Почему евангельские христиане отвергают вероучение адвентистов седьмого дня

Три главные проблемы

Вопрос отношения

Когда я размышлял о том, почему у некоторых, возможно, даже у большинства евангельских христиан, имеется стойкая неприязнь к адвентистам седьмого дня, то пришел к выводу, что все можно свести к одному простому слову: «отношение». Размышляя об этой проблеме, с которой я сталкивался, когда находился в баптистской среде, а затем в адвентистской Церкви, я был вынужден конкретно описать то отношение адвентистов к христианам других конфессий, которое вызывает проблемы Тогда я еще не мог установить его происхождение, но со временем понял, откуда появилось такое отношение, и хочу искренне поделиться с вами своими соображениями и указать на этот источник, а затем уж обсудить само это отношение.

«Мне было показано следующее: верующим в то, что нам доверена последняя весть милости, необходимо отделиться от людей, ежедневно впитывающих новые заблуждения. Я видела, что ни молодым, ни старым не следует посещать их собрания, ибо никоим образом нельзя поощрять людей, отравляющих души смертельным ядом заблуждений и преподающих вместо Божьей истины заповеди и учения человеческие Подобные собрания оказывают недоброе влияние. Поскольку Бог избавил нас от такой тьмы и заблуждения, нам следует радоваться в истине и твердо стоять в свободе, которую Он нам даровал. Бог недоволен нами, когда мы по собственной прихоти идем туда, где провозглашается заблуждение. Он не оградит нас, если мы не по Его, а по своей воле отправляемся на собрания, где людям силой человеческой воли навязываются ошибочные взгляды. Ангелы перестают бодрствовать над нами, и мы подвергаемся ударам врага, который ослабляет нас и омрачает наш разум силами своих злых ангелов. Свет, окружающий нас, меркнет, и его вытесняет тьма» (Елена Уайт, «Ранние произведения», с. 124, 125).

Вне всякого сомнения, пугающее число адвентистов седьмого дня, абсолютно искренних и честных в своих взглядах, развили у себя определенное отношение к людям, служителям и церквам других вероисповеданий, следуя в учении и жизни принципам, сформулированным в приведенном выше высказывании. Именно с этим я лично сталкивался на протяжении 15 лет, когда был членом и пастором Церкви адвентистов седьмого дня, и в течение семилетнего служения пастором баптистской Церкви.

Но в приведенной выше цитате есть одно слово, которое сразу превращает ее в самый потрясающий метод обращения в истину. Перечитайте это высказывание и обратите внимание на слово «если». Какое впечатление оно на вас производит? Если вы перечитали данную цитату, обратите внимание на противовес, содержащийся в этом высказывании, и заново истолкуйте каждое предложение с учетом слова «если» и «если не».

Обратная сторона приведенного высказывания будет выглядеть так: если Бог пошлет нас к этим людям, тогда Он будет с нами и сохранит нас. Его ангелы света будут бодрствовать над нами, и Он благословит нас совершить то, ради чего Он посылает нас во имя Свое, святое и праведное. Кто-то может спросить: зачем Богу посылать меня на собрания, где преподают заблуждение? Апостол Павел писал: «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев». Далее он говорит, что «для чуждых закона» он стал как чуждый закона, чтобы приобрести чуждых закона. Для немощных он был как немощный, чтобы приобрести немощных. Павел говорит: «Сие же делаю для Евангелия» (1 Кор. 9:20-23). Пытаясь исполнить поручение Христа, Павел был вынужден сходиться и общаться с людьми, которых в другой ситуации он избегал бы и с которыми не захотел бы иметь ничего общего. Обратите внимание на многократно повторенные слова: «Я стал как…», «Я был как…». Они говорят о том, что Павел стремился узнать и понять этих людей, их взгляды, верования и образ жизни. Именно поэтому он добился более значительных успехов в деле приобщения многих душ к Царству Божьему, нежели другие апостолы. По-видимому, здесь кроется одна из причин того, почему Павел стал величайшим апостолом Нового Завета.

