Методы благовестия

Средства массовой информации

Я спросил у директора отдела служения конференции Центрального Лузона, чем объясняется быстрый рост Церкви Христа. Он ответил: «Все дело в средствах массовой информации». Возможно, он прав. В последних номерах журнала «Пасуго» даны радиочастоты, на которых можно слушать 100 их получасовых программ на пятидесяти радиостанциях, вещающих почти ежедневно. У Церкви Христа есть две собственные радиостанции и 51-одночасовая телепрограмма, транслируемая почти каждый день недели.

Еще одним проектом Церкви Христа стала конференция служителей, которая проводилась на западном побережье США при помощи спутниковой связи. На ней присутствовали служители и руководители церкви, а председательствовал Эрано Ма-нало, находившийся в центральном штабе в Диллимане на Филиппинах. Это предприятие увенчалось успехом, поскольку имело не только экономическое, но и многоцелевое назначение и способствовало улучшению управления церковью и духовному попечению паствы.

Эрано Манало, будучи высшим епископом Церкви Христа, сам пишет каждую проповедь, которая затем читается во всех «местных» церквах по воскресеньям.

Сессия Генеральной конференции Церкви адвентистов седьмого дня проводится раз в пять лет, чтобы решать важнейшие вопросы церковной жизни. Поскольку делегаты съезжаются со всего мира, это сопряжено с огромными расходами. Разве не экономичнее было бы провести сессию Генеральной конференции через спутник? Делегаты из трех филиппинских унионов могли бы собраться в Маниле, делегаты из Североамериканского дивизиона — в Вашингтоне, а связь между ними осуществлялась бы по спутнику.

Социальные мероприятия Церкви Христа

Под руководством Эрано Манало Церковь участвует в многочисленных общественно-полезных мероприятиях, которые создают ей в обществе благоприятный имидж. Когда профсоюз в Луизита Гасиенда стал досаждать членам церкви, церковь купила участок земли площадью в 100 гектар у подножия Сьер-ра Мадре и переселила туда своих членов. Эта земля расцвела, как роза. Государственные чиновники и пресса высоко оценили это предприятие как образец общинного духа. Когда началось извержение .вулкана на горе Пинатубо, ИГЛЕСИЯ повторила удачное предприятие и переселила пострадавших членов церкви в Паланан.

Церковь Христа построила не только светский университет (и обещает построить начальные школы в бедных районах), но и больницу, в которой ее врачи, диетологи и медсестры занимаются миссионерской работой. Она активно проводит кампании против наркомании и курения. Фактически это первая церковь на Филиппинах, начавшая кампанию против курения. Одним из выступавших на собрании, посвященном этой проблеме, был покойный д-р Элисио Баутиста, помощник профессора в Университете Лома Линда, известный кардиохирург. На более чем 6 тысяч руководителей и служителей Церкви Христа его выступление произвело такое сильное впечатление, что они решили не только сами бросить курить, но и своим влиянием помочь другим членам церкви искоренить эту вредную привычку.

Высказывались опасения по поводу того, что после смерти своего одаренного руководителя Феликса Манало ИГЛЕСИЯ Ни Кристо может зачахнуть. Но этого не произошло. Под руководством Эрано Манало она продолжает жить и действовать. Во время последней переписи населения в 1990 году было установлено, что ее численность достигла 1414 393 членов, не считая зарубежных членов. Изучение опыта ее феноменального роста, безусловно, поможет адвентистской Церкви достичь подобных результатов.

Жизнь и обычаи Церкви

Я провел опрос в 13 филиппинских адвентистских церквах и группах в Южной Калифорнии, чтобы определить, какое число из 3 000 членов ранее принадлежали к Церкви Христа. Оказалось, что только трое. В другом опросе служителей, проведенном в Северном Филиппинском унионе и Центральной Лузонской конференции, выяснилось, что только трое наших служителей сумели обратить членов Церкви Христа в адвентизм. А всего таких новообращенных было менее 10.

Членов Церкви Христа трудно переубедить; они склонны хранить верность своей вере и Церкви. Можно с уверенностью сказать, что в их Церкви есть только «входная дверь». Как они этого добиваются? Давайте подробнее рассмотрим этот вопрос.

