3. Некоторые основные доктринальные заблуждения и библейский ответ

А. Однажды спасен — спасен навсегда?

Эта точка зрения известна также как «учение об устойчивости» или «учение о вечной безопасности». Она родственна учению о предопределении. Согласно данной теории, если вы присоединились к Божьей семье, Господь никогда вас не оставит. Так, если вы отпадете, Бог простит вас и за вами все также будет закреплено место в Его вечном Царстве. Даже явное отвержение Христа будет рассматриваться не более, как плохое поведение, не помешающее вам спастись.

Оценивая представленную точку зрения, мы должны принять во внимание: 1) свободную волю человека; 2) условные высказывания Библии, предваряемые словом «если», 3) предупреждения Священного Писания по поводу возможного духовного отпадения.

1. Свободная воля. Ничто не может разлучить нас с Богом, кроме нас самих. Это так. Мы можем потерять связь с Ним, если решим отвергнуть Его защиту и средства, предусмотренные Им для нашего спасения.

Сотворив Адама и Еву, Бог поселил их в идеальных условиях, но они согрешили. Что Бог предпринял? Воспользовался ли Он Своей непреодолимой благодатью, чтобы изменить их волеизъявление? Нет, не воспользовался. Бог дал Адаму и Еве свободу выбора. Тот же принцип применим ко всем людям во все века, в том числе и в наши дни.

2. Условные тексты в Библии. В Священном Писании есть много «если», много условий, которые хорошо объясняют отношение Бога к Своим последователям. Господь сказал израильтянам: «Если ты будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь, Бог твой, поставит тебя выше всех народов земли… Если же не будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя» (Втор. 28:1, 15).

В Новом Завете также много условных придаточных предложений с союзом «если»: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (Ин. 15:10). «Вы — друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (ст. 14). «Дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца» (Евр. 3:6).

3. Предупреждения Священного Писания о возможной духовной неудаче. «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, как бы не упасть» (1 Кор. 10:12). «Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него» (Евр. 2:1-3). «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (Евр. 3:12-14).

Библия ясно показывает, что согрешающий отпадает, к примеру, в притчах о сеятеле (см. Мк. 4:3-9), о плевелах (см. Мф. 13:24-30, 36-43), о десяти девах (см. 25:1-13) и о талан-тах (см.Мф.25:14-30).

Б. Тайное восхищение или видимое пришествие?

Некоторые пятидесятники верят в учение о «тайном восхищении»51. Время от времени можно услышать, что Божьи святые будут восхищены52 до великой скорби, поскольку она будет предшествовать Второму пришествию Господа.

Описывая тайное восхищение, некоторые популярные религиозные издания пишут, что машинисты поездов и водители автобусов таинственно исчезнут из своих кабин, после чего испуганные пассажиры понесутся к своей погибели, а церковные скамьи внезапно опустеют, ибо сотни верующих будут неожиданно взяты на небо. Супруги исчезнут из-за обеденного стола или прямо из спальни. Вот почему некоторые евангельские христиане говорят: «Если шофер исчезнет, берите руль».

Когда пятидесятники говорят о «тайном восхищении», они имеют в виду следующее:

* Тайное, безмолвное «взятие на небо» истинно верующих в Господа Иисуса Христа.

* Близкое по времени событие, которое может произойти в любой день или в любую ночь.

* Когда это произойдет, весь мир будет застигнут врасплох.

* Тайное восхищение произойдет примерно за семь лет до того, как Спаситель вернется на землю. После восхищения начнутся скорби, описанные в Книге Откровение.

Распространение идеи. Примерно в 1830 году молодая шотландка по имени Маргарет Макдональд имела видение, в котором ей было показано, что некоторые верующие будут взяты с земли до того, как начнется последняя великая скорбь, и до пришествия антихриста53. Дейв Макферсон утверждает, что ее видение повлияло на мышление Дж.Н. Дарби, и Плимутские братья начали распространять его учение.

Дж.Н. Дарби был одним из самых знаменитых проповедников, распространявших учение, известное как «претрибуляционизм». В нем подчеркивалось, что Божественное вмешательство состоится еще до великой скорби, которая случится накануне пришествия Господа.

В первой половине XX в. претрибуляционизм получил широкое распространение. В его пропаганде важную роль сыграли такие люди, как А.К. Габелейн, К.И. Скоуфилд, Джеймс М. Грей (из Института Муди), Рубен Торрей и многие другие54. Библия Скоуфилда, изданная в 1909 г. и переизданная в 1917 г., внесла свой вклад в пропаганду рассматриваемого учения.

Но основано ли это учение на Библии? 1. Опасность неправильного понимания Писания. Для начала можно сказать, что слово «восхищение» (как взятие) не встречается в оригинальном тексте ни Ветхого, ни Нового Завета, а это значит, что в подтверждение данного учения нельзя привести ни одного библейского стиха. Тем более по отношению к фразе «тайное восхищение». Откуда же взялось учение о тайном восхищении? Какие библейские стихи использовали верующие, чтобы прийти к подобному поразительному умозаключению, согласно которому тысячи (возможно, даже миллионы) истинно верующих людей могут быть в любой момент тайно восхищены на небо, тогда как оставшиеся на земле будут переживать скорби, описанные в Книге Откровение? Как развилось это удивительное учение о тайном восхищении? По моим наблюдениям чаще всего в подтверждение учения о тайном восхищении используются следующие библейские тексты:

Лк. 17:34-36: «Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится».

1 Фес. 4:16,17: «Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем».

Внимательное изучение библейских текстов, в которых описывается возвращение Христа, показывает: есть веские основания отвергнуть учение о двух этапах пришествия Христа и о тайном восхищении верующих.

2. Используемые термины. Второй довод вытекает из библейских слов, явно противоречащих тому, что пытаются утверждать некоторые верующие. Что я имею в виду? Учение о тайном Втором пришествии Господа никак не вяжется с такими словами, как парусия («пришествие»), апокалипсис («откровение») и эпифания («демонстрация» или «явление»). Эти слова часто используются в Новом Завете в отношении Второго пришествия, но они никак не поддерживают идею о тайном восхищении перед временем скорби.

