Глава 9. Сила евангельских принципов

Слово стало плотью — и затем, благодаря теологам, оно снова стало словами. Карл Барт

А вы знаете, что никто не может выполнять работу Бога? Кажется, что этот вопрос даже не надо задавать, но мы должны иметь его в виду для того, чтобы выработать правильную перспективу процесса проповеди.

У Бога всегда была работа, которую только Он мог выполнить. В начале Его работой было творение. Никто не мог это сделать, кроме Него. Сегодня Его работа заключается в том, чтобы пересотворить. И никто, кроме Него Самого, не может с этим справиться.

Человеческие существа не могут выполнить работу возрождения точно так же, как они не могли в свое время выполнить работу творения мира. Нам было сказано: «Без присутствия Духа Бога ни одного сердца не будет затронуто, ни один грешник не придет ко Христу» (Свидетельства, том 8, с. 21). Другими словами, если Бог Сам не будет делать Свою работу, то Его работа не будет сделана.

Итак, а какое же место во всем этом занимаем мы? Наше место — быть помощниками, соработниками Бога в Его работе (1 Кор. 3:9); но это не так просто. Мы стремимся к тому, чтобы быть начальниками в большей степени, чем соработниками или помощниками. Начиная с малых лет, мы хотим найти наш собственный путь. Вы, может быть, помните, как вы говорили: «Мама, я хочу это сделать сам»? Этот дух независимости превалирует в нашей жизни. Но это дух, который не имеет ничего общего с работой спасения людей, поскольку только Бог заслуживает славы Спасителя.

Спасение людей Богом есть дар (Еф. 2:8). В дополнение к дару спасения Он дает нам дар служения, проповедования, распространения Благой вести. Он не должен был звать нас; но из миллионов людей в мире Он выбирает нас по милости своей. Но вместе с тем он призвал нас быть не господами Его работы, а помощниками.

Если бы вы были, предположим, плотником, и я нанял бы вас выполнить какую-то работу для меня, вы бы сами решали, какие материалы вам использовать и как выполнить работу? Конечно нет, если вы хотите иметь эту работу! Вместо этого вы бы следовали моим указаниям и старались во всем угодить мне в большей степени, чем самому себе! Вот так, не понимая границ своей независимости, многие люди теряют свою работу. Они начинают вести себя как начальники, вместо того чтобы быть подчиненными, и их работодателям это не нравится.

Иисус является высшим авторитетом Своего дела. Он был назван «Господин жатвы». Он может сделать всю работу Сам, но Он дает нам возможность и преимущество стать Его соработниками. А вы хотите стать Его помощником? Или вы все еще хотите искать свой путь? Если вы хотите добиться успеха, решите следовать исключительно Его методам и принципам и оставляйте результаты Ему.

Приобретение душ — это наука

В научных изысканиях можно добиться определенного успеха только тогда, когда вы будете применять верные методы. Как и в любой другой науке, существуют определенные принципы проповеди; и Бог работает через них.

«Бог обычно не совершает чудеса, чтобы продвинуть ростки Его истины… (Он) работает в соответствии с великими принципами… и наша часть работы состоит в том, чтобы вырабатывать зрелые планы и приводить в действие те средства, применение которых принесет какие-то результаты» (Евангелизм, с. 652, 653).Поэтому, когда вы слышите об успешной проповеди в каком-то месте, это значит, что там кто-то делает все правильно, кто-то следует принципам Бога. То, что происходит, является чудом, независимо от человеческой воли и усилий (не будем забывать, что каждое обращение — чудо уже само по себе). Бог ценит Свое слово, Он ценит Свои принципы.

А не удивляет ли вас тот факт, что Бог практически никогда не совершает чудес в миссионерстве, а работает лишь по определенным принципам? Это удивляло меня до того момента, пока я не вспомнил, что Бог работает на основании принципов во всем, что бы Он ни делал. Почему одни получают ответы на молитвы, а другие нет? Да потому, что молитва — это наука, как говорит следующий текст: «Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:3). Существуют определенные принципы молитвы, которые мы должны иметь в виду, если хотим получить ответ.