Крещение в Церкви Христа

Возраст крещаемых. Ни один кандидат не крестится до 12 лет. Служитель Фуэнтес утверждает, что кандидат должен как минимум достигнуть возраста старшего класса средней школы, чтобы осмысленно принять Евангелие Церкви, иметь разумную веру и хранить верность Церкви. Что же касается адвентистских служителей, то они порой крестят таких малолеток, которые плавают в баптистерии или реке, потому что не достают ногами до дна в том месте, где стоит служитель. Более того, если их родители не являются членами церкви, то такие дети не получают поддержки со стороны взрослых, без которой им не удается сохранить веру в столь юном возрасте.

Подготовка к крещению. Церковь Христа набирает кандидатов на крещение из числа интересующихся, которых члены церкви находят в своих семьях, среди родственников и друзей, среди посетителей больших собраний и митингов на городских площадях и через средства массовой информации. Сразу после массовых собраний начинаются занятия по подготовке к крещению в домах интересующихся людей или в местных церквах, чтобы не терять времени даром и «ковать железо, пока горячо». Это важно, поскольку воодушевление людей, подобно приливу, длится недолго и может быстро иссякнуть.

На этих занятиях интересующимся преподают тридцать постулатов Церкви Христа. Занятия проводятся не один раз в неделю, как в других евангелических церквах, а по возможности каждый вечер. ИГЛЕСИЯ буквально «монополизирует время перспективных новообращенных, чтобы у них не появилось искушение тратить его на что-то другое. Ведь столько всего отвлекает внимание новых христиан, что их надо как можно быстрее насыщать Словом Божьим». Основные доктрины все время повторяются. Как говорит Тагги, их «заучивают до автоматизма»; новичков буквально напичкивают ими, чтобы они знали, во что и почему они верят (там же, с. 217). Кандидатов также призывают приглашать на эти занятия членов семей, которые не являются членами церкви. Например, если жена готова к крещению, ее просят дождаться того времени, когда ее муж также подготовится к крещению, чтобы крестить их обоих. Если дети подготовлены, их призывают работать со своими родителями, чтобы и они также приходили на занятия. Вот почему в Церкви Христа так много полных семей, и количество мужчин почти равно количеству женщин в церковном списке. Такая стратегия способствует постоянству верующих в Церкви Христа.

Организационная структура Церкви Христа. Эрано Манало является одновременно директором-распорядителем, высшим епископом и служителем церкви. Он принимает все решения, необходимые для нормального функционирования церковного механизма. Помимо того, что он пишет все проповеди, которые произносятся со всех местных кафедр каждое воскресенье, он также рукополагает или одобряет рукоположение всех служителей Церкви Христа и руководит евангельской работой Церкви. Члены кабинета, состоящего из администраторов второго и третьего эшелонов, являются его советниками и помощниками (см. схему).

Служители местных общин произносят проповеди по воскресеньям и четвергам, ведут занятия по подготовке к крещению и изучению доктрин Церкви и совместно с руководителями на уровне дивизиона проводят евангельскую работу Они не утруждают себя пасторской работой в церквах, которую поручают хорошо обученным дьяконам, дьякониссам, неоплачиваемым работникам и местным комитетам. Таким образом, служители получают возможность посвящать все свое время той работе, которой они специально обучались: обращению людей в веру При большом количестве хорошо подготовленных, но неоплачиваемых работников церковная работа осуществляется с минимальными затратами.

Местные комитеты. Новое название этих групп работников — группы молитвенного собрания. Они заслуживают особого упоминания, ибо, хотя их специально организуют небольшими, они выполняют важные функции в церкви. Церковь Христа выяснила, что в миссионерской работе небольшая группа работников действует успешнее, чем один работник. Всякий раз, когда какая-нибудь семья начинает изучать Библию, класс выглядит более воодушевленным, когда занятие ведет не один руководитель, а группа молитвенного собрания. Еще одно бесценное преимущество заключается в том, что сразу после крещения люди не чувствуют себя забытыми и потерянными в толпе, поскольку их окружает группа верных друзей, которые вели с ними подготовительные занятия.

Местные комитеты или молитвенные группы функционируют как основные опекуны, успешно окормляя членов церкви, укрепляя дружеские отношения между ними и оказывая им духовную, социальную, эмоциональную и даже финансовую поддержку Неоценимое значение имеет также их дополнительная функция: они становятся инструментом управления или дисциплины — какое гениальное изобретение! С их помощью служитель знает, выполняют ли члены свои обязанности и хранят ли они верность Церкви. Только когда группа не в состоянии решить возникшие проблемы, дело передается высшим местным администраторам.

