4. Возможные подходы к пятидесятникам

Люди, утверждающие, что они получили Святого Духа, могут важничать и иметь высокое самомнение. Но необходимо обратить их внимание на то, что любой опыт надо проверять Библией. Очень важно показать им, что в Библии далеко не все люди, получавшие Святого Духа, говорили языками.

Как проверить свой опыт? Истинный опыт должен опираться на Библию. Если этого нет, значит, опыт ложный и может оказаться подделкой, имеющей целью уловить верующего человека в сети обольщения.

Д-р Джонатан Кунтараф, знаток пятидесятнических движений, дает следующие советы по работе с пятидесятниками:

А. Общаясь со своими друзьями-пятидесятниками, открыто говорите, как сильно вы любите Господа. Б. Расскажите им о своем личном опыте с Иисусом, на котором основывается ваша уверенность в вечной жизни. Укажите на то, что Слово Божье должно быть основанием нашей веры (см. Ин. 17:17).

В. Наши эмоции не заслуживают доверия. Иногда мы в хорошем настроении, а иногда в плохом. Сатана может манипулировать нашими чувствами. Он вполне способен подделывать знамения или чудеса, пытаясь прельстить христиан (см. Мф. 24:24; Откр. 16:13, 14).

Г. Кто-то станет утверждать, что Христос творил для них великие дела. Они будут даже изгонять бесов во имя Его, но Иисус скажет им: «Я никогда не знал вас» (Мф. 7:21-23).

Д. Вера должна основываться на письменном Слове Божьем, — иначе она не сможет устоять (см. Мф. 7:24).

Е. Мы находимся в безопасности лишь тогда, когда познаем Слово Божье и живем Его истиной (см. Ис. 8:20).

Ж. Истина делает нас свободными от заблуждения (см. Ин. 8:32).

3. Библия написана Духом Святым (см. 2 Петр. 1:21).

И. Исполниться Духа Святого — значит воспринять слова Иисуса с глубокой верой (см. Ин. 6:63).

К. Самое большое чудо — это измененное сердце (см. Ин- 3:2-7).

Л. Стремиться к ярким чудесам и при этом отвергать истину — значит поступать вопреки Библии (см. Лк. 16:27-31).

М. Принять Божью истину — значит защитить себя от обмана (см. 2 Фес. 2:9-12).

1. Встреча д-ра Хумберто Рауля Трейера с незваным гостем

Это случилось в Аргентине в конце 60-х годов. Вилла Ли-бертадор Сан Мартин — селение, выросшее вокруг Колледжа Ривер Плейт (в настоящее время — Универсидад Адвентиста дель Плата), — было постоянно растущим адвентистским поселком. Однажды старшие пасторы пятидесятнической церкви Параны пришли в гости к д-ру Хумберто Р. Трейеру, одному из наших университетских преподавателей богословия.

«Пастор Трейер, доброе утро, — произнес один из них и представился: — Я старший пастор пятидесятнической церкви в Паране, и у меня появилось желание кое-чем поделиться с вами. Можно войти?»

«Доброе утро, заходите!» — ответил д-р Трейер.

«Пастор Трейер, я слышал, что адвентисты седьмого дня, живущие здесь, молятся и просят о присутствии Святого Духа в Позднем дожде. Это правда?»

«Да В нескольких последних проповедях, произнесенных в нашей церкви, мы акцентировали внимание на Святом Духе», — подтвердил д-р Трейер

«Хорошо! — сказал руководитель пятидесятников. — Вам, наверное, уже известно, что мы имеем Святого Духа, и я считаю своим долгом предложить вам этот дар, чтобы вы получили благословение от Его присутствия».

Справившись с начальным удивлением от подобного предложения, д-р Трейер ответил: «На основании Священного Писания я всегда понимал, что Святой Дух дается «повинующимся Ему» (Деян. 5:32)». «Конечно, — согласился гость-пятидесятник.

«Вы наверно помните, — продолжил д-р Трейер, — что сказал Господь Иисус: «Не всякий, говорящий Мне. «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». И Он также предупреждал: «Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им:

«Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие»» (Мф. 7.21-23). Вы помните этот библейский текст?»

«Да, конечно, — ответил пастор пятидесятников и добавил, перефразируя Писания: «Но верьте мне, наша церковь исполняет «волю Отца нашего Небесного»».

«Вы уверены?» — спросил д-р Трейер.

«Да», — подтвердил гость.

