Тема 7. Что может сделать субботняя школа для профилактики отступничества

Мы всегда говорим, что субботняя школа — это «сердце церкви», и в каком-то смысле так оно и есть. Если крещение — входная дверь в церковь, то субботняя школа является тем местом, где люди вливаются в церковное братство и получают духовную пищу для христианского роста.

Если у церкви есть «задняя дверь», через которую из нее уходят члены, то у этой двери есть имя и фамилия — субботняя школа! Если мы хотим закрыть эту дверь, нам надо сделать субботнюю школу главным местом адаптации новых членов общины, местом, где каждый человек ощущает себя частью тела Христова.

Что делать, когда в церковь вливается новый человек?

1. Позаботьтесь о том, чтобы выдать ему пособие по изучению Библии в субботней школе. Оно обеспечит новому человеку сбалансированное духовное питание на каждый день. Если человек сам покупает это пособие, тем лучше, значит, он будет больше дорожить им.

2. Научите новенького каждый день изучать урок. Надо побывать у него дома и научить его осваивать урок. Несколько раз изучите урок вместе с ним, чтобы дать ему представление, как это делается, и чтобы у него выработалась привычка ежедневно работать над материалом урока.

3. Примите новообращенного в класс субботней школы. В идеале он должен стать членом субботней школы за один-три месяца до своего крещения. В любом случае в день крещения кандидат уже должен принадлежать к какому-либо классу субботней школы.

4. Новообращенного следует отвести в класс к такому учителю, который умеет хорошо ладить с новыми членами общины, у которого с ними найдется много общего; тогда им будет легче влиться в церковную семью и приспособиться к адвентистскому образу жизни. Они научатся легко применять в повседневной жизни те иллюстрации из реальной жизни, к которым прибегает учитель. Развитие дружеских отношений станет вполне естественным делом, так как они говорят на одном языке с учителем, у них общие проблемы и вообще много общего.

5. Динамично Проводите субботнюю школу. Один из факторов, мешающий вновь крещенным влиться в церковь, — это засилье рутины. В субботней школе особенно много рутины, поэтому надо стараться вносить больше разнообразия в ее программу. Слишком часто сама программа отнимает много времени, и на обсуждение урока почти ничего не остается. Часто время вообще не планируется, не составляются долгосрочные планы, никто не знает, какая программа будет на следующей неделе или чего можно ожидать помимо надоевшей старой рутины. Снова и снова повторяется одно и то же. Людям становится скучно и неинтересно.

6. Учебные курсы для учителей субботней школы. Если у церкви есть всеобъемлющий план роста, она должна все время заниматься подготовкой учителей. Необходимо готовить людей, которые могли бы вести урок во вновь созданных классах. Если хотя бы один раз в квартал проводить специальное занятие для учителей, то преподавание в субботней школе станет живым и актуальным, и можно будет подготовить целую плеяду новых учителей субботней школы. Всегда найдутся люди, готовые помочь в создании новых классов. Нынешний мир быстро меняется, и если мы хотим найти доступ к современному человеку, нам следует постоянно совершенствовать методы преподавания в субботней школе, чтобы учителя шли в ногу со временем.

7. Братское общение и свидетельство. Бог сотворил нас общественными существами, и нужду общения необходимо восполнять. Каждую субботу, перед тем как изучать Слово, надо удовлетворять потребность людей в общении. Двадцать минут братского общения и свидетельства помогут восполнить эти социальные нужды, поскольку они имеются у всех нас. Иисус никогда не учил и не проповедовал, не заботясь при этом о нуждах людей. В нашем современном перенаселенном мире, где люди живут в огромных мегаполисах, появилась новая болезнь под названием одиночество. Братское общение и свидетельство, которое осуществляется в эти 20 минут перед открытием Слова, помогает удовлетворить некоторые насущные нужды членов класса. У них появляется возможность высказаться о своих проблемах, тревогах, разочарованиях, радостях, удачах и неудачах; высказать все то, что накопилось и наболело на сердце. После этого новообращенные будут готовы к восприятию Слова.

