Сходства и различия в вероучении Церкви Христа и Церкви АСД

Для работы с Церковью Христа не только полезно, но и необходимо знать, в чем вероучение нашей Церкви совпадает с их вероучением, а в чем мы расходимся. Это знание пригодится как при исследовании Библии, так и во время диспутов. Можно ожидать, что у нас много общего, поскольку Феликс Манало учился в библейских школах адвентистов седьмого дня, а также у методистов, пресвитериан, в Христианской Миссии и в других церквах.

Священное Писание. Тагги упоминает о беседе, которая состоялась между покойным миссиологом Дональдом Макгавредомд одним из самых известных авторов статей в журналеа «Пасуго» Киприано Сандовалом. Макгаврен спросил Сандовала:

«Согласны ли вы с таким мнением: «Когда Библия говорит, и мы говорим вместе с ней, а когда она молчит, то молчим и мы»?» Сандовал ответил: «Да, это наша позиция».

Бинвенито К. Сантьяго, нынешний редактор «Пасуго», сказал. «Мы верим, что Библия — единственное основание веры и служения Богу» (Пасуго, сент.-окт. 1988:3). Фельджун Фуэнтас, главный редактор того же журнала, говорит: «Это единственная Книга, которая приведет человека обратно к Творцу и поможет ему спастись» (Пасуго, 1995:4).

Расхождение. Таким образом, Церковь Христа исповедует протестантский принцип «сола Скриптура», однако есть большое «но». Речь идет о Священном Писании только в официальном истолковании Церкви, что напоминает католическое учение о «магистериуме», или церковном суде. Фуэнтес и Сантьяго утверждают, что Библия не является открытой книгой, которую каждый может понять. Возникает вопрос: «Кому же

тогда дано понимание Божьих слов, и кто может их проповедовать?» Церковь Христа дает такой ответ: «Только посланные Богом, Его вдохновенные вестники, понимают и разумеют Его слова. Они говорят Божьи слова. Напротив, люди, не посланные Богом, не могут проповедовать истинное Евангелие». Более того, Церковь Христа верит, что Феликс Манало — последний из таких вестников, уполномоченных Богом (более подробно эта тема изложена в разделе «Учение о Суго») (Пасуго, сент.-окт. 1988:3; окт. 1955:4).

Это объясняет, почему в Церкви Христа Феликс Манало писал или одобрял все проповеди, а в настоящее время его сын Эрано Манало пишет все воскресные проповеди. То же самое относится ко всем статьям в журнале Пасуго, и по этой же причине только служители Церкви Христа могут проповедовать и изучать Евангелие. Приведенные ниже тексты Священного Писания опровергают подобные взгляды.

Откр. 1:1. Иоанн называет блаженным всякого, кто читает Книгу Откровение, которую многие считают самой трудной для понимания книгой Библии по причине ее сложных апокалиптических образов. Иоанн имеет в виду, что ее может понять любой читающий.

Деян. 17:10-13. Мы читаем, что иудеи из синагоги в Верии «были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так». Они еще не были христианами, но заслужили похвалу за то, что усердно разбирали Священное Писание, понимали и верили в него.

Рим. 14:24, 25. Церковь Христа считает, что под словом «тайна» в стихе 24 имеется в виду сама Библия. При этом они забывают, что «тайна» уже открыта (ст. 25) и «чрез писания пророческие, по повелению Бога, возвещена всем народам». Под этой тайной понимается вечный план спасения человечества, утвержденный Самим Богом (см. 1 Кор. 2:6, 7; Еф. 3:3-10; Кол. 1:26).

Деян. 8:1-4. Лука засвидетельствовал о том, что когда все члены Иерусалимской церкви рассеялись по причине гонений со стороны Савла, все они «ходили и благовествовали слово» (ст. 4). Понимание Писаний и проповедь Евангелия — это преимущество и долг как служителей, так и рядовых членов церкви во времена апостолов и в наши дни.

Бог Отец

Сходство. Церковь Христа верит в то, что есть только один Бог, всемогущий, всезнающий, вечный, неизменный, бессмертный и неделимый (см. Быт. 17:1; Ис. 46:9, 10; Мал. 3:6; 1 Тим. 1:17) и что Он — Творец всей Вселенной (см. Неем. 9:6), (Пасуго, сент.-окт. 1998:2, 9).

