История церкви Христа

Основатель

Говорят, что основатель организации передает ей жизненную силу и определенную динамику. Вот почему мы попытаемся понять личность основателя Церкви Христа — Феликса Манало.

Корни и предыстория. Феликс был старшим сыном Мари-ано Исагуна и Бонифации Манало из Типаса — пригорода г. Тагуига в провинции Ризал, в тринадцати километрах к югу от Манилы. Он родился 10 мая 1886 года, за 10 лет до революции, положившей конец колониальному правлению Испании на Филиппинах. Семья была бедной и зарабатывала на жизнь промыслом креветок. Мариано очень рано научил маленького Феликса ловить креветок в расположенном неподалеку озере Лагуна де Бей.

Отец Феликса умер в 1896 году, и его мать вышла замуж за вдовца, имеющего двух детей. От этого брака родилось еще пятеро. Феликс был разумным, исполнительным и инициативным мальчиком. Видя, что фермерством и рыбной ловлей семью не прокормишь, он перепробовал ряд профессий: парикмахер, мастер шляпного дела, ювелир и фотограф.

В детстве Феликс проявлял сильную волю и то, что миссиолог017 Леонард Тагги назвал «стремлением всегда и во всем быть первым». После сбора риса у деревенских мальчишек не оставалось никаких дел, как только наблюдать за своими «карабаос» (водяными бизонами). Чтобы как-то скоротать время, подростки устраивали между собой боксерские поединки. В качестве приза проигравший должен был кормить победителя обедом. Феликс не обедал дома, потому что он неизменно выходил победителем.

Формальное образование. Фернандо Элестерио сообщает, что Феликс посещал занятия, на которых изучал основные доктрины Римско-католической церкви, а также учился читать и писать. Тагги говорит, что он окончил три класса начальной школы. Революция 1896 года на Филиппинах привела к закрытию всех школ. Когда они открылись снова, у Феликса уже не оставалось времени учиться, потому что он должен был содержать большую семью.

Вместе с тем вполне возможно, что Феликс учился в общественной школе, открытой американцами, в которой занятия велись на английском языке. Он уже неплохо изъяснялся по-английски, когда поочередно учился в библейских школах методистов, пресвитериан, в Христианской Миссии и на адвентистских курсах духовного служения,, возглавляемых Л В. Финстером. В 1919 году он отправился в Соединенные Штаты и проучился один год в Тихоокеанском университете в Калифорнии.

Духовная одиссея. Тагги называет переход Феликса из одной Церкви в другую духовной одиссеей. Проследим же за его духовным странствием.

Римско-католическая церковь. Родители Феликса были набожными католиками, поэтому они крестили его в свою веру. В детские годы Феликса часто возили в Сампалок, Манила, где жил их близкий родственник — ксендз Римско-католической церкви. Однажды Феликс нашел Библию, оставленную на церковной скамье. Его дядя-ксендз не велел ему читать Библию, но это только пробудило в Феликсе любопытство. Прочитав Библию, он заметил, что некоторые католические обычаи с ней не согласуются.

Колорум. Вскоре Феликс познакомился с сектой «Колорум», которая исповедовала националистические и мистические учения. Однажды он отправился в паломничество к святому капищу секты на горе Банахо, но испытал разочарование, когда поговорил с тем, кто выдавал себя за Бога, убедившись, что в пещере находился обычный человек.

Методистская епископальная Церковь. В 1902 году, когда Феликсу исполнилось 16 лет, он стал свидетелем полного поражения ксендза Римско-католической церкви в ходе дебатов с методистским миссионером, который свободно цитировал Библию. После этого Феликс подал заявление в библейскую школу методистов и был принят. На раннем этапе своей миссионерской работы на Филиппинах .методистская Церковь применяла «метод общежитии». Она предлагала студентам, приезжающим в Манилу, бесплатное питание и проживание на одном условии: обязательно посещать утренние и вечерние воскресные службы, проходящие в методистской школе. Феликс обратился в методизм и стал студентом-миссионером.

В 1905 году умерла мать Феликса, и он отправился домой на ее похороны. Ксендз в Тагуиге отказался погребать Бонифацию на католическом кладбище без соответствующего служения. Тогда Феликс похоронил ее на новом Аглипаянском кладбище. И именно тогда он взял себе фамилию матери (Манало). Никто не знает причину этого изменения фамилии. Слово «манало» на филиппинском языке Тагало означает «побеждать» или «победа». Отныне мы будем называть его Феликсом Манало или просто Манало.

Пресвитерианская Церковь. Вернувшись в Манилу, Манало перевелся в Элленвудскую школу пресвитерианской Церкви и оставался в ней до 1908 года. Так он обратился в пресвитерианство.

Христианская Миссия. В 1908 году на Манало произвели впечатление учения и обычаи миссионеров из Христианской Миссии. Эти люди были выходцами из американских церквей «Ученики Христа» и «Церкви Христа»018 . Манало пережил новое обращение, принял крещение через погружение в воду и поступил на учебу в Манильский библейский колледж, ориентированный на евангельскую работу. Когда Манало был еще учащимся этой школы, ему выделили территорию в районе Санта Ана в Маниле, где он должен был проводить миссионерскую работу. Уже тогда у него сложилась репутация пламенного и красноречивого оратора, говорившего на языке Тагало. Примерно в это же время Манало женился.