«Поскольку вы ответили именно так, можно мне практически проверить с помощью Священного Писания, действительно ли вы исполняете волю Божью?» — спросил д-р Трейер.

«Конечно», — согласился гость.

«Тогда давайте обратимся к 20-й главе Книги Исход». Гость изучающе посмотрел на д-ра Трейера.

«Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим (Исх. 20:3)» — продолжал читать д-р Трейер вслух.

«Пастор Трейер, — сказал харизматический гость, — для нас нет другого Бога, кроме Господа».

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу (Исх. 20:4)», — продолжал читать д-р Трейер.

«На стенах нашей церкви нет образов. Вы можете это проверить».

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20.7)», — сказал д-р Трейер.

«Мы свято относимся к имени Господа, почитаем Его имя и не употребляем его напрасно в мирских делах», — сказал пастор пятидесятников.

«Помни день субботний, чтобы святить его… (Исх. 20:8)». В данном случае гость не стал ждать, пока д-р Трейер закончит чтение текста о субботе как о дне покоя. Он прервал его словами: «Пастор Трейер, у нас не было разногласий по всем этим пунктам, не так ли? Зачем обращать внимание на эту маленькую деталь?»

2. Не всякое исцеление исходит от Бога

Мьуюведаем реальный случай из жизни Бонни Джонсон, которая исцелилась в церкви пятидесятников несколько лет тому назад:

«Когда мне исполнилось всего 10 лет, мой отец, получив новую работу, переехал с мамой и нами, шестью детьми, в более крупный город. Мы едва успели выгрузиться и распаковать наши вещи, как к нам зашел господин из соседнего дома и пригласил нас на воскресную школу.

Мы тогда не посещали церковь, поэтому мама и решила отправить нас в эту воскресную школу. На нее хорошее впечатление произвела искренняя забота нашего нового соседа. В том районе жила также адвентистская семья, и я часто думаю, что наша жизнь сложилась бы совсем по-другому, если бы адвентисты первыми проявили к нам внимание. Возможно, наша мама отправила бы нас не в воскресную, а в субботнюю школу.

В возрасте 12 лет я отдала свое сердце Господу. После замужества мы с мужем были верными членами церкви. Мы воспитывали своих детей у семейного алтаря и служили Иисусу в меру своих познаний.

Под влиянием своей свекрови и золовки я стала изучать заочный библейский курс «Голос пророчества», благодаря которому затем приняла крещение в адвентистской Церкви. Через два года мой муж также стал членом Церкви остатка. Больше всего мы сожалели о том, что два наших старших сына уже не находятся под влиянием нашей семьи. Однако младшим детям посчастливилось учиться в церковной школе.

Мы с мужем работали в одном и том же месте. Однажды, когда мы ехали на работу, пожилая женщина, ехавшая с превышением скорости, врезалась сбоку в нашу машину, в результате аварии я получила серьезные травмы.

Меня доставили в больницу в бессознательном состоянии, а затем перевели в университетскую клинику, поскольку полученные повреждения оказались очень тяжелыми.

Две недели я пробыла в блоке интенсивной терапии. Сильные ушибы головы вызвали паралич левой стороны, позвоночник также был поврежден в двух местах: в шейном и в поясничном отделе.

Более двух лет я была прикована к постели Тот день, когда я смогла пересесть на инвалидную коляску, стал для меня счастливым днем. После шести операций я смогла ходить с помощью протезов.

Три основные кости в левой лодыжке были сращены. Мне удалили участки задних и передних большеберцовых сухожилий и вставили трансплантанты сухожилий в лодыжку и ступню. Одна операция была сделана на сухожилиях в паху; другая, более сложная, — на левом запястье. Это позволило мне жить без протезов для руки, хотя запястье по-прежнему слабое и не совсем прямое. Во время длинной череды операций Бог был близок ко мне, и мой замечательный муж всегда до самой своей смерти оставался рядом. Я знала, что когда моего мужа нет в операционной, Иисус берет меня за руку и остается со мной.