Уникальная система учета посещаемости каждого собрания позволяет отслеживать жизнь каждого члена. Дьяконы или дьякониссы немедленно звонят по телефону отсутствующему члену или сообщают об отсутствии молитвенной группе, к которой он или она принадлежит. В этой связи я вспоминаю встречу с бригадиром плотников, строивших церковное здание для общины в 2 000 членов. Мы быстро подружились с ним, и по ходу беседы он заметил, что, будучи раньше адвентистом седьмого дня, частенько отсутствовал на богослужениях. «Но в церкви никто не скучал по мне. В ИГЛЕСИИ человека, который отсутствует один или два раза, сразу навещают».

Самой примечательной особенностью Церкви Христа является ее «суд». В большинстве других вероисповеданий имеются службы, выполняющие аналогичные функции: арбитраж и решение правовых вопросов и тяжб, возникающих между членами. Но уникальность суда, действующего в Церкви Христа, заключается в том, что репутация Церкви остается незапятнанной, и то, что происходит в этом суде, не становится достоянием прессы или общественности. Члены Церкви Христа никогда не подают на нее в суд (см. приложение Г, главу VIII «Внутреннего Устава Церкви Христа на Филиппинских островах».

Общество молодежи и общество родителей и супружеских пар

Эти два общества оказывают большое влияние на жизнь членов Церкви Христа. Одно из них создано для молодежи, другое — для родителей и супружеских пар. Одно дополняет другое.

Молодые люди с чистыми побуждениями и Бинхи («Семена»). Молодежное общество церкви возникло в 1936 году и носило название Тамбули Нгсиланган («Горн Востока»). Однако во время войны оно прекратило свое существование. Молодежь требовала восстановить его, и оно было возобновлено под новым названием: «Каписананг Малигаянг Пагтатагумпай» («Счастливое общество победы»). Во время правления военных оно стало называться «Молодые люди с чистыми побуждениями», сокращенно «Кадива». Ее младшее отделение для молодежи от 13 до 20 лет стало называться «Бинхи» («Семена»). Вот его цели и функции:

1. Создать возможности для игры, работы, учебы и общения, так чтобы молодые люди могли вступать в браки внутри церкви.

2. Помогать им в поиске достойной и хорошо оплачиваемой работы и обучать их необходимым навыкам. Родители и молодые люди убедили администрацию Церкви Христа создать в 60-х годах школу обучения ремеслам «Новая Эра». Она стала предшественницей Института образования «Новая Эра», созданного в 1975 году. В 1978 году это заведение превратилось в Колледж «Новая Эра», а в 1995 году получило статус университета и было переименовано в Университет «Новая Эра».

3. Задействовать молодежь в евангельской работе церкви.

Важная сфера деятельности молодежи — посещение частных домов с целью приглашения жителей на общегородские митинги Церкви Христа. Еще один из видов деятельности — «линис баян» (уборка городских улиц). Несколько автобусов перевозят молодых людей, которые убирают мусор.

Буклод («союз») — общество для родителей и супружеских пар. Его члены ставят перед собой четыре цели: 1) стать идеальными супружескими парами и родителями; 2) помогать церкви в выполнении ее миссии; 3) углублять любовь и доверие между членами церкви; 4) помогать членам церкви в овладении полезными навыками, благодаря которым они смогут найти достойную работу Буклод трудится в тесном взаимодействии с молодежным обществом Кадива, помогая ему выполнять стоящие перед ним задачи.

Вот некоторые виды деятельности общества Буклод: спонсировать учебу молодых членов на курсах вождения автомобилей и автослесарей, на курсах модельеров и закройщиков одежды и т.д. Когда член церкви, получающий поддержку этого общества, оканчивает эти курсы и устраивается на работу, ему или ей предлагают в свою очередь помогать другим молодым людям. Буклод организовывает также подкурсы и семинары для своих молодых членов, чтобы подготовить их к государственным экзаменам при поступлении на учебу.

В 1973 году администрация Церкви Христа по инициативе Буклода создала специальный комитет, в задачу которого входит помогать «безработным членам церкви в поиске хороших рабочих мест посредством обучения их новым навыкам и в последующем трудоустройстве» (см. приложение Е). Эта деятельность вдохновила членов Церкви Христа на более щедрые пожертвования — не только потому, что они становились состоятельными в материальном отношении, но и потому, что им хотелось таким образом отблагодарить Церковь за помощь в трудные моменты их жизни.