Церковь адвентистов седьмого дня. В начале 1911 года Манало узнал, что в доме известной в Санта Ана семьи адвентисты планируют провести собрание, на котором будут присутствовать некоторые члены христианских миссий. Он заявил о своем желании присутствовать на этом собрании и доказать, что адвентистский миссионер заблуждается. Вооружившись длинным перечнем самостоятельно подготовленных вопросов по отличительным доктринам адвентистской церкви, Манало бросил вызов миссионеру.

Вспоминая тот день, адвентистский миссионер Л. В. Финстер отмечает неистовость и агрессивность Манало. С кротостью и христианской вежливостью, терпеливо пастор Финстер отвечал на вопросы Манало по Священному Писанию. Исчерпав все свои заготовки, Манало сдался и достаточно громким голосом, который слышали все присутствовавшие, заявил: «Этот человек прав!» Когда 11 марта 1911 года в Пунте, Санта Ана, Манила, была создана первая адвентистская церковь, Манало и его жена оказались среди тех 18 филиппинцев, что стали ее первыми членами-учредителями.

Библейские институты. Финстер немедленно создал «Библейский Институт» для подготовки местных работников из числа новообращенных. Этот Институт действовал по методу подмастерьев, разработанному Самим Господом Иисусом. Учащиеся жили в доме Финстера, имели доступ к его библиотеке и наблюдали за тем, как он проводил индивидуальные библейские занятия или произносил пасторские и евангельские проповеди. Он поручил им нести весть последнего времени своим соотечественникам. «Вы говорите на их языке, — говорил он, — и понимаете их так, как не понимает ни один иностранец».

К июню 1911 года четверо учащихся Финстера начали работать в основанном им институте. Двое из них были бывшими служителями других вероисповеданий, а третьим стал Манало. Институт был важной частью деятельности Финстера до тех пор, пока в 1917 году не открылась Филиппинская Академия. Фин-стер считался одаренным человеком. Особенно проявился его педагогический дар.

В начале 1912 года Финстера пригласили провести евангельскую кампанию в городе Малолос, богатом историей (провинция Булакан, примерно в 40 километрах к востоку от Манилы). Дело в том, что учитель городской общественной школы, уроженец Малолоса, начал рассказывать о своей вере друзьям, родственникам и работникам макаронной фабрики, которой владел его отец. В ответ на это приглашение в Малолос была направлена группа из четырех человек под руководством Бибиано Паниса. Манало назначили его помощником.

Через две недели после начала собраний Финстер отозвал Паниса в Манилу, поскольку нуждался в помощнике на более крупной кампании, начатой в районе Санта Крус. Манало, оставшись в Малолосе, успешно закончил собрания и создал там вторую адвентистскую церковь на Филиппинах. Это произошло в 1912 году

Супруги Финстеры нуждались в отпуске, которого у них не было 10 лет, тем более что здоровье г-жи Финстер пошатнулось. На Филиппины прибыли новые миссионеры — супружеская чета Адамсов. После окончания кампании в Санта Крус Финстеры уехали в отпуск.

С самого начала Манало невзлюбил Адамсов и не скрывал этого. Быть может, они не сошлись характерами? Хотя были ровесниками — в 1912 году обоим исполнилось по 26 лет, тогда как Финстеру было 39. Адамс был серьезным и неулыбчивым,

Финстер же добродушным и веселым человеком. Ко времени своего приезда на Филиппины Финстер обладал богатым миссионерским опытом, тогда как Адаме его не имел; его пригласили на Филиппины с должности служителя в Калифорнии. Впервые в жизни ему пришлось столкнуться с работниками другой расы и национальности, жившими в новой колонии его страны. Как наладить контакт с Манало, учитывая его воспитание и темперамент?

События, приведшие Манало к выходу из Церкви адвентистов седьмого дня. Историки Церкви Христа сообщают, что первый конфликт имел место, когда Манало крестил новообращенных другого собрата по служению Леона Роды в г. Навотас, провинция Ризал. Однако единственным рукоположенным служителем в стране был Адаме. Манало не мог понять, почему он не имеет права совершить обряд крещения, если у него больше опыта в духовном служении, чем у Адамса. И все же ему вынесли порицание.

Второй провинностью Манало стало его тайное бегство с молодой женщиной, совершенное при содействии двух других женщин из адвентистской церкви «Трозо», что в Санта Крус, Манила. Зная, что Адамс этого не одобрит, он попросил бывшего собрата по духовному служению из Христианской Миссии совершить обряд бракосочетания. Это произошло в мае 1913 года, его первая жена умерла в 1912 году. Даже в наши дни адвентисты на Филиппинах не одобряют похищение невесты и тайное бегство с ней. По закону разрешение на брак выдается через 10 дней после подачи заявления. Сразу после подачи заявления намерение пары предается по соответствующим правилам огласке. В случае возникновения каких-либо препятствий для брака лица, имеющие отношение к этому, могут сообщить о своих возражениях. Если тем временем пара живет как муж и жена, то это считается блудом. И даже если они не живут как муж и жена, все равно бегство с женщиной расценивается как зло. В случае с Манало ситуация усугублялась, во-первых, тем, что, будучи служителем Церкви, он должен был подавать хороший пример, а во-вторых, похищение невесты состоялось в субботу.

