианском совершенстве и крещении Святым Духом по-прежнему весьма заметно в речи и образе жизни разных харизматических, евангелических групп.

Эти разные взгляды, равно как и другие факторы, способствовали формированию того, что большинство современных евангельских христиан считает библейски здравым учением об оправдании и освящении. Не забывайте, что большое воздействие на мышление членов организованных церковных групп оказывает преобладающий сегодня в американском обществе менталитет. Сегодня общество более изменчиво, ориентировано на технологию и карьеру, нетерпеливо и безнравственно, чем когда-либо раньше. Опросы общественного мнения показывают, что в сравнении с прежними годами все меньшее число христиан уделяет время изучению Библии38. Похоже, что христиане стали меньше изучать доктрины и вникать в суть того или иного вероучения, предоставляя это занятие своим пасторам и богословам. Они предпочитают тратить то немногое время, которое могут изыскать в своем перенасыщенном распорядке дня, на личный духовный рост (полки книжных магазинов буквально ломятся от книг на эту тему). Фактически евангельское христианство основного направления развивает у своих приверженцев безразличие к доктринам.

Сегодня при обсуждении вышеупомянутых четырех точек зрения на оправдание большинство евангельских христиан обращают внимание на то, что оправдание — это незаслуженный дар Божий. Бог, будучи всеведущим, знает конец от начала. Поэтому Он никогда не совершал и не совершит ошибок. Мы, люди, часто ошибаемся. Например, при покупке подарка для любимого человека. Мы надеемся, что выбрали идеальный подарок, и уверены, что она или он будут просто без ума от него. Какое же разочарование мы испытываем, когда реакция дорогого нам человека не соответствует нашим ожиданиям. Увидев наш подарок, они просто говорят: «Как мило!» Вместе с тем выражение их лица говорит:

«Ты напрасно потратил деньги». Мы понимаем, что ошиблись в выборе, и забираем свой подарок назад, несмотря на энергичные протесты. Мы снова идем в магазин и покупаем то, от чего действительно можно прийти в восторг. Но может ли Бог так ошибиться? Конечно, нет! Таким образом, оправдание — это единовременная передача кающемуся грешнику совершенно незаслуженного Божественного дара. И коль скоро Бог вручил вам этот подарок (оправдание), Он уже не может отнять его у вас, потому что никогда не ошибается в Своих действиях. Вот откуда берется принцип: «однажды спасен — спасен навеки!» Такое понимание оправдания закрепляется следующей метафорой: уродливая гусеница, ползущая в пыли греха, находит путь, ведущий на дерево. Греховная гусеница взбирается на дерево Голгофы. Свисая с дерева, она одевается в кокон, преобразующий жизнь. Когда Божья сила посредством оправдания делает то, что только она в состоянии сделать, гусеница вылезает из кокона в виде красивой бабочки, чтобы взмыть в воздух спасения. Она больше никогда не будет гусеницей. Эта вновь образованная бабочка может упасть в пыль и грязь греха, но ничто не может превратить ее снова в гусеницу, потому что Иисус сказал в Ин. 10:28: «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей». Согласно этой точке зрения, Евангелие предельно просто. Все, что от человека требуется для наслаждения вечной жизнью, ^- это открыть сердце и принять Иисуса Христа как своего Господа и Спасителя (см. Рим. 10:9).

Такое учение об оправдании полностью, за одним или двумя исключениями, убивает всякий интерес к доктринальным вопросам после получения оправдания. Первое, что скорее всего беспокоит человека после обращения/оправдания, — это освящение. Теперь, когда я спасен, как мне следует жить? В большинстве случаев имеет место довольно-таки поверхностный интерес в силу все того же пресловутого менталитета: «однажды спасен — спасен навеки». Вот почему освящение в лучшем случае ограничивается благими пожеланиями типа: не лгите слишком много; не блудите сверх всякой меры; если мошенничаете, то вовремя останавливайтесь, хотя, впрочем, какое это имеет значение? Я грешник, спасенный благодатью, вольная бабочка, а Бог никогда не ошибается. Другая доктрина, которая может интересовать человека, именно так понимающего оправдание, это учение о Втором пришествии Христа. Оно будет рассмотрено в следующем разделе.

Существуют вполне опознаваемые группы, а также много отдельных личностей (например, немало фундаменталистов, довольно большой процент либералов, меньшее число приверженцев движения за святость и даже какое-то количество пяти—десятников), которые охотно подпишутся подо всем, что было сказано выше. Все они считают себя евангельскими христианами. Однако из этого не следует, что всякий, кто разделяет подобные убеждения, непременно является членом сообщества евангельских христиан.