Слово «парусия» используется в 1 Фее. 4:15 для описания пришествия Господа. Там сказано: «Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия [«парусия»] Господня, не предупредим умерших». И хотя приверженцы теории претрибуляционизма утверждают, что в данном тексте говорится о тайном восхищении, Павел использует то же самое слово в 1 Фее. 3:13, когда говорит о пришествии Господа’ «Чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцом нашим в пришествие [«парусия»] Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его».

Очень трудно поверить в тайное пришествие Господа со «всеми святыми». Во 2 Фее. 2:8 Павел говорит: «И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия [«парусия»] Своего». Павел снова употребляет то же самое слово «парусия», описывая пришествие Христа, которое приведет к гибели антихриста. Писатели, стоящие на позициях претрибуляционизма, считают, что это произойдет на втором этапе возвращения Христа.

Очевидно, что слова «апокалипсис», «парусия» и «эпифания» используются для описания пришествия Христа после великой скорби. Все сомнения исчезают, когда мы читаем Мф. 24:27: «Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие [парусия] Сына Человеческого» и «как было во дни Ноя, так будет и в пришествие [парусия] Сына Человеческого» (ст. 37). См. также 2 Фес. 2:8. Тот же принцип применим и к слову «апокалипсис» во 2 Фес. 1:7: «А вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами. в явление [апокалипсис] Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его», а также к слову «эпифания» во 2 Фее. 2:8:

«И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением [эпифания] пришествия [парусия] Своего».

Вот почему можно сказать, что новозаветные слова, описывающие «блаженное упование», исключают возможность тайного пришествия Христа с целью похитить или восхитить Божью Церковь. Библия также не учит, что после тайного восхищения наступят семь лет великой скорби, а затем — видимое и славное пришествие, которое станет началом тысячелетнего иудейского царства. Библейские слова ясно указывают на одно пришествие Христа, неделимое, которое произойдет после великой скорби. Оно принесет спасение верующим и воздаяние делателям неправды.

3. В Новом Завете нет описания тайного восхищения Церкви.

Третьим доводом против доктрины тайного восхищения до начала времени скорби является тот факт, что в Новом Завете ничего не говорится об этом событии. Один из текстов, на которые ссылаются сторонники учения о тайном восхищении, записан в 1 Фес. 4:15-17. Однако внимательное прочтение этого библейского отрывка показывает, что его смысл прямо противоположен тому, что утверждают претрибуляционисты. В нем сказано, что Господь сойдет «при гласе Архангела» и «трубе Божьей», и что святые, оставшиеся в живых, «восхищены будут» вместе с умершими «на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем».

Трудно поверить, что выражения типа «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божьей» можно использовать для описания тайного и непредвиденного события. Скорее, мы оказываемся перед одним из самых ярких библейских текстов, описывающих видимое и слышимое пришествие нашего Господа. Поскольку о звуке трубы также говорится в Мф. 24:31 и 1 Кор. 15:52, мы можем также предположить, что Второе пришествие будет в высшей степени видимым и общественным событием.

4. Божья Церковь не может быть восхищена до великой скорби. Четвертый довод, опровергающий учение о тайном восхищении, основан на отсутствии библейского обоснования самого этого понятия. Иисус предсказал, что наступит время конца: «Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» (Мф. 24:21). Он также предсказал, что для «избранных» наступят трудные дни (см. ст. 22). Утверждать, что «избранные» — это только верующие из евреев, а не члены всей Церкви, значит, пренебрегать тем фактом, что Христос говорил об учениках, представлявших не только государство Израиль, но и всемирную Церковь. Это подтверждается в Евангелиях от Марка и от Луки, которые передают те же слова Христа, но в другом контексте, говорящем также и о язычниках (см. Мк. 13 и Лк.21).

5. Защита во время скорби. Пятый довод заключается в следующем. Христос не обещал похитить Церковь до времени скорби. Напротив, Господь обещал защищать ее во время

грядущих скорбей. Когда Господь молился Отцу, Он сказал такие слова: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» (Ин. 17:15). В вести к Филадельфийской церкви Христос обещал: «Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» (Откр. 3:10). Понятно, что если бы Церковь была восхищена до времени «великой скорби», ей не понадобились бы обетования о Божественной защите.

В. В какой день нам следует покоиться?

Харизматические и пятидесятнические движения соблюдают воскресенье как день покоя. Но по Библии воскресенье не является днем покоя, и Бог не заповедал нам святить этот день. Более того, в Библии нет ни одного указания на то, что надо соблюдать первый день недели, воскресенье. Речь идет только о седьмом дне, субботе.

Библейское основание для соблюдения субботы

Необходимо помнить о происхождении нашей планеты. Только тогда мы сможем узнать историческое и библейское значение субботы и иметь ясное представление о происхождении дня покоя, определенного в Священном Писании.

1. «День рождения мира». Слово суббота образовано от еврейского «шабат», что означает «конец работ», или «покой». С самого первого упоминания в Библии оно обозначает субботу как седьмой день недели и говорит о прекращении деятельности или покое от работы. Бог представлен в данном стихе как главное действующее лицо. Он сотворил этот день и покоился в этот день от Своих дел, которые Он делал в течение творческой недели.

Три еврейских слова взаимодействуют в цитируемом тексте, указывая на то, что Бог благословил субботний день. Это значит, что Бог именно данный день назначил днем отдыха. Он освятил его, то есть отделил от всякого мирского труда и, наконец, Он дал нам пример и образец, потому что Сам покоился в этот день (см. Быт. 2:1-3).

Указанное место Писания чрезвычайно важно в историческом аспекте, потому что еще до того, как появились израильтяне, Бог избрал седьмой день для общения с людьми во времени. Еще до появления мусульман или католиков, протестантов или буддистов Господь избрал субботу, чтобы обогатить духовность всего человечества и предложить ему общение с Небом.

Первое библейское упоминание о субботе гласит: «Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил [«барак»] Бог седьмой день, и освятил [«кадош»] его, ибо в оный почил [«шабат»] от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:1-3).