Сама Библия была написана по определенным принципам, и, чтобы понять это, вам необходимо придерживаться правильных принципов изучения текстов. Вот пример 7-го стиха из 3-й главы Книги Амоса: «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв своей тайны рабам Своим, пророкам». Если бы люди распознали тот принцип, который заложен в этом тексте, то они знали бы, что мы все еще призваны соблюдать именно субботу. Этот текст подразумевает то, что если бы Он планировал изменить субботу на воскресение, то пророки первыми узнали бы об этом.

Мы не должны удивляться тому, что Бог работает по принципу. Более того, мы должны быть счастливы, так как это значит, что мы все можем стать действенными орудиями труда в руках Бога в том случае, если будем придерживаться правильных принципов в науке миссионерства.

Наука обычно основывается на принципах, которые прошли соответствующую проверку в различных условиях и неизменно приводили к положительному результату. Независимо от того, применим мы этот принцип в той или в другой части света, ночью или днем, в холодную или теплую погоду, принципы должны неизменно приводить нас к одному результату. Когда это касается миссионерства, Божьи принципы приведут к обращению людей к Богу. Принципы проповеди будут действовать в служении любого пастора или рядового члена. Два плюс два равняется четырем независимо от того, кто складывает. Неважно, к какой расе вы принадлежите и где вы живете. Два плюс два всегда будет четыре. То же самое верно и для науки проповеди. Если бы мы только поверили в нее и действовали в соответствии с ее законами, то мы увидели бы, что Бог «работает по принципам». Но в силу каких-то мистических причин мы по-настоящему не верим в это, и ясное доказательство этому можно увидеть в наших попытках проповедовать, особенно публично. Мне жаль наших церковных евангелистов, проводящих кампании. Они обычно работают, ожидая результатов, в то время как условия, существующие там, где они собираются проводить евангельскую кампанию, с самого начала гарантируют полный провал. И несмотря на то что нам было сказано, что «Бог обычно не совершает чудес» в миссионерстве, мы все равно продолжаем ждать и надеяться на чудеса, так как церковь не сделала ничего, чтобы подготовить почву для успеха мероприятия. Потрачены миллионы долларов, и — что хуже всего — целые общины были настроены против миссионерства. Сегодня существует много церквей и пасторов, которые не верят в проповедь. Они не организовывали кампаний уже многие годы. Этот дух безразличия к миссионерству убивает церкви, иссушает души, так как церковь может существовать только проповедью, так же, как человек может жить только тогда, когда ему есть чем дышать. Мы не учитываем и не используем принципы евангелизма. Если бы мы это делали, результаты бы последовали незамедлительно.

Предположим, вы решили выращивать картофель. Независимо от того, хороший ли вы христианин и сколько вы молитесь каждый день, если вы не посадите клубни, то собирать у вас будет нечего. Ничего не вырастет, если не было посажено должным образом в правильное время и в необходимую для роста среду, с необходимым количеством света, воды и удобрений.

В современном христианстве большинство общин просто не готовы к сильной, энергичной проповеди, равно как и к пожатию плодов таких усилий. Как же тогда мы можем ожидать результатов?

Не так давно я был приглашен одной из конференций подготовить некоторых их рядовых членов к приближающейся городской евангельской кампании. Мне необходимо было научить добровольцев преподавать библейские уроки, что помогло бы им проповедовать посетителям. Это была серия встреч по выходным. Сотни человек приходили каждый вечер, но каждый раз это были новые люди. Некоторые приходили из любопытства. Но те, кто должен был прийти, не пришли. Первое время казалось, что все имеет определенную цель, которую мы готовы достичь, но мне потребовался один лишь день, чтобы понять, что это огромное количество денег и энергии было потрачено впустую, так как не было ясных целей, не говоря уже о четкой, серьезной стратегии, которую должны были выработать церкви, которые жертвовали на проведение этой кампании. Казалось, что все делалась только в надежде на то, что каким-то образом все пойдет как надо.

