2. Понимание их учения/обычаев

А, Основы вероучения пятидесятников

Как мы уже видели, пятидесятничество — это быстро расширяющееся движение, вобравшее в себя несколько вероисповеданий и групп, и процесс этот еще не закончен. Мы должны учитывать тот факт, что корни пятидесятничества уходят в движение за святость, которое, в свою очередь, является неотъемлемой частью евангелического фундаментализма.

Изучив пункты веры нескольких пятидесятнических конфессий, мы можем предложить краткий, но не исчерпывающий обзор их вероучения, основанный преимущественно на вероучении Божьих Ассамблей. В примечаниях мы отразили некоторые их отличия от других групп в пятидесятническом движении. Божьи Ассамблеи верят:

1. Бог вечно существует в трех лицах: Бог Отец, Иисус Христос СЫН и Святой Дух.

2. Священное Писание — это вдохновенное Слово Божье и «всеобъемлющее правило веры и жизни»24. Некоторые пятидесятники верят в «вербальную инспирацию (дословное вдохновение) Библии»25.

3. Род человеческий был сотворен «добрым и правым», но вследствие добровольного преступления впал в грех. Единственная надежда для человечества — получить искупление в Иисусе Христе, Сыне Божьем26.

4. Люди оправдываются только благодатью Божьей27.

5. Кто искренно кается и принимает Иисуса Христа, тот спасается омовением возрождения и обновления во Святом Духе. Будучи оправданными благодатью через веру, такие люди становятся Божьими наследниками благодаря своей надежде на вечную жизнь.

5а. Спасение подтверждается двойным свидетельством: внутренним и прямым свидетельством Духа (см. Рим. 8:16) и внешним свидетельством праведной жизни и истинной святости»28.

6. Вечеря Господня состоит из хлеба и плода виноградной лозы, которые символизируют приобщение верующих к Божественной природе нашего Господа Иисуса Христа (см. 2 Петр. 1:4)29.

7. Все верующие должны искренно стремиться к получению обетования Отца, то есть к крещению Святым Духом и огнем по повелению Господа Иисуса Христа30.

8. «Крещение Святым Духом подтверждается внешним знамением говорения на языках, как Дух Божий «дает провещавать» (Деян. 2:4). Говорение на языках, по сути, то же самое, что и дар языков (см. 1 Кор. 12:4-10), однако отличается от него по своему предназначению и применению»31

9. Полное (или всестороннее) освящение подтверждается послушанием Слову Божьему32.

10. Церковь — это тело Христа и обиталище Бога посредством Духа. Ей надлежит исполнить великое поручение. Каждый верующий — член ассамблеи (собрания) и часть Церкви первенцев33.

11. Церковь осуществляет освященное Богом служение, цель которого — евангелизация мирал созидание Тела Христова34.

12. «Искупление избавляет всех верующих от болезней, и это является их преимуществом»35.

13. Умершие с верой в Господа Иисуса Христа будут воскрешены и взяты на небо36.

14. «Откровение Господа с небес, спасение Израиля по плоти и тысячелетнее правление Христа на земле обещаны в Священном Писании. Это надежда всего мира».

15. «Дьявол и его ангелы, зверь и лжепророк, а также те, чьи имена не будут записаны в книге жизни, подвергнутся вечному наказанию в озере, горящем огнем и серой. Это вторая смерть».

16. По обетованию Божьему они (Божьи Ассамблеи) ожидают нового неба и новой земли, на которых обитает правда.

Б. Некоторые пятидесятнические организации

1. Международное братство деловых людей, принявших полное Евангелие (МБДЛПЕ)

Это организация евангельских христиан, рядовых членов Церкви, основанная в 1953 году американцем армянского происхождения Демосом Шакарьяном. В интервью с Джорджем Вандеманом он сказал, что не говорит языками. «Шакарьян не собирался быть проповедником, но избрал евангелистов, которые показались ему перспективными, он оплачивал их расходы и выплачивал им щедрое вознаграждение»37.

Шакарьян объясняет название организации (Международное братство деловых людей, принявших полное Евангелие) в книге «Самый счастливый народ на земле». В беседе с Оралом Робертсом Шакарьян сказал: «Полное Евангелие. Это значит, что на наших собраниях должны затрагиваться все евангельские темы без исключения. Исцеление. Языки. Избавление. Что бы ни происходило в жизни человека, он может свободно рассказывать обо всех своих опытах. Деловые люди — значит обычные люди, рядовые члены Церкви. Братство. Это идеальные взаимоотношения между людьми, которые любят встречаться друг с другом, но не для того, чтобы вырабатывать всевозможные правила и проводить бесчисленные совещания и советы или что-либо подобное. Международное.. Я знаю, это слово звучит нелепо. Но оно мне подсказано Богом: международное братство, весь мир, всякая плоть»38.