Адамс временно отстранил Манало от служения, ожидая дальнейших распоряжений из Азиатского дивизиона. Церковь в Малалосе, членом которой являлся Манало, проголосовала за вынесение замечания. Однако руководители дивизиона посоветовали взять Манало обратно на работу, поскольку церковь на Филиппинах была еще очень молода, и работники ценились на вес золота.

Манало не мог простить адвентистам, что к нему применили меры дисциплинарного воздействия. Он открыто объявил своим собратьям-служителям о желании организовать собственную Церковь, и предложил им присоединиться к нему Манало, конечно же, хорошо знал о двух национальных церквах, отделившихся от своих материнских церквей и процветавших на Филиппинах: «ИГЛЕСИЯ Филипина Индепендьенте» (Независимая Церковь Филиппин) под руководством Грегорио Аглипея, бывшего ксендза Римско-католической церкви, и «ИГЛЕСИЯ Методиста Индепендьенте эн лас Ислас Филипинас» (Независимая методистская Церковь Филиппинских островов), которую создал Наркисо Замора — первый филиппинец, рукоположенный на духовное служение методистской епископальной Церковью.

Адамс поручил поработать с Манало Эмилио Маналайсею, учителю общественной школы, рукоположенному в 1913 г. и сумевшему заинтересовать большое число людей. Но Манало остался непреклонен. Он твердо решил идти своим путем, и 25 августа 1913 года его исключили из церкви и списка работников. Так завершилась пребывание Манало среди адвентистстов седьмого дня, длившееся почти два с половиной года.

Создание новой Церкви

Первые месяцы после исключения из Церкви АСД были судьбоносными для Манало. Историки Церкви Христа утверждают, что он почти потерял веру в христианство и начал склоняться к атеизму Затем Манало принялся усиленно изучать Библию и учения оставленных им церквей. В ноябре 1913 года он прошел через трехдневный пост, молитву и размышление. По выходе из поста у него выкристаллизовался план, который он вынашивал еще будучи адвентистом, — создать новую Церковь, способную объединить все христианские церкви.

Первым делом Манало отправился в районы Пунта и Саш Ана, Манила, где он уже приобретал своей проповедью новообращенных, когда работал в Христианской Миссии и в адвентистской Церкви. Там у него по-прежнему было много друзей. Манало начинал свои собрания в доме одного из интересующихся его проповедями. Когда число слушателей возрастало, он выводил их под открытое небо. Такова была главная особенность евангельской стратегии Манало.

Что же касается некоторых тем или доктрин его первых проповедей, то Теодоро Сантьяго, один из первых новообращенных, вспоминает следующее: 1) Перечисление ошибок и обвинения в непоследовательности учений других вероисповеданий, особенно Римско-католической и адвентистской церквей; 2) Вопрос о месте пребывания умерших 3) Родина спасенных и 4) Критика распространенных пороков, таких, как азартные игры и пьянство (при этом он не относил к порокам курение, потому что считал, что в Библии оно не осуждается). Кроме того, Манало включал в свои проповеди учение об истинной церкви и человеческой природе Иисуса Христа.

Регистрация новой Церкви. .Первая группа была крещена в Пунте, Санта Ана, из которой впоследствии выросла церковь под названием «местная». Подобно апостолу Павлу, Манало обучил руководителей (дьяконов) и поставил их пастырями местной церкви, а сам отправился проповедовать в родные пенаты: Типас, Тагуиг, Ризал. Там он создал еще одну местную церковь. Не желая сносить обвинения в том, что его Церковь — колорум (презрительное слово, означающее подрывную или незаконную деятельность), Манало решил зарегистрировать ее. В то время в ней насчитывалось всего 50 членов.

Устав Церкви был зарегистрирован 27 июля 1914 года Отделом архивов, патентов и промышленных торговых марок (см. Приложение А в конце статьи) Манало даже не подозревал, что через восемь лет он будет считать эту дату, 27 июля 1914 года, очень важной в пророчестве, которое впоследствии сам стал истолковывать довольно своеобразно. Он назвал свою Церковь «ИГЛЕСИЯ ни Кристо» на языке Тагало. По-испански это звучит как «ИГЛЕСИЯ де Кристо», что в переводе означает «Церковь Христа». Ее цель — «распространять доктрины и учения Евангелия Христова на всем Филиппинском архипелаге». В то время Манало думал только о национальной Церкви. Понадобилось еще 34 года, чтобы он включил в орбиту своей деятельности другие народы, помимо филиппинского. В 1948 году в упомянутые слова устава была добавлена еще одна фраза: «И в других местах, куда могут иметь доступ ее служители и члены» (Приложение Б).

Манало зарегистрировал церковную организацию как «Корпорацию одного лица». При этом имелось в виду, что он является ее единственным главой и администратором, включая имущество и владения. Манало не хотел подчиняться никому, кроме Бога, и предпочитал самостоятельно принимать все важные решения. Он стремился быть «первым».

Рост и распространение на первом этапе. В конце 1914 года Церковь Христа насчитывала около 100 членов и состояла из трех местных общин — одна в Маниле и две в провинции Ризал. С другой стороны, адвентистская Церковь насчитывала около 300 членов, рассеянных в нескольких провинциях Центрального Лузона и Западных Висаяс. У нее было больше работников, материалов книг для продажи я брошюр для бесплатной раздачи. Манало же полагался только на проповедь библейского Слова.