Эта первая библейская ссылка на субботний день (см. Быт. 2:1-3) говорит о Божьем покое. Никогда раньше слово «покой» не было связано с творческой деятельностью Господа. По этой причине Филон Александрийский сказал, что суббота подобна празднику не какого-то одного города или государства, но всей Вселенной. Ее можно назвать «днем рождения мира».

Этот Божественный памятник, изваянный во времени и написанный на камне, был увековечен в Десяти Заповедях, содержащих Божественное указание соблюдать субботу творения и воздерживаться в этот день от всякой работы (см. Исх. 20:8-11). Кроме того, суббота напоминала об избавлении людей (см. Втор. 5:12-15), поскольку Бог освободил израильтян из Египта во время исхода. Освободив их. Господь дал им Закон как поведенческий кодекс и вечное знамение завета между Ним и человечеством (см. Исх. 31:12-18).

Согласно Библии, суббота — единственный день, название которого вдохновлено Божественными действиями (см. Быт. 1:5,8,13,19, 23, 31; 2:1-13). Слово «шабат» в Священном Писании указывает также на цикличные праздники (см. Лев. 23:23-44), выполнявшие в Израиле религиозное предназначение. Они были установлены в память о действиях Бога в истории во благо Своего народа. (Например, субботы в связи с Пасхой. Сама же Пасха была празднованием освобождения из Египта). Через соблюдение этих праздников ценности народа передавались грядущим поколениям. Выдающееся место среди всех праздников занимал День искупления (см. Лев. 23:32).

Нет сомнений в том, что в Ветхом Завете седьмой день недели (то есть суббота) был днем покоя для Израиля (см. Ис. 58:12, 13). Только четвертая заповедь содержит повеление (см. Исх. 20:8-11), уходящее корнями в историю творения (см. Быт. 2:1-3).

2. Суббота в Новом Завете. Во время Своего земного служения Иисус несколько раз говорил о субботе. Господь сказал, что этот день был сотворен во благо человека (см. Мк. 2:27), а потом добавил: «Посему Сын Человеческий есть господин и субботы» (ст. 28). Иисус ясно указывал нам на необходимость соблюдения субботы, даже несмотря на трудности и гонения (см. Мф. 24:20).

В наше время разные христианские конфессии отказываются соблюдать субботу в основном на основании своего истолкования таких мест, как Рим. 14:5, 6; Кол. 2:16, 17иЕвр.4:1-11. В Рим. 14:5, 6 речь идет о «дне» вообще, а не о каком-то конкретном дне недели. Внимательное прочтение этого текста приводит нас к заключению, что вряд ли Павел имел в виду субботу, поскольку он употребляет греческое слово «диалогизмон» или «мнения» (Рим. 14:1). О субботе (шаббат) из 4-й заповеди невозможно говорить как о «мнении». Заповедь, начертанная перстом Божьим на каменной скрижали, есть не чье-то спорное мнение, а неоспоримое изъявление воли Бога живого.

В Послании к Колоссянам апостол язычников не подвергает сомнению само соблюдение субботы, но отвергает неверный способ ее соблюдения. Из контекста следует, что Павел сражался с пустой философией, основанной на человеческом предании, а не на Христе (см. Кол. 2:11), со странной разновидностью поклонения ангелам (ст. 18) и с некоторыми обрядами, изобретенными людьми (ст. 20-28).

3. Суббота и Иерусалимский Собор. Было ли изменено соблюдение субботы как дня покоя на Иерусалимском Соборе? Было ли оно заменено на соблюдение воскресного дня? Иерусалимский Собор (см. Деян. 15), то есть Первый Собор христианской Церкви, не изменял соблюдения субботы. Напротив, он утвердил субботу как законный и вселенский обычай христианской Церкви (см. Деян. 15:21), не подлежащий изменению. Первый Собор Церкви поддержал соблюдение субботы и подтвердил ее всемирное значение.

Итак, суббота — это одна из Десяти Заповедей, начертанных перстом Божьим (см. Исх. 31:18). Она не упразднялась и не изменялась. Можно утверждать, что соблюдение субботы (см. Исх. 20:8; Втор. 5:12) обязательно для тех, кто хочет войти в Божественный покой (см. Евр. 4:9; Мф. 11:28-30). Покой в субботний день доказывает послушание Богу (см. Евр. 4:8-11). Когда Книга Откровение говорит о преследуемых детях Божьих (см. Откр. 12:17), она определяет их как соблюдающих заповеди Божьи и имеющих веру Господа Иисуса Христа (см. Откр. 14:12).

Г. Человеческая природа согласно Библии

Что такое человек? Имеют ли люди бессмертные души? Есть ли после земной жизни другая, загробная жизнь? Это традиционные вопросы, имеющие отношение к природе человека. Как Библия отвечает на них? Согласно Священному Писанию, от самого творения люди были наделены условным бессмертием, то есть до тех пор, пока они оставались верны Богу, им был открыт доступ к дереву жизни. Но Адам и Ева пали. Бог сказал им:

«А от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:17). С этого момента единственной надеждой человечества стал Христос, Который любит нас и не хочет чьей-либо погибели, но чтобы все верующие в Него имели жизнь вечную (см. Ин. 3:16).

Изначально люди были задуманы и сотворены Богом. Библия говорит’ «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1:26). В этом стихе есть два важных слова: «образ» и «подобие» (см. Быт. 1:27; 5:1; 9:6). Они показывают, что люди были сотворены по образу и подобию Бога. Библия описывает существование людей в связи с существованием Бога. Они неразрывно связаны между собой как Творец и творение.

Изначально в иудаизме существовало представление о психосоматическом единстве человека (единстве души и тела), хотя постепенно это правильное понятие было извращено. Некоторая часть еврейского общества, попав под влияние эллинских философских воззрений, стала придерживаться дуалистических взглядов013 на человеческую природу. Часть евреев стали считать, что человек подобен Богу именно тем, что обладает бессмертной душой. Тело же рассматривалось только как вместилище духа. А иные учили, что «подобие», о котором говорит Библия, относится к сфере нравственности и выражается в свободе выбора, данного Богом человеку.