Расхождение. Церковь Христа не верит в Троицу и в триединого Бога. «Христианский Бог только один — не один в трех и не три в одном, не Троица. Нет Бога, кроме единого (Ис. 45:5), нет Бога с Богом (Втор. 32:39), нет Бога, подобного Богу (Ис. 46:9);

Бог есть Господь единый (Пс. 85:10). Прежде Него не было Бога и после Него не будет (Ис. 43:10). Он сказал Своему народу, что Он есть первый, последний и единственный Бог (Ис. 48:12)» (Пасуго, сент.-окт. 1988:8).

Адвентисты также верят в то, что есть только один Бог, и приводят те же тексты Священного Писания, что и Церковь Христа. Однако «монотеизм адвентистов не противоречит христианскому учению о триедином Боге или Троице — Отце, Сыне и Святом Духе. Мы лишь утверждаем, что не существует пантеона других богов или божеств» (Пасторская Ассоциация, 1988:22). Вот некоторые библейские указания на множественность внутри Божества:

Быт. 1:26. «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». Как видите, здесь употребляется личное местоимение «мы» во множественном числе. Бог Творец с кем-то говорил и обсуждал Свои планы. Церковь Христа говорит, что Он беседовал с ангелами. Однако ясно, что речь идет о творении человечества по образу Божьему, а ангелы сами являются сотворенными существами (см. Иез. 28:13,14), а не творцами. Личности, говорившие друг с другом, были творцами. Следовательно, Бог Отец творит (см. Деян. 17:24, 31); Сын Божий также творит (см. Евр. 1:2); и Дух Святой участвует в творении (см. Быт. 1:2; Иов 4).

Мф. 3:16, 17. При крещении Христа присутствовали все три Личности Божества. Сын Божий принимал крещение, Отец произнес с небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение»; и Святой Дух сошел с неба в виде голубя.

Мф. 28:19. Формула крещения: «Крестя их во имя [а не «во имена»] Отца и Сына и Святого Духа». Это указывает на единство трех Личностей Божества. Как звучит одно из многочисленных имен этих трех Личностей? Амос писал: «Ибо вот Он, Который образует горы и творит ветер и объявляет человеку намерение его, утренний свет обращает в мрак и шествует превыше земли. Господь Бог Саваоф — имя Ему» (Ам. 4:13). Это имя Бога относится к Отцу, Иисусу Христу (см. Евр. 1:8) и к Святому Духу (см. Деян. 5:3,4). (Мы еще обсудим эту тему подробнее в подразделах «Иисус Христос, Сын Божий» и «Святой Дух»).

Иисус Христос, Сын Божий

Эту тему мы разберем несколько иначе — не так, как предыдущие темы данного раздела. Разделим ее на три подзаголовка:

1) Человеческая природа Иисуса Христа; 2) Его Божественная природа (Божественность) и 3) некоторые тексты Писаний, используемые Церковью Христа, нуждающиеся в пояснении. Учение о природе Христа — это тема почти всех диспутов между Церковью Христа и другими христианскими конфессиями.

Человеческая природа Иисуса Христа. Церковь Христа категорически заявляет, что Иисус Христос — это ЧЕЛОВЕК. Вот перевод параграфа из книги, в которой описывается вероучение Церкви Христа:

«Христос — Сын Божий, но Он никогда не становился Богом! Его человеческая природа никогда не изменялась. Он был человеком в момент зачатия и рождения. Он был человеком, когда рос и проповедовал. Он был человеком в момент смерти и воскресения. Он был также человеком, когда вознесся на небо и воссел одесную Отца, и останется человеком, когда придет во второй раз в день суда»030 .

Церковь Христа верит, что Иисус Христос: 1) Сын Божий, 2) Господь, 3) единственный посредник между Богом и человечеством, 4) единственный спаситель, 5) единственный путь к Богу, 6) единственный человек, который не грешил, и 7) единственный человек, которому Бог дал власть, силу и славу, чтобы пред Ним склонилось каждое колено во Вселенной (Пасуго, сент.-окт. 1988:3). Адвентисты и другие евангельские христиане не отрицают человеческую природу Иисуса Христа. Они верят, что Он в полной мере является Человеком.

Божественная природа (Божественность) Иисуса Христа. Адвентисты верят, что Иисус Христос — не только в полном смысле Человек, но и истинный Бог. Сантьяго, редактор журнала «Пасуго», говорит:

«Мы не можем согласиться с тем, что Христос — Богочеловек. У него человеческая природа, согласно Его личному свидетельству (см. Ин. 8:40) и учению апостолов (см. 1 Тим. 2:5; Мф. 1:18). Во многих случаях Он называл Себя Сыном Божьим, но никогда не присваивал Себе титула «Бог» или «Бог Сын», потому что Он не Бог, а. человек» (Пасуго, сент.-окт. 1983:3).