Я спросил себя, в чем же трудность установления цели миссионерской работы — разделить эту задачу среди различных общин в соответствии с их размерами, обучить необходимое количество рядовых членов в каждой церкви или привести в качестве делегатов тех, кого обучали в церквах, принимавших непосредственное участие в кампании? Если бы из каждых трех групп по изучению Библии вы получили бы по одному крещенному, то легко определить, сколько рядовых членов вам потребуется из каждой церкви для совершения этой работы. Это поможет сэкономить время и силы, и к тому же обеспечат успех. Более того, вы будете четко продвигаться к вашей цели. Существует большое количество других путей, но вышеупомянутые будут являться как бы основными. Я по-настоящему верю в то, что гораздо больший вред наносится тогда, когда из-за недостатка видения, организованности и планирования нам не удается достичь целей нашей миссионерской деятельности. Я слышал самые разные отговорки, порой совершенно абсурдные, объясняющие, почему результаты крещения не оправдали ожиданий церкви. Вы можете написать целую книгу, объясняя это, но в конечном итоге кто-то все равно должен отвечать за неудачу, в равной степени как и за успех.

Во многих вопросах кажется, что целью является лишь миссионерская активность сама по себе, а не приведение людей к Богу. Но проповедь — это средство, а не цель сама по себе.

В наше время евангельские встречи неизменно должны приносить плоды. И когда этого не происходит, то причину в большинстве случаев следует искать не в самом евангелисте, но в том, что не были применены правильные принципы в течение всей кампании.

Я верю в общественный евангелизм. Я провожу, по крайней мере, одну кампанию каждый год. Милостью Бога я всегда крещу много людей после каждой серии встреч. Я скажу больше — каждый раз, когда я выхожу на путь общественного евангелизма, я знаю, что в конце меня ждут хорошие результаты. И не потому, что я обладаю какими-то способностями, но потому, что мы используем принципы, надежные и проверенные, те, из которых состоит наука миссионерства. Я хотел бы поделиться некоторыми принципами, которым научился и которым следую в своем служении.

Принцип малых групп

Если вы прочитаете только одну эту главу из всей книги, позвольте мне еще раз подчеркнуть, что самым основным принципом миссионерства является использование малых групп. Силу малых групп в церкви можно проследить в Ветхом Завете, где мы находим массу примеров того, как эффективно работает этот принцип. Церковь Нового Завета была рождена в малой группе. Иисус построил все Свое служение на основе малой группы.

Самые большие церкви в современном мире — европейские или какие-то другие — работают по принципу малых групп; в книгах Духа пророчества ясно указано на то, что любое христианское усилие должно быть сделано через малые группы.

Я приглашаю вас помечтать о возможностях для вашей церкви, скрывающихся в использовании принципов малых групп. Не давайте никому разубеждать вас. Вы можете подумать, что это тяжелая работа — начинать служение малых групп, но я советую вам следовать схеме, данной в этой книге. Чувствуйте себя свободно — добавляйте и меняйте что-то в зависимости от ситуации. Все люди разные, но принципы вечны, и вы можете применять их в соответствии с вашими талантами и характером.

Если пастор не делает это только потому, что он не уверен в том, сможет ли он это сделать, или если он чувствует, что он не может организовать группу лидеров или построить план, который предлагается в Библии и в книгах Духа пророчества, тогда он должен задать себе, вопрос — на основании чего он ожидает, что за ним пойдет 100, 200, 300 или более человек в его теперешней общине, если он не может повести за собой гораздо меньшую группу людей? «Ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1 Тим. 3:5).

Пастор может вести всю церковь по пути евангелизма, но основной принцип науки миссионерства говорит, что он должен делать это через малые группы.

Принцип планирования на будущее

Часть успеха пастора состоит в планировании своей работы. Есть пасторы, которые меняют расписания и планы в течение секунды. Я очень редко делаю это. Планы, проекты и стратегии должны всегда объявляться за месяцы вперед. Если что-то меняется, для этого должна быть очень веская причина. В общем я стараюсь как можно больше информации сообщать заранее, это касается и моего планирования на год.

Это выражает уважение к людям и отражает желание руководителя вовлечь как можно больше людей к участию в мероприятии. Я верю, что это как раз и является причиной того, что когда я провожу совещания с моим церковным советом, на нем присутствуют все. Я провожу еженедельные совещания со своими лидерами на протяжении уже более восьми лет. Никто обычно не отсутствует, за исключением случаев болезни или отпуска. И очень редко кто-либо опаздывает. Такое посвящение исходит из того, что в самом начале я даю людям достаточно времени подумать над тем, стоит ли им принимать на себя такие обязанности.