Однако дихотомическое представление о человеческой природе (бессмертная душа и смертное тело) не основывается на Ветхом Завете. Внимательное прочтение библейских текстов и анализ ключевых терминов, таких, как «нефеш», «нешама» и «руах», не подтверждают учение о том, будто люди имеют внутреннюю жизнь, независимую от тела. Библия говорит: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою [«нефеш»] живою». Невозможно утверждать, что люди имеют «нефеш». Они сами являются «нефеш».

Человека нельзя расчленять на автономные части. Неправомерно говорить, будто «нефеш» существует сама по себе независимо от тела. Библия учит, что человек — это целостное и неделимое существо. Когда он умирает, то умирает весь человек, а не какая-то одна из его частей. Иезекииль говорит, что «душа [нефеш] согрешающая, она умрет» (Иез. 18:4). Этот стих ясно показывает, что под словом «душа»- подразумевается весь человек, вся личность.

Данный факт, в свою очередь, вызывает у нас несколько вопросов. Например, может ли человек что-то знать после смерти. Библия ясно говорит о том, что умерший не обладает никаким знанием: «В чести ли дети его — он не знает, унижены ли — он не замечает» (Иов 14:21). Она также учит, что у мертвых нет мыслей: «Выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его» (Пс. 145:4). Может ли мертвый знать что-либо? «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают» (Еккл. 9:5).

Согласно Библии, человек начинает жизнь как неделимое целое, и точно так же заканчивает ее. Существует ли воскрешение? Да. Писание говорит: «Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4:14). Воскрешение будет означать возвращение к жизни этого чудесного, целостного существа под названием человек.

Идея о бессмертии души, продолжающей жить после смерти, не подтверждается Библией. Согласно Библии, бессмертной души не существует. Бессмертным является только Бог. Он — «Единый имеющий бессмертие. Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь» (1 Тим. 6:16)014 .

Библия представляет мертвых спящими, которые даже не помнят о Боге. Такова была участь всех Божьих мужей прошлых лет, включая царя Давида. Вот что сказал о нем апостол Петр в своей знаменитой проповеди: «Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня». После этого он утверждает: «Ибо Давид не восшел на небеса» (Деян. 2:29,34). Давид, подобно всем Божьим святым, умер, находится в могиле и ожидает славного дня воскрешения.

Утверждающие, будто сразу после окончания земной жизни начинается другая, загробная жизнь, учат тому, чего нет в Библии. Господь взошел на небо, чтобы приготовить место для Своих последователей (см. Ин. 14:2), но Он вернется за ними. Господь Иисус сказал: «Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14:2, 3).

Д. Личный религиозный опыт — основа пятидесятничества

Лично я всегда считал, что для уяснения сути пятидесятничества необходимо понять, как пятидесятники «ощущают» свой религиозный опыт. Очень трудно индентифицировать это движение с богословской или философской точки зрения, потому что для пятидесятников религия — это скорее личный, субъективный опыт, нежели объективное знание.

Пятидесятников больше всего волнует опыт, а не вероучение. У них нет единства ни в вопросах вероучения, ни в рабочем курсе, ни в других областях, за исключением крещения Духом и проявления духовных даров (харизмы).

Описывая, как католическая Церковь соприкоснулась с пятидесятничеством, Роланд Р. Хегстад рассказывает о первом харизматическом «опыте» Роджера Александера. Это случилось, когда он со своими друзьями пришел в Нотрдамский университет в штате Индиана. «Когда друзья стали молиться надо мной, — рассказывает сам Роберт, — в моих руках и ногах начались странные ощущения, которые постепенно распространились по всему телу. Это было похоже на разряды тока. Впечатление сложилось такое, будто все под кожей у меня дрожит. Впервые в жизни я по-настоящему понял Божью силу После этого я на короткое время сел и помолился… Внезапно губы мои задрожали… И когда я преклонил колени, с моих уст сорвался ряд странных звуков. Я не контролировал звуки, которые производил, но, несмотря на это, меня наполнило необыкновенное счастье и мир, какого я раньше никогда не испытывал»55.

Совершенно очевидно, что Роджер Александер не подвергает сомнению Божественный характер своего опыта. Напротив, он делает вывод: «Впервые в жизни я по-настоящему понял Божью силу». Почему Роджер Александер пришел к выводу, что он испытал Божью силу? Разве чудесами и даром языков владеет только Бог? Разве во Вселенной нет другой силы, способной подделать их?

Павел, апостол язычников, считал, что сатана может обманывать и подделывать чудеса: «Того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякой силой и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» (2 Фес. 2:9, 10).

Есть два типа христиан, которых можно прельстить: 1) не верящих в зловещее служение злых ангелов. Они склонны приписывать Богу все сверхъестественное и необъяснимое. Они ищут чудеса (и находят их) за каждым кустом — неважно, горит он или нет; и 2) христиане, полагающиеся исключительно на свои чувства. Они являются христианами потому, что имеют чувства. Они чувствуют себя спасенными, чувствуют внутренний мир, чувствуют руку Божью, ведущую их.

С такими людьми трудно говорить о каком-то вероучении, потому что они придают гораздо большее значение личному опыту. Некоторые из них утверждают, что опыт намного лучше аргумента или довода. Любой, кто осмелится подвергнуть сомнению какой-либо их опыт, считается богохульником.

Согласно Бернарду Рамму, пятидесятники рассуждают так:

1. У меня был чудесный опыт.

2. В Новом Завете рассказывается о подобных опытах.

3. Поэтому мой опыт истинен56.

Если применить этот силлогизм к говорению языками, то может получиться следующее:

1. У меня был необыкновенный опыт: «Я заговорил на языках».

2. Подобные опыты (говорение на языках) описаны в Библии.

3. Следовательно, мой опыт истинен.

Вот почему пятидесятник Гордон Фи говорит: «Вполне вероятно, и это очень важно отметить в целом, что опыт пятидесятников предшествует их герменевтике015 . В каком-то смысле пятидесятник склонен проводить экзегезу собственного опыта016 «57.