На следующей диаграмме Алекса Вильсона и Кристины Тетли отчетливо видны разные взгляды Церкви Христа и евангельских христиан на природу Христа (1985:114).

 

Отец Бог?

Иисус человек?

Христос Бог?

Евангельские христиане

Да

Да

Да

Церковь Христа

Да

Да

Нет

Расхождение наблюдается только в последнем столбце (Божественная природа Иисуса Христа). В каких текстах Священного Писания Иисус Христос охарактеризован как Божественная Личность, подобная Богу Отцу?

Бог Отец

Иисус Христос

1. Пс. 89:3 — «…От века… Ты — Бог», то есть, от вечности. «»От века» — это перевод еврейского слова»олам». Оно употребляется в Пс. 89:3 и в Мих. 5:2″.

1. Мих. 5:2, Мф. 2:4-6- «Которого происхождение… от дней вечных».

2. Пс. 44:7, 8; 101:26-28

2. Евр.1:8-12 «Автор Послания к Евреям назвал Иисуса «Богом» (ст. 8) и процитировал Пс. 44:7, 8. В Евр. 1:10-12 он отнес к Иисусу Пс. 101:26-28, где сказано, что Иегова — неизменяемый Творец».

3. Ис. 44:6 — Бог есть «первый» и «последний».

З.Откр. 1:12-18 «Личность в Откровении, Которая говорит: «Я есмь Первый и Последний» и «Я семь Альфа и Омега, начало и конец, который есть, был и грядет, ‘Вседержитель'» — называет Себя также Сыном Человеческим. Это наш Господь Иисус Христос. См. стих 13″.

4. Мал. 3:6 — Он не изменяется, потому что Он вечен.

4. Евр. 13:8 — Иисус «вчера, и сегодня, и вовеки Тот же».

5. Втор. 32:4 — Он «верен, и нет неправды в Нем».

5. Евр. 4:15 — в Нем нет греха.

6. Быт. 1:1;Ис. 44:24; Притч. 16:4 — Бог есть Творец

6. Ин. 1:1-3; Кол. 1:16; Евр. 1:1,2- Иисус Христос есть Творец.

Церковь Христа говорит: «Наш Господь Иисус начал существовать, только когда Он был зачат и рожден женщиной… До Своего зачатия и рождения Он не существовал. Нигде в Библии не говорится о том, что Христос существовал от вечности».

Однако Библия говорит, что до Своего воплощения Он «веки [или миры] сотворил» (Евр. 1:2), и «Им создано все, что на небесах и что на земле… все Им и для Него создано» (Кол. 1:16,17).

Некоторые тексты Писаний, используемые Церковью Христа, нуждающиеся в пояснении. Такими текстами, в частности, являются Ин. 1:1-3; Кол. 1:17 и Мих. 5:2. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Церковь Христа объясняет эти слова так: «Во-первых, здесь не говорится о какой-то личности. Существование Христа как Слова (по-гречески «логос») — это будущая цель. Бог намеревался сотворить Христа и исполнил это намерение, когда Христос родился от женщины во исполнение Гал. 4:4. Фраза «и Слово было Бог» подразумевает, что у Слова есть Божественные качества, но не Божественная сущность». Именно так, по мнению Церкви Христа, следует понимать Мих. 5:2 и Кол. 1:17. Иисус Христос пришел «от века» и существовал прежде всего как «цель» Бога Отца, Который существует вечно и был «прежде всего».

Заметим, что слово «логос», означает не только «цель». Оно используется тем же Иоанном, написавшим, что «Слово было Бог», в качестве имени реальной Личности. На одежде Христа написано имя: «Царь царей и Господь господствующих». И имя этой Личности — «Слово Божье» (Откр. 19:12-16).

В Ин. 20:28, 29 мы читаем слова Фомы, сказанные им после того, как он увидел Иисуса: «Господь мой и Бог мой». Церковь Христа утверждает, что Фома находился в состоянии эмоционального шока, когда произнес эти слова. Но если он на самом деле допустил ошибку, почему Иисус не поправил его? Иоанн дважды ошибся, когда порывался поклониться ангелу (см. Откр. 22:8,9), но ангел не оставил это без внимания, указав Иоанну на его заблуждение. Иисус же не исправил Фому, а, напротив, похвалил его за веру, потому что Иисус действительно является Господом и Богом.

Из-за недостатка места я предлагаю читателю самостоятельно просмотреть другие тексты, которые Церковь Христа использует в качестве доказательства того, что Иисус не есть Бог, и убедиться в том, что ее утверждения не имеют под собой законного основания. Эти тексты можно найти в журнале «Пасуго».