Он создал сплоченную организацию хорошо подготовленных в доктринальном отношении прихожан, которые знали, во что они верят, и понимали библейскую основу своих взглядов. И сегодня после окончания занятий по подготовке к крещению они не перестают изучать доктрины. Я побывал на некоторых воскресных богослужениях и слышал проповеди по разным доктринам. Они излагались в таком ключе, что становилось ясно: служитель обращается к тем, кто не является членом Церкви Христа. Членов не только учат, как отвечать на возражения, но и как пробивать бреши в вероучениях своих оппонентов.

Резкая, желчная и полемичная манера проповеди, которой пользовались служители Церкви Христа, сделала эту Церковь объектом всеобщей антипатии. Служители и члены расценили это как гонение со стороны «мира» и еще больше сплотились. Своего руководителя они стали называть «Ка Феликс» и так же обращались друг к другу: «Ка Педро», «Ка Хуана» и т.д. «Ка» — это сокращенная форма слова «капатид» на языке Тагало, что значит «брат» или «сестра».

Манало начал обучать служителей по методу «подмастерьев», возможно, позаимствовав его у Финстера. Идея состояла в следующем. Его ученики сопровождали его во время собраний, наблюдали за его методами и запоминали его выступления. После этого он посылал их группами, побуждая искать священников и служителей из других церквей и вызывать их на дебаты; или посещать евангельские собрания других вероисповеданий и работать с теми людьми, которые находились в состоянии принятия решения по поводу своей религиозной принадлежности. Очень часто, встречаясь с евангелистами в домах заинтересованных людей, они начинали спор. При минимальных затратах служители Церкви Христа получали доступ к заинтересованным людям и обращали их в свою веру Сегодня они используют те же самые методы.

К 1918 году в нескольких провинциях Лузона Церковь Христа насчитывала около тысячи членов и почти не уступала по численности Церкви АСД на Филиппинах. В следующем 1919 году Манало отправился в США и поступил в Тихоокеанский университет штата Калифорния. Что подвигло его на этот шаг? Тагги высказал следующую догадку: Манало хотел приобрести определенный престиж, который давало ему образование в Америке. Другие считают, что ему понадобилась передышка после изнуряющей проповеднической работы. Вернувшись на родину, Манало обнаружил, что, несмотря на его отсутствие, основанная им Церковь была здоровой и растущей. В количественном отношении она более чем удвоилась за три года, и в 1922 году число членов достигло отметки в 2500 человек. Было создано много новых «местных» церквей, и начата работа в новых провинциях.

Доктрина о Суго, или вестнике

В 1922 году Манало ввел новое учение, которому суждено было стать не только краеугольным камнем всего вероучения Церкви Христа, но и возвеличить самого Манало. Он много размышлял над обстоятельствами, сопутствовавшими созданию его Церкви, и особенно о дате ее регистрации — 27 июля 1914 года, совпадавшей с началом первой мировой войны. В результате Манало пришел к выводу, что он и его Церковь исполнили и исполняют пророчества, записанные в книгах Откровение и Исаия. Манало был неплохо знаком с пророчествами о последнем времени. Он проповедовал о них, еще будучи адвентистом, ознакомившись с книгой Урии Смита «Даниил и Откровение» и с книгой Елены Г. Уайт «Великая борьба». Подобно адвентистам, он склонялся к исторической школе истолкования пророчеств.

Манало видел себя «ангелом», восходящим от востока в Откр. 7 — Божьим Суго, или специальным вестником, который своей проповедью Евангелия в 1914 году в конце концов побудил «великую четверку» первой мировой войны остановить войну в 1918 году (эта доктрина будет рассмотрена самым исчерпывающим образом в главе, посвященной сходствам и различиям в вероучении адвентистской Церкви и Церкви Христа).

Как бы нелепо ни звучала эта доктрина, но она создала вокруг Манало ауру величия наподобие той, которой окружен Джозеф Смит в Церкви мормонов или Симон Кимбанг в Церкви Заира. Он претендовал на роль библейского СУГО, или специального вестника, которому Бог поручил проповедовать чистое Евангелие. Ни один другой религиозной руководитель на Филиппинах не делал подобных заявлений.

Рост Церкви Христа до начала второй мировой войны

К 1930 году Церковь Христа прочно закрепилась во многих провинциях Центрального Лузона — региона, в котором люди заняты в основном земледелием. Крупные землевладельцы управляли своими гасиендами, как феодальные деспоты. Арендаторов облагали ростовщическими процентами, из-за чего они всю жизнь находились в финансовой кабале. Я хорошо знаком с их отчаянным положением, поскольку вырос в Центральном Лузоне, а мой отец был одним из таких арендаторов. Угнетенные массы трудящихся не раз выступали за свои права.

Неудивительно, что Центральный Лузон стал родиной коммунизма на Филиппинах. Многие нашли в учении Иглесия Ни Кристо, в методах его распространения и в тесном общении ее членов именно то, в чем так нуждались угнетенные массы, — духовный, эмоциональный, психологический и материальный подъем. Людям нравилось, что проповедники этой Церкви критикуют Римско-католическую церковь и не жалеют слов, осуждая несправедливость землевладельцев.