Описание воскресных богослужений в Церкви Христа

Я, моя жена и еще одна женщина-адвентистка посетили утреннее воскресное богослужение в местной церкви Христа в г. Анахайм, штат Калифорния, 22 сентября 1966 года. Это богослужение начиналось в 10 часов утра. Два других богослужения проводились соответственно в шесть часов утра и в четыре часа дня, чтобы охватить всех желающих. Подъехав к церкви за 20 минут до начала богослужения, мы обнаружили, что свободных мест на стоянке уже почти нет. Некоторые члены церкви радушно встретили меня, тогда как на сопровождавших меня женщин никто не обратил внимания.

Церковь располагалась в здании, которое раньше принадлежало банку Веллз Фарго. Оно было полностью переоборудовано и снаружи выглядело очень опрятным и чистым. Внутри окна были зашторены и драпированы богатым белым материалом. По широкому центральному проходу можно было пройти от входа к кафедре и площадке для хора. Мужчины сидели по левую сторону от главного прохода, а женщины — по правую. Молодежь и дети совершали богослужение в другом здании.

При входе в здание церкви мы заметили, что каждый прибывающий член церкви находил свою карточку на стеллажах у входа. Это была своеобразная регистрация посещаемости, которая считается священным долгом каждого члена церкви. В конце каждого ряда стоял дежурный по залу в белой униформе. Он провожал каждого пришедшего на свободное место. Для нас нашлось лишь несколько мест на задних скамьях. Таким способом систематически заполняются церковные скамьи. Усевшись, я повернулся к соседу, пытаясь завязать дружескую беседу, но он посмотрел на меня отсутствующим взглядом, давая мне понять,

что я мешаю ему размышлять. Такой же молчаливый ответ я получил и от другого своего соседа.

Когда органист тихо заиграл, входные двери закрылись (мне объяснили, что эта процедура призвана пристыдить опаздывающих). Под руководством хора собрание спело четыре гимна. Их номера были ярко высвечены на специальном экране, который располагался над хором. Я узнал эти гимны. Они имеются и в адвентистском сборнике песнопений. Их пели довольно медленно и торжественно. После этого на кафедру поднялись три служителя. Один из них произнес трехминутную пламенную и чрезвычайно эмоциональную молитву Люди, сидевшие на скамьях, реагировали на нее словами «да» и «аминь».

Проповедник не был представлен, поэтому я шепотом спросил у соседа, как его зовут. Он ответил, что не знает. Не объявив названия своей проповеди, выступавший начал в 10:15 и закончил в 10:47. Это была тематическая проповедь с множеством текстов из Священного Писания, которые проповедник зачитывал, хотя в остальном он не пользовался никакими записями. Вот примерный план его проповеди, которую я конспектировал:

Вступление. На этой земле человек неизбежно сталкивается с самыми разными бедами.

1. Несчастья допускаются Богом.

2. Жизнь человека коротка (Евр. 13:14).

3. Бог постановил, что людям положено один раз умереть, после чего их ожидает суд (Евр. 9:27).

4. Нечестивых ожидает осуждение и вторая смерть в озере огненном (Откр. 20:13).

I. Надежда человека

1. Новое небо и новая земля — святой Град (2 Петр. 3:13).

2. Существует вечная жизнь, в которой не будет жестокости и насилия (Ис. 60:18, 19).

3. Иисус дал обетование тем, кто наследует эту землю (1 Ин.2:25).

А. Обетование дано семени Авраама, — тем, кто во Христе.

Б. То есть, семени, а не семенам (Гал. 3).

4. Как можно стать «семенем»?

А. Для этого надо стать членом «Нового Человека». «Новый Человек» — это тело, (то есть «Церковь»), главой которого является Христос (Кол. 1:8; Еф. 2:17).

Б. «Церковь», главой которой является Христос, называется «Церковью Христа» (Рим. 16:16). (После этого он обратился к гостям церкви, не являющимся членами Церкви Христа: «Я сказал это не для того, чтобы обидеть или оскорбить вас, но потому что я люблю вас»).

II. Что происходит с теми, кто не является членами Церкви Христа?

1. Они остаются без Бога и без надежды (Еф. 2:12).

2. Они будут сожжены в день суда вместе с теми членами Церкви Христа, которые ушли из нее (Евр. 10:25-27).

3. Долг членов Церкви Христа — очищать себя через исповедание своих грехов (2 Кор. 7:1; 1 Ин. 1:9).