Святой Дух

Сходство. В статье «Во что мы верим и почему: основополагающие библейские учения, поддерживаемые Иглесия ни Кристо», написанной Бинвенито Сантьяго, редактором журнала «Пасуго», не так много сказано о Святом Духе. Бинвенито пишет, что Святой Дух — это сила, посылаемая Богом (см. Деян. 1:8) для следующих целей: 1) напоминать Его вестникам обо всем, что сказал Христос (см. Ин. 14:26); 2) помогать нам в наших слабостях и немощах (см. Ин. 15:26; Рим. 8:26); и 3) укреплять, назидать и утешать Церковь Христа (см. Еф. 3:16, 17; Ин. 14:26) («Пасуго», сент-окт. 1988:3).

Расхождение. Похоже, что у Церкви Христа нет разработанной теологии Святого Духа. Вышеупомянутая статья из двух абзацев заканчивается словами: «Поскольку Святой Дух является духом, нигде в Священном Писании он не назван «Бог Дух Святой». Следовательно, это не Бог, а один из духов, посылаемых Богом». Я спросил у служителя Мануэля Палада из Анахайма, является ли Святой Дух «Божественным существом» или это «человеческая личность».. на что он ответил: «Это не существо и не личность, а дух». Всентябре 1996 года я написал в редакцию журнала «Божья весть» письмо, вложив в него конверт с моим обратным адресом, и попросил выслать мне литературу по вопросу Святого Духа. Один из заданных мной вопросов (по поводу славословия в сборнике гимнов Церкви Христа, который на 100 процентов совпадает с адвентистским славословием на языке Тагало и в котором упоминаются Отец, Сын и Святой Дух) гласил: является ли Святой Дух таким же сотворенным существом, как Сын Божий? Я отправил это письмо в сентябре 1996 года и по сей день (20 янв. 1997 г.) не получил ответа. По этой причине мне пришлось исходить из того, что единственным расхождением является наша вера в Божественную природу Иисуса Христа.

И все же надо признать, что Церковь Христа не верит в Божественную природу Личности, которую Библия называет Святым Духом. Вот что говорит Библия о Святом Духе (Пасторская Ассоциация, 1988:59-61):

1. Это Личность, а не просто энергия или безликая сила. В Деян. 15:28 читаем: «Ибо угодно Святому Духу и нам». Иисус сказал о Нем: «Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам».

2. Дух Святой обладает свойствами личности. Он взывает (Быт. 6:3, англ. пер.), учит (Лк. 2:12), обличает (Ин. 16:8), может огорчаться (Еф. 4:30). Против Него можно согрешить (Мф. 12:31, 32). Он помогает и ходатайствует (Рим. 8:26) и освящает (1 Петр. 1:2). «Эти действия не может совершать просто сила, влияние или свойство Бога. Их может совершать только Личность».

3. Он есть истинный Бог. Он обладает всеми свойствами Бога: всемогуществом (1 Кор. 12:11), вездесущностью (Ин. 14:16; Пс. 138:7-10), всеведением (1 Кор. 2:10, 11) и творческой силой (Иов 33:4; Пс. 103:30).

Святой Дух считается равным Отцу и Сыну в формуле крещения (Мф. 28:19), апостольском благословении (2 Кор. 13:14) и в беседе о духовных дарах (1 Кор. 12:4-6). Петр в своем обращении к Анании назвал Его Богом (Деян. 5:3, 4).

Церковь Христа утверждает, что библейское обоснование ее учения можно найти в пророчествах Откр. 7:2 и 3; Ис. 46:11 и 43:6,7. Это основа для всех главных учений Церкви Христа. Церковь стоит или падает на этом учении, которое настолько важно, что включено в качестве одной из статей в исправленный «Устав Церкви» (приложение).

Основываясь на своем истолковании этих двух приведенных выше пророчеств, Церковь Христа утверждает, что: 1) Библия — это Слово Божье; 2) Церковь, созданная Феликсом Манало в 1914 году, является единственной истинной Церковью; вне этой Церкви не может быть спасения; 3) только Манало и уполномоченные им служители могут правильно понимать и истолковывать Писание, и только им поручено проповедовать Евангелие.

В книге по вероучению Церкви Христа Исанга Пагбубунья-га, состоящей из 31 главы, три полные главы посвящены объяснению этой конкретной доктрины (главы 19-21). Ей также уделено много внимания в семи других главах (главы 2,16-21). Чему учит эта книга?