Организовано молодежное общество Церкви Христа. Манало организовал общество молодых людей и назвал его «Тамбули нгсиланган» (Горн Востока). Целью новой организации было руководство молодежью, сохранение ее в вере и воодушевление на участие в евангельской работе Церкви. Похоже, что общество выполнило эту цель. Студенты Церкви Христа поступали в общественные и частные учебные заведения, поскольку в то время у Церкви Христа не было своих школ. Но они не были потеряны для Церкви. Более того, они вносили определенный колорит в огромные собрания, проводимые на городских площадях. Мы еще вернемся к этой организации в разделе «Жизнь и обычаи Церкви».

Вторая поездка Манало в США. В 1938 году Манало снова отправился в США. Его главной целью был сбор средств на строительство центральной церкви, достаточно просторной, чтобы вместить членов из разных дивизионов (провинция могла быть представлена одним дивизионом) во время специальных съездов. С финансовой точки зрения поездку надо признать провалившейся. Однако она не стала напрасной. Находясь в Америке, он окончательно понял, что Церковь не вправе полагаться на внешние ресурсы. Она должна находиться на полном самофинансировании и осуществлять только такие программы и проекты, которые ей по силам и по карману. Это решение способствовало здравой финансовой стратегии и стабильности Церкви Христа.

Долго вынашиваемая мечта о постройке Церкви с дворцовой резиденцией для Манало была реализована в конце 40-х годов, когда в Сан Хуане, провинция Ризал, был построен величественный комплекс стоимостью в два миллиона долларов019 . Архитектурный проект церкви в Сан Хуане стал образцом для большинства, если не для всех зданий Церкви Христа.

Поначалу для своих богослужений Церковь Христа использовала или домашние церкви, или специальные строения, изготовленные из бамбука. На смену им пришли деревянные и бетонные здания. С конца 40-х годов и до настоящего времени Церковь Христа возводит впечатляющие типовые бетонные здания, которые Тагги называет «кафедральными церквами». К 1955 году пять таких зданий было построено в центральной части Манилы. К 1973 году 137 церквей были рассредоточены по всем крупным и мелким городам Филиппин. Аналогичные здания строятся в США. Недавно одно из них освящалось в г. Сан-Хосе, штат Калифорния. Его возвели в 1994 году

Легко оценить преимущества таких внушительных кафедральных церквей. Они поднимают дух членов Церкви Христа. Сторонние наблюдатели уже не смотрят на них как на секту, состоящую из малограмотных членов. Новым людям легче приходить в такие красивые здания, чтобы выслушивать служителей Церкви Христа. Эти храмы помогли Церкви Христа сэкономить большие средства. Церковь Христа умеет использовать деньги по максимуму возможностей. По воскресеньям проводятся не одно, а два или более богослужений. В «местной» церкви г. Анахайм, штат Калифорния, совершается три богослужения, чтобы их могли посетить все члены этой большой общины.

Основание журнала «Пасуго». Журнал «Пасуго» был основан в 1939 году. Его англоязычная версия, издающаяся в США, носит название «Божья весть». Первый номер появился в феврале 1939года. Если объединить два адвентистских журнала: «Знамения времени» и «Адвентист Ревью», то можно получить представление о том, что такое журнал «Пасуго». Он является главным печатным органом Церкви Христа и служит целям пропаганды и распространения ее доктрин. Я спросил служителя Мануэля Палада из «местной» общины в г. Анахайм, штат Калифорния, могу ли я заглянуть в его личную библиотеку и почитать книги Церкви Христа, в которых излагаются ее доктрины. Мануэль ответил, что все их доктрины вполне исчерпывающе описаны в разных номерах журнала «Пасуго» и что Церковь не имеет какой-то основной книги с изложением главных доктрин020 .

То же самое мне сказал помощник декана Института евангельского служения Церкви Христа в Маниле*. Однако их информация неточна. Церковь Христа в 1964 г. издала книгу по основным доктринам под названием «Рассказ о Церкви Христа».

Журнал «Пасуго» защищает Церковь от непрекращающихся нападок ее многочисленных оппонентов. Он довольно прямолинейно контратакует противников Церкви, а также дает информацию о церковной жизни. В последних номерах были опубликованы адреса и фотографии общин Церкви, а также информация о молитвенных группах в 65 странах на территории шести континентов мира.

Японская оккупация/вторая мировая война 1941-1945 гг.

Когда в 1941 году в Тихоокеанском бассейне начались военные действия. Церковь Христа в два раза превосходила по численности адвентистскую Церковь. Но военные годы и японская оккупация замедлили ее рост, как, впрочем, и рост всех других церквей. Проводилось очень мало евангельских собраний. Перестал издаваться журнал «Пасуго». Но одновременно война рассеяла многих членов по тем провинциям, в которых до этого не было Церкви Христа. Они рассказывали о своей вере и собирали интересующихся. Однако мало кто из служителей мог приехать в отдаленные места и продолжать работу с заинтересованными людьми. Согласно богословию Церкви Христа, только уполномоченные Богом люди могут проповедовать Евангелие и учить людей. Тем не менее члены Церкви подготовили почву для ее быстрого распространения после ухода японских оккупантов и освобождения Филиппин.

