Ссылки и примечания

1 Robert M Anderson, «Pentecostal and Charismatics Christianity,» The Encyclopedia of Religion, Mircea Eliade, ed (New York Macmillan Publ Co 1987), vol 11, p 230

2 V Synan, «Pentecostalism,» Evangelical Dictionary of Theology, Walter A Elwell, ed (Grand Rapids, Mich Baker Book House, 1971), p 836 Цитируется Герхар-дом Хазелем в книге Speaking in Tongues Biblical Speaking in Tongues and Contemporary Glossolalia (Berrien Springs, Mich Adventist Theological Society Publications, 1991), p 20

3. Walter Hollenweger, The Pentecostals (Peabody: Henrickson Publishers, 1988), p. 22.

4. Там же, с 22, Anderson, p. 232.

5. Известна также, как Агнесса Осман. См. Roland R. Hegstad, Rattling the Gates (Washington, D.C.: Review and Herald Publ. Assn., 1974), p. 9.

6. Sarah E. Parham, The Life of Charles F. Parham, Founder of the Apostolic Faith Movement (Joplin, Mo.: 1930), p. 38.

7. Agnes N. (Osman) LaBerge, What God Hath Wrought (Chicago: Herald Pub. Co., n.d.), pp 28, 29.

8. Andersen.

9. Hasel.p.21.

10. Hollenweger, p. 22.

11. Там же.

12. William W. Merizies, Anointed to Serve. The Story of the Assemblies of God (Springfield, Mo Gospel Publishing House, 1971), p. 50; see also Hasel

13. Charles S. Gaede, «Glossolalia at Azusa Street: A Hidden Presupposition?» Westminster Theological Journal 51:1 (1989), p.77, quoted by Hasel.

14. Hollenweger, p. 27; Hegstad, p. 9, Hasel, p. 21.

15. Также называется «возрождение», см. Hollenweger, p. 25.

16. Этот этап наступает в определенное время и отличается по содержанию от обращения. Освящение называется «вторым благословением», и в церквах святости оно было известно как «понимание Уэсли».

17. Дурхэм также называет этот этап «возрождением»

18. В данном случае освящение — это процесс, продолжающийся всю жизнь верующего человека. Он также известен как «баптистское понимание освящения». См. Hollenweger.

19. См. главу «Возникновение пятидесятнического движения в Америке» в книге Холленвегера.

20. Kilian McDonnell, «The Ecumenical Significance of the Pentecostal Movement,» Worship (December 1966), pp 608-629.

21. Harry P. Van Dusen, «Third Force in Christendom,» Life 44 (June 9, 1958), pp.113-122.

22. Paul Merritt Bassett, «Pentecostalism,» in the 1997 Grolier Multimedia Encyclopedia (Danbury, Conn.: Grolier Interactive Inc., 1996), version 9.00m.

23. Hasel, p 11.

24. Пункт веры No 2 Божьих Ассамблей. См. Hollenweger, p. 514.

25. Пункт веры No 1 О Церкви Бога (Кливленд) и Божьих Ассамблеях, см. там же с. 514,517, Пункт веры No 4 в Декларации веры Николаса Бенгу. Там подчеркивается, что они верят в «сверхъестественное, безоговорочное вдохновение Священного Писания, оригиналы которого не содержат ошибок и которое имеет высший, абсолютный и окончательный авторитет во всех вопросах вероучения и поведения». См. там же, с. 518.

26. Пункт веры No 3 Божьих Ассамблей, см там же, с. 514.

27. Пункт веры No 4а Божьих Ассамблей, см. там же, с. 514.

28. Пункт веры No 4а и 46 Божьих Ассамблей.

29. Пункт веры No 6 Божьих Ассамблей. Hollenweger, p. 515. Для движения Ни-коласа Бенгу Вечеря Господня — это «священнодействие». См. там же, с. 518; для Апостольской Церкви (Великобритания) — это «таинство», там же, а для пятидесятнических церквей Елима — это обряд, совершаемый «в память о смерти нашего Господа», там же, с 519.

30. Пункт веры No 7 Божьих Ассамблей, см. там же, с. 515. Этот опыт наступает только у чистых сердцем, согласно пункту веры No 8 Церкви Бога (Кливленд), там же. Согласно Декларации веры пятидесятнических церквей Елима, «Господь Иисус Христос крестит Духом Святым, и это крещение с последующими знамениями обещано всем верующим», там же, с. 519.

31. Пункт веры No 8 Божьих Ассамблей, см. там же, с. 515; Церковь Бога (Кливленд) в пункте веры No 9 подтверждает, что это «начальное свидетельство», но ничего не говорит по поводу сходства или отличия от новозаветных опытов. См. там же, с. 517. Для движения Апостольской веры это дар силы, ниспосылаемый людям, имеющим «освященную жизнь»; «то же свидетельство, которое получили ученики» в Пятидесятницу. См. там же, с. 513.