Пункт 1. Время между Первым и Вторым пришествием Иисуса разделяется на семь периодов, представленных в символе семи печатей в Откр. 6 — 8 (с. 137).

Пункт 2. События, о которых говорится в шестой печати Откр. 6:12 и 13, уже исполнились. Имеется в виду:

«Великое землетрясение» 1 ноября 1755 г.

«Помрачение солнца» 19 мая 1780 г.

«Кровавая луна» 19 мая 1780 г.

«Падение звезд» 13 ноября 1833 г.

Пункты 1 и 2. Адвентисты соглашаются с этим истолкованием Церкви Христа.

Пункт 3. Последнее событие шестой печати — это ужасное и страшное бедствие, когда люди побегут с равнин, чтобы укрыться в горах. Под этим бедствием можно понимать только первую мировую войну (1914-1918 гг.), потому что именно во время этой войны сражения поначалу происходили на равнинах. 137, 138, 163).

Пункт 4. «Четыре ветра», удерживаемые «четырьмя ангелами» в Откр. 7:1, — это первая мировая война («ветры» в пророчестве символизируют «войны»), а под «ангелами» могут подразумеваться «духовные существа», или «люди». В данном стихе «четыре ангела» — это «большая четверка» в первой мировой войне: Ллойд Джордж из Великобритании, Клеменс из Франции, Орландо из Италии и Вудроф Вильсон из США.

Пункт 5. Пятый «ангел», который держит печать Бога живого и велит «четырем ангелам» остановить войну, предсказанную в Откр. 7:2, — это Феликс Манало, человек-вестник, или «Суго», приходящий с востока (с. 157-164).

Пункт 6. «Восток» в Откр. 7:2 — это тот же «восток», о котором говорится в Ис. 46:11: «Я воззвал орла от востока, из дальней страны исполнителя определения Моего». Используя Ис. 43:5 в переводе Моффата — «от дальнего востока соберу тебя» — авторы далее цитируют «Всемирную историю» Боука, Слоссона и Ан-дерсона, с. 415, где сказано: «Филиппины — это вклад Испании в первое движение колонизации на Дальнем Востоке».

Пункт 7. Вестник Суго, представленный в символе пятого ангела, не может быть не кем другим, как только Феликсом Манало, потому что он: 1) выходец из пророческого места, Филиппин; 2) пришел в нужное время, в последние дни и 3) выполнил порученную работу, то есть положил печать на Божьих служителей, проповедующих Евангелие (с. 11,12,172,182,183).

Далее приводится анализ изложенных выше семи пунктов:

Пункты 1 и 2. Адвентисты согласны с тем, как Церковь Христа истолковывает эти вопросы.

Пункт 3. Адвентисты не согласны с тем, что событие, о котором идет речь в пункте 3, — это первая мировая война. Причина страха людей не в самолетах, которые бомбят их, а чем-то другом. В Откр. 6:15- 17 приводится мольба этих людей: «Сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?»

Эти испуганные люди не «омыли своих одежд кровью Агнца», когда был продлен испытательный срок, и теперь им надлежит предстать перед Агнцем как перед Судьей во время Его второго пришествия.

Пункт 4. Адвентисты согласны с тем, что ветры в пророчестве символизируют войны или вражду и что под ангелами могут подразумеваться духи или люди. Однако, как уже выше указывалось, адвентисты не согласны с тем. как Церковь Христа истолковывает ветры, удерживаемые четырьмя ангелами в Откр. 7:1. Они не считают, что это первая мировая война, а если в данном случае это не война, то значит, четыре ангела не могут символизировать «большую четверку..» политических деятелей, участвовавших в этой войне.

Пункт 5. Даже если допустить, что в Откр. 7:1 говорится о первой мировой войне, никак нельзя согласиться с тем, что ангел, воззвавший к четырем ангелам, это Феликс Манало, поскольку здесь имеются следующие несоответствия и противоречия.

Во-первых, вместо того чтобы внять призыву Манало остановить войну, который якобы звучал в его проповедях начиная с 27 июля 1914 года, когда была зарегистрирована его Церковь, государства не остановились, а, напротив, продолжали эту ужасную военную авантюру

Во-вторых, если его призыв звучал в проповедях начиная с 1914 года, то Манало должен был обращаться не к четырем, а только к трем «ангелам», поскольку Соединенные Штаты (четвертый союзник под управлением Вильсона), вступили в войну только в 1917 году

В-третьих, Манало уподобляет свою проповедь проповеди Иоанна Крестителя, но весть Иоанна была предназначена для людей, реально слушавших его и соответственно реагировавших на его слова. Летопись гласит: «И крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» (Мф. 3:6; Мк. 1:1-8). Обращался ли Манало непосредственно к «большой четверке»? Признавали ли они тот факт, что к ним обращается Божий вестник с Филиппин?