Я верю, что Бог работает так же. Прежде чем Он разрушил Ниневию, Он приказал Ионе проповедовать в течение сорока дней. Он предупреждал людей о потопе через Ноя за 120 лет. И в настоящее время Он действует так же. Начиная с 1844 года, Он побуждает Своих слуг провозглашать весть о Втором пришествии Христа.

Наш Бог — это Бог прекрасных сюрпризов, но Он не хочет застать кого-то врасплох. И мы также не хотим этого. Некоторые из пасторов пытаются организовать малые группы за одну ночь. Даже Богу потребовалось время, чтобы создать фрукты и цветы. Время требуется для роста и развития. Но планы вы можете начать строить уже сегодня.

Когда я приехал в Норуак, члены церкви были готовы и желали работать, но я позволил им подождать по крайней мере в течение трех месяцев. В результате такого выжидания программа получила лучшее начало, чем если бы я начал сразу же, как только прибыл.

План спасения был разработан до основания мира. Это не удивило ни Иисуса, ни Святого Духа или ангелов. Они все работали в согласии и с желанием. План спасения вашей общины должен развиваться по такой же схеме. Люди будут уважать того человека, который умеет планировать.

Принцип передачи обязанностей

Передача обязанностей — очень важный момент в служении малых групп. Сама природа их требует разделения обязанностей. В этом и заключается причина того, почему многие руководители не добиваются ожидаемых успехов. Они боятся поручать что-то кому-либо. Трудно понять, почему лидеры боятся делать это. Иисус никогда не боялся передать часть дел Своего царства в руки простых и необразованных учеников. Так почему же пасторы не могут вверить выполнение каких-то обязанностей людям, которых они сами научили принимать ответственность на себя? Очень важно знать, что вы всегда можете передать часть своих полномочий вместе с обязанностями доверенному человеку.

Некоторые лидеры возражают против этого, говоря, что не передают обязанности другим, потому что они думают, что сами справятся с этим лучше. Другие считают, что объяснение, что именно нужно сделать, занимает намного больше времени, чем сама работа. Все эти аргументы неоправданны. Нет никакой причины делать то, что могут сделать другие. Обычно очень короткое время требуется на то, чтобы научить кого-то выполнять ту или иную работу; а после этого руководитель может забыть о ней и сконцентрироваться на чем-то более важном. Если вы не научитесь передавать часть своих обязанностей, вы никогда не станете настоящим руководителем. Посмотрите, что пишет Елена Уайт:

Пастор занимает позицию, подобную прорабу или капитану корабля. Они ожидают увидеть, что люди, которыми им приходится управлять, делают предписанную им работу правильно и споро, и только в случае непредвиденных обстоятельств они могут остановиться на деталях.

Владелец большой мельницы однажды обнаружил одного из работников в колесной, занимающегося мелким ремонтом, в то время как полдюжины работников стояли вокруг и просто смотрели на него. После того, как владелец изучил ситуацию и убедился в том, что ничего непредвиденного не произошло, он позвал его в свой офис и дал ему расчет с полной выплатой заработной платы. Удивленный работник потребовал объяснения. И он получил его в следующих словах: «Я нанял вас работать для того, чтобы вы руководили работой еще шестерых. Я увидел, что шестеро ничего не делают, а вы делаете работу, с который может справиться один. Ваша работа может быть сделана так же хорошо любым из шестерых. Я не могу позволить себе платить вам зарплату семерых, чтобы научить шестерых ничего не делать»… Очень многие пасторы не добиваются успеха потому, что не знают или даже на пытаются узнать, как можно вовлечь в работу всю общину. Если бы пасторы проводили больше времени в попытках вовлечь все свое стадо в работу, они бы достигли намного большего… (Служители Евангелия, с. 197, 198).

Как же можно поручить выполнение обязанностей? Просто дать другим выполнять их работу и верить, что они выполнят ее хорошо. Это работа Божья, а не ваша. И Он хочет, чтобы работала вся церковь, а не только пастор. Он поможет вам передать обязанности, а вашим членам научиться выполнять работу. Моисею, возможно, понадобилось время, чтобы свыкнуться с мыслью, что ему не придется делать работу одному. Он должен был принять решение выполнить план Бога и затем поверить, что его лидеры сделают свою работу хорошо.