Рост Церкви Христа с момента окончания второй мировой войны до смерти Манало

Сразу после второй мировой войны Церковь Христа продолжила работу по организации новых церквей в неохваченных своей вестью провинциях Филиппин. К 1954 году Церковь не укоренилась только в провинции Батанес на севере и провинции Сулу на юге страны. Церковь насчитывала примерно 135 000 членов и почти в четыре раза превосходила по численности адвентистскую Церковь (35 000). К I960 году численность Церкви

Христа возросла в два раза.

Согласно данным переписи населения, к тому времени, когда умер Манало (23 апреля 1963 года). Церковь Христа на Филиппинах насчитывала 350 000 членов. Сама Церковь Христа не приводит данных о своей численности. Как объяснил мне помощник декана Института евангельского служения и член Церкви Христа Ник Тиосен, причина состоит в том, что «список наших членов постоянно обновляется, мы каждый день крестим тысячи людей. Только в январе 1997 года в одной Маниле мы рассчитываем крестить 10 000 новых членов»

В чем причина столь бурного роста Церкви Христа? Миссиолог Тагги указывает на следующие факторы:

1. Хорошо подготовленные и преданные рядовые члены Церкви с высокой мотивацией, жаждущие распространять весть.

2. Восприимчивость жителей разных филиппинских провинций вследствие значительной миграции населения из Лузонаи Висаяс в «землю обетованную» — Минданао, а также в крупные города.

3. Централизованное финансирование и управление, позволяющее направлять служителей и средства в те места, где существует самая острая необходимость.

4. Целенаправленный стиль руководства Манало, который никогда не сомневался в том, что главная задача Церкви — проповедовать Евангелие и приобретать учеников среди неверующих людей.

Церковь Христа никогда не пыталась сеять семена на побелевших нивах, готовых к жатве. Она просто посылала жнецов на эти поля, и они собирали урожай. Церковь Христа применяла несколько методов жатвы, но чаще всего проводила эффективные массовые митинги на городских площадях, позволявшие экономить большие средства. Горожане не могут не останавливаться и не обращать внимания на ревущие автобусы, один за другим подъезжающие на площадь и выгружающие свой груз — тысячи последователей Церкви Христа. Затем эти тысячи людей рассредоточиваются по городским кварталам и закоулкам, приглашая всех жителей на дневные и вечерние собрания. С помощью подобного метода Церковь Христа успешно находит заинтересованных людей, а затем приглашает их продолжить изучение Библии в местных церковных зданиях. Этот испытанный метод применяется по сей день и приносит свои плоды. В качестве примера можно привести митинг на главной площади или в парке в Нага Сити в 1995 году, когда 35000 человек собралось послушать обращение двух служителей Церкви Христа.

Адвентистская Церковь также растет, но более медленными темпами, чем Церковь Христа. Адвентисты во время второй мировой войны держали свои средства в банках США, но они были использованы для восстановления и возобновления работы многочисленных учреждений: издательств, больниц и школ. Адвентисты применяли методы «посева семян», когда на повестке дня уже была жатва. (Мне лично это хорошо известно, поскольку я активно занимался евангельской деятельностью в 50-60-е годы. Наша группа из трех человек располагала столь скудными средствами, что об аренде помещений не могло быть и речи. Нам приходилось подыскать добровольцев для работ по установке большой палатки, в которой мы проводили одну из кампаний. Мы и сами работали до глубокой ночи, чтобы приготовить все необходимое для начала кампании).

Смена руководителя. За долгие годы до своей смерти Манало начал готовить человека, который должен был стать его преемником. В 50-е годы его здоровье пошатнулось. Сначала он делал ставку на одного из своих преуспевающих помощников. Когда же этот человек ушел из церкви, Манало остановил выбор на одном из ‘ своих сыновей, стремясь избежать отступничества преемника. 28 января 1953 года он созвал совещание Совета служителей, состоявшего из дивизионных служителей и администраторов Церкви Христа, всего около 250 человек. Повестка дня — выборы главного администратора и двух его основных помощников.

Во время выборов соблюдалось некое подобие демократии. На должность главного администратора были выдвинуты три кандидата. Голосование осуществлялось поднятием руки. Два голоса было отдано первому кандидату. Вторым был Эрано Манадо, которому достались все остальные голоса. Третий кандидат не получил ни одного голоса.

Эрано Манало, третий сын Феликса Манало, родился 12 января 1925 года. Он учился в начальной и высшей школах Академии св. Иоанна, учебном заведении Римско-католической церкви, в Сан-Хуане, провинция Ризал. Затем он изучал право в одном из университетов Манилы, однако бросил учебу, став служителем в Церкви Христа, и получил должность главного казначея и ответственного за распространение журнала «Пасуго». Когда в результате открытого голосования его утвердили преемником отца, на него взвалили еще больше обязанностей, чтобы подготовить к столь ответственной работе. Далее мы будем называть его Эрано, чтобы отличать от отца.

Феликс Манало ушел из жизни 12 апреля 1963 года, за год и четыре месяца до 50-летнего юбилея создания Церкви Христа. Чего добился этот человек? Редактор «Пасуго» перечислил следующие его свершения:

1. Он создал и организовал церкви во многих местах, поставив над ними хорошо обученных пастырей.

2. Он осуществлял подготовку работников я служителей.

3. Он организовывал районы и дивизионы с сильными руководителями, чтобы успешнее распространять весть Церкви Христа и направлять паству

4. Он руководил собраниями и митингами под открытым небом, проповедуя и участвуя в дебатах с целью защиты веры.