Безошибочный опознавательный знак

Есть один богословский догмат, по которому можно практически безошибочно определить, является ли данный человек евангельским христианином. Это так называемый диспенсационализм. Любой диспенсационалист, вне всякого сомнения, принадлежит к сообществу евангельских христиан. Однако, хотя все диспенсационалисты относятся к евангельским христианам, не все члены этого сообщества являются диспенсационалистами.

Все, желающие нести истину искренним членам евангелических церквей, должны хорошо знать и понимать теорию диспенсационализма. Диспенсационализм — это система истолкования Священного Писания, которая впервые появилась в религиозных кругах Англии, а затем была занесена в Соединенные Штаты в середине XIX в.39. Он стал плодом возродившегося интереса к особенностям библейского пророчества. В указанное время учение о том, что Второе пришествие Христа состоится после Тысячелетнего царства и создания Божьего царства на земле и подведет итог небывалому духовно-нравственному развитию человечества, всем казалось несбыточной мечтой. Религия и культура находились в упадке, и мало кто верил в эту идею. Именно тогда было выдвинуто правдоподобное объяснение упадка в области религии и культуры: сами Писания предсказали смерть христианства. Ее предвестниками были секуляризация культуры и проникновение отступнического либерализма в религиозные учреждения и церкви. Однако одновременно Библия предусмотрела выход из этого положения: Иисус Христос вернется к Своему народу до начала Тысячелетнего царства. Это учение получило название «предмиллениального диспенсационализма»009 .

Большинство, если не все отличительные доктрины современного диспенсационализма, были сформулированы в сочинениях Джона Нельсона Дарби и популяризованы в Библии с комментариями Скоуфилда (1909 г.), оказавшими громадное влияние на протестантский мир. Некоторые проповедники цитировали примечания Скоуфилда так, словно они были богодухновенными. Диспенсационализм — это целая система мышления и уникальный метод истолкования священной истории. Для защитников данной теории диспенсация — это нечто большее, чем просто историческая эпоха или эра. Для диспенсационализма характерно использование понятия завета (договора между Богом и человечеством). В нем описаны и определены Божьи планы в отношении человечества40. В нем оговорено, какой отклик требуется от человечества в каждую конкретную диспенсацию или эру Большинство диспенсационалистов верят, что существует всего семь таких диспенсации (эпох). Однако некоторые учат, что их только три, а другие говорят о 10 периодах41. Эти диспенсационные периоды знаменуют собой значительные богословские сдвиги в истории человечества.

Евангельские диспенсационалисты настойчиво заявляют, что в своем истолковании Священного Писания они буквально излагают библейскую весть. Такой метод истолкования Библии известен как последовательный буквализм. Согласно этой системе истолкования, определенные тексты Священного Писания относятся исключительно к определенной диспенсации и ни к какой другой. Они четко разделяют понятие Царства и понятие Церкви и противопоставляют оба понятия друг другу. Они считают, что во время тысячелетнего правления Христа на земле буквально исполнятся пророчества Библии об установлении иудейского, Давидова, теократического царства42. Диспенсационалисты дают самое жесткое определение вербальной инспирации (дословного вдохновения всего библейского текста). Кроме того, они настаивают, что их система диспенсации представляет собой принцип, согласно которому Библия истолковывает саму себя. А без этого принципа невозможно правильно толковать Священное Писание.

Согласно пророческим принципам предмиллениальных диспенсационалистов, настоящее время является эпохой или диспенсацией благодати. Данный период начался со дня воскрешения Иисуса Христа. Это событие ознаменовало поражение сатаны и спасение погибшего рода человеческого. Церковь — это Божье установление. В нее приходят люди, спасенные благодатью через веру, чтобы поклоняться Богу и славить Его. В ней они получают силу идти в гибнущий мир и рассказывать неспасенным людям о своей вере и духовном опыте. Вот почему христианская Церковь решила праздновать воскрешение Иисуса Христа и чудесное дело спасения человечества в диспенсации благодати через поклонение своему Спасителю в воскресенье, первый день недели. Толь ко в указанную выше эру благодати спасение абсолютно безвозмездно предлагается путем креста всем, кто охотно принимает этот дар. В течение данной конкретной диспенсации человеку для получения спасения надо только принять Иисуса Христа в сердце (см. Ин. 1:12; Деян. 16:30, 31 и Рим. 10:9,10). Когда диспенсация благодати закончится, в формулу спасения будут внесены существенные богословские поправки. Тогда спасение уже не получат безвозмездно все, кто об этом попросит.