Не забывайте: быть хорошим лидером значит знать, как поручать обязанности. Это приводит к лучшим результатам.

Принцип умножения через ученичество

Использование принципа умножения гарантирует успех работы малых групп. Система малых групп разработана как никакой другой план только для того, чтобы умножать и умножать число прихожан в церкви. Основной план пастора заключается в том, чтобы выбрать лидеров групп, которые будут его учениками. Как только эти люди согласятся принять приглашение быть лидерами групп, то в обязанности пастора войдет обучение этих людей. Целью и мечтой является стремление сделать каждого настоящим служителем и руководителем, которого может использовать Бог. И для достижения этой цели пастор должен потратить столько времени, сколько потребуется, чтобы проинструктировать и научить их должным образом.

Целью пастора должно быть отражение образа Христа в лидерах. Давая им те знания, какими обладает он сам, пастор может доверять им расширять его служение. И не только это; они должны понять, что то же самое должно происходить и в их группах. Они учатся не только ради того, чтобы учиться, получая какую-то пользу лично для себя, но чтобы научить членов своих групп. Это нечто новое. Они должны понять, что в будущем сами будут выступать в роли учителя. В таком случае им следует прислушиваться к любому комментарию или замечанию, который делает пастор, так как они учатся для того, чтобы впоследствии учить самим. Этот ясный принцип записан во Втором посланию к Тимофею, во 2-й главе, 2-м стихе: «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить».

«Принцип Тимофея» дает урок того, чему христиане должны научиться для того, чтобы научить других, которые в свою очередь научат других.

Поскольку лидеры групп всегда стремятся к обращению душ, они все равно когда-то приходят к тому, чтобы учить неверующих, которые потом научат других. Это создает своеобразную цепь, которую никто не может разорвать и которая становится основой реального роста церкви.

Когда я готовил церковь для работы в малых группах, в одной из моих проповедей я показал, как работает принцип умножения. Я вызвал одного слушающего на сцену и представил его как первого, обращенного мной. Община видит двоих нас на сцене. Мы оба идем и «приобретаем» больше. Итак, мы идем и приводим на сцену еще двоих «обращенных». Затем уже четверо идут и завоевывают еще по одному, и нас становится восемь, а потом на сцене стоят шестнадцать человек. Шестнадцать приводят еще шестнадцать, и нас становится тридцать два. И если мы будем продолжать — то нас каждый раз будет в два раза больше.

Принцип умножения также можно продемонстрировать на примере с копейками. Если вы получите одну копейку первого числа месяца, две — второго, четыре — третьего и так до конца месяца, вы будете миллионером.

Если церковь удваивает свои ряды, приводя людей, каждый из которых приводит еще по одному, то за несколько дней мы бы смогли охватить проповедью весь мир! Но когда вы не будете действовать по этому принципу, церковь будет оставаться с неизменным количеством членов в течение пятнадцати, двадцати и более лет. Я знаю церкви, численность которых не изменилась с тех пор, как я начал свою служение, — а это было около двадцати лет назад. Другие даже уменьшились. Не таков план Бога. Его план для нас — духовно плодиться и размножаться. Жизнь порождает жизнь.

В Первом послании к Коринфянам, в 4-й главе, 15-м стихе, Павел говорит об этом принципе следующим образом: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов: я родил вас во Христе Иисусе благовествованием». Павел подчеркивал, что духовный отец намного более важен, чем тысячи наставников. В Послании к Тимофею он высказывается по поводу этого принципа. Под руководством Павла молодой Тимофей становится зрелым христианским руководителем, который отражает образ Павла. Когда церковь в Коринфе столкнулась с серьезными проблемами, Павел спас ситуацию, послав туда Тимофея. Послушайте, какие замечательные слова он говорит: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу. Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе Иисусе, как я учу везде во всякой церкви» (1 Кор. 4:16, 17).По сути, Павел просит коринфян узнать его в Тимофее, который будет учить их точно так же, как учил бы Павел, если бы он сам пришел к ним. Это прекраснейший пример!