Надо быть женщиной, чтобы понять, как долго мне приходилось привыкать к тяжелым, неуклюжим, уродливым протезам. Какой бы наряд я ни надевала, туфли оставались одними и теми же, потому что они крепились к протезам Не так давно, по доброте моей подруги и с ее помощью, мне посчастливилось навестить моего сына, родственников и старых друзей, живущих в другом штате. За неделю до отъезда друзья пригласили меня пойти вместе с ними в медицинский центр, находившийся под покровительством их церкви, соблюдающей воскресенье. Медицинский центр расположен в красивой местности. Я отправилась туда без всяких задних мыслей. Эти люди показались мне настоящими христианами, и мне очень понравились духовные встречи. Я люблю хорошую музыку, а потому смогла по достоинству оценить и насладиться музыкой и пением, которые звучали в этом центре в выходные дни

В воскресенье утром мне было предложено выйти вперед для получения исцеления. Если бы я прочла книгу «Ранние произведения» Елены Уайт, страницы 124 и 125, мне не пришлось бы пережить худшую неделю моей жизни, последовавшую за этим днем.

Когда я вышла вперед для получения исцеления, то ничего не почувствовала до тех пор, пока в сопровождении подруги не вернулась на свое место. Затем я ощутила тепло в руке. Я попробовала сжать и разжать пальцы, и мне впервые удалось плотно сжать пальцы в кулак. Исчез узел, который образовался в том месте, где надрезанные сухожилия были собраны в пучок. Я заплакала, и люди, сидевшие вокруг меня, тоже прослезились. Я не была уверена, что смогу ходить, поскольку не могла снять свои протезы в общественном месте.

Мне надо было лететь домой в понедельник утром. Когда в воскресенье вечером мы вернулись к моей подруге, я сняла протезы и попыталась встать. И у меня получилось, хотя ноги дрожали и подкашивались, как у новорожденного теленка. Мы снова дали волю слезам и прославили Господа. Я буквально летала по воздуху. Представьте себе, что я чувствовала после того, как 11 лет была прикована к инвалидной коляске’ Мой хирург-ортопед предупредил меня, что мне надо быть очень осторожной, поскольку моя левая лодыжка может треснуть при малейшем давлении на нее.

Перед тем как посадить меня в самолет, мои друзья отвели меня в обувной магазин и подарили мне первую за последние 11 лет пару туфель, не соединенных с протезами. Я приехала домой, не пользуясь протезами.

Я позвонила подруге по церкви, попросила ее встретить меня в аэропорту и отвезти домой. Она не верила своим глазам и рассказала нашему пастору о том, что со мной произошло. У пастора возникли некоторые опасения, и он сказал в ответ: «Я должен помолиться об этом деле и навестить ее».

Меня удивило, что этот мудрый, благочестивый человек не обрадовался чуду, случившемуся со мной. Он объяснил свое поведение так: ему надо удостовериться в том, что это чудо от Бога, а не от сатаны. Пастор прочитал мне главу из «Ранних произведений» Е. Уайт, страницы 124 и 125. До меня стало доходить, что, возможно, воли Божьей не было на то, чтобы я посетила эти собрания. Елена Уайт говорит, что когда мы находимся в таких местах, то можем «подвергнуться коварным ударам врага». В последние дни сатана будет действовать с такой силой и творить так много чудес, что мы не можем позволить себе вступать на его территорию.

Я была встревожена и смущена. Когда мы с пастором молились обо мне, я сказала ему, что буду молиться так: если это исцеление совершил Иисус, то пусть Он позволит мне еще лучше ходить на следующее утро. Но если меня исцелила сатанинская сила, то пусть Господь покажет мне это таким образом, чтобы у меня не осталось ни малейших сомнений. Наверно, это была для меня самая трудная молитва в жизни. Я ужасно хотела ходить, опрятно одеваться, носить разные туфли с разными нарядами и чувствовать себя здоровым человеком, а не объектом всеобщего любопытства и жалости.

Проведя тревожную ночь, я со страхом и трепетом встала с кровати. Я не могла стоять. В пятках было такое ощущение, будто кости опухли и нарывают. В конечностях не было силы. С тех пор я не могу ходить без протезов.

Конечно, я была разочарована, но твердо решила для себя, что если мое исцеление совершилось сатанинской силой, я не хочу иметь с ней ничего общего. У сатаны обязательно есть какой-то скрытый мотив. Он непременно поведет меня по кривой дороге к погибели. Я хотела ходить, но без помощи сатаны.

Все происшедшее заставило меня больше молиться, изучать Библию и читать книги Елены Уайт. Моя вера очень укрепилась, когда я прочитала книгу Артура Максвелла «Мужество в критическое время».

Мне было непросто написать эту статью. Надеюсь, она поможет другим страдальцам понять, что Богу неугодно наше обращение за помощью к Вавилону. Поскольку мы быстро движемся к концу, сатана, я уверена, будет действовать с удвоенной силой.