«Нас ожидает великая и серьезная работа: найти доступ к людям там, где они находятся. Не считайте своим непременным долгом первым делом сообщать людям: «Мы адвентисты седьмого дня; мы верим, что седьмой день — это суббота; мы верим, что душа смертна». Таким образом вы только воздвигнете трудно преодолимые барьеры. Вместо этого, при первой возможности говорите с ними о тех пунктах вероучения, которые они принимают, и размышляйте с ними о практическом благочестии. Докажите им, что вы христианин, желающий мира и любящий их души. Пусть они убедятся в вашей добропорядочности. Тем самым вы завоюете их доверие, после чего можно уделить достаточно внимания истинному вероучению. Сначала надо размягчить ожесточенное, каменное сердце и подготовить почву, а затем осторожно вести этого человека дальше, с любовью излагая ему истину, какова она есть во Христе Иисусе» (Елена Уайт, Письмо 12, 1887 г.).

По благодати Божьей каждый христианин адвентист седьмого дня как член Божьей Церкви остатка призван проповедовать Его вечную весть. Нам надо сделать все от нас зависящее, чтобы приготовиться к исполнению Божьего поручения и чтобы Бог мог использовать нас в Своем деле. Мы уже посланы Господом, потому что Он открыл нам Свою волю, сказав: «Идите по всему миру» (Мк. 16:15). Сюда входят и те места, где учат заблуждению. Из физической, душевной и духовной готовности, а также из возможностей, предоставляемых Святым Духом, складывается богодухновенный успех.

Предубеждение и дезинформация

Однажды Роберт Бернс высказал мысль, простую в своей глубине и глубокую в своей простоте: «О, если б какая-то сила дала нам увидеть себя, как другие нас видят! От скольких ошибок нас это спасло бы»47. Многие неадвентисты или вовсе не знают нашу Церковь, или имеют о ней превратные понятия. Возможно, они судят о наших принципах по поведению некоторых наших членов, а быть может, остаются равнодушными или предубежденными по другим мотивам. Совершенно ясно, что одна из главных причин этой тревожной ситуации кроется в отношении (каким бы искренним и невинным оно ни было) большинства адвентистов к представителям других вероисповеданий. Вторая причина (возможно, вызванная этим отношением или усугубленная им) — это дезинформация о нашей Церкви и непонимание ее истинных целей.

В 1972 году, когда во главе Университета Андрюса стоял У.Г. Мэрдок, было проведено одно интересное исследование. Его цель заключалась в том, чтобы выяснить отношение служителей ряда других христианских конфессий к адвентистской Церкви48. Результаты этого исследования были обобщены в семи цитатах, пунктах, приведенных ниже. 1) «Адвентистам седьмого дня следует уделять больше внимания личному познанию Христа. Надо меньше говорить о Законе и больше говорить о любви, о служении Богу по мотиву любви, а не из страха»49.2) Адвентисты седьмого дня учат, что все, соблюдающие воскресный день, совершают непростительный грех. Они считают, что эти люди не могут наследовать вечную жизнь. Непонятно одно: зачем же тратить столько денег на миссии, радио- и телевизионные евангельские программы и пытаться найти доступ к тем, кто все равно обречен?»50 3) «Я считаю, что адвентисты седьмого дня — это еретическая секта. Их нельзя назвать христианами в библейском смысле этого слова»51. (4) «Они (АСД) — это позор для истинно христианского общества. Вне всякого сомнения, наш Господь Иисус Христос не одобряет их вероучение и образ жизни»52. Возможно, вы решите, что это мнение людей, явно предубежденных против нас или дезинформированных по поводу вероучения и деятельности нашей Церкви. Возможно, вас удивляет, как у людей может возникнуть такая путаница в голове. Надеемся, три следующих высказывания помогут вам ответить на поставленный вопрос. 5) «У меня сложилось впечатление, что адвентисты седьмого дня живут в своем замкнутом обществе, и им на самом деле нет никакого дела до того мира, который Бог создал. Они не обращают внимания на те дивные пути, которыми Бог действует в жизни других людей. Большинство известных мне людей не воспринимают их всерьез до тех пор, пока они не начинают навязывать им свои убеждения и посягать на свободу совести окружающих. За ними прочно закрепилась репутация людей, сеющих разделение, а не согласие. Они скорее уверены в собственной исключительности, нежели преисполнены любовью. Адвентисты смогут приносить больше пользы, если размягчатся и начнут больше думать об окружающих»53. 6) Адвентистам седьмого дня надо «трудиться вместе с другими рожденными свыше христианами и церквами. У всех нас имеются какие-то различия, будь то цвет кожи или день, в который мы предпочитаем ходить в Церковь. Если эти люди рождены свыше, нам надо вместе трудиться над тем, чтобы открывать окружающим любовь Христа. Нам следует вместе нести бремя и молиться о нуждах наших ближних в городах и селах. В прошлом христиане больше боролись друг с другом, нежели с дьяволом. Мы должны всегда любить людей и вместе стараться разрушить дела дьявола»54. И, наконец, пункт номер семь: «Священнослужители и члены церквей АСД могли бы начать разрушение тех искусственных барьеров, которые они сами же воздвигли. Если это должно стать делом всей религиозной общины в нашей стране, то священнослужителям Церкви АСД тоже придется в нем участвовать. Я имею в виду: делиться с другими, а не настаивать на том, что их вера — единственно истинная»55.