Вот мой идеал. Я хочу, чтобы лидеры малых групп и пресвитер вели за собой людей точно так же, как бы это сделал я, если бы делал это лично. Это может быть сделано, если бы мы хотели жить по принципу умножения.

Принцип умелого свидетельства

Может быть, несколько удивительно слышать о том, что у нас в церкви нет класса для крещения, класса пастора или класса посетителей. У нас не бывает традиционного десятиминутного миссионерского времени. Как грустно наблюдать руководителей отдела личного служения местных церквей, которые умоляют членов церкви прийти после обеда для какой-либо миссионерской работы, а никто не приходит. Такая сцена повторяется из субботы в субботу во многих церквах.

Мы открыли другой путь для того, чтобы вдохновлять, побуждать, поддерживать и заставлять членов совершать миссионерскую работу. Мы применяем принцип свидетельствования.

В Откровении, 12-й главе, 11-м стихе написано: «Они победили его кровью Агнца и словом свидетельства своего и не возлюбили души своей даже до смерти». Если последовать этому тексту, то мы видим два орудия, обладающих силой покорять: Кровь Агнца и слово нашего свидетельства.

Каждый раз, когда мы свидетельствуем о нашей вере, в свидетельстве содержится великая сила. В Библии говорится: «Смерть и жизнь — во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его» (Притч. 18:21), и я верю этому. Есть сила в том, когда мы исповедуем Иисуса Христа (Мф. 10:32; Рим. 10:9, 10).

Мы испытываем это каждую субботу во время богослужения. Я упомянул, что у нас не бывает традиционного десятиминутного миссионерского служения, но зато у нас есть что сказать о нашей миссии, и это может занять больше десяти минут. Как это происходит? Каждую субботу пресвитер «зажигает» людей, делая это через свое собственное свидетельство, а затем призывает какого-то члена общины в свою очередь засвидетельствовать о том, что Бог делает в его жизни через миссионерство.

Член церкви говорит о трех вещах:

1. Чем он занимался до того, как занялся проповедью.

2. Что привело его в малые группы.

3. Какова его жизнь сейчас, когда он активно участвует в проповеди.

И затем он приглашает тех, кто еще не состоит в рядах служителей, присоединиться к ним. Что-то происходит, когда человек свидетельствует. Вы, может быть, слышали о силе позитивного мышления? Испытайте силу позитивного свидетельства в вашей общине, и вы увидите, как это меняет сердца людей. Вы можете «зажечь» всех в своей церкви, когда начнете свидетельствовать о миссионерских принципах, которые вы использовали.

Иисус сделал так в разговоре с самаритянкой, которая повлияла на целые города и поведала о Христе людям. И опять в Евангелии от Луки, в 8-й главе, 43-47-м стихах, мы находим, как Иисус дает возможность свидетельства женщине. Она прикоснулась к пологу Его одежды и получила исцеление. И как только она исчезла а толпе, Иисус спросил: «Кто прикоснулся ко мне?» Он знал, кто это был и почему она это сделала, но Он позвал ее из толпы, чтобы она могла свидетельствовать.

В нашей церкви мы используем принцип свидетельствования в работе с теми людьми, которые получают библейские уроки, и с теми, которых мы приводим на евангельские кампании.

Вместо того чтобы говорить о погоде или спорте, они говорят что-то подобное: «Миссис Браун, а как вам понравилось сегодня выступлении пастора? Я все еще помню мою собственную жизнь до того, как я услышал истину, представленную сегодня. Моя жизнь была пуста. И затем кто-то пригласил меня изучать текст, которым поделился с нами наш пастор сегодня, и с того дня я начал новую жизнь, слава нашему Богу. Миссис Браун, я верю, что вы тоже можете сказать нечто о той истине, которая сегодня была открыта для вас».

Такое свидетельство, которое, конечно, может изменяться в зависимости от вести, будет сильным инструментом в привлечении людей ко Спасителю. Мы должны показать нашу веру во Христа. Если мы этого не делаем, мы обкрадываем самих себя Божьими благословениями. «Ибо, кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:38).

Впечатление производит то, как ангелы приказывают апостолам, находящимся в самых неблагоприятных обстоятельствах: «Идите и… говорите народу все сии слова жизни» (Деян. 5:20).