4. Если мы исповедуем наши грехи, то имеем Ходатая (1 Ин. 2:1).

Вывод: «Верные члены Церкви Христа — самые счастливые люди на земле. Они имеют Божье обетование вечной жизни в святом граде. Я призываю тех, кто еще не стал членом Церкви Христа, принять Библию, чтобы иметь преимущество стать членами тела Христова».

Проповедь завершилась долгой и очень эмоциональной молитвой.

После того, как хор спел гимн о жертвенности, дьяконы и дьякониссы собрали пожертвования в мешочки с очень маленькими отверстиями. Затем они проследовали по центральному проходу по два человека, неся большой, богато украшенный деревянный ящик. Последовала молитва.

После благословения служитель объявил об очередном церковном проекте, бланки с сообщением о нем раздавались людям на выходе. Когда собрание расходилось, хор спел оживленный гимн. На часах было ровно 11 часов утра.

На улице и на стоянке автомашин члены церкви оживленно беседовали друг с другом. Некоторые из них подошли ко мне (но не к сопровождавшим меня женщинам), пожали мне руку и дружески поинтересовались, кто я и откуда. Я уделил некоторое время беседе с проповедником Мануэлем Паладом. Он тоже был очень дружелюбен и откровенно ответил на мои вопросы.

Оценка богослужения Церкви Христа, которое мы посетили.

Наша маленькая группа из трех человек, посетившая воскресную службу в Церкви Христа, согласилась с тем, что:

1. Внутреннее убранство церкви и расположение мест способствует поклонению.

2. Служба проходит в торжественной обстановке. В зале очень тихо, а медленное пение гимна типично для служб Римско-католической церкви на Филиппинах. Однако подруга моей жены, будучи музыкантом, сочла это пение слишком угрюмым, безрадостным и монотонным, как на похоронах.

3. Поклоняющиеся вели себя почтительно и подчеркнуто внимательно. Но если принять во внимание карточки учета посещаемости, рассаживание приходящих на определенные места, закрытие дверей церкви после начала богослужения, чтобы не впускать опаздывающих, то можно сказать, что в этой церкви практикуется казарменная дисциплина.

4. Проповедник цитировал множество текстов из Священного Писания, зачитывая их полностью во время проповеди, что типично для проповедей и печатных материалов Церкви Христа. Церковь Христа отзывается о других конфессиях следующим образом: «Католики проповедуют свои догмы, а протестанты проповедуют свои мнения (на языке Тагало это звучит «хака-хака», что значит «предположения»), а мы проповедуем Библию»024 .

5. Ни один член церкви не открывал свою Библию, когда проповедник объявлял текст. Фактически я не видел ни одного человека с Библией в руках. Это напомнило мне о том, что, согласно теологии Церкви Христа, только служители могут правильно истолковывать Библию.

6. Хотя на стоянке автомашин можно было заметить детей, никто из них не сидел рядом с родителями в здании церкви. Когда я спросил у 13-летнего подростка, где дети проводят свое собрание, он показал мне на небольшое здание на территории того же самого комплекса. Я спросил у него, почему они не проводят богослужения со взрослыми, и он объяснил мне: «У нас разные проблемы, нужды и вкусы». Палад сказал мне, что детское богослужение проводят специально подготовленные учителя.

7. Я обнаружил тот же формат богослужения при другом посещении той же самой «местной» церкви в Анахайме. У меня была возможность посетить также «местную» церковь Христа в Квезон Сити, Филиппины, 8 декабря 1996 г. Эта церковь, рассчитанная на 12 тысяч человек, также была заполнена, и богослужение напоминало то, которое мы посетили в Анахайме. Разница была лишь в одном: если филиппинский проповедник в Калифорнии тактично обратился к гостям, не принадлежавшим к Церкви Христа, то его коллега на Филиппинах был резок в оценке других церквей.

8. Если адвентистские проповедники стремятся произносить христоцентричные проповеди, то все три проповеди в Церкви Христа, которые мне довелось услышать, были церквоцентричны. В них говорилось, что главное быть спасенным, иметь вечную жизнь, жить в новом Иерусалиме и избежать второй смерти (вечных мук в озере огненном). Для этого необходимо присоединиться к Церкви Христа и оставаться верным ей до самой смерти.

Гимнология Церкви Христа

Пилар Манало-Данао, одна из дочерей Феликса Манало, является автором большинства текстов в гимнах Церкви Христа. Все они поются на филиппинском языке и переводятся на английский, чтобы их можно было использовать в местных церквах в США. Гордон Ингланд подтверждает, что мелодии всех слышанных им гимнов Церкви Христа были ему знакомы и не были оригинальными или местными.