Можно было бы привести буквально сотни подобных высказываний, но и этих семи вполне достаточно, чтобы получить представление о том, как люди из других конфессий относятся к адвентистам седьмого дня. Ясно одно: нам надо быть более приготовленными к тому, чтобы в духе кротости и любви общаться с нашими братьями и сестрами из других вероисповеданий и открывать им Господа, Который посылает нас. Последняя цитата бросает самый серьезный вызов каждому из адвентистов седьмого дня. Этот пастор заглянул в самую суть нашего богословия и призвал нас доказать искренность нашего стремления служить обществу. Он говорит: «Если это должно стать делом всей религиозной общины… то священнослужителям Церкви АСД тоже придется в нем участвовать. Я имею в виду: делиться с другими…»56 Интересно отметить, что этот пастор призывает нас «делиться» своими убеждениями, а не идти на компромисс. Таким образом, перед нами поставлена задача быть трудолюбивыми, заботливыми и любящими членами общества и вместе с тем твердо держаться своей веры и убеждений. А наше главное убеждение должно заключаться в необходимости проявлять любовь к окружающим нас людям. Иисус сказал, что по этому признаку все узнают, что мы — Его ученики (см. Ин. 13:35). Святой Дух заверяет нас, что в надлежащее время нам представится возможность рассказать о нашем вероучении. Мы ясно видим — эта задача стояла перед Христом, и сегодня она стоит перед каждым истинным дитятей Божьим. Если мы хотим найти доступ к разуму и сердцу евангельских христиан, мы сначала должны протянуть им руку братского общения.

Сектантский образ адвентистов седьмого дня

Из приведенных выше цитат можно сделать такой вывод:

многие считают адвентистов сектой, а не христианами в библейском смысле этого слова. Они считают Церковь АСД позором для истинно христианского общества и верят, что наш Господь Иисус Христос недоволен вероучением и образом их жизни. Обидно сознавать, что люди могут думать о нас такое, когда мы столь сильно любим нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Но почему нас считают сектой? Ведь существуют же баптисты седьмого дня (которые, между прочим, и преподали нам истину о субботе), святые седьмого дня, пятидесятники седьмого дня, апостольские христиане седьмого дня и т.д.! Они подобно нам поклоняются Богу в седьмой день и любят Иисуса, и никто не называет их сектой! О них говорят, что они просто ходят в Церковь по субботам. Почему? Не потому ли, что мы как Церковь не очень охотно общаемся с другими вероисповеданиями? Или потому, что мы не едим некоторые продукты и являемся вегетарианцами? Может быть, потому, что мы не носим ювелирных украшений?