Подобная логика опирается на опыт, движется в сторону истины, но в конечном итоге вызывает замешательство. Почему? Опыт может подтверждать целое вавилонское столпотворение опытов и ощущений, которые нам предлагают принять как истинные и Божественные. Согласно этой точке зрения, опыты Мэри Бейкер Эдди58 и Джозефа Смита59 такие же ценные и истинные, как и опыт епископа Пайка, Ийи Авилы, Луиса Палау или Билли Грэма.

В библейской летописи есть эпизод, хорошо иллюстрирующий вышесказанное. Когда Моисей был послан к фараону и попросил его освободить израильтян, египетский царь потребовал у него знамений. Моисей велел Аарону бросить его жезл на землю, и жезл превратился в змею. Совершилось удивительное знамение, но на этом ничего еще не закончилось. Когда чудо увидели волхвы, находившиеся в окружении фараона, они сделали то же самое. Они подделали Божье чудо. В следующий момент было трудно определить, какое из чудес истинно. В конце концов «жезл Ааронов поглотил их жезлы» (Исх. 7:12). Но как измерить подлинность чуда, когда один жезл не поглощает другие?

Очевидно, если ориентироваться только на свой опыт, можно обмануться. Позвольте пояснить эту мысль, сравнив два очень похожих опыта.

Опыт 1 (Роджер Александер): «В моих руках и ногах начались странные ощущения, которые постепенно распространились по всему телу. Это было похоже на разряды тока. Впечатление сложилось такое, будто все под кожей у меня дрожит. Впервые в жизни я по-настоящему понял Божью силу После этого я на короткое время сел и помолился… Внезапно губы мои задрожали… И когда я преклонил колени, с моих уст сорвался ряд странных звуков. Я не контролировал звуки, которые производил, но, несмотря на это, меня наполнило необыкновенное счастье и мир, какого я раньше никогда не испытывал»60.

Опыт 2: «Когда вы входите в состояние транса, ваши руки и тело могут судорожно подергиваться, как будто вы подвергаетесь неожиданным ударам. Когда сходит сила духа, у человека начинаются заметные судороги или вибрация рук и кистей рук, которая иногда переходит на все тело… Когда входит дух, в руках чувствуется особенно сильное покалывание, горение и дрожь, словно вас колют иголками и булавками. Примерно то же вы чувствуете, когда электрический ток проходит через все ваше тело от головы до ног»61.

Если сравнить оба опыта, можно обнаружить, что:

1. В обоих случаях имеют место необычные, ни на что не похожие физические ощущения. В одном случае это странное ощущение распространяется по всему телу.

2. Оба человека имели похожие ощущения в руках.

3. Оба сравнивают то, что они испытали, с «электрическим разрядом».

Если главным критерием считать субъективный опыт, то можно сделать вывод, что оба опыта истинны и даны свыше от Бога. Воспользовавшись логикой Рамма, можно заключить, что 1) оба человека имели потрясающий опыт, 2) подобные опыты описаны в Новом Завете, а значит, 3) оба опыта истинны и ниспосланы свыше. Но мне кажется, что ни один пятидесятник не согласился бы с тем, что второй опыт ниспослан свыше от Бога. Дело в том, что второй опыт описал спирит, только что вошедший в состояние транса и принявший духа.

В Нагорной проповеди Иисус говорил в том числе и об обмане. Господь нарисовал два пути, которые открываются перед каждым христианином: один узкий, а другой широкий. Он повелевает нам: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13, 14).

В том же контексте Господь упомянул о работе лжепророков и сказал: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:20). Как отличить ложь от истины? По чудесам, которые совершаются? Или по тому, что кто-то говорит на языках или может изгонять бесов? Иисус сказал, что мы не можем полагаться на эти явления, но «по плодам их узнаете их».

Христос также сказал: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие»» (Мф. 7:21-23).

Действуют ли лжепророки исключительно вне Церкви? Нет, они также находятся и внутри Церкви. Вот почему многие прельстятся. Некоторые из них предстанут перед Господом на суде и попытаются напомнить Ему обо всем, ими сделанном. Они исповедовали христианство, но не исполняли волю Господа. Все их дела обесценены тем, что они творили их не по воле Божьей. Они не могут сказать подобно Давиду: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» (Пс. 39:9).

Возможно, некоторые из этих лжепророков выступали против Закона Божьего. Быть может, они проповедовали и учили, что Закон упразднен, что христианам не нужен закон. И теперь они выслушивают приговор Законодателя: «Отойдите от Меня, делающие беззаконие». Какой печальный конец! Однако придет время, когда со всех людей, живших во лжи, будут сорваны маски.

Е. Глоссолалия

Много вопросов возникает в связи с явлением «глоссолалии»62. Является ли глоссолалия, сегодня нам известная, именно тем явлением, о котором говорится в Библии? Всем ли христианам надо «говорить языками»? Присуще ли это явление только христианской Церкви? Известны ли случаи проявления глоссолалии в других религиях? Можно ли считать «говорение на языках» сверхъестественным явлением? Почему «говорение на языках» проявляется в одних религиозных движениях и отсутствует в других? Можно ли считать глоссолалию чем-то сверхъестественным или имеет место просто заученное или заданное поведение? Имеют ли эти «языки» какие-то грамматические конструкции? Можно ли считать глоссолалию христианским требованием к тем, кто принимает Святого Духа?

Глоссолалия: краткая история

Систематическое исследование любого явления, описанного на страницах Библии, должно начинаться с Ветхого Завета и заканчиваться Новым Заветом. Только так можно понять истинный смысл изучаемого явления. Но в данном случае мы имеем дело с таким явлением, о котором говорится только в Новом Завете. В Ветхом Завете о нем ничего не сказано. Но и в Новом Завете об этом явлении сказано очень мало в сравнении с общим объемом откровения. Не все евангелисты и авторы посланий упоминают о нем63. Минимальное освещение рассматриваемого вопроса в Библии никак не согласуется с тем огромным значением, которое придают дару языков некоторые пятидесятнические вероисповедания. Тем более нельзя считать, что говорение языками доказывает присутствие Святого Духа в жизни истинно верующего человека.