Гимны Церкви отражают ее теологию, веру, мышление, чувства и переживания, и все это необходимо для благополучия этой Церкви. В качестве схожего примера можно привести гимн Мартина Лютера «Могучая крепость — наш Бог». Это тематическая песня, звучавшая во время той могущественной реформации, которую он начал. Другим примером служит гимн адвентистов седьмого дня «Надежда горит в наших сердцах». В Церкви Христа один из гимнов называется «Акой ИГЛЕСИЯ Ни Кристо» («Я Церковь Христа»). Далее мы приводим этот гимн в переводе с

Тагало:

Я- Церковь Христа,

Церковь пророчества.

Начертаны в сердце моем

Все ее учения. Припев:

Я буду служить Богу, а также Иисусу.

Страдания и гонения

Смогу перенести

Всегда буду идти за Христом,

Что бы ни случилось со мной.

Я Церковь Христа

И ею останусь до смерти.

В первой строфе этого гимна утверждается краеугольный камень вероучения Церкви Христа: ИГЛЕСИЯ — единственная истинная церковь, потому что так говорит Библия. Только она преподает истинное вероучение, которое верующий любит так сильно, что оно начертано в его сердце

В припеве отдельно говорится о Боге и Иисусе, но верующий радостно служит Им обоим и будет рад переносить гонения вместе с Церковью.

В третьей строфе верующий говорит о своей преданности церкви и твердо решает и дальше следовать за Иисусом и с гордостью оставаться членом ИГЛЕСИИ до смерти.

Последние две строчки первой строфы были изменены, когда «местная» церковь была создана в Иерусалиме в 1996 году, и теперь эта строфа звучит так:

Я- Церковь Христа,

Пророческая Церковь,

Вернулась в Иерусалим,

На свою исконную родину.

Таким образом, теперь в первой строфе отражено учение Церкви Христа, согласно которому истинная Церковь отступила и полностью исчезла между концом первого века и первой половиной двадцатого века христианской эры. Теперь же она вернулась на свою исконную родину в Иерусалим.

Эта тематическая песня — типичный образец песенной культуры Церкви Христа. В песнопениях они объясняют свое вероучение, опыты и преданность членов церкви, которые поют с большим чувством. Я лично видел, как члены хора и участники собрания вытирали слезы во время пения. Гордон Ингленд говорит: «Пение для них много значит. Уровень участия очень высок. Звучание в больших церквах, полных народа, довольно приятно, и хочется петь вместе с собравшимися»025 .

Адвентистской церкви на Филиппинах в 1997 году исполнилось 88 лет; она не испытывает недостатка в литературных и музыкальных талантах. Один из ее колледжей присваивает степень бакалавра в области музыки. Вместе с тем все адвентистские песни, которые поются на Филиппинах, завезены из Соединенных Штатов. Они поются на английском языке или переводятся наместный язык. Могут ли филиппинские адвентисты петь эти иностранные песнопения с таким же чувством, с каким члены Церкви Христа поют свои песнопения? Многие филиппинцы смотрят на адвентизм как на чужеродную религию — что-то вроде комнатного растения, которое не пересадили на филиппинскую почву, но оставили в горшке.

В этом же русле высказывался и известный миссиолог, покойный Дональд Макгаврен. Он считал, что если мы хотим сделать Евангелие привлекательным для филиппинцев, то должны облечь его в те формы, которые звучат по-филиппински и пахнут рисом, рыбой и кокосами. Вопрос стоит так: утратит ли филиппинский адвентизм свой международный, всемирный характер, если филиппинцы сами будут сочинять некоторые гимны? Или это породит нездоровый национализм?

Теперь, когда ИГЛЕСИЯ Ни Кристо стала международной Церковью, как будут относиться к гимнам Церкви Христа, написанным филиппинцами, новообращенные из Америки, Европы и Африки? Английский вариант гимнов, используемый местной церковью Анахайма, является плохим переводом, который выбивается из ритма и мелодического рисунка произведений. Причина в том, что слова на языке Тагало длиннее их английских эквивалентов. Например, слово вера в английском языке состоит из одного слога, тогда как на языке Тагало оно состоит из семи слогов «пананампалатайя» и требует шести дополнительных музыкальных долей. Если учесть, что песни Церкви Христа завозятся из Филиппин, как стратеги ИГЛЕСИИ будут решать эту проблему?