Многие члены наших церквей совершенно искренно говорят, что не понимают, как человек здравого ума может считать адвентистов седьмого дня сектой. Существует несколько причин подобного отношения к нам со стороны представителей других конфессий, но одну из них можно считать главной. Дело в том, что некоторые богословы считают, будто движение Свидетелей Иеговы вышло из недр Церкви адвентистов седьмого дня. Его начал Чарльз Тейз Рассел (1852- 1916) в конце 70-х годов XIX в.57. С тех пор Свидетели Иеговы распространились по всему миру и утверждают, что в их рядах насчитывается около трех миллионов человек (сегодня их больше, — прим. ред.). У Свидетелей Иеговы имеются какие-то сходства с адвентистами седьмого дня: они полностью отвергают табак и алкоголь, не празднуют разные языческие праздники языческого происхождения (а также Рождество и Хэллоуин или День всех святых), не верят в бессмертие души и считают Михаила архангела Христом. Нельзя отрицать, что все эти четыре доктрины являются фундаментальным учением и Свидетелей Иеговы, и адвентистов седьмого дня. И все же здесь кроется главная причина, по которой адвентистов седьмого дня называют сектой.

Христианский мир единодушен в том, что Свидетели Иеговы — это секта. И по стандартам христианской ортодоксии так оно и есть. Христианская община соглашается с тем, что христианами можно считать только те группы или отдельных личностей, которые принимают определенные пункты вероучения. Имеются в виду основополагающие истины протестантского христианства, такие, как Божественность Иисуса Христа, Его искупление, воскресение и Второе пришествие, богодухновенность и авторитет Библии. Обратите внимание на первую фундаментальную истину христианства: Божественность Иисуса Христа. Если организация не исповедует этой простой истины, она считается сектой. На собственном многолетнем опыте я убедился, что когда христианина-протестанта спрашивают, почему он считает Свидетелей Иеговы сектой, то в ответ можно услышать примерно следующее: они не принимают Троицу, не верят в то, что Иисус Христос и Бог суть одно; считают Иисуса сотворенным существом — ангелом по имени Михаил, но не Богом. Практически вся община христиан-протестантов считает Свидетелей Иеговы сектой, поскольку они не верят, что Иисус и Бог Отец суть одно.

Мы, будучи христианами адвентистами седьмого дня, тоже учим, проповедуем и возвещаем миру, что Михаил архангел — это Иисус Христос!58 Мне запомнилось, что я подумал об этом учении, когда впервые познакомился с ним, будучи пастором баптистской Церкви. Я подумал, что адвентисты маскируют себя -под христиан, тогда как в действительности они, как и Свидетели Иеговы, отрицают Божественность Христа. Адвентисты совершенно точно являются сектой!

Общаясь с адвентистами, я решил, что если они не смогут решить эту проблему, то я вообще не буду их слушать. Адвентисты представили мне в доказательство тексты из Библии по поводу Михаила архангела. Я был готов к тому, чтобы методично опровергать все тексты, которые они приводили.

Дан. 12:1 — С точки зрения человека, не принадлежащего к Церкви АСД, Михаил — не больше, чем могущественный ангел. Адвентисты пытаются истолковывать этот текст на основе своего специфического вероучения и не особенно вникают в то, что в действительности в нем сказано. Ангелы в Библии часто избавляли людей. Слово «князь» применяется в Священном Писании ко многим личностям, в том числе и к самому сатане. Иисус же в данном тексте вовсе не упоминается.

Откр. 12:7 — Опять-таки для человека, не принадлежащего к Церкви АСД, Михаил — не больше, чем могущественный архангел. Адвентисты пытаются истолковать этот текст на основе своего специфического вероучения и не особенно вникают в то, что в действительности в нем сказано. Здесь Михаил просто демонстрирует свое могущество. Вместе со своими ангелами Михаил побеждает дракона и его ангелов. Михаил не становится Иисусом оттого, что у него в подчинении есть ангелы. Иисус же в данном тексте не упоминается.

1 Фес. 4:16 — И вновь для человека, не принадлежащего к Церкви АСД, Михаил — не больше, чем могущественный ангел. Адвентисты снова пытаются истолковать этот текст на основе своего специфического вероучения, хотя в действительности в нем говорится совсем о другом. Вся проблема здесь в предлоге «при»59. Этот предлог, как и любой другой (например, «под», «над», «возле», «с», «вдоль», «перед» и т.д.), всего лишь указывает на положение одного субъекта по отношению к другому «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба». Из этого текста не следует, что возглас исходит от Господа, или что глас Архангела — это глас Господа, или что Господь трубит в трубу Данный текст говорит только о том, что возвращение Господа будет сопровождаться возвещением, гласом и трубой.