Говорят, что Монтан (156 г. по Р. X.), нетрадиционный апокалиптический лидер, практиковал глоссолалию для возвещения близкого конца мира. Ориген и Иоанн Златоуст считали, что в их время дар языков утратил смысл. Августин из Гиппо утверждал, что это было знамение, потребность в котором сохранялась только в библейские времена. Висент Феррер, Франциск Хавьер и Людовик Бертран были средневековыми католическими миссионерами, имевшими дар языков в том смысле, что могли говорить на некоторых иностранных языках. Согласно историческим летописям, среди гугенотов жила девочка по имени Изабель Винсент. Она, а вслед за ней и некоторые другие дети начали говорить на языках. Их называли «юными пророками Цевенны»64. Хорошо известно также о проявлениях глоссолалии среди квакеров. По свидетельству Эдварда Ирвинга, пастора лондонской пресвитерианской Церкви, некоторые христиане в Шотландии говорили на языках, и он лично это слышал. Аналогичные явления были отмечены в разное время в Швеции, Норвегии, России и в армянском селении Кара Кала65.

К 1900 году явление под названием глоссолалия уже присутствовало в пятидесятническом движении.

Глоссолалия в нехристианских религиях

Исследования, проделанные современными антропологами, помогли прояснить так называемый дар языков. Р.П. Спиттер писал: «Каким бы ни было происхождение данного явления, глоссолалия — это человеческий феномен, который не ограничивается только христианством или даже религиозным поведением людей»66.

По мнению Фелиции Гудман, исследовавшей глоссолалию в разных частях мира, «многие шаманы среди инуитов (эскимосов), саами (лаппов), чукчей, хантов (остяков), якутов, эвенков, а также других народов, живущих недалеко от полярного круга, используют в своих религиозных обрядах тайные языки, состоящие из смеси бессмысленных слогов и элементов их родного наречия. Главные шаманы обучают своих неофитов как родному языку, так и этим тайным диалектам, на которых говорят в состоянии транса»67.

Герхард Хазел писал, что «в Эфиопии есть культ заров (духов). Шаманы разговаривают с зарами на священном языке. В данном случае глоссолалия используется во время поклонения духам»68. Л. Карлайл Мей сообщает, что глоссолалия в нехристианских религиях присутствует в «Малайзии, Индонезии, Сибири, Арктических регионах, Китае, Японии, Корее, Аравии, Бирме, а также в других местах»69.

Бесчисленные повторения в священных песнопениях типа «Харе Кришна» выводят человека на уровень экстатического бормотания70. Некоторые лингвисты и антропологи усматривают тесную связь, существующую между гипнотическим трансом и явлением глоссолалии.

Глоссолалия и гипнотический транс в пятидесятнических церквах

Начиная с 60-х годов, глоссолалия стала объектом психологических, лингвистических и антропологических исследований. «Многие психологи объясняют это явление как гипнотический транс, наступающий вследствие религиозного возбуждения»71. Интересно отметить, что авторы, представляющие разные области знания и во многих случаях не советовавшиеся между собой, приходили к одному и тому же выводу. Вот почему Фелиция Гудман писала: «Многие исследователи в наше время считают вполне правомерной связь между трансом и глоссолалией»72.

В своей книге Гудман объяснила первый этап процесса глоссолалии. Он представляет собой «вокализацию или произнесение звуков в тот момент, когда психика человека находится в необычном состоянии, которое принято называть трансом… Прежде всего, человек учится отрешаться от окружающей действительности. Что касается его чувственного восприятия, то он не понимает происходящего вокруг. Когда человек достигает такого состояния, фактически входит в транс, он перестает реагировать на яркий свет (юпитер для телекамеры), на высокую температуру (в небольшой церкви в Уцпаке я ставил мощный 1000-ваттный прожектор для телесъемки в непосредственной близости от молящихся), на разные манипуляции (женщина в собрании города Уцпака не чувствовала, как ее маленькая дочь расстегивает молнию на ее платье) и на обращение к нему (с людьми, молящимися на языках, разговаривают только в исключительных случаях — например, если они не могут очнуться и выйти из транса)»73. На втором этапе человек учится произносить звуки или осваивает вокализацию Однако он не говорит на осмысленном языке, который подчинялся бы «определенным лингвистическим законам»74. На третьем этапе «большинство молящихся языками не сразу выходят из транса; они не сразу начинают понимать, где и в каком месте находятся»75.

Учитывая эти обстоятельства, Уильям Самарин склонен считать, что «глоссолалия скорее всего является одним из следствий измененного состояния рассудка, потому что она сопровождает разные виды поведения, которые объединяются под общим названием «транс»»76

Симуляция глоссолалии в пятидесятничестве

Два года тому назад, когда я преподавал в Коста-Рике, один из моих студентов, выходец из пятидесятнической среды, на занятии по пятидесятническим и харизматическим движениям рассказал нам следующее: «Должен признаться, что я лично и некоторые другие люди изобретали последовательность невнятных фонетических звуков, чтобы нас не спрашивали потом, получили ли мы Святого Духа. Мы делали это потому, что в нашей церкви существовала внутренняя иерархия: получившие Святого Духа считались добрыми людьми, а не получившие становились обреченными на Божественное возмездие»77.

На ту же точку зрения ссылается Дисон П. Кидал, поскольку отдельные пятидесятники говорили ему буквально следующее:

«Не всякая глоссолалия дается Святым Духом; часто она бывает вызвана желанием получить признание в общинах, где этот дар считается очень важным»78.

Природа глоссолалии: язык или звук?

Несколько лет тому назад я изучал Библию с молодой женщиной-пятидесятницей. На одном из занятий она призналась мне, что говорила языками и имеет этот дар. После признания у нас состоялась следующая беседа:

«Понимаете ли вы то, что вещаете на языках?»

«Нет, не понимаю».

«Если вы не понимаете того, что говорите, какой смысл делать это?»

«Хотя я сама не понимаю, зато Бог понимает меня очень хорошо»

«Но разве Бог не понимает нормальный испанский или английский язык?»