Что адвентисты могут перенять у Церкви Христа

1. Одна первостепенная цель Церкви Христа. Проповедь Евангелия и обращение в веру людей из среды всех народов — это единая цель и причина существования Церкви Христа. Лэрри Фейр, директор по общественным связям Северофилиппинской унионной миссии АСД и редактор ее газеты «Мицпа», сказал: «Мы много говорим и делаем, чтобы выполнить великое поручение Христа о проповеди Евангелия. Но взгляните на наш бюджет. На евангельскую работу тратится ничтожно малый процент от всех наших средств» (22 декабря 1996 г.).

2. Весьма централизованная организация. Как и Церковь Христа, адвентистская Церковь отличается высокой степенью централизации. Почему бы не воспользоваться этим? Если люди в каком-то регионе восприимчивы к Евангелию, то руководителям высшего звена следует сделать евангельскую работу на этой территории высшим приоритетом. Если этого не делать, люди, которые могли бы стать адвентистами, не станут ими.

3. Поиск интересующихся людей. Трудно сказать, кто именно в большом городе будет восприимчив к новым религиозным идеям. Церковь Христа обнаружила, что большие митинги на площадях помогают обнаружить интересующихся людей. Это успешная и экономичная стратегия, которой вполне могут подражать адвентисты. У нас есть истина и материалы, привлекательные вести, сильные проповедники и множество хороших, грамотных членов церкви. Более того, адвентисты используют такую стратегию, которой нет у Церкви Христа: книгоноши и литературные евангелисты. При наличии 4 000 литературных евангелистов Филиппины справедливо прослыли в адвентистских кругах «литературной столицей мира». Эти продавцы литературы посещают каждую семью как минимум один раз в два года и оставляют в домах филиппинцев книг на сотни миллионов песо. Если систематически вести картотеку с именами покупателей, то евангелист сможет располагать информацией о наиболее перспективных слушателях, наиболее «плодородной» почве, уже обработанной литературными работниками. Он будет знать, какие люди только ждут того момента, когда их пригласят на собрания.

4. Подготовка к крещению. Вместо одного библейского занятия в неделю почему бы не проводить их каждый день, как это делает Церковь Христа, или по крайней мере большую часть дней недели? Так же поступайте и с кандидатами на крещение — прежде чем крестить -их, удостоверьтесь в том, что они глубоко понимают Евангелие и принимают его сердцем. Что касается детей, то до крещения их можно допускать лишь в том случае, если у них в семьях есть члены адвентистской Церкви. Каждого члена, и особенно новых людей, надо знакомить с небольшой молитвенной группой или домашней церковью, которая сможет поддержать его в бедственное время.

5. Метод вопросов и ответов из Священного Писания. Скорее всего Церковь Христа переняла этот метод у Церкви адвентистов седьмого дня. Большинство филиппинцев хоть и знают Библию очень плохо, уважают ее. На них производят сильное впечатление проповедники, которые задают важные вопросы и дают возможность Библии самой ответить на них. Эрл Кливленд, бывший помощник директора служительской Ассоциации Генеральной конференции Церкви АСД, сказал, что евангельскую проповедь можно излагать методом вопросов и ответов.

6. Вопрос о строительстве церквей. Мы уже упоминали выше о преимуществах солидных церковных зданий. Одно из самых болезненных переживаний любого евангелиста связано с тем, что ему приходится оставлять своих новообращенных без места встреч, когда он переезжает на новое место. Большинство новообращенных в развивающихся странах бедны. Они не имеют средств на строительство молитвенного дома, здания церкви. Без церковного дома новообращенные легко теряются и уходят из церкви. Интересно отметить, что в Церкви АСД один из самых популярных проектов 13-й субботы — это строительство церквей. И Церковь Христа строит для своих новообращенных новые здания. Но они фактически сооружаются еще до того, как появляется община.

Церкви ИГЛЕСИИ уникальны по своему проекту, что делает их легко узнаваемыми. Они не только красивы, но и привлекают много туристов в Маниле. Более того, они строятся очень экономно. На строительстве используются одни и те же леса и каркасы, и на стройке трудится одна и та же сплоченная и опытная бригада

Серьезной проблемой для адвентистской Церкви на Филиппинах является отсутствие приличного жилья для наших служителей и других работников. Аренда обходится слишком дорого. (Наше книжное издательство на Филиппинах планирует перебраться в другое место именно из-за непосильной арендной платы). Церковь Христа проявила большую предусмотрительность в решении этой проблемы, заранее закупив большие участки земли под строительство церквей. Поэтому она обеспечивает своих пасторов жильем на территории этих церквей.