32. Пункт веры No 9 Божьих Ассамблей. См. там же, с. 515. В Движении апостольской веры «освящение — это второе дело благодати и последнее дело благодати». Это процесс очищения, предшествующий принятию Святого Духа. «Вы знаете, что они (ученики) не смогли бы принять Духа, если бы не очистились». Об этом ясно сказано под заголовком «Освящение — это очищение, которое делает человека святым». См. там же, с, 513. Но в пункте No 6 Декларации веры Церкви Бога (Кливленд) подчеркивается, что «освящение происходит после рождения свыше». См. там же, с. 517.

33. Пункт No 10 Декларации веры Божьих Ассамблей, см. там же, с. 515.

34. Пункт No 11 Декларации веры Божьих Ассамблей. См. там же, с. 515.

35. Пункт No 12 Декларации веры БожьихАссамблей. См. там же, с. 515. В Декларации веры пятидесятнических церквей Елима указано: «Мы веруем, что наш Господь Иисус Христос есть Целитель тела и что все послушные Его воле могут претендовать на Божественное исцеление своих тел». См. там же, с. 519.

36. Пункт No 13 декларации веры Божьих Ассамблей. См. там же, с. 515, 516.

37. См. Hollenweger, p.6.

38. Demos Shakarian, The Happiest People on Earth (Old Tappan, N.J.: Chosen Books, 1975), pp.118,119.

39. Фактически время собрания зависит от каждого филиала и от удобства каждого члена филиала.

40. Hegstad, pp. 17-26.

41. Хорошо известное адвентистское селение.

42. Hollenweger, p. 7.

43. Полезно посмотреть следующий библиографический справочник: Charles Edwin Jones, The Charismatic Movement: A Guide to the Study of Neo-Pentecostalism With Emphasis on Anglo-American Sources (Metuchen, N.J.: The Sacrecrow Press, Inc., 1995). Части I-IV — самые исчерпывающие из современных библиографических источников.

44 John F MacArthur, Jr, The Chansmatics A Doctrinal Perspective (Grand Rapids, Mich Zondervan Publ House, 1979), p 12

45 Robert H Culpepper, Evaluating the Charismatic Movement (Valley Force Judson Press, 1977), p 27

46 См Keith Foumier, A House United? Evangelicals and Catholics Together (Colorado NavPress, 1994) pp 337-347

47 Pope John Paul II, Celebrate 2000 (Ann Arbor, Mich Chans, 1996)

48 Пункт 2 в Отчете Комитета веры и порядка, направленном Британской методистской конференции в июне 1996 года http //www rochampton ac uk/link/ toronto/toronto html

49 См Samuel Koranteng-Pipim «The Power of the Gospel or the Gospel of Power’7» Adventists Affirm, 11 2 (Spring 1997), p 16

50 См Antti Huima, «Comparison Between the Kundalini Practice and the so-called Toronto Blessing,» in http//www.niksula.cs.hut.fi/~ahuima/toronto/ kundalani html

51 Анализ теории «тайного восхищения» см в следующей книге Angel Manuel Rodnguez, EIrapto secreto lo que la Biblia dice de la traslacion de losjustos (Boise, Idaho Pacific Press Publ Assn , 1993), Samuele Bacchiocchi, The Advent Hope for Human Hopelessness (Bernen Springs, Mich Bible Perspectives, 1986)

52 Тайное восхищение — это учение о том, что спасенные будут восхищены на небо до начала великой скорби, которая случится накануне Второго пришествия Христа См V Norskov Olsen, The Advent Hope in Scriptures and History (Hagerstown, Md Review and Herald Publ Assn 1987), p 234

53 См «Margaret’s Revelation» in Dave MacPherson, The Great Rapture Hoax (Fletcher, N С New Puritan Library, 1983), pp 125-180

54 См Herbert Douglas, The End (Mountain View, Calif Pacific Press Publ Assn , 1979), p 38

55 Roger Alexander, «The Holy Spirit at Michigan State,» Acts, Today’s News of the Holy Spirit’s Renewal, Sept -Oct 1967), p 23, quoted by Hegstad, p 33

56 Bernard Ramm, «Let God Be Your Compass,» His magazine (June 1969), p 6, Hegstad, p 48

57 Gordon D Fee, «Hermeneutics and Historical Precedent A Major Problem in Pentecostal Hermeneutics» in Russel P Spittler, ed , Perspectives on the New Pentecostalism (Grand Rapids Baker Book House, 1976), pp 119-122, quoted by John F MacArthur, Jr Charismatic Chaos (Grand Rapids, Mich Zondervan Publ House, 1992), p 102

58 Эта женщина основала Научную Церковь Христа в г Бостон, Массачусетс, которую в простонародье называют «Христианскими учеными»

59 Писатель, пророк и основатель Церкви святых Иисуса Христа последних дней, иначе говоря, мормонов