Многие упрекали меня за неверие, но я понимаю то, что недоступно разумению этих людей. Одна соседка сказала мне: «Выброси свои протезы! Если ты уже могла ходить однажды, то сможешь это сделать и в другой раз».

Друзья, у которых я гостила во время опыта «исцеления», дважды звонили мне и говорили, что молятся и постятся за меня. Они хотели приехать и забрать меня к себе, но я отклонила их приглашение.

Я пищу эти строки, смотрю на свои протезы и молюсь: «Господи, спасибо Тебе за них. Если бы не они, я осталась бы прикованной к инвалидной коляске». Я также твердо решила для себя, что если мне нужны протезы, чтобы быть смиренной и близкой к Господу, то я постараюсь никогда больше не жаловаться на них.

А что бы было, если бы мой пастор не настоял на своем убеждении? Я знаю, ему пришлось проявить большое мужество, чтобы приехать ко мне и подвергнуть сомнению то, что с моей точки зрения было Божественным чудом.

А что если бы я не была твердо укоренена в вере? В какой-то момент мне пришла в голову мысль, что я должна посещать церковь, празднующую воскресный день.

Что если бы у меня не было дорогого мужа, утвержденного в истине? Зная, во что он верит, я сама укрепилась в истине.

Что если бы у меня не было сочинений Елены Уайт, многое открывших мне о Вавилоне и грядущих событиях?

Что если бы я не захотела молиться той самой трудной молитвой в моей жизни?

Я не могу переоценить важность постоянного обновления взаимоотношений с Иисусом. Мы живем в опасное время. Все указывает на скорое пришествие Иисуса.

Да, я по-прежнему ношу на ногах длинные протезы.

Да, я по-прежнему хожу, как инвалид.

Да, я понимаю, что не столь привлекательна для окружающих, как мне бы этого хотелось.

Да, друзья и соседи меня по-прежнему не понимают. Но я живу в мире с Иисусом»88.

Общий подход к пятидесятникам

Пастор Дэниэл Бельведер предлагает следующие общие принципы работы с пятидесятниками:

* Относитесь к ним с любовью, как к братьям и сестрам по вере.

* По возможности пользуйтесь излюбленными терминами евангельских христиан.

* Пойте вместе с ними, когда есть такая возможность.

* Молитесь с ними и договоритесь об определенном порядке молитвы. Когда один человек молится, другие единодушно повторяют каждую фразу, а в конце молитвы выражают свое одобрение словом «Аминь».

* Изучайте с ними дар языков, как он описан в Деян. 2 и 1 Кор. 12-14. Относительно Деян. 2 хорошо показать пятидесятникам, что существование различных языков было препятствием для выполнения Великого поручения (см. Мф. 28:19,20). Именно по этой причине, желая устранить лингвистические барьеры. Господь и дал дар языков. Проанализируйте 1 Кор. 12 и поразмышляйте над разнообразными дарами, которые Господь дал ранней Церкви. Читая следующую главу (1 Кор. 13), подчеркните, что любовь — самый выдающийся дар Господа. Читая 1 Кор. 14, также обратите внимание на то, что дар пророчества важнее любого другого дара.

* Проанализируйте, сколько раз апостол Павел говорит о необходимости понимать все разумом.

* Укажите на то, как часто Павел говорит о необходимости назидать Церковь.

* По мнению апостола, без понимания не может быть и назидания. Поэтому человек, даже испытывая эмоциональный экстаз, не может получать назидание, так как ум его остается без плода. Вот почему люди, говорящие в церкви на странном или непонятном языке, не могут назидать ее. Чтобы церковь получала назидание, необходим человек, наделенный даром переводить весть (см. 1 Кор. 14:26). * Согласно Павлу, язык состоит из отдельных слов, только тогда имеющих конкретное значение, когда они объединяются в предложение.

* Покажите пятидесятникам, что если люди издают нечленораздельные звуки, испытывая сильные чувства, они все равно не назидают себя и окружающих.

* Покажите им, что «иным языком» может быть любой язык, незнакомый слушателям, но известный говорящему. * Объясните, что некоторые духовные дары были извращены в Коринфе. Павел порицал этот обычай и не рекомендовал верующим так вести себя в церкви. * Хотя этот подход требует многочасовых бесед и совместных занятий с пятидесятниками, он помогал мне добиваться превосходных результатов»89.