Пункт 6. Адвентисты не согласны с тем, что под «востоком» из Ис. 46:11 в пункте 6 подразумевается «Дальний Восток», где расположены Филиппины, и что орел от востока — это Манало, которому было поручено освободить из плена свой народ. Исаия назвал этого «орла» по имени за 100 лет до его рождения. Это царь Кир (см. Ис. 44:28; 45:1). В Ис. 45:1 мы читаем: «Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы». Пришел ли Кир с востока? Да, его страна Персия располагалась к востоку от Вавилона, где в то время находился пленный народ Божий. Находилась ли Пер-сия далеко от Вавилона? Да! В то время, когда Исаия писал свою книгу, путешественники передвигались очень медленно. Не было ни машин, ни поездов, ни самолетов. Следовательно, Манало не может быть «орлом», а Филиппины не могут быть «востоком», о котором говорится в Ис. 46:11.

Пункт 7. Мы уже доказали, что Феликс Манало не может быть «Суго» (вестником), или «пятым ангелом», о котором идет речь в Откр. 7:1 -3. Остается отметить только одно: тот факт, что Церковь Христа приравнивает «дело запечатления» к своей проповеди. В Откр. 7:3 сказано, что эта работа запечатления ограничена по времени — четыре ангела не отпустят ветры (то есть войн не будет) до тех пор, пока не закончится запечатление. По этому поводу надо задать два вопроса: 1) разве в мире не было войн после Дня перемирия 11 ноября 1910 года? (первая мировая война была просто стычкой в сравнении со второй мировой войной); 2) разве Церковь Христа перестала проповедовать? Она продолжает поступать вопреки собственному истолкованию Откр. 7:2, 3. Если это учение о «Суго» является основанием всех остальных доктрин Церкви Христа, то это очень слабое и шаткое основание.

Учение о Церкви

Адвентисты и Церковь Христа согласны, что: 1) Иисус Христос основал христианскую Церковь; 2) «скала», на которой основана Церковь, это Сам Христос; 3) у Церкви будут внутренние и внешние враги, которые преследуют цель уничтожить детей Божьих как физически, так и духовно.

С другой стороны, адвентисты абсолютно не согласны с учением Церкви Христа, что враги христианской Церкви якобы сумели добиться того, чтобы она «отступила». Церковь Христа пользуется словарным определением слова «отступить» — «полностью отречься от принципов христианства и принять ложную религию» («Пасуго», февраль 1957:30,31). Она учит, что, начиная с конца первого столетия и до 1914 года, христианская Церковь совершенно и полностью исчезла с лица земли. Церковь Христа забывает, что греческое слово «апостасия» (которое только дважды встречается в Библии в Деян. 21:21 и во 2 Фее. 2:3) просто означает «отпадение, отход», а не «полное отречение» или отказ.

Это учение Церкви Христа явно противоречит словам Христа о Его Церкви «врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18), а также историческому свидетельству до Первого пришествия Христа. Ниже приводится три примера этого свидетельства.

1. Допотопный мир. Бог сказал о нечестии человечества в то время: «Велико развращение человеков на земле, и… все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время»;

«земля растлилась»; «наполнилась земля злодеяниями»; «Я истреблю их с земли» (Быт. 6:3-13). Бог свершил Свой суд, но даже в том растленном допотопном мире был верный Остаток в лице Мафусала, который умер в год потопа, а также Ноя, его жены и троих его сыновей с их женами. Возможно, были и другие, поскольку Ной со своими сыновьями вряд ли смог бы построить такой огромный корабль.

2. Во время нечестивого царствования Ахава и Иезавели. Отступление в Израиле было настолько сильным и повсеместным, что пророк Илия сказал Богу: «Остался я один» (3 Цар. 19:10). Был ли он прав? Бог ответил ему: «Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужей: всех сих колена не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его» (ст. 18).

3. Израиль в вавилонском плену. Одной из причин, по которой Бог допустил пленение Своего народа, было нечестие израильтян. Вавилонский плен был частью Божьего суда относительно этого народа. Остался ли верный Остаток? Да, остался. В Дан. 2:49 упоминаются четверо его представителей:

Даниил, Седрах, Мисах и Авденаго. Вот почему учение Церкви Христа, согласно которому христианская Церковь не существовала более восемнадцати веков — с конца первого века до 1914 года, — кажется просто нелепым. Таким же нелепым, как и учение о том, что христианская Церковь была воссоздана Феликсом Манало, назвавшим себя «ангелом с востока» в Откр. 7:2 и 3 и «орлом» из Ис. 46:11. Мы уже рассматривали это учение, когда говорили о доктрине «Суго».