Принцип маркетинга

Во время богослужения в начале года я пересматриваю план работы нашей церкви так, чтобы вновь крещенные члены поняли цели и задачи. После служения один из посетителей сказал мне, что его потрясло то, что он услышал. «Теперь я знаю, почему ваша церковь добилась таких успехов», — сказал он. «Почему? — спросил я. «У вас такая организованная церковь, прямо как компания Кока-Кола!!»

Может быть, посетитель и не знал этого, но он затронул один из важнейших принципов работы нашей церкви — церковного маркетинга.

По правде говоря, маркетинг не является принципом как таковым, но в удачном маркетинге существуют принципы, которым должна следовать каждая организация, думающая о своем благосостоянии. Любая церковь, которая заинтересована в совершении своей миссии, захочет принять их к сведению.

Когда человек идет и покупает еду в «Макдоналдсе», он идет к стойке, заказывает, платит, и через несколько минут в руках у него оказывается вожделенный гамбургер. Это элементарная процедура. Может быть, он и не знает того, что за этим гамбургером стоит целая машина, которая слаженно работает, чтобы он пришел еще раз, и эта машина продолжает работать и далее, чтобы заставить его прийти снова и купить больше гамбургеров. Никакой бизнес не будет успешным без принципов маркетинга.

Церковь также продает продукт и вовлечена в огромный мир бизнеса. «Дело, которое стоит выше всего, которое должно привлечь энергию души, это работа по спасению душ тех, ради кого умер Христос» (Вести для молодежи, с. 227).

Потрясающе, но даже несмотря на то, что мы знаем: миссионерская работа — дело Царя, мы не считаемся с принципами маркетинга, вместе с тем желая продать наш товар во что бы то ни стало!

Система малых групп в церкви требует навыков маркетинга. Первостепенной целью каждой группы является увеличение членства; и, для того чтобы достичь этого, пастор должен иметь видение, цели, задачи и планы, что и является основным элементом маркетинга. То же самое относится и к лидерам групп. Вы когда-нибудь замечали, что большинство бизнесменов сегодня достигают успеха посредством цепочки? Существует много фирм, которые работают исключительно по принципу маркетинга (комплексный подход к управлению чем-либо). Каждая фирма использует маркетинг для того, чтобы охватить данную им территорию.

Прежде, чем основать фирму, проводится исследование общества с целью выяснения того, какие люди там живут, каков их возраст, интересы, этническое происхождение и так далее. За каждой успешно работающей фирмой всегда стоит мозг, который управляет ею по принципам маркетинга. Работников обучают, побуждают быть тактичными, энергичными и смелыми, чтобы приобретать, а не терять покупателей.

«Если человек обладает тактом, мягкостью и энтузиазмом, он добьется успеха во временной работе; и такие же точно качества, используемые в работе Бога, принесут двойной успех, так как Божественная сила будет помогать человеческим усилиям» (Свидетельства, том 5, с. 276).Но проблема в том, что «сыны века сего в своем роде мудрее сынов света. Бизнесмены и политики изучают искусство обходительности… так что они смогут влиять на умы тех, кто находятся вокруг них. Они используют свои знания и способности как только возможно для того, чтобы достичь поставленных пред ними целей» (Свидетельства, том 5, с. 68).

Мы должны помнить, что «…дело Божье должно совершаться в деловой, хорошей манере» (там же, том 7, с. 256).

Из-за слабости в вопросах маркетинга мы тратим очень много времени и денег на миссионерство. Мы хотим жать там, где не было ничего посеяно, стараемся сеять там, где земля еще к этому не готова. Маркетинг этого бы не позволил.

Многим очень трудно дается мое объяснение, почему в церкви нужны малые группы, но те, кто знает, как работает маркетинг, никогда бы не начали служение, не руководствуясь его принципами. Не имеет никакого смысла одному человеку делать работу целой общины и притворяться, что он имеет основание для своей миссии.

Иисус был экспертом маркетинга. Он не кричал с углов улиц о том, что Он был Мессией. Вместо этого Он старался ближе подойти к людям, изучал их жизнь, искал причину того, чтоб они почувствовали и признали Его.