Диспенсация благодати закончится тайным восхищением или Вторым пришествием Христа (оба понятия у диспенсационалистов взаимозаменяемы). Евангельские диспенсационалисты употребляют термин «тайное восхищение» для того, чтобы прояснить, как по их мнению будет происходить Второе пришествие Христа. При этом они опираются на Мф. 24:40-42: «Тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет». Согласно их истолкованию данного текста, одни люди будут тайно восхищены Господом во время Второго пришествия, тоща как другие останутся здесь, на земле. Это восхищение называется тайным потому, что никто не знает дня или часа, когда Господь вернется, а также потому, что Христа во время пришествия никто не увидит. Многие миллионы христиан одновременно исчезнут с лица земли и будут восхищены навстречу Господу на воздухе. Жены и мужья исчезнут прямо в объятиях своих неспасенных супругов. Дети исчезнут из домов своих неспасенных родителей. Когда летчики исчезнут из кабин своих самолетов, шоферы — из автомобилей, капитаны — с капитанских мостиков, на земле начнется всеобщая паника, замешательство и хаос. Евангельские христиане издали книги43 и выпустили фильмы, в которых рассказывается об этом пророческом событии (такие книги можно приобрести в большинстве баптистских книжных магазинов), и успешно внушили это учение массам людей, особенно молодежи, которая с удовольствием читает и смотрит такие материалы.

Тайное восхищение не только спровоцирует полнейший хаос в этом мире, но и будет означать окончание эры благодати, когда спасение даром давалось всем, кто просил о нем. Оставшиеся на земле вступят в новую эру. Им придется пройти через великую скорбь. Единственной возможностью спастись останется принять смерть за Евангелие в буквальном смысле этого слова (см. Откр. 20:4). Диспенсационалисты учат, что сразу после восхищения откроется антихрист, и всем жителям земли будет навязываться начертание зверя. Отказавшиеся принять начертание зверя будут казнены (см. Откр. 13:15).

Большинство диспенсационалистов считают, что великая скорбь, которая последует за тайным восхищением, продлится семь лет. Такое понимание коренится в диспенсационалистском истолковании Дан. 9:24-27. Согласно пониманию пророчества Даниила о 70 седьминах, первые 69 седьмин уже исполнились, а последняя седьмина (семь дней) еще не исполнилась. Исполнение семидесятой седьмины известно как «Теория промежутка»44. Евангельские христиане считают, что тайное восхищение ознаменует собой начало 70-й седьмины. Однако налицо очевидный «промежуток» во времени между исполнением 69 седьмин и 70-й седьмины. Пророческий принцип «день за ход» (один день равен одному пророческому году) превращает семь дней в семь лет. Некоторые евангелические богословы разработали альтернативный метод истолкования, дающий те же результаты без применения принципа день за год. Они просто применяют буквальные семь лет, когда истолковывают последнюю, 70-ю седьмину из пророчества Даниила. Таким образом, великая скорбь должна будет длиться эти семь лет, когда 144 000 этнических иудеев исповедуют Иисуса Мессией и тем самым положат начало великому периоду обращения иудеев. Силы добра и зла сойдутся в последней, решающей битве в долине Мегиддо, то есть в предсказанной в Откровении Армагеддонской битве. До того, как человеческий род полностью погибнет в Армагеддоне и точно по окончании семи лет великой скорби, Христос лично и видимо вернется на землю и установит Давидово царство, которое просуществует тысячу лет. В конце Тысячелетнего царства земля будет пересотворена, чтобы стать вечной родиной всех искупленных45.

Так вкратце выглядит историческая панорама согласно учению диспенсационалистов. По приблизительной оценке, как минимум две трети всех христиан-протестантов верят в диспен-сационализм.

Что общего в вероучении евангельских христиан и адвентистов седьмого дня

В целом евангельские христиане не расходятся с адвентистами седьмого дня в фундаментальных истинах христианской ортодоксии и в отдельных доктринальных вопросах, таких, как непогрешимость Священного Писания, Троица (Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух), буквальные семь дней творения, Божественность Иисуса Христа, Его безгрешная жизнь, искупительная смерть и воскресение в теле, крещение путем полного погружения в воду, Вечеря Господня, а также новое небо и новая земля46.