Учение о «последних событиях»

Церковь Христа учит, что наш мир переживает последние дни и что Манало — это Божий последний вестник, который готовит людей к возвращению Иисуса. Что касается «последних событий». Церковь Христа также учит, что Второе пришествие Христа состоится одновременно с днем суда. Иисус говорил о знамениях Своего пришествия, но о точном дне и часе Он сказал, что этого никто не знает, кроме Бога Отца.

Заметьте, в чем разница в вероучении Церкви Христа и адвентистов о последних событиях в истории нашего мира. Церковь Христа верит, что при пришествии Иисуса умершие праведники — а к этой группе могут принадлежать только верные члены Церкви Христа — воскреснут и вместе с живыми будут взяты в свой вечный дом, Новый Иерусалим, чтобы жить там в вечном блаженстве бессмертия.

Что же касается умерших нечестивых, которые не являются членами Церкви Христа, то они не будут воскрешены еще 1 000 лет (период тысячелетнего царства), тогда как живые грешники будут поглощены огнем, как это описано во 2 Петр. 3:7-10. После тысячелетнего царства они воскреснут и попытаются штурмом взять святой город Новый Иерусалим, который в это время сойдет с неба. Но они не преуспеют в этом. Более того. Бог ввергнет их в «озеро огненное», где они будут мучимы бесконечно, — в этом они согласны с католиками, — ибо нечестивым, как и святым, будет дано бессмертие. Церковь Христа верит, что это вечное наказание и есть вторая смерть.

Беседуя со служителем Паладом из местной Церкви Христа в Анахайме 29 сентября 1996 года), я задал ему несколько вопросов, чтобы уточнить, правильно ли я понимаю доктрину Церкви Христа о последних событиях.

«Где будет озеро огненное: на этой земле или это будет сама земля?» — спросил я. —

Вот его ответ (подтверждающий высказывание из журнала «Пасуго»): «Озера огненного не будет на этой земле, и это не будет сама земля, потому что огонь будет сопровождать Иисуса во время Его Второго пришествия и полностью уничтожит всю землю. Ее просто не будет, она исчезнет».

«Если это так, — спросил я, — то куда и когда сойдет святой Град?»

Ответ Палада: «Куда? Точное место нам неизвестно».

Что касается «последних событий», то из-за недостатка места мы можем указать только два существенных различия в учении Церкви Христа и Церкви АСД.

1. Человеческая природа и бессмертие. У Церкви Христа нет развитого богословия о природе человека. На основании 1 Фес. 5:23 она понимает, что человек состоит из трех частей: духа, души и тела. В момент смерти дух уходит к Богу, а душа умирает вместе с человеком (телом). Церковь Христа задает вопрос: «Если мертвых погребают, то где тогда оказывается душа?» И сама отвечает: «Душа льнет к земле». Подтверждение мы находим в Пс. 118:25. Мертвые засыпают смертным сном до того момента, когда Иисус придет во второй раз; в момент смерти они не получают ни награды, ни наказания в виде смерти. Это похоже на адвентистскую теологию.

2. Что касается окончания тысячелетнего царства, то здесь

Церковь Христа и Церковь АСД расходятся во мнении. Церковь Христа верит, как уже ранее отмечалось, что бессмертие дается в награду святым и в наказание нечестивым, вопреки следующим текстам Священного Писания:

Иов 4:17 — Люди смертны (подвержены смерти).

Рим. 2:7 — Люди не имеют бессмертия; они должны стремиться к нему.

2 Тим. 2:10- Бессмертие — это одна из Благих вестей Евангелия.

1 Кор. 15:51-55 — Оно будет дано святым в награду при Втором пришествии Христа.

Адвентисты верят, что нечестивым не будет дано бессмертия; у второй смерти в огне есть конец, она не вечная. Это подтверждается следующими библейскими текстами:

Откр. 20:9,10 — Огонь, сходящий с неба, который стал озером огненным, «пожрал» их. Нечестивые будут мучимы и наказаны огнем, но затем они будут поглощены им и полностью уничтожены.