Павел — другой пример человека, который использовал принципы маркетинга. Посмотрите его миссионерские путешествия, и вы увидите, как он постоянно воплощал свои собственные планы для того, чтобы добиться успеха в служении.

А как обстоят дела там, где находитесь вы? Дело Божье укрепляется или, наоборот, теряет под собой почву? Если, вместо того чтобы быть средством спасения, ваша церковь была бы местом, где продавали какие-то продукты, вы бы все равно держались на плаву, вам пришлось бы закрыть двери?

Кажется, мы относимся к вещам проще, чем хотелось бы, так как Бог — это наш Начальник, а Он представляется чрезвычайно милосердным, поскольку, несмотря на работу в полсилы, Он все равно держит нас в Своем агентстве.

Но предположим, вы работаете не в агентстве Бога, а в какой-нибудь компании — как вы думаете, вас бы уволили или продвинули по службе? Да, Бог добр, но Он также и справедлив, и у Него есть что сказать тем, кто не делает ничего, чтобы распространить весть Священного Писания. «В день великого суда те, кто не работал для Христа, кого унесли в сторону мысли о себе, заботы о себе, те будут поставлены Судьей всей земли рядом с теми, кто творил зло. Они получат одинаковое наказание» (Наглядные уроки Христа, с. 365).

«Мы никогда не будем спасены в лености и праздности. Искренне посвященный человек не может жить бесполезной жизнью. Для них невозможно попасть на небеса, ни один бездельник не войдет туда» (Христианское служение, с. 89).

Понятно, что в Божьем деле нет места бездельникам, так как Бог серьезно озабочен, чтобы Его работа развивалась. «Работать для Бога и спасения есть высшее и благороднейшее призвание, которое человек когда-либо имел или будет иметь. Потери и приобретения в бизнесе чрезвычайно важны, так как результаты не ограничиваются этой жизнью, но достигают вечности» (Свидетельства, том 5, с. 411).

В миссионерской деятельности нашей церкви бывают и поражения, и победы. Мы постоянно ищем пути улучшения нашего служения, чтобы достичь больше людей.

Один раз в месяц у нас проходят собрания групп, которые посещают только крещеные члены. Я даю наглядные примеры того, как надо встречать посетителей до и после службы. Люди выходят из аудитории, чтобы представить, будто они посетители, и я приветствую их, как в субботний день. Все практикуются в том, чему их только сейчас научили. Это приносит всем радость, и люди получают знания того, как действовать.

Я стоял в одном из быстро обслуживаемых ресторанов и говорил улыбающемуся официанту, что бы я хотел поесть, когда увидел дощечку, на которой было написано: «Если официант вам не улыбался, значит, вы можете потребовать заказ бесплатно». Это и есть маркетинг. И это то, что мы пытаемая сделать в церкви. Только в прошлую субботу один из посетителей сказал: «Я посетил много церквей, но это первая, где меня так дружески встретили». Может быть, не все посетители буду восхищены этим, но если хотя бы одного это привело его в церковь еще раз и он был спасен — наши усилия стоят того.

Тот человек, который заметил, что я организовал свою церковь как компанию Кока-Кола, сделал мне комплимент, так как мы сознательно используем принципы маркетинга для того, чтобы достичь людей вестью о Христе.

В этой главе мы обсудили некоторые принципы миссионерства. Но что заставит нас как христиан понять, что жизнь и дыхание проповеди — это жизненный принцип сам по себе? Когда вы это сделаете, то в вашей жизни произойдут потрясающие перемены, так как вам было сказано, то «те, кто примет хотя бы один принцип, который поможет сделать работу Бога более эффективной, устранят все затруднения и увидят открытую дорогу перед собой» (Служение исцеления, с. 481).

Бог работает по определенным принципам для того, чтобы поддержать небесных ангелов и Своих детей на земле. Если мы будем сотрудничать с Ним, Он будет работать по принципам, ведущим необращенных по правильному духовному пути спасения. Давайте помнить то, что «Бог совершает чудеса для продвижения своей работы» и что «Он работает в соответствии с великими принципами», и то, что «есть великие законы, которые управляют миром природы, и духовный мир контролируется принципами, в равной степени определенными (Свидетельства, том 9, с. 221).