5. Он стал учредителем журнала «Пасуго».

6. Он строил внушительные здания церквей.

7. Он с любовью служил своей церкви в качестве главного администратора и пастора на протяжении почти 50 лет. В конце жизни Манало посчастливилось увидеть, как его некогда едва оперившаяся Церковь, насчитывавшая в 1914 году всего 100 человек, выросла до невероятных размеров — 350 000 членов. И теперь по всей территории Филиппин имелись местные отделения церкви. Он оставил после себя прекрасно отлаженный организационный механизм и преемника, которого хорошо принял его народ.

Церковь Христа при Эрано Манало

Вскоре после того, как Эрано заступил на должность главного администратора, стало очевидно, что он одарен не меньше, а может быть, и больше, чем отец. Высокий, красивый и обаятельный, он всегда одевался со вкусом. Под его чутким руководством успешно продолжается распространение вести Церкви Христа, строительство новых храмов и духовное окормление паствы.

Почему Церковь Христа участвует в «блокирующем голосовании»021

Церковь Христа оправдывает эту практику богословскими причинами. В качестве аргумента приводится наставление апостола Павла Коринфской церкви: «Чтобы вы все говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10). Церковь Христа утверждает: если ее члены будут голосовать за кандидатов от разных партий, они тем самым будут поступать вопреки наставлениям Павла.

Однако, похоже, главную причину блокирующего голосования следует искать в стремлении церкви к выживанию. Римско-католическая церковь часто использовала политические силы в своих интересах. Она может это делать, поскольку в ее рядах находится большинство избирателей на Филиппинах. Точно так же Церковь Христа стремится голосовать за тех политических кандидатов, которые смогут гарантировать равное отношение ко всем религиям. Политики знают: если им удастся заручиться поддержкой руководства Церкви Христа, победа им почти гарантирована. Церковь Христа под руководством Эрано стала действительно грозной политической силой.

Школа подготовки служителей и университет «Новая Эра»

Как уже ранее упоминалось, единственная учеба, которую проходили первые служители Церкви Христа, — это школа и мастерская самого Манало. В 1929 году один из самых одаренных служителей Теодоро Сантьяго организовал специальные курсы для служителей, но метод остался тем же. От учащихся требовалось незамедлительно применять полученные знания на практике.

В 1974 году школа была превращена в Институт евангельского служения и стала частью высшей школы под названием Академия «Новая Эра». Спустя три года она получила аккредитацию в государственных органах и была переименована в Евангельский колледж «Новая Эра». В 1995 году ему был присвоен статус университета, и он был переименован в Университет «Новая Эра». Это произошло на год раньше открытия Колледжа филиппинского униона, первого высшего адвентистского учебного заведения, которое начинало свой путь как школа в 1917 году

ИГЛЕСИЯ ни Кристо относит «Новую Эру» к «светским» университетам. Его президент сообщил мне, что квалифицированные учителя и учащиеся любых религиозных убеждений имеют возможность соответственно преподавать или учиться в «Новой Эре»1. Я провел неформальный опрос учащихся, пока ждал президента, и обнаружил, что все они являются членами Церкви Христа. Он сказал, что Церковь Христа создала собственное учебное заведение по требованию членов, дети которых терпели притеснения в тех учебных заведениях, где они учились.

В «Новой Эре» от учащихся, которых не готовят к духовному служению, не требуется изучения религиозных предметов. В студенческих общежитиях нет залов для богослужений, поскольку богослужения там не проводятся. Религиозное обучение и духовное окормление — это функция поместных церквей, к которым принадлежат учащиеся. Предлагаемые специальности и уровень университетского образования вполне адекватны запросам общества страны, в которой идет быстрый процесс индустриализации (см. приложение В). Адвентистским руководителям есть чему поучиться у Церкви Христа, потому что наша Церковь не всегда может гарантировать трудоустройство для всех выпускников своих учебных заведений. Достаточно ли хорошо подготовлены наши выпускники, чтобы устроиться на работу за пределами церковных структур?

В «Новой Эре» обучается 18 000 человек — от начальной до высшей школы, включая учащихся начальных школ Церкви Христа в провинции Пампанга. Церковь Христа планирует построить новые школы в других районах страны; все они будут получать поддержку Академии «Новая Эра». Адвентистам и здесь есть чему поучиться. Если бы все учебные заведения Церкви АСД на Филиппинах и особенно колледжи находились под эгидой адвентистского университета, то эти учебные заведения имели бы дополнительные преимущества. Например, такие, как более высокий престиж, координация учебных планов и лучший подбор предметов. Им также удалось бы избавиться от конкуренции между руководителями колледжей.

Институт Евангельского служения. Одно из учебных заведений в системе «Новая Эра» — Институт евангельского служения; он является единственным учебным заведением, которое готовит служителей для Церкви Христа. Данный Институт предлагает семилетний учебный курс, после чего присваивает степень бакалавра евангельского служения. Кульминацией этой программы является не только выпуск учащихся, но и в большинстве случаев — их рукоположение. В 1996/1997 учебном году в институте обучалось 2 тысячи студентов, 250 из них готовились к выпуску. На вопрос о том, сколько процентов из этих 250 будут трудоустроены, декан Тиосен ответил: «Сто процентов!»022 . Я невольно задумался о 100 выпускниках факультетов пасторской подготовки в наших пяти колледжах на Филиппинах. У нас будет большой праздник, если хотя бы 10 из них получат работу!