7. Церковь Христа замечает отсутствующих членов. Поскольку они не забирают своей регистрационной карточки с церковных стелажей, их сразу выявляют. После двух или трех последовательных пропусков дьякон или дьяконисса звонят отсутствующему человеку и спрашивают: «Ка Педро, мы не видели тебя в церкви два раза. Может, у тебя кто-то заболел в семье? Чем мы можем помочь?»

8. Малые группы. Небольшие классы субботней школы, которые практиковались на заре истории адвентистской Церкви, могли послужить прототипом успешно действующих местных комитетов в Церкви Христа. Эту практику пытается возродить отдел личного служения и отдел субботней школы Генеральной конференции.

9. Максимально возможное использование церковных зданий. Церковь Христа делает это посредством двух или трех служб каждое воскресенье. Учитывая взлетевшие вверх цены на недвижимость в Маниле, строительство новых церквей практически невозможно. Там, где необходимо, нам надо перестроить программу нашей субботней школы, чтобы также проводить два богослужения утром и еще одно днем в имеющихся адвентистских церквах. (Я знаю местную церковь Христа, которая проводит пять воскресных служб, чтобы разместить 2 тысячи членов в церкви вместимостью 400 человек).

10. Использование средств массовой информации. Как и Церковь Христа, адвентисты признают эффективность радио- и телепрограмм, однако нам необходимо увеличить эфирное время.

11. Подготовка служителей. Церковь Христа проводит тщательный отбор студентов богословского факультета. И местные церкви, к которым принадлежат абитуриенты, и их служители высказывают свое мнение по вопросу их зачисления. Более того, студенты должны прежде доказать, что у них есть дар служения, и только потом их принимают на учебу

12. Адвентистский Университет на Филиппинах. Церковь Христа планирует сделать свой университет большим зонтиком, под которым будут функционировать все школы во всех регионах Филиппин. По-видимому, это мудрый план. Особенно если учесть, что Филиппины значительно уступают по площади штату Калифорния. Для сравнения отметим следующее. В шести адвентистских колледжах предметы в основном дублируются. Например, огромные расходы на оборудование для школы медсестер увеличивают стоимость обучения. В стенах же одного университета несколько колледжей могли бы сохранять свою специализацию и не повторять одни и те же курсы. Каждый колледж мог бы предлагать те предметы, по которым в его штате имеются наиболее квалифицированные и грамотные профессора. Или эти профессора могли бы поочередно вести занятия во всех колледжах, как это организовано Адвентистским международным институтом передовых исследований (AHAS).

«Новая Эра» предлагает такие предметы и курсы, в которых нуждается страна с развивающейся экономикой, находящаяся на стадии индустриализации (см. приложение Ж, в котором приводится список предметов). Выпускники шести адвентистских колледжей редко находят работу в церковной организации. Необходимо задать следующие важные вопросы: что происходит с сотнями выпускников, которым не удается найти работу в адвентистских учреждениях? Имеют ли они необходимые навыки, чтобы найти себе работу вне церкви?

13. Полагаться на собственные ресурсы. Церковь Христа — живое доказательство того, что филиппинцы способны «управлять делами в своей церкви, обходясь местными работниками и опираясь исключительно на местные ресурсы и финансы»026 . У адвентистской Церкви намного более эффективная финансовая система, и она намного опережает Церковь Христа по количеству подготовленных работников, которых выпускают ее учебные заведения.

14. Метод исследования Библии, основанный на перечислении библейских текстов в качестве доказательства. Не переняла ли Церковь Христа этот метод у адвентистов? Последние используют этот метод с самого основания адвентистской Церкви. У Вильяма Миллера была небольшая домашняя библиотека. Одной из его немногочисленных книг была библейская Симфония, которой он постоянно пользовался. Он брал какое-то важное слово и смотрел, как употребляли его разные библейские писатели. Именно так он пришел к выводу, что Христос скоро придет.

Это хороший метод, если им правильно пользоваться, а именно: учитывать контекст, чего не делает Церковь Христа. (Мы еще вернемся к этой теме в разделе «Сходства и различия в вероучении Церкви Христа и Церкви АСД»).