Иуда 1:9 — Еще раз, для человека, не принадлежащего к Церкви АСД, Михаил — не более, чем могущественный архангел. Они же снова пытаются истолковать этот текст на основе своего специфичного вероучения вопреки тому, что в нем говорится. Что касается использованного там оборота речи, то в греческом, как и в английском языке, существует подлежащее лица (subject of «person»). Подлежащее первого лица употребляется, когда действие говорящего человека, выраженное глаголом, направлено на того, к кому он или она обращается. Например, «я написал тебе». Подлежащее второго лица используется, когда действие говорящего человека, выраженное глаголом, направлено на него самого. Например, «я написал себе». Подлежащее третьего лица употребляется, когда человек с кем-то общается, а действие, выраженное глаголом, выполняется третей стороной, т. е. не тем, кто говорит. Например, «другой человек написал вам». В данном тексте мы видим, что в споре о теле Моисеевом участвуют три имени: Михаил, дьявол и Господь. Михаил архангел, обращаясь к дьяволу, говорит: «Да запретит тебе Господь». Поскольку Михаил не говорит «Я запрещаю тебе» или «Я запрещаю себе», он говорит о третьем лице. Следовательно, запрещает не он, а третья сторона: Господь. Михаил не сказал в данном тексте: «Я Господь, и Я тебе запрещаю». Тем не менее адвентисты настаивают на том, что Михаил архангел — это Иисус Христос.

Адвентисты должны основательно уяснить для себя философию и образ мыслей евангельских христиан — иначе успех, по сути дела, невозможен. Евангелие остается Евангелием, и Христу нет никакой необходимости изображать Себя Михаилом архангелом. Какую цель преследуют люди, пытающиеся изобразить Христа Михаилом архангелом? Скорее всего, они делают это потому, что отрицают Божественность Иисуса Христа! Будучи адвентистом седьмого дня, я задавал эти же вопросы прихожанам, пасторам и профессорам и в ответ слышал: «Об этом говорит Дух пророчества и Библейский комментарий АСД, и мы принимаем это учение». Я отвечал им: «Я тоже адвентист седьмого дня и верой принимаю это учение». Вместе с тем я не понимал, почему оно является непреложной истиной. Моя проблема заключалась в том, что я был не вправе надеяться на благосклонное отношение неадвентистского мира к Духу пророчества. Подобно апостолу Павлу, я желал и молился Богу всем сердцем о том, чтобы мои собратья во Христе, евангельские христиане, были спасены. Прежде всего я знал, что они имеют ревность о Господе, но не по рассуждению. Я недоумевал, как мне отстоять всю свою веру с помощью одного только Слова Божьего? Я вспомнил слова, вышедшие из-под вдохновенного пера, что если бы мы изучали Библию, как должно, то не нуждались бы в Духе пророчества. Таким образом, становилось понятно, что каждая наша доктрина и каждый пункт нашей веры основываются на Слове Божьем. Более того, нам необходимо умело обосновывать свою веру Библией в беседе со всеми интересующимися.

Первые несколько лет пребывания в Церкви христиан адвентистов седьмого дня я каждый день молился Господу, чтобы Он открыл мне, как с помощью Библии и только Библии доказать, что Михаил архангел на самом деле является Иисусом Христом, и почему это так важно для Евангелия. Первый год своего членства в адвентистской Церкви я был литературным евангелистом. Я начал изучать доктрину о святилище вскоре после того, как мы с моей женой Евой приняли крещение в 1983 году Когда я изучал книги с целью увеличить объемы продаж, мое внимание привлек вопрос о святилище, и с тех самых пор я не перестаю изучать его. Фактически, когда я начал изучать истину о святилище, Господь ответил на мою молитву и открыл мне, как можно с помощью Библии доказать, что Михаил архангел непременно должен быть Иисусом Христом и никем иным.