Пятидесятническое движение рядовых членов МБДЛПЕ проводит собрания каждое утро в субботу39 в разных филиалах, на которых обсуждает свою миссию и стратегию. * Миссия МБДЛПЕ сформулирована следующим образом:

* Обращать представителей всех народов к Иисусу Христу;

* Призывать людей вернуться к Богу;

* Помогать верующим креститься Духом Святым и возрастать духовно (см. Мф. 28:19, 20);

* Обучать и готовить людей для выполнения Великого поручения (см. Мф. 28:19, 20);

* Создавать возможности для братского христианского общения;

* Укреплять единство всех верующих в теле Христа. Роланд Р. Хегстад сообщает нам в книге «Стук в ворота»40, что весной 1972 года движение МБДЛПЕ провело собрание в г. Финикс, штат Аризона, в ходе которого обратило особое внимание на Церковь адвентистов седьмого дня. МБДЛПЕ имеет филиалы более чем в 140 странах и к 1997 году планирует вести работу в 200 странах. Среди них можно назвать в качестве примера Острова Зеленого Мыса (Кабо Верде), Канар-ские острова, Ботсвану, Туркменистан, Лесото, Узбекистан, Вьетнам… и остров Питкерн41!

Холленгер считает, что движение МБДЛПЕ внесло решающий вклад в распространение пятидесятнических идей по всему миру Однако некоторые проповедники пятидесятнического движения обвиняют эту организацию в том, что по своей структуре и методам пропаганды она больше руководствуется принципами эффективности светского бизнеса, нежели Духом Святым». 2. Харизматическое движение обновления.

Так называется пятидесятническое движение в католической Церкви, известное также как неопятидесятничество43. Харизматическое движение — это международное, спонтанное и межконфессиональное сообщество христиан, верящих, что в наше время проявляются дары Святого Духа44. Это движение действует в согласии с традиционными христианскими церквами. Оно было одобрено авторитетными руководителями многих вероисповеданий, таких, как Римско-католическая церковь (харизматическое обновление), православные и протестантские церкви.

«О небывалом росте неопятидесятничества можно судить по посещаемости Международной конференции харизматического обновления в католической Церкви, которая каждый год проводится в городе НотрДам, штат Индиана. Если в 1967 году на подобном собрании присутствовало всего 90 человек, то в 1974 году число делегатов увеличилось до 30 тысяч»45. Одним из выдающихся католических деятелей этого движения был кардинал Джозеф Л. Сьюненс (умер в 1996 г.).

Участники движения называют себя «харизматами» (термин образован от греческого слова «харизма», то есть «дар»). Традиционно считается, что это движение зародилось на территории Дукесневского университета в г. Питтсбург, штат Пенсильвания, в 60-х годах.

Одной из главных особенностей движения является акцент на говорении языками как неотъемлемой части истинного христианского опыта.

Харизматы не применяют метод высшего критицизма при чтении и изучении Библии, предпочитая читать Священное Писание для молитвенных целей. Многие члены харизматического обновления (католики) и пятидесятники (протестанты) подписали экуменический документ с многозначительным названием: Евангельские христиане и католики вместе: христианская миссия в третьем тысячелетии» (март 1994 г.)46.

Год 2000-й. Готовясь к 2000-летней годовщине Рождества Христова, Римско-католическая церковь разработала подробную программу Сначала она начала осуществлять программу Е2000 (Евангелизация 2000) с подпрограммой L2000 (Люмен 2000, католическая программа средств массовой информации под общим руководством Тома Форреста), которая сегодня реализуется в разных странах.

Из обращения папы Иоанна Павла Второго под названием «Терцио Милленио Адвениенте» следует, что он намерен пригласить представителей всех мировых религий на совместное празднование 2000-летней годовщины Рождества Христова, чтобы вместе совершить богослужение.

Первый год приготовления, 1997-й, посвящался Отцу и Сыну; второй год, 1998-й, посвящался Богу и Святому Духу; третий год приготовления — это время возвращения к Богу, а 2000 год — это год юбилея47. 3. Торонтское движение благословения

Торонтское движение благословения — одно из последних явлений, приковавших к себе внимание евангельского мира. Впервые оно дало о себе знать 20 января 1994 года в церкви «Торонто Эйрпорт Вайнъярд Феллоушип», когда в этой общине начался цикл из четырех вечерних собраний.

Согласно отчету Комитета веры и порядка, направленному в Британскую методистскую конференцию, «старший пастор Джон Арнотт и группа руководителей была ошеломлена, когда в первый вечер после выступления проповедника все собрание откликнулось на приглашение «принять молитву». Все, что произошло потом, они истолковали как могущественное действие Святого Духа. Оно сопровождалось такими физическими проявлениями, как падение на землю и «успокоение в Духе», дрожание, тряска и судорожные подергивания; смех, плач и завывания; кажущееся опьянение; энергичные телодвижения — бег и прыжки на месте; животные звуки; принятие и провозглашение так называемых пророческих откровений; видения и целый ряд других мистических опытов Хотя перечисленные явления никак не назовешь новыми для пятидесятников и харизматов, в этом движении они проявлялись интенсивнее, чаще и получили более широкое распространение. Светская пресса в шутку окрестила описанное явление «благословением в Торонто». Это название очень некстати привязалось к нему. Во-первых, здесь неуместен акцент на одном городе, а во-вторых, весьма сомнительно, в самом ли деле это можно считать «благословением»48.

Так называемое благословение в Торонто не одобряется всеми пятидесятническими или харизматическими движениями49. Вот почему Антти Хайма вполне обоснованно сравнивает благословение в Торонто с практикой кундалини, которая также включает в себя животные звуки, дрожание, тряску, эйфорию, измененные состояния психики и т.д.50 Может ли подобное проявление в Торонто в самом деле быть «благословением»?