(Ответа не последовало).

«Не кажется ли вам, что лучше говорить с Богом таким образом и на таком языке, который одинаково хорошо понимаем и мы, и Он?»

Моя ученица с этим согласилась. Потом я перешел к другой стороне «говорения на языках».

«Вы сказали мне, что можете «говорить языками», не такли?»

«Да, это так» — ответила она.

«Как звучит этот язык? Можете ли вы воспроизвести какие-либо звуки, напоминающие те, что вы произносите, «говоря языками»? Быть может, вы говорите что-то вроде: «Сунда, танта, дан-да, лла, ла, ла унда»?»

«Да, в некоторых случаях я произносила нечто подобное».

«Почему вы думаете, что это язык?»

«Я не знаю сути данного явления. Я только чувствовала этот язык и говорила на нем».

«Пожалуйста, — попросил я, — позвольте мне узнать следующее: в любом языке есть какие-то правила, грамматика и словарный запас. Язык состоит из существительных, артиклей, прилагательных и, конечно же, глаголов, которые описывают действия, факты и идеи. Различаете ли вы глаголы, артикли или существительные, когда говорите языками?» «Нет», — ответила она.

«Если нет, то откуда вам известно, что это язык?» И снова эта молодая женщина не знала, что сказать. На основании этих и многих других фактов можно смело утверждать, что «говорение языками», как это происходит в пятидесятнических и харизматических церквах, не имеет ничего общего с современными разговорными языками, поскольку у

этих так называемых языков нет никакой лингвистической структуры.

Несколько экспериментов по истолкованию глоссолалии

Истолкование глоссолалии считается особым даром. В разных группах пятидесятнического движения можно найти людей, которые верят, что обладают даром истолкования языков. Обычно они толкуют сказанное не дословно, а в широком смысле.

Чтобы проверить точность подобного истолкования, Джон П. Кидал проделал несколько экспериментов:

Эксперимент 1. Когда один из пятидесятников молился на языках, исследователь записал его молитву на магнитофон и попросил разных истолкователей прослушать ее. «Все они дали совершенно разное истолкование одних и тех же звуков. Ни о каком сходстве не могло быть и речи. Один истолкователь сказал, что говорящий языками молится о здоровье своих детей; другой же сказал, что он благодарит Бога за удачный сбор средств, проведенный недавно в церкви»79.

Эксперимент 2. «Мы знаем одного человека, выросшего в Африке в семье миссионеров и решившего довольно наглядным способом проверить дар истолкования языков. Он пришел на собрание, где практиковалось говорение языками. В этой церкви его никто не знал. В нужный момент он встал и произнес молитву «Отче наш» на африканском наречии, которое освоил в юные годы. Когда он сел, истолкователь языков сразу же предложил перевести сказанное им. Молитва была истолкована как весть о скором Втором пришествии Христа»80.

Истинный библейский смысл «говорения языками»

«И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящий не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились? Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, Критяне и Аравитяне, слышим их, нашими языками говорящих о великих делах Божиих?» (Деян. 2:7-11).

Все это произошло в Иерусалиме в день Пятидесятницы — один из самых важных иудейских праздников. Все ученики «были единодушно вместе» (Деян. 2:1). Внезапно они услышали как бы звук несущегося с неба ветра, и разделяющиеся языки, подобные огненным, явились им. И все ученики исполнились Духа Святого. Они начали говорить, и их слышали иудеи, пришедшие из разных уголков огромной римской империи. Каждый слышал, что они вещают о великих Божьих делах на его родном наречии.

Здесь мы находим идеальную схему общения: звуки слов, слышимые всем, весть, которую собравшиеся понимали, и слушатели, воспринимавшие сказанное. Никто из слышавших весть не пришел в замешательство, но хорошо понял то, о чем говорили апостолы. Предложения были ясными, хорошо слышимыми, правильно построенными, связными и убедительными.

Священное Писание поясняет, что эти иудеи, будучи галилеянами81, передали свою весть на 18 языках, которые слушатели распознали и поняли. Главная цель этого дара состояла в том, чтобы возвестить людям весть о спасении. Божий дар разрушил языковые барьеры, стоявшие на пути распространения Евангелия. За этими людьми стоял еще Некто, Который наделил их новыми навыками и дарами Святого Духа. Он и

только Он был главным и истинным действующим Лицом в Книге Деяния Святых Апостолов.

Почему мы обратились за примером ко второй главе Деяний? Потому что проявление Духа стало исполнением предсказанного Господом (см. Мк. 16:17, 18). Автор книги и ее действующие лица одинаково понимали то, что с ними произошло. Данный пример может послужить эталоном или моделью для всех других проявлений Духа. Новозаветный лингвистический опыт был признан, принят и одобрен Господом и Его первыми, истинными учениками.

Разница между Деян. 2 и 1 Кор. 14

Первое послание к Коринфянам — это единственное письмо Павла, в котором упоминается «говорение на языках». Ни в одном другом апостольском послании о глоссолалии ничего не сказано. Из данного факта следует, что «говорение языками» не было чем-то очень важным для христиан апостольской Церкви во времена Нового Завета. Вот почему никак нельзя оправдать столь повышенное внимание к глоссолалии в современном христианском мире. «Молчание по этому вопросу во всех апостольских сочинениях, за исключением Первого послания к Коринфянам, весьма многозначительно и красноречиво, поскольку указанные сочинения содержат вдохновенное и авторитетное изложение вероучения и обычаев церквей, основанных апостолами. Если бы дар «говорения языками» был так важен, как считают современные пятидесятники, тогда ничем нельзя объяснить подобное упущение»82.

Повествование в Книге Деяний святых апостолов можно считать исторической летописью, тогда как Первое послание к Коринфянам — это пасторское послание, в котором изложены многие рекомендации для церкви.

Вполне вероятно, что автор второй главы Деяний был непосредственным очевидцем описанного явления, тогда как в 1 Кор. 14 основатель Коринфской церкви встревожен информацией, дошедшей до него в Ефес, о положении дел в Коринфской церкви.