Мал. 4:1-3. Обратите внимание на то, какие образы здесь используются: «день, пылающий как печь»; нечестивые уподобляются «соломе»; от них не останется «ни корня, ни ветвей». Нечестивые будут «прахом» под ногами святых. Во многих других текстах Священного Писания объясняется, что последствия такого «наказания» будут вечными (потому что от наказанных не останется ничего, кроме «пепла»); но процесс «наказания» заканчивается, когда больше нечего поглощать. Двух приведенных выше текстов вполне достаточно, поскольку на большее у нас просто не хватит места.

В конце концов, домом святых будет эта земля. Обратите внимание на следующие тексты Писания:

Мф. 5:5 — «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Это обетование исполнится, когда земля обновится.

2 Петр. 3:5- 13 — Петр напоминает нам, что наша земля была уже однажды уничтожена водой для наказания нечестивых, но затем была снова заселена праведным народом. Однако их потомки снова согрешили и стали нечестивыми, поэтому земля опять будет уничтожена, но не водой, а огнем. После того, как она будет очищена, Бог сделает ее новым небом и новой землей, столицей которой будет Новый Иерусалим. Она будет названа домом праведности (ст. 13), ибо только искупленные будут обитать там. Тогда полностью исполнится молитва святых: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:10).

Я бы также предложил читателю взять из журнала «Пасуго» другие тексты, которые Церковь Христа использует для того, чтобы доказать: Иисус Христос — не Бог. И вы убедитесь в том, что у Церкви Христа нет законного основания.

Выводы

Я хочу закончить это исследование следующими мыслями:

1. На церковь, как и на любое человеческое общество, оказывают влияние самые разные факторы — политические, экономические, социологические, антропологические, психологические, а также религиозные. Если мы поймем действие этих факторов на примере Церкви Христа, то это поможет нам, адвентистам, добиться роста нашей Церкви.

2. Если дети Божьи стараются воспользоваться элементами социологической науки для того, чтобы творить волю Божью в миссионерском труде, это нельзя считать недоверием Господу.

3. Мы удивляемся тому, с какой скоростью растет Церковь Христа, несмотря на вопиющие ошибки в ее вероучении. Не будем забывать, что заблуждение растет так же быстро, как и истина. Заблуждение появилось в чистой атмосфере самого неба и привело к падению одной трети его жителей.

4. Этих людей из Церкви Христа так же трудно переубедить, как и мусульман, буддистов и атеистов. Тем не менее мы должны изо всех сил стараться обратить их, потому что наш Господь Иисус Христос умер также и за них.

Полагаю, что в конце уместнее всего будет процитировать слова моего коллеги и друга д-ра Леонардо Тагги, который написал одно из лучших исследований, касающихся Церкви Христа:

«Как христиане, обеспокоенные духовным благополучием членов этой большой церкви, мы должны добросовестно свидетельствовать им о реальности спасения благодатью по вере в Господа Иисуса Христа, Сына Божьего. Мы могли бы рассказать им о том, что Христос, живущий в сердце, — это реальность и что мы можем каждый день получать от Него силу. Хотя иногда мы можем чувствовать их враждебное отношение к себе, нам надо неизменно проявлять любовь к членам Церкви Христа и тем самым исполнять закон Христов»031.

017 Миссиолог — специалист в области религиозного миссионерства

018 Организацию «Церкви Христа» не следует путать с организацией, которую вскоре создаст Феликс Манало «Церковь Христа»

019 Arthur L. Tuggy, The Philippine Iglesia ni Cristo: A Study in Independent Church Dymamics, Doctokal Missiology Dissertation, Fuller Theological Seminary (Pasadena, California, 1974), p. 104, 105.

020 Этот разговор состоялся 22 сентября 1996 г.

021 «Блокирующим голосованием» здесь названо такое голосование на политических выборах, при котором вся Церковь Христа как один человек голосует за ту кандидатуру или политическую партию, которую руководство Церкви Христа определяет как наиболее достойную

022 Этот разговор состоялся 9 декабря 1996 года

023 (God’s Message, October — December 1994 30-35)

024 Arthur L Tuggy, Iglesia m Cnsto (Quezon City, Philippines Conservative Baptist Publishing, Inc , 1976), p 209

025 A Tuggy, Iglesia ni Cnsto, p. 185

026 A Tuggy, Iglesia т Cnslo, p 255

027 Е Уайт, Свидетельства для Церкви, т 6, с 78

028 Богословская дисциплина, в задачи которой входит обучение навыкам защиты своих вероубеждений.

029 A Tuggy, Iglesia т Cnsto, p. 206

030 Данная цитата и некоторые из последующих в этой части взяты из разных книг, упомянутых в библиографии. Их автор Исанг Пагбубуньяг

031 A. Tuggy, Iglesia ni Cnsto, p 261