8. Небольшие классы в субботней школе. Метод работы в малых группах дает наилучшие результаты. Кроме того, это библейский метод, получивший широкую поддержку в трудах Елены Уайт. Чтобы позаботиться о нуждах людей и адекватно применить принципы урока к их повседневной жизни, нет ничего лучше малых групп в составе 6-8 человек. Такие классы дают людям возможность высказывать свои мысли, развивают дух братства, повышают чувство собственного достоинства, предоставляют новым членам церкви возможность почувствовать тепло христианских сердец, позволяют людям проявлять христианскую любовь и заботу и совершать всю необходимую работу. Когда класс увеличивается до 10 человек, его следует разбить на две группы и сформировать из них новые классы.

9. Ежемесячная общественная деятельность класса. Каждому классу субботней школы следует вести какую-то внеклассную общественную работу. Можно организовать вечер для членов класса, выезд на природу, пикник, совместный поход в музей или на концерт, вместе отметить чей-то юбилей (день рождения, свадьбу, крещение), а также пригласить на эти мероприятия семьи членов класса, в том числе и их неверующих родственников.

10. Посещение тех, кто пропускает утреннее субботнее занятие.

Если член общины не присутствует на субботней школе, то вполне возможно, что у него возникли какие-то неприятности, и ему (или ей) нужна немедленная помощь класса. Каждое субботнее утро члены класса должны распределять между собой посещение отсутствующих на уроке. Посещение можно осуществлять в эту же субботу после обеда. Если ждать слишком долго, проблема может усугубиться, и решать ее станет намного сложнее.

Если постараться устранить ее в тот же день, значит, можно избежать более существенных осложнений, и член субботней школы будет знать, что его собратья переживают за него и не обрекают его сражаться в одиночестве со всеми трудностями. В таком случае особенно новообращенные понимают, что церковь по-настоящему заинтересована в них и будет рядом с ними, когда это понадобится.

Однажды я слышал историю, которую хочу вам рассказать. Супружеская пара с двумя детьми стала интересоваться церковью, начала изучать Библию, приняла крещение, влилась в церковь и записалась в субботнюю школу. Но в одну из суббот вся семья не пришла на занятия. На следующей неделе дети появились в своих отделах, но никто не спросил их, почему они отсутствовали в предыдущую субботу В классе для взрослых учитель, ведущий регистрацию, заметил, что родителей не было на прошлой неделе, а жены нет и на этот раз. «Брат, — сказал он, — нам не хватало тебя в прошлую субботу, мы переживали о тебе и рады сегодня тебя видеть». Этим и ограничилось. Дальше все шло, как обычно. Однако жена в классе не появлялась, поэтому учитель спросил мужа, не придет ли она позже. «Нет», — последовал ответ. Учитель продолжал вести урок, как будто ничего не произошло. Внезапно этот мужчина произнес: «Брат, моя жена больше никогда не будет посещать занятия, поэтому вы можете вычеркнуть ее из списка». На этот раз учитель не мог не отреагировать. Он сразу же поинтересовался, что случилось, почему эта сестра никогда уже не придет. Ответ был такой: «В прошлую субботу нас не было, потому что моей жене нездоровилось. Я отвез ее к врачу, но ей не стало лучше, напротив, ей стало хуже. Короче, она умерла, и в прошлую среду мы похоронили ее. Вот почему нас не было и на молитвенном собрании».

Этот человек был новичком в церкви, с больной женой и двумя детьми. Никто не обращал на него внимания, и он никому не говорил о том, что происходит в его семье. Даже пастор ничего не знал о его невзгодах и неурядицах. Когда этот брат нуждался в посещении? В прошлую субботу, в течение недели или в следующем месяце?

Субботняя школа является сердцем церкви. Она должна окормлять всех членов тела. Иисус обращается к современной субботней школе с тем же наказом, с которым Он обратился к Петру в Ин. 21:15-17.