Деян. 2 и 1 Кор. 14 написаны в разном контексте. В 1 Кор. 14 невозможно обнаружить евангелизационную цель, ясно видимую в Деян.2.

В 1 Кор. 14 «говорение языками» происходит в контексте проблем церкви, страдающей от внутренних распрей и расколов, что не характерно для Деян. 2.

В случае с коринфянами можно также обнаружить иерархию духовных даров. Павел писал верующим в Коринфе, что пророчество может назидать больше, чем «говорение языками» (1 Кор. 14:5).

Чтение всей главы наводит на мысль, что речь здесь идет о даре, которым надо пользоваться осторожно и разумно. Данные советы не предполагают использование какого-то другого дара.

Лейтмотивом 1 Кор. 14 является призыв к здравому смыслу и разумному использованию средств общения внутри церкви. Нам в точности неизвестно, какое положение сложилось в Коринфской церкви и насколько острые проблемы в ней возникали. Отдельные писатели считают, что речь идет о невнятной речи или «тарабарщине»83, о некоей несвязной, экстатической речи. Другие же настаивали на том, что коринфяне выражали свои мысли на определенном языке84.

Так или иначе, совершенно очевидно, что Павел определил критерий и предложил коринфянам изъясняться на понятном языке с четкими лингвистическими конструкциями (см. 1 Кор. 14:5-10). Он призвал их общаться на простом разговорном языке и произносить понятные слова (ст. 11), а также использовать характерные для любого языка обороты речи (ст. 12). Павел предложил коринфянам строить фразы логично и разумно (ст. 14), чтобы их можно было понять и изъяснить (ст. 27).

Павел высказывает предположение, что если бы кто-либо пришел к ним в церковь и стал «говорить на языках» или на незнакомом языке, то все члены церкви встревожились бы (см. 1 Кор. 14:6).

Еще больше беспокоило апостола то замешательство, которое могло бы возникнуть, если бы к ним в церковь зашли несведущие или неверующие люди, а все христиане в это время говорили бы языками (см, 1 Кор. 14:23).

Апостол Павел считал, что владеющие иностранным языком и испытывающие потребность выразить свои мысли на этом языке должны прибегать к услугам переводчика (см. 1 Кор. 14:5, 27, 28).

Очевидно, что Павел основывает свои умозаключения на Деян. 2 и считает, что под языками имеются в виду нормальные человеческие языки. «Сколько, например, различных слов [по другому переводу — «языков»] в мире, и ни одного из них нет без значения» (1 Кор. 14:10).

Из всех перечисленных фактов можно вполне заключить, что Коринфская церковь отошла от библейской модели, описанной в Деян.2.

Является ли «говорение языками» доказательством принятия Святого Духа?

Согласно разным пунктам вероучения пятидесятнических движений, говорение языками является начальным, или первичным признаком принятия Святого Духа. Например, в Декларации веры Божьих Ассамблей, в статье 8 сказано: «Крещение верующих Святым Духом проявляется в начальном физическом знамении говорения на иных языках, как Дух Божий дает прове-щавать (Деян. 2:4)»85. В Декларации веры Движения апостольской веры «о крещении Святым Духом» говорится следующее:

«Крещение Святым Духом — это дар силы, обретаемый людьми, которые ведут освященный образ жизни. Получая дар крещения, мы имеем то же самое свидетельство, что было дано ученикам в день Пятидесятницы (см. Деян. 2:3, 4), когда они заговорили новыми языками»86. В девятом параграфе Декларации веры Церкви Бога (Кливленд) сказано: «Говоря другими языками, как Дух дает провещавать, мы получаем начальное свидетельство крещения Святым Духом»87.

Совершенно очевидно, что единственный способ доказать, что ты принял Святого Духа, согласно перечисленным пунктам веры, это заговорить на иных языках. Давайте же вкратце остановимся на нескольких библейских личностях, которые приняли Святого Духа, и посмотрим, говорили ли они языками.

Иоанн Креститель: «Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» (Лк. 1:15). Библия говорит, что Иоанн исполнился Святого Духа. Однако он не говорил на языках.

Елисавета (мать Иоанна Крестителя): «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа» (Лк. 1:41). Согласно Писаниям, Елисавета получила Святого Духа, но не говорила на языках.

Симеон: «Тогда был в Иерусалиме человек именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем» (Лк. 2:25). Симеон был благочестивым человеком, и Святой Дух пребывал с ним, но Симеон не говорил языками.

Захария: «И Захария, отец его, исполнился Святого Духа и пророчествовал» (Лк. 1:67). Захария, отец Иоанна Крестителя, был священником и исполнился Святого Духа. Однако он не говорил языками.

Анна: «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет» (Лк. 2:36). Пророчество — это дар Святого Духа. Анна пророчествовала, но не говорила языками.

Мария, мать Иисуса: «Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35). Во исполнение слов ангела Мария исполнилась Святого Духа, но не говорила языками.

Апостол Павел: «Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа» (Деян. 9:17). Павел исполнился Святого Духа, но не заговорил языками.

Апостол Петр (Деян. 2:17-21); наверное, главной иллюстрацией пятидесятнического движения можно считать Деян. 2, пророческую проповедь Петра. В своем обращении к народу Петр предвкушал чудесные события, которые произойдут в народе Божьем. Апостол описывал сверхъестественные явления и говорил о присутствии Святого Духа среди последователей Господа.

Апостол возвестил о чудесных знамениях, но не упомянул говорение языками.

Поручение Иисуса: «Но вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарий и даже до края земли» (Деян. 1:8). Иисус сказал ученикам, что они «примут силу», явно имея при этом в виду Святого Духа. Однако Он ничего не сказал о говорении языками.

Иисус: «Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню» (Лк. 4:1). Иисус, Основатель христианства, основание нашей жизни и веры, никогда не говорил языками.

С точки зрения Божьих ассамблей, «Крещение верующих Святым Духом проявляется в начальном, физическом знамении говорения на иных языках, как Дух дает им провещавать». Но на чем основывается это требование? На Библии или на человеческих мнениях?