60 Hegstad, р 33

61 Vishita Bhakta Swarm, Genuine Mediumship (Chicago Chas T Powner Publ 1941), p 37, quoted by Hegstad, 51

62 Под «глоссолалией» мы подразумеваем бессвязное бормотание или бессмысленную речь А под «говорением на языках» имеется в виду способность говорить на разных живых языках Однако в данной статье мы употребляем эти термины как синонимы, потому что так делают многие пятидесятники

63 Мк 16:17, Деян 2:6-10,Деян 10:46,Деян 19 1-6, 1 Кор 14

64 Heath, «The Little Prophets of the Cevennes,» Contemporary Review 49 (January 1886) 117, quoted by John P Kidahl, The Psychology of Speaking in Tongues (New York Harper Row, 1972), p 16

65 В этом участвовали отдельные армянские просвитериане, которые затем выехали из Армении в Лос-Анджелес См Kidhal, p 18

66 R P Splitter, «Glossolalia,» Dictionary of Pentecostal and Charismatic Movement (Grand Rapids Zondervan Publ House 1988), p 336

67 Felicitas Goodman «Glossolalia,» The Encyclopedia of Religion, Mircea Eliade, ed (New York Macmillan Publ Co,1987),vol V, p 564

68 Hasel, p 25

69 L Carlyle May, «A Survey of Glossolalia and Related Phenomena in Non-Chnstian Religions,» Speaking in Tongues. A Guide to Research in Glossolalia, pp 53, 82, quoted by Hasel, p 25

70 Hegstad, p 95

71 Paul Memt Bassett, «Speaking in tongues » The NewGrollerMultimedia Encyclopedia (Novato, Calif The Software Toolworks Inc , 1993), release 6

72 Goodman, p 564

73 Goodman, Trance, Healing, and Hallucination (London John Wiley and Sons, 1974), pp 261,262

74 Там же

75 Там же, с 263

76 William J Samarin, Tongues of Men and Angels The Religious Language of Pentecostalism (New York The Macmillan Co , 1970), p 27

77. Daniel Scarone, Hasta los confines de la Tierra (Alajuela, Costa Rica Universidad Adventista de Centroamenca, 1996), p 95

78. John P Kidahl The Psychology of Speaking In Tongues, p 9

79. Там же, с 63

80. Kidhal, also quoted by Norman Gulley «A Movement Sweeping the Christian World An Evaluation of the «Tongues-Gift,» Adventist Perspectives, 3 1 (Spring 1989), p 24, Daniel Scarone, Credos Contemporaneos (Miami Asociacion Publicadora Interamencana, 1994, BuenosAires Asociacion Casa Editora Sudamencana, 1997), p 319

81. Галилея — северная провинция древней Палестины Возможно, это название образовано от слов «Гелил аль гойим», что переводится как «округ язычников» (См Ис 9 1, Мф 415) Оно обозначает почти приграничных жителей (или почти иудеев) Жители Галилеи не славились высокой культурой и образованностью, но теперь они получили чудесную возможность изъясняться на других языках, которые не имели ничего общего с их родным наречием, и их понимали окружающие

82 Emesto Trenchard, La pnmera epistola del apostol Pablo a los conntios (Madrid Editorial Literature Biblica, 1980), p 242

83 William E Richardson, «Liturgical Order and Glossolalia 1 Corinthians 14 26c-33а and Its Implications,» (Ph.D. dissertation (Andrews University, Berrien Springs, Michigan, 1983).

84. См. книгу Г. Хазеля «Говорение на языках: библейское говорение на языках и современная глоссолалия» (Berrien Springs, Mich.: Adventist Theological Society Publications, 1991), с. 20.

85. Hollenweger, p. 515.

86. Там же, с. 513.

87. Там же, с. 517.

88. Bonnie Johnson, «Not All Healing Is From God,» Adventist Review (July 17,1980).

89. Дэниэл Бельведер — директор отдела личного служения и субботней школы Евро-африканского дивизиона АСД.

90. В оригинале сказано «аллон параклетон» («другого Утешителя»), а слово «ал-лон» (от аллос — другой, такой же) подразумевает Того, Кто равен Иисусу. Таким образом, Дух — это «еще один того же рода», аллон (такой же), но не этерон (от этерос — другой, иной).

013 То есть представлений о том, что человек по своей природе не един, и, значит, возможно независимое от тела бытие души

014 Греческое слово «бессмертие» встречается в Библии лишь три раза (1 Тим 6:16; 1 Кор. 15:53, 54) В Рим. 2 7 Синодальный перевод употребляет слово «бессмертие», однако в греческом тексте здесь используется слово «нетление». По словам апостола Павла, люди «ищут нетления».

015 Герменевтика — метод толкования Библии Цитата подразумевает, что личный опыт важнее толкования Библии.

016 «Экзегеза собственного опыта» — изъяснение собственного опыта, которое оказывается важнее изъяснения библейского текста.