Как делиться своей верой с членами Церкви Христа

1. Практические методы. Некоторые из этих методов разработаны на базе советов отца Фернандо Элестерио.

А. В области образования. Некоторые члены Церкви Христа учатся в адвентистских школах с обязательным преподаванием библейских предметов и посещением богослужений. Нашим педагогам надо воспользоваться этой редкой возможностью, чтобы послужить этим студентам.

Б. Адвентистские работодатели. Адвентистам следует рассказывать о своей вере работникам, принадлежащим к Церкви Христа.

В. Адвентистские служители. Адвентистским служителям надо брать инициативу в свои руки и устанавливать дружеские отношения со служителями Церкви Христа. Им не следует забывать совет Елены Уайт: «Нашим служителям надо стремиться к сближению со служителями других деноминации. Молитесь за них и вместе с ними, с теми людьми, за которых ходатайствует Христос. На них возложена торжественная обязанность. Как вестникам Христовым нам следует проявлять глубокий, искренний интерес к этим пастырям стада»027 .

Элестерио советует начинать с обсуждения нерелигиозных тем, таких, как социальные, экономические или политические вопросы. Члены Церкви Христа так же живо интересуются вопросами здоровья, как и адвентисты. В качестве примера можно привести случай, описанный на странице 423. Элестерио говорит, что когда разрушены барьеры, тогда можно переходить к религиозным вопросам.

Г. Отношения на основе общих профессиональных интересов. Адвентисты, будучи профессионалами в той или иной области, могут вступить в братское общение с профессионалами в той же области из Церкви Христа через соответствующие ассоциации. Элестерио считает, что подобные связи могут привести к большей открытости для диалога и устранить фанатизм. Д. Адвентисты, у которых есть родственники из Церкви Христа. Этим рядовым членам Церкви АСД надо попытаться быть самыми учтивыми и заботливыми родственниками, которых только могут иметь члены Церкви Христа.

2. Университет «Новая Эра». Это учебное заведение зарегистрировано как светский университет, и его руководители заявляют о том, что примут квалифицированных наставников в свой преподавательский коллектив и зачислят в число абитуриентов людей, имеющих иные религиозные убеждения. Может, имеет смысл поставить задачу перед нашими квалифицированными и предприимчивыми учителями и студентами — проникнуть на территорию их учебного заведения и стать там своеобразными даниилами и есфирями?

3. Брать У них уроки по изучению Библии. Служители Церкви Христа не пожелают брать такие уроки у нас, но сами с удовольствием будут преподавать Библию кому угодно. Этот факт нашел подтверждение в моей беседе с Ником Тиосеном. Я разговаривал с ним после его проповеди в центральной местной церкви в Квезон Сити, Филиппины, 8 декабря 1996 г. Я сделал ему комплимент, отметив его ораторское искусство и блестящую подачу материала. Его жена спросила, из какой «местной» церкви я приехал. Я ответил, что не являюсь членом Церкви Христа. Тогда женщина продолжила свои расспросы: «К какой религии вы принадлежите?» Дружески положив руку на плечо ее мужа и улыбаясь, я ответил: «Я принадлежу к адвентистской Церкви, которую ваш муж упоминал в своей проповеди». (Он не очень хорошо отозвался об адвентистах). Мы рассмеялись, и в нашем кругу установилась дружеская атмосфера.

Когда г-жа Тиосен узнала, что мне осталось быть в стране всего несколько недель, то предложила организовать для меня специальные занятия. Фельджун Фуэнтес, главный редактор журнала «Пасуго», присутствовал при этой беседе и тоже стал уговаривать меня. У меня было искушение принять это приглашение, но я вынужден был отказаться из-за отсутствия времени.

Я вспоминаю, как однажды решил написать работу по эсхатологии другой Церкви на соискание степени магистра богословия. Я отправился в центральный офис этой Церкви, чтобы раздобыть книги по данной теме. Купив рекомендованные мне книги, я решил поговорить с руководителем Церкви, который помогал мне в поисках. Я хотел добиться у него согласия уделить мне какое-то время и ответить на интересующие меня вопросы после того, как я прочту все книги. «Мне хочется удостовериться в том, что я все правильно понял, — сказал я ему.

Он согласился. Первая наша встреча вопросов и ответов продолжалась четыре часа. Вторая — еще четыре часа, два из которых он отвечал на мои вопросы. В середине третьей встречи, на которой присутствовали трое других руководителей этой церкви, один из них сказал: «Теперь, когда вы понимаете наши взгляды в области эсхатологии, не можете ли вы рассказать нам, во что верите вы?»

Эта беседа напоминала ту, которая состоялась в здании Генеральной конференции Церкви АСД, когда в начале 50-х годов туда пришли двое евангельских христианина, Вальтер Р. Мартин и Дональд Грей Барнхаус. Они хотели задать вопросы по поводу вероучения нашей Церкви. Мы также могли бы позволить членам Церкви Христа провести с нами библейские занятия, а затем по-доброму и тактично задать им вопросы по поводу их вероучения. Я планирую применять этот метод.

4. Митинги на площадях. Городская площадь на Филиппинах является общественной собственностью и нейтральной территорией. Жители городов не считают чем-то зазорным и Опасным слушать программу другой Церкви. Адвентисты могли бы устраивать митинги на площадях так же, как это делает Церковь Христа.

5. Средства массовой информации. Пауль Лаканилао, баптистский служитель и бывший ведущий новостей на Филиппинах, верит, что именно таким методом евангельские христиане могут обращать членов Церкви Христа.