Вот предварительные условия приема на учебу в Институт евангельского служения:

1. Кандидат (принимаются только лица мужского пола) должен быть членом церкви с хорошей репутацией на протяжении как минимум пяти последних лет.

2. Он должен не только продемонстрировать преданность церкви, но и иметь дары, свидетельствующие о том, что в будущем он сможет стать успешным служителем. К этим дарам относятся четкая дикция, выразительная интонация, острый ум и любовь к церковной работе.

3. Он должен быть выпускником средней школы.

4. Он должен получить рекомендацию от служителей и членов

своей поместной церкви.

Институт евангельского служения готовит также служителей для работы в других странах с помощью специальной программы под названием «Передовые кадры для зарубежных миссий». Кроме того, готовится к открытию центр языковых исследований, в котором будут преподавать китайский, испанский, французский, немецкий и итальянский языки. Институт евангельского служения стремится также исследовать такие проблемы будущей глобальной миссии, как:

1. Вседозволенность в западном обществе.

2. Упадок нравов.

3. Преодоление культурных и языковых барьеров.

4. Дисциплина среди служителей.

Декан Алькантара из И ЕС (Института евангельского служения) говорит: «Дисциплина — один из ключей к плодотворному служению, который принесет пользу братьям из Церкви Христа и еще больше прославит Всемогущего»*. Не свидетельствует ли это об определенных дисциплинарных трудностях среди служителей Церкви Христа, и особенно молодых? На учебу в ИЕС поступают иностранные студенты, в большинстве своем из США, Канады и Англии. Они должны изучать филиппинский язык Тагало, филиппинскую культуру и филиппинский стиль проповедования. Трудно ли им это дается? В настоящее время все служители в зарубежных общинах Церкви Христа являются филиппинцами. Будущие перспективы всемирной работы Церкви Христа пока не ясны.

Распространение Церкви Христа в других странах

Со времен второй мировой войны экономика Филиппин была отсталой, страна не может обеспечить работой свое стремительно растущее население. Начиная с 50-х годов филиппинские безработные (которых насчитывается не один миллион) ищут себе работу за границей. В настоящее время эти контрактные рабочие, как их называют, рассеяны по всем континентам.

Когда я в 1965 году по дороге в Университет Андрюса заехал в Лома Линда, штат Калифорния, в этом небольшом городке жили только две филиппинские семьи. А в 1997 году именно там находилась самая большая филиппинская община адвентистов седьмого дня на американском континенте, насчитывавшая около 700 членов. Добавьте к ней три другие филиппинские церкви АСД, расположенные поблизости. Более 95 процентов членов этих церквей- выходцы из Филиппин, где в настоящее время насчитывается свыше 500 000 адвентистов седьмого дня. Представьте себе, сколько иммигрантов, принадлежащих к Церкви Христа, должно проживать в США, если учесть, что на Филиппинах у нее несколько миллионов членов!

Церковь Христа считает 27 июля 1968 года началом своей зарубежной миссии. В этот день Эрано Манало и другие представители руководства основали местную общину Церкви Христа в штате Гавайи. Еще одна местная церковь была создана ими же в г. Сан Франциско, штат Калифорния, 14 августа 1968 г.

В выпуске «Божьей вести» (God’s Message) за январь-март 1996 года был опубликован перечень всех «местных» общин, так называемых «расширений» и молитвенных групп за пределами Филиппинских островов. Тиосен определяет «расширения» как «местные общины» в зародыше. У них нет своих служителей, которые бы окормляли их, однако они находятся на попечении одной «местной» общины. Молитвенные группы состоят из верующих, которые не имеют опекающего их служителя или попечителей из «местной общины». Они периодически встречаются для взаимного ободрения. К этой категории относятся все группы Церкви Христа на Ближнем Востоке и в Африке.

Из 126 зарубежных «местных» общин 80 (63,5 процента) находятся в США, из них 30 (40 процентов) расположены в штате Калифорния, где сосредоточено больше всего филиппинцев; 16 (12,6 процента) находится в Европе; 9 (7,1 процента) — в Азии; 13 (10,3 процента) — в Океании и 8 (6,3 процента) — в Канаде. В 1994 году две общины были созданы в Италии и Израиле023 .

Глядя на фотоснимки «местных» общин, расширений и молитвенных групп, напечатанные в следующих номерах газеты Церкви Христа, можно заметить, что там очень мало иностранцев. Я поинтересовался у служителя Палада, насколько успешно их Церковь завоевывает сердца людей других национальностей в США. Его ответ прозвучал достаточно откровенно: «Нам трудно их завоевывать, потому что они свысока смотрят на религию, которая родилась на Филиппинах. Но мы успешно работаем среди наших соотечественников». В газете «Божья весть» Церкви Христа часто можно увидеть снимки, запечатлевшие крещение групп филиппинцев. По принятому у филиппинцев обычаю «они следуют за своими, куда бы те ни пошли», и заботятся о них. В свою очередь, эти члены церкви обращают в веру своих соотечественников и обеспечивают присутствие верующих в тех местах, где до этого не было ни одного члена Церкви Христа.