6. Диспуты. Похоже, служители Церкви Христа считают их единственно возможной формой общения со служителями других церквей. В свое время, как вы помните, Феликс Манало хотел устроить диспут с Л. В. Финстером. В результате Манало обратился в адвентизм. Когда он оставил адвентистскую Церковь, чтобы создать свою собственную, то обнаружил, что метод диспутов дает неплохие результаты. Тогда он научил своих служителей, как вести диспуты, и они стали специалистами в этой области. Их навыки оттачиваются благодаря постоянным упражнениям.

У адвентистов на Филиппинах отрицательное отношение к диспутам. Они ссылаются на слова апостола Павла: «Споров… удаляйся» (Тит. 3:9). Тем не менее Павел «рассуждал» (или дискутировал) в синагоге и под открытым небом (на рыночной площади) в Афинах (см.Деян. 17:16-20), потому что в греческой культуре было принято пропагандировать свою веру именно таким способом. То же самое можно сказать и о Филиппинах. А вот другой пример. Когда Иисусу исполнилось 12 лет, родители нашли Его посреди иудейских учителей закона. Он слушал их и задавал вопросы, а также Сам отвечал на их вопросы (см. Лк. 2:46, 47). Подобные беседы, имеющие все признаки диспута, многократно повторялись на протяжении трех с половиной лет служения Христа.

Участники диспутов от Церкви Христа не считают диспут исключительно академическим упражнением и призывают другую сторону вынести свой приговор и привести веские аргументы. Лаканилао, часто дискутировавший с верующими из Церкви Христа, считает, что служители евангелических церквей недостаточно подготовлены для того, чтобы противостоять в диспуте служителям из Церкви Христа. Им не хватает общей подготовки, потому что в семинариях, которые они оканчивали, нет такого предмета, как «Апологетика»028 . Вот некоторые советы тем, кто готовится к диспуту с представителями Церкви Христа:

А. Поскольку в журнале «Пасуго» доктрины Церкви Христа излагаются в полемической форме, учащиеся духовных учебных заведений и пасторы должны иметь у себя несколько номеров этого журнала, которые они могут найти в библиотеках адвентистских колледжей, миссий и унионов.

Б. Составьте перечень вопросов и возражений (они часто повторяются), которыми пользуются члены Церкви Христа, когда оспаривают адвентистское вероучение. Один такой вопрос, с которым я постоянно сталкиваюсь, звучит так: «Можете ли вы показать нам в Библии слова, произнесенные непосредственно Иисусом Христом, содержащие требование святить субботу?» Я слышал два варианта ответа на этот вопрос. Первый: «Друзья, позвольте мне скорректировать ваш вопрос, потому что он не очень убедителен. Вы считаете Христа простым человеком, подобным нам, не так ли? В таком случае позвольте мне прочитать вам слова из Священного Писания, в которых Сам Бог повелел нам святить субботу?» Повернувшись к слушателям, адвентистский служитель спросил: «Как вам это, нравится?» Из зала донеслось дружное «да!». Служитель прочитал Исх. 20:8-11.

Другим возможным ответом может быть текст Мф. 5:17-19, который как-то раз зачитал в подобной ситуации один адвентист. Когда служитель Церкви Христа возразил, сказав, что в этом тексте ничего не сказано о субботе, последовал ответ: «Вы также не сможете найти ни одного текста в Евангелиях, где бы Иисус повторил заповедь «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» или заповеди «Не убивай», или заповеди «Не произноси ложного свидетельства». Однако мы не подвергаем эти заповеди сомнению и считаем их обязательными для всех верующих. Поэтому достаточно слов Христа о том, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить. После этих слов он еще немного рассказал о вечности и неизменности Закона Божьего, одна из заповедей которого гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его».

В. Пасторы, имеющие дар апологетики и успешно дискутировавшие с представителями Церкви Христа, должны в письменном виде изложить свои методы, а также ответы на вопросы и возражения оппонентов. В качестве примера можно привести лекцию Лаканилао о Божественности Иисуса Христа (см. приложение Е). Д-р Гидеон Доранте, директор Служительской Ассоциации, также обладает этим даром. Он написал книгу под названием «Дискуссии по доктринам» о Божественности Христа и Троице. Мне кажется, эту книгу надо перевести на английский и сделать доступной для трех унионных миссий на Филиппинах. Я также полагаю, что д-ра Доранте надо попросить написать очерки о других неверных доктринах Церкви Христа. Последний раздел нашего исследования: «Сходства и различия в вероучении Церкви Христа и Церкви АСД» — еще одна попытка в этом направлении

Г. Возложите бремя доказательств на членов Церкви Христа. Например, вместо тезиса о том, что спасение можно получить только по вере в Господа Иисуса, позвольте им доказать то, что «спасение могут получить только те, кто присоединится к Церкви Христа»029 . Д. Для диспута привезите свою звукоусиливающую аппаратуру; не экономьте на этом. Многие оппоненты Церкви Христа слишком поздно обнаружили, что члены этой Церкви манипулируют своей аппаратурой, как им вздумается: то приглушают звук, то отключают микрофон, то делают так, чтобы уровень звука зашкаливал и раздавался оглушительный писк.

Кто-то может решить, что бесполезно вступать в спор с членами Церкви Христа, потому что они все равно останутся при своем. Но Господь в Ис. 55:11 обещал: «Так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его».

В результате того большого диспута, о котором говорилось выше, четыре семьи, склонявшиеся к Церкви Христа, обратились в адвентизм. Возможно, их было и больше, но об остальных нам ничего неизвестно.